Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюционный витализм Зиммеля
46 Отправной точкой рассуждений Зиммеля была жизнь — социальная, культурная, духовная. Ее бесконечное течение кристаллизуется в стабильных формах, оставаясь в то же время динамичным содержанием опыта жизни. «Жизненная сила» универсальна и абсолютна. Каждый ее момент отличен от того, чем он только что был, потому что жизнь — это постоянное становление. Пишет ли Зиммель об обществе или о культуре, в его описаниях постоянно встречается «стремление», «усиление», «углубление». В эссе «Как возможно общество?», свидетельствующем о глубоком влиянии на него Канта, Зиммель говорит о том, что это формы лежат в основе социальной онтологии, это они удерживают общество вместе [Simmel, 1971а]. Жизнь — это, с одной стороны, материал для создания объективированных форм, препятствующих дезинтеграции общества, с другой стороны, безусловная ценность. Такое понимание позволило Зиммелю предложить теоретически состоятельный, трезвый, но и не лишенный мизантропии очерк современного городского существования. 46 Зиммеля более всего интересовало, каким образом субъект «уживается с внешними силами», когда эволюция общества модерности приводит к тому, что главные социальные процессы начинают разворачиваться не в маленьких замкнутых группах, но в больших городах На его взгляды повлияла концепция «творческой эволюции» Бергсона, наделившая, пусть и в разной степени, людей и вещи способностью к восприятию и памяти. Зиммель, по выражению Скотта Лэша, был эволюционистом-виталистом. 46 Классический эволюционизм имеет дело со случайным порождением изменений, будь они природные или социальные, которые затем ложатся в основу приспособления 47 вида или индивида к новому или изменяющемуся окружению, и мыслит окружающую среду как внешнюю причину изменений функций и структур. 47 Виталистский эволюционизм Зиммеля сосредоточен на ресурсах самопричинения, самоконституирования, самоорганизации, которыми обладают вещи и люди: их жизнь постоянно преодолевает свои сложившиеся формы и создает для себя новые: 47 «Именно для человеческого удела, или удела души... противоположность тождества и различия исчезает в непререрывности самотрансформации» [Simmel, 1989:62]. 47 В этом ключе нужно понимать тезис Зиммеля о том, что в городе «человек создает себе средство самозащиты» (от перегруженности разнообразными стимулами). 47 Классический эволюционизм ранжирует ценности на основе их значимости для существования вида как целого. Виталистский эволюционизм использует другой критерий: его интересует, какие ценности способны привести человеческий вид к более высокому порядку жизни. Сама жизнь — ценность, так что эволюция - это движение от жизни к более полной жизни. 47 Жизнь — «субстанция» ценности. Не просто жизнь, но социальная жизнь. 47 Отношение между жизнью и формой подобно отношению между интересом и его реализацией или проблемой и ее решением. «Социальность» есть одна из форм, в которой проявляются интересы индивидов. Люди создают формы, преследуя «влечение, интерес, цель, склонность, психическое состояние, движение» [Idem, 1971а: 24]. 47 Существование каждой формы претерпевает эволюцию от статуса инструмента до самоконституирующего феномена, подчиняющегося особой внутренней логике. Чтобы удовлетворить свои интересы в отношении друг друга, люди создают особые социальные формы, такие как обмен и разделение труда, искусство и знание, этика и игра. Постепенно каждая из этих форм создает особую для себя логику и обретает относительную автономию от других, частично лишаясь своей инструментальности. 47 Только деньги сохраняют инструментальность, оставаясь главной социальной связью. Зиммель их называет пауком, вьющим социальную паутину. 48 Витализм, однако, связан с иными, нежели деньги, ценностями, поэтому одной из его значимых частей является этос жизни. Способы бытия людей неразрывно связаны с вариантами поведения, мышления, отношения к окружающим и полагания ценностей.
Date: 2015-08-07; view: 968; Нарушение авторских прав |