Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюционный витализм Зиммеля





46 Отправной точкой рассуждений Зиммеля была жизнь — социальная, культурная, духовная. Ее бесконечное течение кри­сталлизуется в стабильных формах, оставаясь в то же время динамичным содержанием опыта жизни. «Жизненная сила» универсальна и абсолютна. Каждый ее момент отличен от того, чем он только что был, потому что жизнь — это постоянное становление. Пишет ли Зиммель об обществе или о культуре, в его описаниях постоянно встречается «стремление», «усиле­ние», «углубление». В эссе «Как возможно общество?», свиде­тельствующем о глубоком влиянии на него Канта, Зиммель говорит о том, что это формы лежат в основе социальной онтологии, это они удерживают общество вместе [Simmel, 1971а]. Жизнь — это, с одной стороны, материал для создания объективированных форм, препятствующих дезинтеграции общества, с другой стороны, безусловная ценность. Такое по­нимание позволило Зиммелю предложить теоретически со­стоятельный, трезвый, но и не лишенный мизантропии очерк современного городского существования.

46 Зиммеля более всего интересовало, каким образом субъект «уживается с внешними силами», когда эволюция общества модерности приводит к тому, что главные социальные процес­сы начинают разворачиваться не в маленьких замкнутых груп­пах, но в больших городах На его взгляды повлияла концепция «творческой эволюции» Бергсона, наделившая, пусть и в раз­ной степени, людей и вещи способностью к восприятию и па­мяти. Зиммель, по выражению Скотта Лэша, был эволюциони­стом-виталистом.

46 Классический эволюционизм имеет дело со случайным порождением изменений, будь они природные или социальные, которые затем ложатся в основу приспособления

47 вида или индивида к новому или изменяющемуся окружению, и мыслит окружающую среду как внешнюю причину измене­ний функций и структур.

47 Виталистский эволюционизм Зимме­ля сосредоточен на ресурсах самопричинения, самоконституирования, самоорганизации, которыми обладают вещи и люди: их жизнь постоянно преодолевает свои сложившиеся формы и создает для себя новые:

47 «Именно для человеческого удела, или удела души... противоположность тождества и различия исчезает в непререрывности самотрансформации» [Simmel, 1989:62].

47 В этом ключе нужно понимать тезис Зиммеля о том, что в городе «человек создает себе средство самозащиты» (от перегруженности разнообразными стимулами).

47 Классический эволюционизм ранжирует ценности на осно­ве их значимости для существования вида как целого. Витали­стский эволюционизм использует другой критерий: его инте­ресует, какие ценности способны привести человеческий вид к более высокому порядку жизни. Сама жизнь — ценность, так что эволюция - это движение от жизни к более полной жиз­ни.

47 Жизнь — «субстанция» ценности. Не просто жизнь, но социальная жизнь.

47 Отношение между жизнью и формой по­добно отношению между интересом и его реализацией или проблемой и ее решением. «Социальность» есть одна из форм, в которой проявляются интересы индивидов. Люди создают формы, преследуя «влечение, интерес, цель, склонность, психи­ческое состояние, движение» [Idem, 1971а: 24].

47 Существование каждой формы претерпевает эволюцию от статуса инструмен­та до самоконституирующего феномена, подчиняющегося особой внутренней логике. Чтобы удовлетворить свои интере­сы в отношении друг друга, люди создают особые социальные формы, такие как обмен и разделение труда, искусство и зна­ние, этика и игра. Постепенно каждая из этих форм создает особую для себя логику и обретает относительную автономию от других, частично лишаясь своей инструментальности.

47 Толь­ко деньги сохраняют инструментальность, оставаясь главной социальной связью. Зиммель их называет пауком, вьющим со­циальную паутину.

48 Витализм, однако, связан с иными, нежели деньги, ценнос­тями, поэтому одной из его значимых частей является этос жизни. Способы бытия людей неразрывно связаны с варианта­ми поведения, мышления, отношения к окружающим и полагания ценностей.

 







Date: 2015-08-07; view: 968; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию