![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
В сфере таможенных услуг
Одной из системообразующих идей развития института таможенного администрирования является идея маркетинга таможенных услуг. Система таможенных услуг объединяет определенный сектор в сфере таможенных услуг, в настоящее время монопольно предлагаемых потребителю в некоммерческом виде. Однако границы сферы и секторов таможенных услуг (коммерческого и некоммерческого) и в настоящее время, и, особенно, в стратегической перспективе динамичны. Поэтому в системном плане проблема маркетинга таможенных услуг (в частности, проблема содействия участнику ВЭД, например, путем уменьшения его потерь в таможенном секторе) - это проблема поиска эффективных решений по двум направлениям развития института таможенного администрирования: • по стратегическому направлению - за счет расширения или сужения сектора таможенных услуг, контролируемого таможенными органами, в сфере таможенных услуг (например, путем изменения соотношения коммерческого и некоммерческого секторов на рынке таможенных услуг); • по оперативно-тактическому направлению - за счет снижения издержек внутри сектора таможенных услуг, контролируемого таможенной системой (например, путем снижения потерь непосредственно в процессе таможенного оформления и контроля на основе оптимизации соответствующих технологий). Место и роль маркетинга в сфере таможенных услуг графически изображены на рис. 65. Проблема маркетинга таможенных услуг может быть представлена комплексом задач анализа и (или) синтеза таможенной услуги, а в более широкой постановке - задачами синтеза и позиционирования таможенной системы на рынке таможенных услуг. Общая процедура решения проблемы включает в себя следующие основные задачи-этапы: 1) определение и анализ позиции существующей таможенной услуги на рынке таможенных услуг; 2) формирование требований к таможенной услуге для целей ее создания или модернизации; 3) определение оптимальной или рациональной позиции услуги и формирование стратегии ее достижения; 4) формирование маркетинговой стратегии продвижения таможенной услуги; 5) разработку целевой программы реализации маркетинговой стратегии. Основные идеи и процесс решения проблемы маркетинга таможенных услуг.Структурированные таможенные услуги, задачи маркетинга, используемый для их решения научный инструментарий, а также получаемые результаты (стратегический аспект) в их взаимосвязи представлены на рис. 66. Основные идеи решения проблемы маркетинга таможенных услуг можно выразить следующим образом. 1. Таможенные услуги представляются в виде услуги-продукта, услуги-технологии, услуги-системы или в их комбинированном варианте в условиях конкретной задачи. 2. Маркетинг в сфере таможенных услуг - это теория и практика системного анализа рынка, формирования требований к системе таможенных услуг и активного продвижения таможенных услуг в частном и государственном секторах. 3.Эффективный маркетинг предполагает решение задач анализа и синтеза услуг и стратегий их позиционирования с учетом потребностей потребителей. 4. Поиск оптимальных решений осуществляется в процессе маркетингового исследования сферы таможенных услуг, формирования требований к системе таможенных услуг, моделирования и проектирования системы таможенных услуг. В общем случае таможенная система проектируется как система услуг, способная реализовать эффективную стратегию позиционирования на рынке таможенных услуг. 5. Принципы и условия маркетинговых исследований, моделирования и проектирования для любого вида услуги и стратегии ее позиционирования идентичны. Алгоритм решения задачи стратегического маркетинга таможенныхуслуг. Рассматривая общую задачу стратегического маркетинга как задачу эффективного позиционирования услуги на рынке таможенных услуг, представим соответствующий алгоритм ее решения в виде определенной последовательности: 1) выбирается сегмент рынка услуг (государственных или частных); 2) задается или формируется стратегия системы таможенных услуг на данном сегменте рынка; 3) выбирается вид позиционируемой услуги (услуга-система, услуга-технология или услуга-продукт), конкретизируются ее параметры и структура; 4) определяется система показателей и критериев эффективности таможенной услуги; 5) выбирается вид модели для исследования услуги (аналитическая (параметрическая), экспертно-аналитическая, физическая); 6) проводится маркетинговое исследование выбранного сегмента рынка услуг. По результатам маркетингового исследования моделируется и анализируется позиция услуги на рынке услуг; 7) синтезируются оптимальная модель таможенной услуги и стратегия ее позиционирования в пределах стратегии системы услуг на выбранном сегменте рынка; 8) определяется экономическая или социально-экономическая эффективность системы таможенных услуг в условиях предполагаемых изменений; 9) формируются программа проектирования, модернизации или развития таможенной услуги и маркетинговая программа ее продвижения на рынок таможенных услуг. Здесь представлена одна итерация алгоритма. В результате такой итерации формируется альтернативная таможенная услуга или система таможенных услуг.
Модельное описание задачи стратегического маркетинга.Общая задача позиционирования услуги может быть представлена более частными задачами: • задачей маркетинговых исследований или мониторинга в сфере таможенных услуг; • задачей анализа эффективности таможенной системы как системы таможенных услуг; • задачей синтеза таможенной системы как системы таможенных услуг; • задачей формирования альтернатив и выбора приемлемой стратегии ее позиционирования. Приведем модельное представление задачи, воспользовавшись дляэтих целей известными инструментами маркетинга. Выбор способа инструментального описания процесса позиционирования зависит от степени информативной определенности ситуации на рынке услуг. В случае, когда имеется полная определенность для описания условий в сфере ВЭД, таможенной сфере и в формулировании позиций на рынке таможенных услуг, наиболее эффективными являются методы аналитического моделирования. С помощью таких методов достаточно просто определяются позиции конкурентов. Здесь чаще всего проводится аналитическое моделирование; дается численная характеристика позиций. Назовем такой вид модельного представления и решения задачи аналитическим моделированием. В случае, когда исследователь рынка сталкивается с устранимой информативной неопределенностью, а именно такая ситуация наиболее характерна для сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности, для решения задач стратегического моделирования более эффективными становятся методы экспертно-аналитического моделирования. С помощью таких методов и с привлечением экспертов из соответствующих областей знаний осуществляется качественно-количественное описание таможенных услуг и условий их позиционирования. Как правило, требуется детальное структурирование услуги, описание ее функционально-технологических признаков и параметров, наиболее существенных с точки зрения реальных потребителей. Осуществляется экспертная оценка услуги. Определяется соответствующая позиция. В случае необходимости эта же техника может быть использована для определения позиции конкурента. По сути, при данных условиях эксперты работают не с параметрическим описанием услуги, а с ее экспертной моделью. Такая модель отражает структурно-технологическое представление эксперта об услуге и пара- метрическое качественно-количественное описание требований рынка услуг. Назовем такой вид модельного представления и решения задачи экспертно-аналитическим моделированием. В случае, когда исследователь рынка сталкивается с неустранимой информативной неопределенностью, решение задачи стратегического моделирования эффективнее проводить методом физического моделирования (на натурном эксперименте). В данной ситуации услуга поставляется на рынок без предварительных исследований, осуществляется мониторинг реакции рынка на новый товар. Существующая позиция услуги и ее перспектива моделируются и прогнозируются на основе данных мониторинга, формируемых в процессе физического моделирования. Назовем такой вид представления и решения задачи физическим моделированием. Рассмотрим самую общую ситуацию. Будем исходить из того, что мы решаем задачу оценки реальной позиции услуги-системы (системы таможенных услуг[71]) на рынке таможенных услуг и определения стратегии ее эффективного продвижения на этом рынке. Задачи продвижения на рынок таможенных услуг для услуги-технологии или услуги-продукта - частные случаи этой задачи. С целью конкретизации описания задачи и ее инструментального представления введем ограничения. 1. Систему таможенных услуг определяют компоненты, представленные на рис. 67. 2. Государство заинтересованно в увеличении доходов от ВЭД. Участники ВЭД заинтересованы в сокращении издержек в таможенном секторе. Условие непротиворечивости целей потребителей позволяет переходить к единой модели системы таможенных услуг. Во всех других случаях задача для каждого из потребителей услуг решается отдельно. Интересы государства и участников ВЭД совпадают, например, если говорить об увеличении скорости товарооборота (в частности, для государства в этом случае увеличивается объем платежей, растет доход) и о большей пропускной способности в таможенном секторе (предполагается, что, например, для участника ВЭД при этом снижаются расходы в таможенном секторе). 3. Таможенная система осуществляет свою деятельность на основе определенных процедур таможенного регулирования и контроля. С позиций деятельного подхода - это услуга-технология, оказывающая процедурно-инструментальное воздействие на объекты таможенного контроля: на участника ВЭД, бизнес-структуры и сферу ВЭД в целом. 4. Эффективность услуг в рамках такого подхода можно определить различными показателями[72]. Для примера остановимся на двух, по нашему мнению, наиболее существенных:
• оперативности предоставления услуг (время пребывания участника ВЭД в таможенном секторе, пропускная способность таможенного объекта, косвенно - интенсивность товарооборота и т. п.); • надежности предоставляемых услуг (отсутствие риска в таможенном секторе в результате качественного таможенного обслуживания; предполагается, что надежный таможенный сервис обеспечит низкие риски участника ВЭД). Все перечисленные выше условия позволяют ввести параметрическую модель для позиционирования таможенных услуг. В рассматриваемом контексте модель позиционирования таможенных услуг есть модель стратегического маркетинга, поскольку она описывает услугу и стратегию изменения ее позиции. Воспользуемся известной техникой Бостонской консультационной группы для наших целей и представим модель позиционирования так, как это показано на рис. 68. На матрице позиционирования позиция услуги зависит от надежности и оперативных параметров следующим образом: • в квадрате «Н-Н» услуга характеризуется низкой надежностью и оперативностью; • в квадрате «В-Н» услуга характеризуется высокой надежностью и низкой оперативностью; • в квадрате «Н-В» услуга характеризуется низкой надежностью и высокой оперативностью; • в квадрате «В-В» услуга характеризуется высокой надежностью и высокой оперативностью. Выводы относительно услуги при ее нахождении в том или ином квадрате достаточно очевидны. В целом же необходимо определить ее исходную позицию и оценить позицию конкурирующей услуги (в процессе маркетинговых исследований или маркетингового мониторинга). Далее важно рассчитать возможности по изменению позиции, определить условия и реализовать соответствующие инновационные решения для обеспечения конкурентоспособности услуги. После всего этого остается модернизировать существующую или создать новую услугу и предъявить ее на рынок. В данной технике задача стратегического маркетинга представляет собой задачу позитивного изменения позиции некоторой услуги-технологии на рынке таможенных услуг. Модельное описание подобной задачи содержится на рис. 69. Здесь позиция услуги-технологии характеризуется уровнем изменений в секторе таможенных услуг и уровнем изменений в сфере ВЭД.
В случае экспертно-аналитического моделирования техника позиционирования остается прежней. Однако формирование позиции услуги на Бостонской матрице в этом случае осуществляется с привлечением знаний экспертов. Соответственно объектом анализа в данном варианте становятся не параметры услуги, а, как уже было отмечено, прежде всего, сама услуга, ее структура и технология. На рис. 70 показан пример экспертно-аналитического моделирования, когда будущее системы таможенных услуг определяется уровнем развития двух ключевых технологий: технологии автоматизации и технологии управления рисками[73] в таможенном секторе.
Пример комбинированного описания, когда позиция услуги меняется в зависимости от ее содержательного инструментально-технологического наполнения и параметра, характеризующего рассматриваемую систему услуг на рынке услуг, приведен на рис. 71. Здесь позиция таможенной услуги определяется существующим уровнем ее автоматизации и достигаемой скоростью обслуживания в исследуемом секторе услуг. Таким образом, модельное представление задачи эффективного позиционирования услуги на рынке таможенных услуг зависит от следующих условий: • от вида и содержания позиционируемой услуги (т. е. какую услугу мы предоставляем: услугу-систему, услугу-технологию или услугу-продукт): • от выбранной системы показателей, описывающих услугу на рынке таможенных услуг;
• от степени информативной определенности для формального описания услуги и рынка услуг и соответствующей модели для ее описания и исследования (аналитической, экспертно-аналитической или физической); • от выбранных инструментальных средств для моделирования и решения задач стратегического маркетинга. Конкретизация задачи и техники ее решения задается условиями реального рынка и возможностями научно-методического обеспечения таможенных органов для решения задач такого класса.
Выводы В современных условиях значительно возрастает роль маркетинга в успехе таможенного администрирования, в решении проблем развития таможенных органов России. Знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ в ближайшем будущем должны входить в круг основных обязанностей руководителей всех уровней управления таможенными органами. Каждый руководитель обязан вносить свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, эффективно удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности государства и участников ВЭД. В целом речь идет о таможенных услугах, о сфере или рынке таможенных услуг, о проблеме содействия участникам ВЭД, о маркетинге как современной методологии управления таможенными услугами. Необходимо определить условия применения теории маркетинга и адаптировать некоторые ее положения к сфере таможенных услуг. Предоставление государственных услуг в процессе таможенного администрирования должно основываться на нормах и принципах международных таможенных конвенций и соглашений, на международных стандартах качества (по типу стандартов ИСО-9000), а также на вовлечении участников ВЭД в процесс подготовки законодательных и нормативных правовых актов. Особое внимание необходимо уделить вопросам стратегического маркетинга, системному подходу к совершенствованию таможенных услуг, определить пути и способы реализации такого подхода в дальнейшем. Необходимо развивать инструментарий маркетингового исследования, инструменты маркетингового мониторинга состояния таможенных услуг. С учетом начального этапа разработки проблемы представляется, что знание о таких инструментах особенно важны для успешного осуществления
маркетингового подхода. Они также позволят доказательно решать все задачи, возникающие в сфере таможенных услуг, на последующих этапах. Каждому специалисту таможенного дела следует иметь знания и навыки, необходимые для перспектив развития таможенного дела: • определять и структурировать факторы, задающие динамику и траекторию стратегических изменений таможенной системы; • формулировать современные проблемы и стратегические цели развития таможенного дела; • видеть и ставить в контексте возникающих проблем и целей задачи маркетинга таможенных услуг; • отвечать на вопросы: что есть таможенная услуга, кто ее заказчик или потребитель, как он формулирует свои требования к таможенным услугам; • уметь решать задачи маркетинга в сфере таможенных услуг с учетом специфики заказчика услуг, таможенной специфики и специфики предоставляемой таможенной услуги; • знать базовые инструменты для решения задач маркетинга в сфере услуг. Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятиям «таможенная услуга», «государственная таможенная услуга», в чем их сущностное отличие? 2. Охарактеризуйте основные элементы структуры понятия «государственная таможенная услуга» и их связи. 3. Что представляет собой административный регламент? Каким образом он может применяться в качестве инструмента управления таможенными услугами? Приведите примеры. 4. Дайте определения терминам: «маркетинг», «менеджмент», «стратегия», «стратегическое управление». 5. В чем сущность стратегического маркетинг-менеджмента? 6. Опишите основные процедуры формирования стратегии и ситуационного выбора стратегических альтернатив. Приведите примеры.
Date: 2015-08-06; view: 6101; Нарушение авторских прав |