Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческих решений





Последовательность принятия решения (процесс) может быть пред­ставлена в виде схемы (рис. 57).

При подготовке решения, прежде всего, необходимо выявить и про­анализировать проблему. Вовремя выявить проблему - значит на ранней стадии понять основное противоречие между конкретной целью деятель­ности таможенного органа и сложившимися условиями ее реализации. Материалы анализа позволяют объективно взвесить значимость возник­шего противоречия, выявить его причины и, главное, определить его ве­роятные конечные результаты.

Таким образом, устанавливаются базовые проблемы, за решение кото­рых надо браться в первую очередь, затем проводятся их ранжирование и выбор стратегического направления решения, после чего формируются цели.

Базовые проблемы могут выявляться самостоятельно руководителем таможенного органа на основе анализа разнообразной информации, с ко­торой ему приходится иметь дело, или задаваться извне в результате: по­лучения решения вышестоящего уровня (приказ, указание, распоряжение, план работы и т. д.), для исполнения которого требуется применить част­ное, более конкретное решение на своем уровне; поступления от сотруд­ников (подразделений), а также из различных ведомств и организаций, участников ВЭД и других частных лиц разнообразных вопросов (запросов), касающихся таможенного дела; постановки объектом управления конкретных практических вопросов.

 

Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям (по срокам разрешения проблемной ситуации, по формам реализации таможенного дела, по материальным ресурсам, кад­рам и др.). Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимо­заменяемых вариантов (альтернатив) в разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.

 

 

Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристичес­кие приемы определения предпочтительных действий, такие как:

- декомпозиция проблемы;

- выдвижение параллельных задач;

- определение ключевых подзадач;

- соотнесение задач (подзадач) с силами и средствами;

- аналогия;

- использование прогноза развития ситуации;

- учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий.

Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на ос­нове оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.

К числу наиболее очевидных критериев относятся: количество необхо­димых сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы и др.

Для выбора окончательного варианта необходимы волевые усилия, стимулирующие и организующие процесс формирования решения и име­ющие особое значение на его конечной стадии.

 

 

Воля субъекта управления помогает побороть нерешительность и ко­лебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его приня­тие.

Управленческие решения выражаются в письменной или устной фор­ме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.

В таможенных органах распространено письменное санкционирова­ние действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложе­ние резолюций на различные материалы, а также устное доведение указа­ний, распоряжений и др.

Одним из видов управленческого решения является программа (доку­мент долгосрочного и среднесрочного планирования).

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях уп­равления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактичес­ком (таможня, таможенный пост); операционном (отдел, отделение, к это­му виду решений относятся и личные планы работы должностных лиц).

Кроме того, оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенных органов - долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до 1 года).

В зависимости от направления и решаемых задач организационные планы подразделяются на перспективные и рабочие.

Перспективное планирование - наиболее сложный вид планирования, требующий научных знаний и опыта руководства.

Перспективное планирование связано с разработкой планов, срок действия которых превышает календарный год, т. е. включает долгосроч­ное и среднесрочное планирование.

Основанием для осуществления перспективного планирования в тамо­женных органах служат:

- требования нормативных актов ФТС России о необходимости перс­пективного планирования;

- задания по реализации долгосрочных планов ФТС России по совер­шенствованию таможенного дела;

- проблемы регионального характера по таможенному делу.

Рабочее планирование охватывает все уровни управления и направле­ния работы.

Посредством разработки рабочих планов последовательно и целенап­равленно обеспечивается выполнение задач, предусмотренных перспек­тивными планами.

 

Сами по себе управленческие решения и планы еще не свидетельству­ют о том, что они будут реализованы. Для этого нужны соответствующие условия, которые создает общая функция управления - организация.

Эта функция управления реализуется посредством выполнения таких операций (управленческих работ), как постановка задач исполнителям; их подготовка, включающая все формы обучения; организация взаимодейст­вия; организация всестороннего обеспечения управленческих решений (планов) путем расстановки и маневра силами и средствами и др.

Наиболее важными видами обеспечения являются: кадровое, техни­ческое, материальное, информационное, финансовое и ряд других.

В условиях, когда появляются выявленные в ходе контроля отклонения от параметров, заложенных в управленческом решении или плане, а так­же при изменении цели субъектом управления появляется необходимость внести коррективы в управленческую деятельность. Это осуществляется реализацией общей функции управления - регулирования, включающей исполнение таких операций (управленческих работ), как: анализ резуль­татов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.

Организация процесса принятия управленческих решений является важнейшим фактором в обеспечении единства системы управления. Она позволяет компенсировать определенные недостатки в реализации других компонентов управления таможенными органами, оценить их и способст­вовать реализации основных путей совершенствования управления.

Таким образом, процесс принятия управленческих решений - это де­ятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшей стадией управления, процесс принятия управленчес­ких решений является циклическим и повторяющимся.

 

 

Выводы

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ». Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль их развития, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического суверенитета и экономической безопасности России.

 

 

Организационная структура таможенного органа - это совокупность составляющих его структурных подразделений, порядок их подчиненности, а также формы распределения между ними функций и полномочий.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководс­тво таможенным делом в РФ, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - ФТС России.

Региональные таможенные управления являются промежуточным зве­ном между этим органом и таможнями.

Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможен­ного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью под­ведомственных таможенных постов.

Функция управления - это конкретный вид управленческой деятель­ности, для реализации которого требуются определенные операции (управленческие работы). Функции управления раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях, являются распределением обязанностей в сфере управления и требуют очередности и единства реализации для получения намеченных результатов.

Все функции управления разделяются на общие, отражающие стадии процесса управления, и специфические - функции управления конкрет­ными видами служебной деятельности таможенных органов.

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объек­том. К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирова­ние, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

К специфическими функциями управления в таможенных органах от­носятся функции управления таможенной, финансово-экономической, со­циальной и административно-хозяйственной деятельностью.

Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управ­ления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

Принятие управленческих решений - отдельная управленческая фун­кция. Управленческое решение - это директивный фиксированный акт субъекта управления, организующий, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели.

В решении формируются цели и задачи, стоящие перед объектами уп­равления, предусматриваются ограничения, определяются необходимые

ресурсы. Управленческое решение, таким образом, содержит цель и про­грамму действий для управляемой подсистемы (объекта).

Процесс управления таможенными органами отличается специфичес­ким содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и ин­формационный.

Контрольные вопросы


 

 

1. Кто осуществляет общее руководство таможенным делом?

2. Опишите основные подсистемы системы таможенных органов.

3. Раскройте основные особенности управления в таможенных орга­нах РФ.

4. Опишите организационную структуру таможенных органов и обос­нуйте перспективу ее развития.

5. Перечислите три вида структурных подразделений, существующих в ФТС России, РТУ и таможнях, являющихся организационными структу­рами таможенной системы.

6. Перечислите функции управления в таможенных органах. Дайте их краткую характеристику.

7. В чем заключается сущность процессного подхода к управлению в таможенных органах?

8. Назовите особенности принятия управленческих решений в тамо­женных органах.

 

Date: 2015-08-06; view: 1535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию