На основе контроллинга
Наиболее перспективной концепцией управления, позволяющей решать многие задачи, стоящие перед управлением в государственной службе в обозримом будущем, является контроллинг. В качестве средств ее инструментальной реализации выступают технологии управления знаниями, или когнитивные технологии.
Термин «контроллинг» все чаще используется среди ученых и практиков в области экономики и управления предприятиями различных отраслей народного хозяйства. Данный термин зародился в Америке, в 60-70-е гг. XX в. перекочевал в Западную Европу, а затем в начале 90-х - в Россию и большинство стран Восточной Европы.
Понимание сущности контроллинга важно не только для развития теории управления, но и для правильной постановки системы контроллинга в организации.
Термин «контроллинг» в последнее время прочно вписался во все передовые технологии управления предприятием. Во многих вузах курс контроллинга преподается экономистам всех направлений и специальностей. В то же время, при всей широте публикаций, посвященных концепции «контроллинга», среди исследователей до сих пор нет однозначного определения данного термина, в связи с чем возникает необходимость более подробного изучения его сущности.
Слово «контроллинг» (англ. controlling) образовано от глагола «to control», который можно интерпретировать двояко: в значении «управлять», «руководить», «распоряжаться»; и в значении «контролировать», «проверять» (что в англ. выражает также глагол «to check»). Это понятие пришло в русскоязычную среду из англоязычной транзитом, через немецкоязычную.
В силу проблематичности нахождения в других языках для термина «controlling» точного эквивалента, выраженного одним словом, в них этот термин не переводится, сохраняя первоначальное звучание, а нередко и написание. Принято считать, что англоязычный термин «controlling» наиболее полно отражает сущность концепции. Следует отметить, что в немецком языке существует отдельная семантическая позиция «kontrollieren» в значении «uberwachen - следить/наблюдать, nachprüfen - повторно проверять», поэтому «controlling» употребляется в несколько другом контексте.
Руководителями предприятий, незнакомыми с теорией и практикой контроллинга, сформировавшимися в западных странах, термин «контроллинг» воспринимается в значении контроля, в то время как более правильно соотносить его со значением «управлять», «руководить». Однако данная позиция также не идентифицирует «контроллинг», так как управление и руководство являются основными функциями менеджмента, но далеко не основными функциями контроллинга.
Многими российскими учеными справедливо отмечается, что контроллинг ошибочно отождествлять только с контролем. Схожую мысль высказывают западные идеологи контроллинга.
Необходимость теоретического осмысления концепции контроллинга вызвана следующими причинами:
- контроллинг достаточно хорошо разработан в практическом (прикладном) использовании;
- позиции исследователей, как показывают публикации, во многом сходны, и в то же время его идентификация в общетеоретическом плане у многих авторов различна;
- небольшим по меркам западных стран опытом применения на российских предприятиях и ограниченным кругом отечественных публикаций;
- необходимостью применимости отдельных положений в связи с особенностями российской экономики на современном этапе развития;
- разветвленностью функций контроллинга, встречающихся в содержательной части у разных авторов, которая позволяет неоднозначно трактовать сущность концепции.
Контроллинг - это философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
Контроллинг - ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие система информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководителей предприятия по достижению поставленных целей, обеспечивающая реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам посредством измерения ресурсов и результатов деятельности.
Из данного определения следует, что контроллинг, обеспечивая грамотное измерение ресурсов и результатов, осуществляет навигационную и сервисную функции. Его основные клиенты - руководители высшего звена, руководители и специалисты функциональных подразделений предприятия.
В организационном плане контроллинг - структурное подразделение предприятия, осуществляющее функции контроллинга, определенные положением о службе и должностными инструкциями.
Сущность контроллинга проявляется в его функциях. Основной функцией контроллинга является системная поддержка принятия решений руководством предприятия по всем ключевым направлениям деятельности. Поддержка принятия решений выражается в предоставлении информации (консультировании) в форме аналитических записок с вариантами развития событий и возможных последствий от принятия того или иного решения. Функция поддержки принятия решений находится в непосредственной связи С другими функциями контроллинга: информационной и аналитической.
Особое значение приобретает контрольная функция контроллинга, основанная на организации контроллинга как «следящей системы», в которой все значимые контроллингово-ориентированные показатели подвергаются контролю по «центрам ответственности» для изучения планируемых и достигнутых результатов и поиска причин (интерпретации) отклонений. Деление структурных подразделений организации на «центры ответственности» предполагает распределение зон ответственности за результаты деятельности.
Непоследнюю роль в контроллинге играет координационная функция, которая состоит в координации управляющих воздействии (целеполага-нии) для достижения оптимального результата.
Кроме того, некоторые авторы выделяют такие функции, как: сервисная, консультационная, комментирующая, которые, по своей сути, отражают функцию системной поддержки принятия решения.
Набор функций службы контроллинга зависит от принятой концепции управления, а также выбранной модели контроллинга: американской, европейской или азиатской.
К основным функциям контроллинга следует отнести:
• разработку регламентов, методик, процедур и информационную аналитическую поддержку процессов планирования и бюджетирования;
• реализацию процедур разработки, координации, интеграции и проверки на правдоподобность планов и бюджетов;
• разработку методик и алгоритмов контроля за реализацией планов и бюджетов с точки зрения достижения поставленных целей;
• координацию и интеграцию процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;
• построение системы управления затратами и ее информационно-методическую поддержку;
• разработку принципов функционирования и совершенствования работы корпоративной информационной системы;
• разработку методик и реализацию процедур измерения, оценки и анализа отклонений;
• формирование требований к системе информационного менеджмента и разработку «приборной панели» планово-отчетных показателей для руководителей всех уровней управления и собственников;
• консультации высшего руководства и координацию работ по составлению стратегического плана предприятия;
• разработку методик и инструментов стратегического планирования, контроля, учета и анализа;
• представления текущей отчетности с комментариями для руководства;
• информационную поддержку риск-менеджмента;
• ведение самостоятельных баз данных с целью конструктивного оппонирования руководителям подразделений в ходе процессов планирования, бюджетирования и контроля;
• проведение инвестиционных расчетов и информационно-аналитическую поддержку процессов управления проектами;
• внешнюю и налоговую отчетность;
• составление итоговых отчетов для руководства и собственников.
Практически все теоретики и практики контроллинга единодушны в принципиальном разграничении сфер ответственности руководителя и службы контроллинга: за результаты деятельности предприятия отвечает только руководитель. Последний может делегировать свои полномочия, в том числе и руководителю службы контроллинга, но он не может делегировать ответственность. Это один из основополагающих принципов научного управления.
Контроллинг ответствен, прежде всего, за:
• правильный выбор инструментов управления, прозрачность, понятность и объективную интерпретацию цифр и полученных результатов;
• стабильную реализацию процедур планирования, контроля, учета и анализа по уровням иерархии управления;
• систематическую инструментальную и методическую поддержку, а также координацию процессов принятия решений.
Результаты анализа показывают, что на предприятиях Германии превалируют функции контроллинга, обслуживающие оперативное и стратегическое планирование, а также инвестиционные расчеты. Лидером по реализации функции бюджетирования является Франция. По функциям внешнего учета и отчетности, а также в сфере налогообложения,
управления ликвидностью, дебиторскими задолженностями, страхования и информатизации лидирующие позиции занимают США. Можно отметить, ЧТО все анализируемые предприятия большое внимание уделяют внутреннему учету и отчетности.
Области, являющиеся ключевыми факторами успеха компании в среднесрочной перспективе, на которые контроллеры тратят все больше времени:
• внутренний консалтинг;
• долгосрочное стратегическое планирование;
• информационные системы и операции;
• оптимизация бизнес-процессов;
• финансовый и экономический анализ.
В настоящее время к числу первоочередных функций контроллинга относится информационное обслуживание задач стратегического планирования, учета и анализа, построение сбалансированных систем показателей и структуры корпоративных интегрированных информационных систем и т. и.
В недавнем прошлом Япония выступала родоначальником многих новых идей в области экономики, организации и управления предприятием. Например, широко известны система непрерывного улучшения «кайзен», система гибкого процессного управления «канбан», в которой был реализован принцип «точно в срок», и др. Японцев считают учителями по многим направлениям: технологичности, стандартов качества, кружков качества, дружественности в отношении с клиентами и т. п. А как же обстоят дела с контроллингом?
Общие выводы о состоянии контроллинга в Японии таковы:
1) значительная часть функций контроллинга реализуется в подразделениях, которые чаще всего называются «отдел планирования предприятия». Руководитель отдела принадлежит к топ-менеджерам компании. Обычно в отделе работают 5-10 человек;
2) к важнейшим задачам контроллинга на японских предприятиях относятся разработка стратегии, планирование и контроль за достижением стратегических целей;
3) важнейшими инструментами контроллинга в оперативном плане являются бюджетирование и контроль прибыльности;
4) координация целей компании и подразделений осуществляется не через отдел контроллинга, как, например, это делается в Германии, а путем прямых контактов руководителей структурных подразделений;
5) концепция системы сбалансированных показателей большинству японских предприятий неизвестна. Как правило, ключевой стратегией является соотношение «цена/качество».
Необходимо отметить, что концепция контроллинга предполагает полномасштабный охват всех сфер управленческой деятельности предприятия. В связи с этим в последнее время обозначился переход от системообразующих взглядов на теорию контроллинга к конкретным областям его внедрения в практику управления предприятием. Такой подход видится достаточно позитивным, так как возрастает число ученых-специалистов в определенных областях управления организацией, рассматривающих контроллинг как дальнейшее совершенствование практических подходов к конкретным областям функционирования предприятия.
На стыке и во взаимосвязи с другими дисциплинами получили развитие отдельные концепции контроллинга, позволяющие идентифицировать данные направления как самостоятельные. Такими направлениями на сегодняшний день являются:
- финансовый контроллинг;
- контроллинг персонала;
- контроллинг по логистике;
- контроллинг маркетинга;
- экологический контроллинг;
- риск-контроллинг (контроллинг рисков).
Практически все исследователи различают два вида конроллинга: стратегический контроллинг и оперативный контроллинг.
Как указывают авторы, «делать правильное дело» - стратегический контроллинг; «делать дело правильно» - оперативный контроллинг.
Таким образом, рассмотренное многообразие концепций и функций контроллинга говорит о неоднозначной позиции исследователей к пониманию его сущности и ведет к различному толкованию его места и роли в процессе управления предприятием.
Подводя общий итог, конкретизируем определение контроллинга, используемое нами в дальнейшем.
Контроллинг - это направление системной интеграции методов, технологий, инструментальных средств автоматизированного управления сложными организационными, экономическими и техническими объектами или процессами. В частном случае - инструмент автоматизации подготовки и контроля системных управленческих решений.
До настоящего времени проблема эффективного управления сложными системами и проблема формирования адекватных систем
автоматизация управления рассматривались как слабовзаимосвязанные. Связь прослеживается преимущественно на концептуальном уровне решения. Другие уровни (методологический, методический) исследованы в этом отношении недостаточно. Контроллинг - это направление системного решения указанных проблем. Место его в решении проблем управления и автоматизации представлено на рис. 72.

Date: 2015-08-06; view: 1357; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|