Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюции маркетинга услуг
Перспективный институт таможенного администрирования должен адекватно воспринимать природу российского рынка, обладать свойствами самообучения, адаптации и самоорганизации, а также гибкими механизмами для их практической реализации. Только такой институт может эффективно конкурировать в сфере государственных услуг, решить проблему обеспечения безопасности и содействия торговле таможенными методами и средствами на уровне международных стандартов. Качество решения таких проблем определяется, прежде всего, инновационными идеями, наличием научно обоснованной теоретико-методологической базы, широкомасштабными исследованиями стратегических изменений в сферах внешнеэкономической и таможенной деятельности,
адекватными идеями по таможенному администрированию, по их системной реализации. При такой постановке вопроса значительно возрастает роль маркетинга в успехе таможенного администрирования, в решении проблем развития таможенных органов России. Знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ в ближайшем будущем должны входить в круг основных обязанностей руководителей всех уровней управления таможенными органами. Каждый руководитель должен вносить свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности государства и участников ВЭД. «Маркетинг» - термин англоязычного происхождения (исходное словосочетание, появившееся в 1910 г. в США, - «market getting»). Сегодня в распоряжении читателя сотни книг по маркетингу, тысячи веб-сайтов, посвященных этой тематике. Среди наиболее известных специалистов, общепризнанных в мировой практике, - Ф. Котлер, П. Друкер, Д. Траут, С. Зимен, С. Годин и др.[67]. Существует огромное количество определений понятия маркетинга. В частности, выделяют следующие основные группы определений, по-разному характеризующих маркетинг[68]. В них он представляется как: • отрасль науки, изучающая рынок; • практическая деятельность по продвижению продукции на рынке; • философия бизнеса; • система управления, вид менеджмента. Первые два подхода вряд ли требуют дополнительных пояснений. Однако следует отметить, что они могут быть продуктивны, лишь дополняя друг друга. В современном менеджменте маркетинговый подход может быть понят, прежде всего, как рыночно ориентированная система управления. Однако это не управление производством, финансами или персоналом и вообще не система внутрифирменного управления. Развивающийся маркетинг - это системное управление организацией, ориентированное на запросы рынка, устойчивое долговременное воздействие на окружающую рыночную среду, ее элементы, без чего невозможен рыночный успех. Понимание маркетинга как философии предпринимательства не ограничивает сферу его действия сугубо коммерческими интересами. В современных условиях активно ставится вопрос о маркетинге в сфере государственного управления, тем самым значительно расширяется и видоизменяется его прикладная, инструментальная, технологическая база. В общем случае маркетинг - это концепция рыночного управления, согласно которой единственная гарантия долгосрочного успеха организации, предприятия или государственной структуры - более эффективные в сравнении с конкурентами усилия по удовлетворению настоящих и будущих потребностей потребителей. В частном случае маркетинг - это инструментарий для тщательного анализа потребностей потребителя, поиска новых путей увеличения ценности предоставляемых услуг, способов их создания и реализации[69]. В любом случае маркетинг призван поставить субъект рыночных отношений перед необходимостью создавать и предлагать потребителям услуги, обладающие подлинной ценностью, и обеспечить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество между производителем и его клиентами. Исследования в области маркетинга услуг наиболее активно проявились в начале 70-х гг. XX в. В то время было три основных подхода к маркетингу[70]: • товарный - заключался в изучении характеристики продуктов и поведения покупателей по отношению к ним; • институциональный - состоял в разъяснении принципов работы маркетинговых организаций, ориентировал главным образом на создание фирмы, а не на сбыт продукции; • функциональный - состоял в изучении различных видов маркетинговой деятельности - рекламы, сбыта, ценообразования. До 1970 г. теория маркетинга фактически рассматривала лишь фирмы, работающие ради прибыли, т. е. продающие свои товары и услуги, а других организаций - общественных и государственных - не касалась. Маркетинг на этом этапе приравнивался к сбыту, и все внимание специалистов концентрировалось на факте покупки товара или услуги. Преобладала политика единичных продаж, вместо того, чтобы постоянно удерживать клиента, отсутствовал интегрированный подход к маркетингу средств коммуникации, каждое средство коммуникации планировалось отдельно. На более поздних этапах политика компаний в области маркетинга значительно изменяется. Они: • изучают потребителя своего товара, технологию контактов с клиентами, учитывают особенности их бизнеса; • привлекают потребителя к участию в создании товара, разрабатывают гибкие рыночные предложения; • широко используют средства массовой информации и интегрированные маркетинговые средства коммуникации; • осваивают такие информационные технологии, как видеоконференции, электронная торговля (е-технологии), пользуются информационными сетями (Интернет); • борются за выгодных клиентов и вводят в действие несколько уровней обслуживания. Иными словами, современные компании и государственные организации нашли способы выхода на новый уровень работы с потреби гелем. Вот основные параметры маркетинга нового тысячелетия, названные Ф. Котлером: • долгосрочные контракты - укрепление преданности клиента фирме, вплоть до обеспечения его пожизненного обслуживания; • захват большей доли потребителей, а не рынка, разнообразные возможности удовлетворить и превзойти ожидания клиента для того, чтобы его удержать; • объединение компаний в сети, опора на стратегические союзы с другими фирмами; • электронные коммуникации - покупатели приобретают все, не заходя в магазин; • клиентские базы данных, в которых отражены вкусы и предпочтения потребителей; • индивидуальные продажи и услуги через электронные средства в режиме реального времени; • доступ к целевой аудитории с помощью эффективной рекламы в интерактивных специализированных изданиях; • новые идеи и технологии изучения спроса и формирования предложения. По понятным причинам в этой области зарубежные экономисты опередили своих российских коллег. Однако, несмотря на повышенное внимание экономической науки к сфере услуг, до сих пор отсутствует единое мнение относительно маркетинга услуг. Некоторые исследователи утверждают, что завершенной теории маркетинга услуг в настоящее время пока не существует, но можно с уверенностью утверждать, что если некоммерческий субъект не строит
свою деятельность по принципам маркетинга, то это является следствием действия следующих основных факторов: • недостатка ресурсов, прежде всего интеллектуальных и финансовых; • неготовности руководства к внедрению концепций и использованию инструментов современного маркетинга; • несовпадения декларируемых миссии и целей организации с реальными. Маркетинг становится своеобразным индикатором результативности деятельности некоммерческого и коммерческого субъектов, косвенно подтверждающим (или опровергающим) его нацеленность на тот конечный результат, в котором заинтересовано общество в целом либо отдельные сегменты потребителей. Маркетинг - это философия предпринимательства, согласно которой в центре системы находится потребитель. Основная задача маркетинга, как и задача каждого сотрудника компании, - делать все возможное для удовлетворения потребностей клиента. П. Друкер, например, утверждает, что маркетинг - основа основ всей предпринимательской деятельности. Его нельзя рассматривать как некоторую функцию, выполняемую определенным отделом наравне с производством или управлением персоналом. Безусловно, маркетинг предполагает решение определенных задач и выполнение комплекса мероприятий. Именно в этом отношении - это функция. Однако в более широком контексте маркетинг, прежде всего, доминирующая стратегия, которой призваны следовать все структуры организации. Эволюция функции маркетинга связана с изменением ее роли в деятельности организации. Роль современного маркетинга существенно выходит за рамки функции продажи товара и изучения спроса (рис. 63). Развитие маркетинга способствует изменению всей философии менеджмента, переходу к стратегическому управлению и конкурентному стратегическому маркетингу. Известный американский специалист по маркетингу Ф. Котлер представил изменения роли маркетинга в организации в виде схемы, из которой видно, как маркетинг из функции, осуществляемой организацией, постепенно превратился в философию управления, а в интерпретации другого известного специалиста П. Дойля - в философию маркетинг-менеджмента (рис. 64). Таким образом, маркетинг играет особую и исключительно важную роль в управлении организацией. Пронизывая все направления деятель-
ности, маркетинг обеспечивает более гибкое и адаптивное включение фирмы в окружающую среду. Маркетинг и управление находятся в диалектическом взаимодействии. С одной стороны, развитие маркетинга, наряду с другими процессами, способствует переходу к эффективному управлению, что служит мощным импульсом для изменения его роли в фирме. С другой стороны, именно стратегический менеджмент выдвигает маркетинг на передний план, чем существенно повышает его значимость в развитии организации. Date: 2015-08-06; view: 1340; Нарушение авторских прав |