Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьями воспитанников, направленное на установление партнерских отношений, является одной из приоритетных задач учреждений дошкольного образования. Важным условием ее решения является использование эффективных форм взаимодействия с родителями, обеспечивающих продуктивность общения всех участников образовательного процесса. Перед учреждениями дошкольного образования сегодня стоит задача активизировать воспитательную деятельность семьи, оказать ей необходимую социально-психолого-педагогическую поддержку. Решение данной задачи предполагает повышение эффективности взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования как важнейшей составляющей современного процесса образования воспитанников. В новом учебном году целесообразно внедрить в практику работы проведение областных, районных и городских родительских собраний, семинаров, круглых столов, конференций с участием родителей по актуальным вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников. Наряду с использованием традиционных форм организации процесса взаимодействия учреждений дошкольного образования с семьей особую актуальность приобретает практика их проведения в условиях применения ресурсов онлайн общения в сети. Это может быть проведение онлайн-встреч или презентаций через интернет в режиме реального времени посредством онлайн-семинаров (веб-конференций, вебинаров и т.д.), видеочатов, онлайн-консультаций, обмена сообщениями в режиме реального времени посредством Skype и т.д. Либо организация взаимодействия с родителями в условиях виртуального общения на форумах (вопрос-ответ), по электронной почте в отсроченном режиме отправки сообщений, не требующем одномоментного пребывания общающихся в сети. Приоритетность их применения в учреждениях дошкольного образования обусловлена такими преимуществами, как постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информацией с ними, обеспечение хранения большого объема информации в одной или разных точках сети, осуществление доступа к ней с любого места нахождения педагога и родителя, возможность получения обратной связи в условиях взаимодействия с семьей. В этой связи Министерство образования обращает внимание учреждений дошкольного образования на активизацию взаимодействия с семьей посредством таких видов онлайн общения в сети как сайт учреждения дошкольного образования; электронная почта; вебблог; вебфорум; онлайн-семинары (вебинары, веб-конференции); Skype; чат.
Для уточнения сущности терминов представляем их определения:
Блог (англ. blog, от weblog – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Веб-фо́рум – класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум». Форум – мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем. Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Вебинар (англ. web + seminar) – это виртуальный семинар, организованный посредством интернет-технологий. Он включает в себя выступление на определенную тему и следующую за ним дискуссию в удаленном режиме через Интернет с использованием соответствующих технических средств (программное обеспечение для проведения вебинаров, а также наушники и микрофон). Сайт (от англ. website: web – «паутина, сеть» и site – «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») – совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединенных под одним адресом (доменным именем или IP-адресом). Чат, чаттер – средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями. Электро́нная по́чта (англ. email, e-mail, от англ. electronicmail) – технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети. Skype (МФА: [skaIp]) – бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), опционально используя технологии пиринговых сетей, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Программа также позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видеосообщения пользователям настольных версий программы.
В учреждениях дошкольного образования процесс использования ресурсов онлайн общения в сети целесообразно строить по следующему алгоритму: - сбор электронных адресов и контактов; - изучение образовательных запросов родителей, выделение актуальных вопросов и тем для общения с ними; - определение вида ресурса онлайн общения в сети для эффективного взаимодействия с родителями; - разработка сценария онлайн общения в сети с родителями; - обратная связь (анкетирование, опрос, сбор отзывов); - анализ, формулировка выводов и обобщение.
Целесообразно использовать ресурсы онлайн общения в сети в сочетании с традиционными формами взаимодействия учреждений дошкольного образования с родителями. Обращаем внимание на актуальность вопроса взаимодействия учреждений дошкольного образования с семьями воспитанников, находящихся в социально опасном положении. Профилактическая деятельность учреждения дошкольного образования должна быть ориентирована на стимулирование родителей к активному участию в воспитании ребенка. Социально-педагогическое взаимодействие учреждения дошкольного образования с такими семьями возможно осуществлять посредством предложенных разнообразных форм.
В соответствии с должностными обязанностями, отраженными в Постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих», воспитатели дошкольного образования должны «изучать семейные и бытовые условия воспитанников», а также «планировать, организовывать и проводить воспитательную и образовательную работу с воспитанниками, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с ”Программой воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении“».
Раннее выявление признаков и причин семейного неблагополучия могут осуществлять воспитатели в процессе наблюдения за ребенком в специально организованной и игровой деятельности в течение всего времени его пребывания в учреждении дошкольного образования.
Для наблюдения целесообразно выбирать ситуации, отражающие взаимоотношения родителей с детьми, способы и особенности их взаимодействия. С этой целью используется время утреннего приема ребенка в учреждение дошкольного образования и его ухода домой. Воспитатель может выявить такие признаки неблагополучия, как: психологическое равнодушие к нему со стороны родителей, неучастие их в жизни несовершеннолетнего, неопрятность и неухоженность ребенка, чрезмерное и поспешное употребление пищи, наличие у ребенка заболеваний и травм (ранее данные факты фиксировала и медицинская сестра, которая принимала участие в утреннем осмотре детей) и т.д. Другие специалисты (педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и др.) могут определить социальное неблагополучие воспитанника в результате наблюдений за ним в специально организованной деятельности. Определить возможные предпосылки как явного, так и скрытого семейного неблагополучия воспитанников педагогу позволит и целенаправленное наблюдение за ребенком и детско-родительским взаимодействием по следующей схеме: 1. Изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком: - эмоциональная окраска взаимоотношений, интонации высказываний (отсутствие в речи уменьшительно-ласкательных, ласковых обращений к ребенку; преобладание эмоционально негативных суждений и грубых слов, демонстрирующих пренебрежение, унижающее ребенка); - характер и манера обращения к ребенку (его не называют по имени, имя заменяется прозвищем оскорбительного характера, унижающим личное достоинство несовершеннолетнего и др.); - наличие неадекватных замечаний по поводу поведения ребенка, оскорбляющих его личность, подчеркивающих его недостатки. 2. Изучение интереса родителей к жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении: - отсутствие заинтересованности в получении информации о поведении ребёнка, его успехах, особенностях личностного и социального развития, взаимодействия со сверстниками. 3. Изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку: - полное отсутствие помощи и заботы о ребенке или их чрезмерное навязывание, формирующее у него инфантилизм и слабоволие (гипер- или гипоопека); - крайняя степень безразличия к нуждам и потребностям ребенка; - подавление личности ребенка, непринятие его мнения, решение вопросов его жизнедеятельности исходя из собственных потребностей и нужд. 4. Изучение системы воспитательных воздействий: - непоследовательность воспитательных воздействий, наличие конфликтов между родителями по поводу воспитания; - отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий. 5. Изучение заботы родителей о внешнем виде ребенка: - неопрятная, грязная одежда ребенка, неприятный запах, наличие заболеваний, связанных с несоблюдением личной гигиены (педикулез, чесотка, микозы); - несоответствие одежды ребенка его возрасту и (или) сезону и т. д.
Взаимодействие учреждений дошкольного образования с семьями воспитанников, находящихся в социально опасном положении, и оказание им дифференцированной помощи и поддержки в воспитании детей осуществляется на основании полученных данных. Эффективность и результативность взаимодействия учреждений дошкольного образования и семьи напрямую зависит от активной позиции педагогов и родителей, их общей заинтересованности в полноценном воспитании и развитии личности ребенка. Date: 2015-08-06; view: 1682; Нарушение авторских прав |