Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной образовательной среды, которая рассматривается как совокупность влияний и условий, обеспечивающих реализацию образовательного процесса. Сегодня общепризнанным является факт, что наиболее успешно формирование жизненной компетенции детей с особенностями психофизического развития осуществляется в условиях социальной интеграции. Она обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни, разворачивая разнообразные модели взаимодействий и общественных отношений. Интегрированное обучение и воспитание в учреждении дошкольного образования позволяет детям с особенностями психофизического развития ощутить себя равноправной и равноценной частью человеческого общества. Для реализации идеи интегрированного обучения и воспитания целесообразно создать условия, которые обеспечат каждому ребенку соответствующий его возможностям уровень развития, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества. Особое внимание необходимо уделить вопросам создания образовательной среды, обеспечивающей реализацию потребностей и возможностей ребенка в соответствии с социокультурными нормами и задачами возрастного развития. Понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Образовательная среда выступает неотъемлемой характеристикой любого учреждения образования. Это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление и удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенка. Для того, чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (педагогических работников, воспитанников и их законных представителей). Образовательная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Предметный мир детства – это среда развития всех специфических видов детской деятельности. Развивающая функция предметной среды группы интегрированного обучения и воспитания обусловливает необходимость сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность формирования деятельности от простых ее форм к более сложным. Изменение окружающей среды при включении детей с особенностями психофизического развития в активную совместную жизнедеятельность с нормально развивающимися сверстниками предполагает, что специальной адаптации подвергается предметно-пространственная зона (в ней ребенок должен чувствовать себя в безопасности, хорошо ориентироваться и свободно передвигаться) и социальная среда (окружающим людям необходимо понять и принять детей с разными способностями и возможностями). Если для нормально развивающегося ребенка образовательная среда выступает в качестве источника разнообразного культурного опыта и условий, обеспечивающих его успешное присвоение, то для ребенка с особенностями психофизического развития образовательная среда, кроме сказанного, выступает в новом качестве – она является одним из ведущих средств обеспечения коррекционной направленности образовательного процесса. Поэтому важная задача педагогов, работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания, – обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду, модифицируя при этом каждую группу средовых ресурсов применительно к детям с особенностями психофизического развития. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна способствовать развитию самостоятельности ребенка, удовлетворению его потребностной сферы, включающей физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, привязанности, признании, уважении, самоактуализации, формированию умения общаться, чувствовать себя частью сообщества. Учреждение дошкольного образования – это естественное жизненное пространство детей. Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится осмысление особенностей толерантной образовательной среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка. Построение предметно-развивающей среды – это внешние условия образовательного процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. Учреждение дошкольного образования посредством создания содержательных, организационных и методических условий призвано помочь каждому ребенку быть: субъектом собственной жизнедеятельности; субъектом предметной практической деятельности; субъектом деятельности общения; субъектом деятельности самосознания. Образовательная среда должна рассматриваться как некое пространство возможностей и выборов личности. Такая среда позволяет участникам образовательного процесса ответить для себя на вопросы: «Для чего обучаться?», «Чему обучаться?», «Как обучаться?», «С кем обучаться?», «Где обучаться?». Важнейшей характеристикой образовательной среды в учреждении дошкольного образования с точки зрения взаимодействия взрослых и детей является переход от манипулирования ребенком как объектом педагогического воздействия к созданию условий развития ребенка как самоценной личности, субъекта образовательной деятельности. Образовательную среду в учреждениях дошкольного образования необходимо строить с учетом следующих принципов: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности – динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости – закрытости; учета психофизических и половозрастных особенностей детей. Педагогическими характеристиками построения образовательной среды в учреждениях дошкольного образования являются: комфортность, функциональная надежность и безопасность; соответствие санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам; учет всех направлений развития ребенка; четкое структурирование пространства; гибкость, мобильность обстановки, разнообразие сред, их рациональное расположение с учетом особенностей развития детей определенного возраста; создание условий для накопления сенсорных впечатлений и опыта самостоятельной индивидуальной деятельности; обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования, изменения дизайна окружающей среды, доступное расположение предметов и средств обучения. Психологическими требованиями к построению развивающей среды являются: · современность и соответствие основным положениям эргономики удобства развивающейся детской деятельности; · обеспечение достижения нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности; · сомасштабность и соотносимость базисных компонентов среды (природная среда и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.), обеспечивающих разнообразие детской деятельности по интересам во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; · удовлетворение потребностей актуального и ближайшего развития ребенка, становления творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной основы развития конкретных видов деятельности; · учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания учреждения дошкольного образования.
Социокультурная и предметно-развивающая среда должна быть системной, т.е. отвечать целям воспитания и обучения, соответствовать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также проектно-дизайнерскому принципу. Реализация средового подхода при обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития совместно с нормально развивающимися сверстниками предполагает: · структурирование образовательной среды, вычленение в ней активных средовых ресурсов; · анализ образовательного потенциала отдельных средовых ресурсов, модификацию их с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей; · объединение средовых ресурсов с учетом общих и специфических принципов в действенные комплексы, обеспечивающие решение конкретных образовательных задач; · совершенствование форм методического сопровождения педагогических работников, направленных на повышение их профессиональной компетентности и форм взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников, обеспечивающих включение родителей в образовательный процесс. · Таким образом, для обеспечения качественного образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания необходимо соблюдение следующих педагогических условий: · ориентированность на запросы воспитанников, родителей, педагогов, согласованность деятельности различных субъектов образовательного процесса; · практико-ориентированная направленность формирования личности; · создание толерантной образовательной среды, обеспечивающей развитие ведущего вида деятельности и самовыражение личности; · индивидуализированный уровень сложности содержательного и операционального компонентов образовательного процесса (адаптация программных требований к возможностям и потребностям конкретного ребенка группы); · комплексное сопровождение развития ребенка с целью предупреждения возникновения вторичных психофизических нарушений и личностных отклонений, коррекции и компенсации нарушений психофизического развития; · гибкость и вариативность использования методов обучения и форм организации детей; · недопустимость форсирования, интенсификации развития ребенка в соответствии с образовательными стандартами; · создание условий для участия детей с особенностями психофизического развития в различных видах детской деятельности совместно с нормально развивающимися сверстниками; · планомерная работа по формированию детского коллектива, сплочению коллектива родителей, поддержанию доброжелательных отношений в системе «ребенок-родитель-педагог»; · обеспечение мотивации деятельности, создание для каждого ребенка ситуации успеха; · учет рефлексивного аспекта интеграции. При организации образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания принимаются во внимание психофизические характеристики, обусловленные структурой имеющихся нарушений развития детей, необходимость усиления роли семьи в воспитании, значимость ранней помощи, обеспечивающей дошкольникам своевременное овладение способами общения, специфическими для детства видами продуктивной деятельности, формами поведения. При организации образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития рекомендуется использовать перечень учебно-методических изданий, указанных в Инструктивно-методическом письме «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2014/2015 учебном году». Date: 2015-08-06; view: 1192; Нарушение авторских прав |