Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации преподавателям
Аннотация лекционных занятий Тема 1. Педагогика в системе гуманитарного знания и наук о человеке. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат педагогики Педагогика как область гуманитарного знания и как компонент культуры общества, ее социальные функции. Становление и развитие педагогики как науки. Ее важнейшие деятели. Объект и предмет изучения в педагогике. Задачи педагогической науки, функции педагогики. Структура педагогической науки. Расширение отраслей педагогической науки (социальная педагогика, коррекционная педагогика, педагогика ненасилия и др.). Взаимодействие педагогической теории и практики. Педагогика как наука и искусство. Связь педагогики с философией, социологией, культурологией, естественными науками и другими отраслями человекознания. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая система, педагогическое взаимодействие педагогическая технология. Педагогическая деятельность и личность педагога. Тема 2. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Факторы формирования личности в истории мировой педагогики. История развития антропологического знания. Развитие принципов природосообразности, культуросообразности, народности в воспитании и теории развивающего и воспитывающего обучения в истории мировой педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России Современная трактовка «Истории образования и педагогической мысли» как области педагогической науки. Методологические основы, методы исследования и проблемы периодизации историко-педагогического процесса. Источники историко-педагогических исследований. Значение курса «История образования и педагогической мысли» в общей системе профессиональной подготовки учителя. Идея всестороннего гармоничного развития личности в древневосточной и античной педагогике. Древнекитайский мыслитель Конфуций и античные мыслители о факторах формирования человека (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон). Средневековые мыслители о сущности воспитания. Природосообразное понимание человека в педагогическом наследии Я.А.Коменского. Теория «чистой доски» Д.Локка. Факторы воспитания по Ж.-Ж.Руссо. К.-А.Гельвеций и Д.Дидро о влиянии воспитания, общественной среды и наследственности на формирование человека. К.Маркс, Ф.Энгельс о социально-исторической сущности воспитания. В.И.Ленин и Н.К.Крупская о формировании нового человека, воспитании коммунистической морали, о трудовом воспитании и политехническом образовании. Основные концепции взаимодействия школы и среды в советской педагогике: изучение окружающих школу сфер семьи, улицы, производства; механизмы включения коллектива школы в жизнь среды с целью ее совершенствования. Предназначение человека и смысл его жизни, примат духовных ценностей, ценностей культуры, соотношение нравственности и религии, взаимоотношение культуры и мировоззрения в философско-педагогическом наследии российского зарубежья (С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин). Роль и значение воспитания в формировании личности в условиях информационного общества. Проблемы формирования духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи. Сущность воспитания и проблемы формирования личности в педагогической мысли Востока. Педагогика ислама. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом. Антропологические подходы в эпоху античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Разработка педагогической антропологии И.Г.Песталоцци. К.Д. Ушинский как основоположник педагогической антропологии в России. «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии» - первый учебник в России по педагогической антропологии. Основные понятия и положения работы, ее структура. Антропологические основания теории и практики образования в России в конце XIX – начале XX века (А.П.Нечаев, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт). Педагогическая антропология как междисциплинарная отрасль человековедения. Актуальность антропологического знания для современной теоретической и практической педагогики. Связь педагогической антропологии с другими разделами педагогики. Основные идеи и достижения педагогической антропологии (личностно-целостный подход, духовно-нравственный подход, биолого-генетический подход, экспериментальный подход, социальный подход и др.) Древнекитайский философ Конфуций, античные мыслители (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель) о природосообразном воспитании. Идея природосообразности в мусульманской педагогике. Я.А. Коменский как основоположник принципа природосообразности воспитания. Обоснование принципа природосообразности в трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервега, К.Д. Ушинского, Р. Штейнера и других педагогов. Идеи природосообразного воспитания в трудах педагогов конца Х1Х –начала ХХ вв. (В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель). Особенности развития принципа природосообразности в истории советской педагогики. Возрождение принципа природосообразности в современной педагогике и его место в системе принципов педагогики. Направления функционирования принципа природосообразности в современной российской педагогике. Природосообразность как этнопедагогическая закономерность. Природосообразность как экологическое направление и здоровьесберегающая технология воспитания. Природосообразность развития детей как психолого-педагогическое направление и как фактор развития личности. Природосообразность как принцип организации педагогической и исследовательской деятельности.Природосообразность как гуманистическое направление педагогики Проблема природосообразности и разнообразия культур в теории воспитания. Природосообразность в рамках глобализации мироустройства. Природосообразность как основа энергоинформационной педагогики. Развитие принципа культуросообразности в истории мировой педагогики. Понятие культура. Разработка теоретических основ принципа культуросообразности А.Дистервегом. К.Д.Ушинский как основоположник принципа народности воспитания. Возрастание интереса к идее культуросообразности на рубеже ХХ-ХХ1веков. Диалог культур как методологическая база и средство обучения в современных образовательных учреждениях России. Характеристика образовательного процесса в учебных заведениях, опирающихся на принципы культуросообразности (вальдорфская школа Р.Штейнера; «школа диалога культур» В.С.Библера, школа «живой культуры» В.Д.Шадрикова и др.). Культуросообразный характер современного образования (Е.В.Бондаревская). Эволюция теории развивающего и воспитывающего обучения. Теория элементного образования И.Г. Песталоцци как основа развивающего и воспитывающего обучения. Единство физического, трудового, нравственного и умственного воспитания как воплощение идеи гармонического развития ребенка. Теория элементного образования Песталоцци как одна из технологий начального обучения. Философские, психологические и педагогические основания воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта. Сущность трех разделов процесса воспитания по Гербарту: управление, воспитывающее обучение и нравственное воспитание. Разработка А. Дистервергом идеи развивающего и воспитывающего обучения. А.Дистервег о принципе самодеятельности. Система дидактических правил развивающего и воспитывающего обучения. Идея развития личности в реформаторской педагогике конца XIX - начала XX (Д.Дьюи, С.Френе, О.Декроли). Понятие «педологическая революция». Развитие и воплощение идеи развивающего обучения в истории отечественной педагогики. Л.С. Выготский как основатель научной теории развивающего обучения. Обучение, способствующее созданию «зоны ближайшего развития» ребенка. Целостные системы развивающего обучения в теории и практике отечественной педагогики ХХ века (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). Системно-деятельностный подход к разработке Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Формирование культуры мышления как идеологический фундамент современной российской школы. Истоки гуманистических идей педагогики. Ж.-Ж.Руссо как основоположник теории «свободного воспитания». Социально-политическое и философское обоснование теории «свободного» («естественного воспитания»). Возрастная периодизация, задачи, содержание и методы воспитания. Роль и место воспитателя в формировании и воспитании свободного человека по Руссо. Концепция «свободного воспитания» как один из компонентов педагогической теории и практики Л.Н. Толстого. Влияние идей Л.Н. Толстого на развитие теории «свободного воспитания» в концепциях К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого и др. Разработка теоретических основ «свободного» и «нового» воспитания представителями педоцентризма (М. Монтессори, С. Френе). Возрастание интереса к идеям «свободного воспитания» в гуманистической психологии и педагогике 60–80-х годов ХХ века. Возрождение отдельных идей «свободного воспитания» в опыте В.А. Сухомлинского и педагогике сотрудничества 80-х гг. ХХ в. (Ш.А.Амоношвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, В.Ф. Шаталов и др.). Характеристика образовательного процесса в учебных заведениях, опирающихся на принципы «свободного воспитания» (вальдорфская школа, «открытые школы»). Понимание современного воспитания не только как общественно необходимого процесса подготовки детей к жизни, но и как процесса формирования духовной личности, способной быть интеллектуально свободной, ответственной за себя и положение дел в обществе. Date: 2015-07-27; view: 646; Нарушение авторских прав |