Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Угол подачи ТВ-репортажа
Угол подачи репортажа – это схема расстановки и определения количества тех ключевых позиций, которые будут присутствовать в том или ином репортаже, или, говоря по-другому, компоновка основных сообщений вокруг заданной темы. Профессионалы советуют: новостной репортаж продолжительностью меньше двух минут должен иметь только один угол подачи. Если продолжительность репортажа – от двух до четырех минут и размещается он в обзорных, тематических или аналитических выпусках новостей, можно подать тему под двумя различными углами и тем самым обогатить сообщение. Можно уходить в сторону, дополняя тему различными нюансами, но только в случае если в репортаже используется достаточно приемов для обозначения переходов: например, монтажные склейки со спецэффектами, «стендапы» и т.п. В качестве иллюстрации возьмем событие: сельскохозяйственную выставку. Такие мероприятия происходят довольно часто, и они достаточно известны по своему сценарию. Данные события освещать с одной стороны очень легко, а с другой – не так-то и просто. Представьте, что вы уже были на такой выставке в прошлом, позапрошлом году! К тому же, как это и бывает на выставках, ее участники попытаются во что бы то ни стало заманить съемочную группу к своим экспозициям. Ведь для них это возможность прорекламировать свою продукцию. И поверьте, каждый из них достоин внимания, и все, что они будут вам рассказывать, интересно! Как не потеряться журналисту в этом изобилии информации и фактов? Как не превратить свой репортаж в нагромождение информации и какофонию всевозможных мнений и комментариев? В таких репортажах ярче всего проявляется синдром «кстати говоря». В профессиональной среде сложился даже такой некрасивый жаргонизм – «напиханка». Чтобы не хвататься за слишком много вещей одновременно или не уйти в однобокое освещение события, журналисту нужно заблаговременно – на редакционной коллегии –определить круг возможных тем, выбрать наиболее интересную и значимую и во время съемок не уклоняться от выбранного курса. Но углов подачи у репортажа будет несколько, и только вам решать, какой из них более интересно и содержательно раскроет тему! У зрительской аудитории есть одна интересная психологическая особенность. Об этой особенности в своей книге «Построение телевизионного репортажа» пишут французские журналисты Б. Бесс и Д. Дезормо. Она парадоксальна на первый взгляд. Избыток информации – создаёт дефицит информации! Журналисту, для того чтобы информация получила свою добавочную стоимость, нужно знать о событии всё и еще немного больше. Для зрителя же избыток информации превращается в ее качественный недостаток. Это особенно касается закадрового комментария. Если за отведенный отрезок времени зритель способен усвоить три единицы информации и журналист сообщает ему эти три основных момента, то все в порядке! Но если журналист в творческом порыве добавляет к этим трем еще две единицы информации, пусть даже интересных, но несущественных, то посмотрите, что происходит. Зритель не изменился. Он по-прежнему способен за отведенный отрезок времени усвоить только три единицы информации, а ему дали пять! Что же он сделает? Проигнорирует две несущественные добавленные детали? Нет! Эти дополнительные моменты создадут помехи для первых трех важных, запутают зрителя, и в итоге он запомнит только одну единицу информации, и не факт, что самую главную! В итоге получится репортаж обо всем и ни о чем [2, 27]. Итак, вернемся к сельскохозяйственной выставке. Допустим, что после анализа предстоящего события вы и ваша редакция остановились на теме: в этом году на выставке представлено новое сельскохозяйственное оборудование, которое не разрушает почву. По сути, тут есть четыре угла для создания репортажа: 1) Один репортаж – одно сообщение. На выставке представлено новое экологически безопасное для почвы сельскохозяйственное оборудование. В этом случае все собеседники (а они могут быть самыми разными) выражают своё мнение по центральному вопросу: «Что нового в предлагаемом оборудовании?» Каждое их мнение связано с основным сообщением и представляет ключевые моменты репортажа. Таким образом, с начала и до конца репортаж посвящен развитию единственного сообщения, и журналисту легче всего донести его до аудитории. Это лучший способ подачи материала в коротких новостях. 2) Один репортаж – несколько сообщений. Репортаж может рассказать и о новом оборудовании, и о последствиях для экологии, и о стоимости, и об использовании его в сельском хозяйстве. В этом случае каждый собеседник говорит только о том, на чем он специализируется. Добавленной стоимости у данного репортажа несколько больше, чем у предыдущего. Но поскольку респонденты отвечают на разные вопросы, то у зрителя может возникнуть некая сумбурность восприятия. (Помните о психологическом парадоксе зрительского восприятия?) Поэтому их мнения работают против журналиста, который всего лишь воспроизводит ряд равноценных высказываний. Более того, такой способ может привести к упадку накала страстей и вызвать у зрителя ощущение «затянутости» материала. И тут от журналиста требуется намного больше творчества и фантазии, чтобы логично выстроить все эти мнения и подчинить их одной теме. Этот способ неплохо подходит при создании аналитического материала. Если все факты сообщений будут удачно скомпонованы, смело можно использовать этот самый типичный угол подачи телерепортажа. 3) Один репортаж – один эксперт – много сообщений. Этот вид используют для портретного репортажа, или репортажа с типичным героем. Линия репортажа идет по всем сообщениям. В нем будет рассказано о новом оборудовании, о последствиях для экологии, о стоимости, об использовании, но… обо всем этом расскажет один человек. Он выбирается по принципу: либо очень хороший рассказчик, либо он является авторитетным специалистом и обладает уникальными опытом и знаниями. Однако пользоваться надо таким углом весьма осторожно. Нужно быть на сто процентов уверенным, что вы выбрали, нашли именно такого человека! И надо убедиться, что вы пошли под такой угол подачи не потому, что это путь наименьшего сопротивления. Иногда легче осветить сложную тему с помощью портретного репортажа, вместо того чтобы подойти к ней более трудоемким и сложным путем. На телевидении нужно уметь экономить время и свой творческий ресурс, иначе можно просто опоздать к выдаче репортажа в эфир. 4) Один репортаж – много экспертов – много сообщений. Иногда журналисты, поддавшись панике на съемочной площадке, начинают скакать с одного сообщения на другое без всякой логики. У зрителя создается ощущение хаотично нагроможденной информации. Парадоксально, но такой репортаж иногда при сочетании хорошего закадрового текста, красивого видео и монтажа не всегда выглядит плохим! В этом случае зритель сам вправе выбрать для себя основное сообщение, которое ему интересно. Но что тогда останется репортеру? Он как бы отстраняется от своих обязанностей и в итоге может стать жертвой абсурда, когда сам репортаж может быть неправильно понят аудиторией. Пользоваться им можно только очень опытным репортерам, которые уверены, что они могут свести все факты к единому выводу, и если только эти факты интересны сами по себе или интересно рассказаны. Часто такой вид репортажа используется в проектах телепутешествий. Например, «Непутёвые заметки» с Дмитрием Крыловым («Первый канал»). Как правильно составить сценарный план После того как репортаж определен по виду и углу подачи, журналист может приступать к написанию сценария [14, c. 201]. Это творческий процесс, и во время работы над сценарием может случиться так, что поменяется вся концепция материала. Не поменяется только главное – тема репортажа. Она должна быть раскрыта в полном объеме имеющейся информации. Составление сценарного плана – процесс творческий: это работа с языком, образностью мышления. Даже официальные – скучные, на первый взгляд,– новости могут быть написаны живым и ярким языком. В зарубежной практике сценарий создается еще до съемочного процесса; такой подход пришел на телевидение из кинематографа. Действительно, иногда целесообразнее вначале написать сценарий, а затем следовать по нему во время съемок. Это удобно и правильно с профессиональной точки зрения, если речь заходит о более масштабных проектах: документальных фильмах, специальных проектах, аналитических программах и т.д. Но для новостного репортажа, когда новости запускаются в эфир, что называется, «с колес»,– такой метод неэффективен. Ведь невозможно предугадать, что случится на съемочной площадке. Сегодня многие крупные телекомпании страны внедряют в свою практику новые формы организации съемочного процесса. Чтобы не отнимать время у телерепортеров на различного рода планерки и редакционные летучки, редакционные коллегии еще до начала рабочего дня продумывают весь контент новостных выпусков. Редакторы отделов, продюсеры составляют письменные задания репортерам – так называемые «брифы» и «райдеры» [9, с. 73]. «Бриф» (англ. «brief») – это краткое описание задания, в котором задается тема будущего репортажа, главные герои, контактная информация, место события или съёмки. «Райдер» (англ. «rider») – это техническое описание того, как снять материал, какие вопросы нужно задать респондентам, что необходимо подснять для иллюстрации репортажа. В условиях оперативного вещания такая схема очень удобна и позволяет экономить время на съёмочной площадке и на монтаже. На основе «брифа» и «райдера» журналист может очень быстро написать сценарный план своего репортажа, а оператор – лучше ориентируется на съёмочной площадке. Сценарный план – это документ, по которому любой член вашей команды, даже в ваше отсутствие, может смонтировать материал и выдать его в эфир. Журналист несет за него ответственность. Кроме этого, сценарный план – это еще и источник информации. Некоторые сценарии необходимо хранить годами. Есть такие события, которые носят в себе будущие тенденции. Сохраненный сценарный план поможет восстановить событие, более глубоко понять суть происходящего сегодня. Ниже приводится пример того, как необходимо оформлять свой видеоматериал при подготовке его к эфиру. Такой стандарт с незначительными изменениями, исходящими из организационных особенностей той или иной телекомпании, принят практически повсеместно.
Сценарный план репортажа об учениях из Забайкальского края Эфир 30 августа 2009 года телеканал «Звезда» выпуск новостей 22.00 Хронометраж 2 мин. 30 сек. Date: 2015-07-27; view: 1819; Нарушение авторских прав |