Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТВ-репортажа
Как сделать так, чтобы событие, о котором вы говорите и которому вы были свидетелем, было передано зрителю с максимальной точностью? Как заставить его пережить все те эмоции, которые вы пережили? Сегодня на современное телевидение внедрилось такое понятие, как беспристрастность, но большинство телерепортеров восприняли это понятие слишком буквально. Такие журналисты считают, что достаточно уметь, пользуясь навыками передачи информации, упорядочить события согласно логической цепочке, прокомментировать их шаблонным набором слов и «видеообоев» – и можно выдать в эфир. Вот почему сегодня мы становимся свидетелями серых, безликих, неинтересных выпусков новостей, состоящих из похожих друг на друга сюжетов. Беспристрастность на телевидении должна пониматься несколько по-другому. Это прежде всего объективность в оценке и сопоставлении фактов, возможность выразительно передать зрителю нужный объем достоверной информации – для того чтобы последний смог самостоятельно сделать выводы. Если после эфира на планерке выпускающий редактор скучным голосом говорит: «Ну, вчера у нас в выпуске все сюжеты были ровные»,– это значит, что вам нужно срочно сменить редактора или сменить профессию. Пусть девять сюжетов будут ровными, но десятый должен быть таким, чтобы на следующий день число зрителей вашей новостной программы увеличилось. Телевидение – мощный по своей силе источник воздействия, потому что телевидение способно передать информацию в трехмерном измерении – как в реальной жизни (время, пространство, скорость или движение). Телевидение – прежде всего картинка. Поэтому все должно быть ей подчинено: и ваш закадровый текст и синхроны, и другая информация. Картинка сама по себе уже является источником информации. Поэтому она должна быть максимально реалистичной. Однако камера снимает только то, на что направлен ее объектив, не более. Человек же может, находясь на одной точке, с помощью глаз за считанные секунды составить мнение о происходящем. Поэтому «картинка», состоящая из сцен, планов, кадров, сначала рождается в голове у оператора. Иными словами, задача оператора – увидеть и найти наиболее выгодный ракурс для съемки. Для этого есть множество приемов и навыков [22, с. 5]. Известный кинорежиссер Карен Шахназаров, например, считает, что правильно отснятый и смонтированный видеоряд сам по себе является носителем информации. Проведите такой простой эксперимент: во время трансляции новостных репортажей выключите звук на телевизоре. Если вам только лишь по одной картинке стало понятно, о чем шла речь в материале, то телерепортеры сумели передать вам смысл (тему) своего репортажа. И вы поняли это по ключевым сценам. Ключевая сцена – это «скелет» будущего репортажа, его опора. От ключевых сцен зависит, поймет ли зритель репортаж или нет. В ходе съемок именно им уделяют внимание в первую очередь, а во время монтажа – тем более. Чтобы ключевые сцены репортажа заговорили настоящим языком телевидения, надо забыть о словах и уйти от логики иллюстрирования. Надо начать думать образами и звуками. Нужно помнить, что смысл каждого кадра может выйти за пределы своего буквального значения. Изображение несет в себе дополнительные ассоциации. Иногда их еще называют синонимическим видеорядом. Так рождаются планы-образы. По словам профессора кафедры операторского мастерства ВГИКа Сергея Медынского, план-образ – это показ целого через деталь. Пример плана-образа: в сюжете телекомпании «Югра», посвященном негативному воздействию нефтедобычи на природу, используется крупный план полевого цветка, лепестки которого испачканы нефтью. Классификация планов по мастштабу (крупности) Общепринято считать, что существует четыре вида планов по крупности: общий, средний, крупный и деталь. Однако палитра операторских приемов масштабирования значительно шире [25, с. 5]. Деталь (макрокрупный план). Это мелкий предмет или деталь предмета во весь экран. Это косвенная психологическая характеристика как самого героя репортажа, так и среды его обитания. В репортаже такой план позволяет акцентировать внимание на улике, признаке, подробности, предмете, которые помогают понять событие, потому что являются его причиной или следствием. По сути, деталь – часть структуры репортажа. Например, вы берете интервью, но собеседник запинается, его речь невнятна. Все эти огрехи можно убрать при монтаже. Видео в этом случае будет рваным и не плавным, что очень заметно на экране. Вот тут-то и пригодятся детали (ручка, которая дрожит в руках героя, передавая его взволнованность; предметы на столе и т.д.). Важно только, чтобы эти детали дополнили речь дающего интервью или хотя бы не отвлекали внимание от темы разговора. К съемке деталей нужно всегда подходить скрупулезно. Камера должна быть зафиксирована на штативе. Никаких съемок «с плеча»! Крупный план. Как правило, это лицо человека. На данном плане отчетливо видны тончайшие нюансы психологического состояния героя. Любые эмоции – слезы на глазах, вздернутая в пренебрежении верхняя губа, нахмуренные брови – помогают оказать нужное воздействие на зрителя. Средний план. Человек и среда. Причем человек является центром композиции, а среда второстепенна. Это типичный план для интервью; концентрирует внимание на человеке и приглушает его окружение. Полезный план в случае чересчур отвлекающего контекста. При съемке необходимо «сдвинуть» героя ближе к одному из краев экрана. Тогда вы сможете украсить видео еще одним носителем информации – фоном. Средний план далее подразделяют так: 1. Первый средний (или «молочный») план – съемка человека по грудь (по молочную железу – отсюда и название). Бессмертная классика телерепортажа. Он хорошо служит задачам журналиста, поскольку позволяет уравновешивать в кадре различные компоненты: героев и их окружение, передний и задний план, и т. д. Недостаток его в том, что зачастую это неподвижный план, замкнутый в рамку кадра. Если такие планы преобладают в монтаже, общий результат излишне статичен. Этот план либо позволяет включить в кадр несколько человек, либо используется, чтобы показать одного человека в действии. Таким образом снимают более динамичные синхроны. Если это статичный план, то добавляет сцене торжественности, а если динамичный, то может показать взаимодействие между людьми или между человеком и его окружением. 2. Второй средний (или «американский») план – это съемка стоящего человека чуть выше колена. Такой крупностью плана снимаются стендапы для новостей американского телевидения (отсюда и название). В новостных репортажах он полезен, чтобы показать целую сцену, не включая при этом слишком много деталей (как в общем плане), но при этом – чтобы достичь эффекта погружения зрителя в происходящие события. Общий план. Дает характеристику среды, где происходит действие. По нему зритель получает огромное количество информации – от времени года, суток, атмосферных условий до места действия (город, горы, улица, площадь, двор). Дальний план. Крошечный человек на фоне ландшафта. Это типичный план для кино. Его трудно использовать в теленовостях (встречается в документальных и публицистических фильмах, специальных репортажах), потому что люди и предметы в кадре выглядят слишком мелкими для телеэкрана. С журналистской точки зрения этот план необходим в качестве художественного украшения сюжета, он может стать планом-образом. Также планы подразделяются по расположению: передний (ближний) план, средний план, задний (дальний) план [24, с. 30].
Date: 2015-07-27; view: 677; Нарушение авторских прав |