Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интервью-синхрон в канве репортажа
Для новичка создание репортажа означает прежде всего отбор и размещение синхронов. Ниже приводится несколько рекомендаций на этот счет. Все они не являются строгими правилами, но в процессе определения желаемой роли синхронов они помогают избежать некоторых распространенных ошибок. Интервью не обязательно должно быть ключевой сценой. Хотя ценность интервью огромна, можно без труда представить себе репортаж вообще без синхронов или, по крайней мере, такой репортаж, который не строится целиком вокруг синхрона как ключевой сцены. Иногда ключевыми сценами в репортаже могут стать «лайфы» (при съемке которых звук пишется прямо на камеру на встроенный микрофон) или «стендапы». При съемке репортажа нередко оператор вообще не выключает запись на камере, поскольку порой в ходе события возникают такие уникальные моменты, которые могут стать ключевыми сценами репортажа, добавив ему яркости и выразительности. Тем не менее, если репортаж включает синхроны, именно они чаще всего оказываются самыми длинными планами, а их количество в репортаже, их свойства задают ритм всему репортажу в целом. Следовательно, их необходимо оценивать не только с точки зрения содержания, но и как важные элементы формы, которые могут двигать репортаж вперед или полностью его «утопить». Если вы видите, что синхрон не ложится в канву репортажа – он затянут или неясен, записан с браком по видео или по звуку,– что ж, с ним лучше расстаться. В таком случае необходимо изложить смысл сказанного своими словами и перекрыть этот текст более удачным видеорядом. Поскольку интервью в телерепортаже – это еще и сообщение (а структура телерепортажа состоит из ряда последовательных сообщений), то практически получается, что без интервью не обходится ни один вид телерепортажа. Умение разговорить собеседника перед камерой – ключевой навык для телевизионного журналиста. Ведь на телевидении существует множество жанров, которые базируются именно на интервью. Это телебеседа, теледебаты и всевозможные ток-шоу и разговорные передачи. Интервью для телерепортажа осложняется только одним – это должна быть сжатая, лаконичная информация. И очень редко респонденты бывают готовыми к этой краткости. Задача телерепортёра помочь им чётко сформулировать свою мысль. Для зрителя интервью – это некая новая информация, которую он рассчитывает получить. Существует несколько правил использования синхронов в телерепортаже. Во-первых, синхрон не должен быть длинным. В формате новостного репортажа, на который в среднем отпущено не более трех минут в эфире, один синхрон по времени не должен превышать 30 секунд. Следует помнить, что в одном репортаже может быть несколько интервью. Они должны быть динамичными, дополнять друг друга информацией и не выходить за рамки заданной темы. Длинный синхрон нарушает равновесие между закадровым текстом и самим синхроном и может полностью развалить замысел репортажа. Пример: ж урналист берет интервью на сельскохозяйственной выставке о новом экологически безопасном оборудовании у специалиста Минсельхоза. Тот, пользуясь возможностью сделать себе небольшой пиар, начинает долго и неинтересно рассказывать обо всех сложностях, которые с успехом преодолело вверенное ему ведомство: о том, как «выбивали» бюджетные средства, как организовывали тендер на исполнение проекта, кто занимался этими вопросами (перечисляются десятки фамилий), какие политические силы приняли участие в решении и так далее… В результате его синхрон перевесит все остальные, затянет репортаж и развалит его динамику. Поэтому нужно уметь отличать важное от второстепенного и «резать» синхрон, оставляя от него только самое основное. Это правило касается даже тех интервью, в которых вы беседуете с очень интересными людьми, которые владеют очень большим объемом полезной и значимой информации. После монтажа сюжета необходимо подумать, может ли вам помочь неиспользованный материал для создания другого репортажа. Либо – может ли он подсказать новые темы. Возвращаясь к вышеприведенному примеру, из интервью с представителем министерства сельского хозяйства необходимо оставить лишь информацию, которая ответила бы на вопросы: почему возникла необходимость в создании экологически безопасного оборудования и сколько средств было на это затрачено? Необходимо добиваться ответа на конкретно поставленный вопрос. Правильно заданный вопрос – это 70, а то и 80% успеха телеинтервью для репортажа. Поэтому, выезжая на событие или перед тем как вы принимаете решение на съемочной площадке взять интервью у того или иного респондента, подумайте: 1) что он может вам сообщить; 2) какой информацией он располагает; 3) продумайте и четко сформулируйте свои вопросы. В информационно-новостных репортажах (тем более если они идут в прямой эфир) избегайте длинных вопросов с предысторией, пользуйтесь ими если только вы хотите посвятить зрителя в более детальное рассмотрение проблемы и только если ваш репортаж пойдет в формате информационно-аналитической программы,– в этом случае это вполне допустимо. Нужно избегать вопросов, которые уже в своем составе содержат ответ: в этом случае вы рискуете получить односложный ответ типа «да» или «нет». Это большое везение, когда попадается словоохотливый респондент. Вообще, они делятся на два вида – «молчуна» и «говоруна». Поэтому если вы сталкиваетесь с «молчуном», то нужно попытаться сначала «разговорить» человека. Во-первых, всегда представляйтесь, кто вы, из какой телекомпании. Введите человека в суть вашего вопроса, предварительно побеседуйте о предмете вашего разговора, можно – и на отвлеченные темы. Но будьте осторожны и предельно внимательны к своему собеседнику: излишняя лесть и ваша болтливость может еще больше оттолкнуть его от вас. Постарайтесь убедить, что мнение этого человека чрезвычайно важно для телезрителей. Обычно люди поддаются на такие вещи. Иными словами, нужно расположить к себе собеседника и внушить ему доверие. Чтобы репортаж не утратил своей динамики, в закадровый комментарий не закладывайте ту информацию, которую будет говорить ваш респондент. Не допускайте повтора информации. Закадровый текст перед синхроном должен дать предварительную информацию. Пример: ВЗК (ведущий за кадром): На сельскохозяйственной выставке, которая проходит в этом году в самом любимом месте отдыха горожан – в парке культуры и отдыха, сегодня многолюдно. Неподдельный интерес у посетителей выставки вызывают новые технические приспособления. Специалисты утверждают, что их внедрение станет настоящим ноу-хау в обработке и возделывании земли. (И далее идет синхрон кого-то из специалистов, который расскажет о новом оборудовании и его уникальности.) Поскольку любой репортаж содержит ряд последовательных сообщений, необходимо, чтобы в репортаже была логика. Особое внимание нужно уделять закадровому тексту между синхронами: он должен их связывать, неся не только новую информацию, но и служа прочным мостиком между синхронами. Иначе зритель может потонуть в потоке информации. Пример: допустим, наш первый специалист интервью заканчивает информацией о том, что новое оборудование более бережно относится к верхнему – самому плодородному – слою почвы. Логично в закадровом комментарии рассказать, как это происходит, за счет чего. И продолжить мысль примерно таким текстом: «ВЗК: Над созданием механизмов трудились специалисты института сельскохозяйственного оборудования. В течение пяти лет они скрупулезно изучали иностранные технологии и проводили опыты. Их результаты впечатляют. Состояние почвы на экспериментальных участках улучшилось!» И далее можно поставить синхроны с агрономом (допустим, он расскажет как новые технологии в возделывании почвы повлияют на уровень урожайности) и представителем профильного министерства, который даст комментарий о перспективах работы земледельцев, какие планы на этот счет строит Минсельхоз и какие средства вложило и собирается выделять министерство в дальнейшем на развитие проекта. Некоторые журналисты, исчерпав себя в красноречии и собранной информации и не зная, как предварить следующий синхрон, прибегают к весьма примитивному способу связки: Пример: «А по поводу того, какие перспективы открываются у сельского хозяйства и сколько стоит данный проект, начальник департамента новых технологий министерства сельского хозяйства Иван Иванов сказал так…» (идет синхрон Иванова). Или еще хуже: «…по вопросу перспективы и стоимости нового оборудования начальник департамента новых технологий Иван Иванов утверждает, что…» (далее идет комментарий представителя министерства). У зрителя складывается впечатление, что репортаж собран из кусков не интервью, а монологов, остается ощущение, что журналист не был на событии,– из репортажа уходит жизнь! Лучше избежать такого штампа, и если у вас нет больше информации, или вы затрудняетесь, как бросить мостик,– перепрыгните на следующий! Есть такой способ: можно поставить синхроны встык один к другому через план-перебивку. Допустим, наш специалист сказал, что новое оборудование бережно относится к верхнему плодородному слою почвы, а встык к нему идет синхрон представителя министерства, который просто расскажет о перспективах и стоимости проекта. Между ними ставится план с панорамой нового оборудования. При этом сохранится главное: зритель получит новое сообщение от нового героя. Динамика репортажа сохранена! Существует мнение, что не очень хорошо заканчивать репортаж синхроном. Это мнение утвердилось, когда стали практиковать озвучение авторов материала голосом журналиста в конце репортажа (так называемую «отбивку»). В случае если отбивка ставится после синхрона, у зрителя создается впечатление, что последний респондент и был ведущим репортаж тележурналистом, чье имя прозвучало в конце. Очень нелепо смотрится синхрон, если он несет информацию, которая требует дополнительного комментария или какого-то разъяснения, вывода. Пример: возьмем того же представителя министерства сельского хозяйства, который говорит о перспективах и стоимости. В случае если он изложил информацию в общих чертах, необходимо сказать в последних заключительных словах, какие конкретно перспективы и какие деньги в бюджете государства (региона) планируют заложить в этом году на проект. После этого вполне логично будет сделать отбивку. Бывает, что именно синхрон становится яркой запоминающейся концовкой репортажа,– но только когда вносит какую-то изюминку. Если говорить о нашем репортаже с выставки, неплохо мог бы его закончить «лайф», в котором опытный агроном-земледелец берет в свою руку только что вспаханную новым плугом землю, разминает ее пальцами и восхищается состоянием почвы. После синхрона ставится крупный план руки с землёй, после чего журналист с полным правом ставит отбивку. Такой синхрон дает зрителю образное восприятие, и он запомнит ваш репортаж. По крайней мере, запомнит самое главное – тему репортажа (создали новое оборудование, которое бережно относится к почве). Цель репортажа достигнута. Журналист должен понимать, что зритель обратит особое внимание на тот синхрон, который будет в материале последним. Порядок их расположения всегда отражает оценку журналистом важности высказываний его собеседников. Возьмем в качестве примера репортаж по теме, вызывающей горячие споры. Хотя он был задуман как объективный и полный (ведь в нем представлены две противоположные точки зрения), может показаться, что репортер отдает предпочтение точке зрения, высказанной в последнем по порядку интервью. Эту особенность и называют законом «ударения на конце». Пример: Репортаж А. Синхрон 1: чиновник объявляет о принятом им решении снести детский сад. Синхрон 2: жители – против этого решения. Репортаж Б. Синхрон 1: жители – против решения о сносе детского сада. Синхрон 2: чиновник объявляет о принятом им решении снести детский сад. Второй репортаж ближе к официальной точке зрения, потому что сюжет переходит от слов обычного человека, неспециалиста к официальному заявлению представителя власти, а первый репортаж, наоборот, подвергает сомнению политические меры, которые вызывают недовольство простых граждан [2, c. 46]. Нередко синхрон, помещенный в середине репортажа, становится его центральным моментом только в воображении журналиста. На самом деле если аргумент звучит в начале, срабатывает эффект неожиданности, а если в конце – то так называемый остаточный эффект. А вот все аргументы, звучащие в промежутке между первым и последним, скорее всего, покажутся зрителям менее интересными. Такую потерю интереса к слабому аргументу можно компенсировать, поместив его между двумя более сильными. Но – хочет этого журналист или нет – если в репортаже больше трех синхронов, зрители чаще всего забывают какой-нибудь из тех, что были в середине. Так или иначе, если синхрон помещен в середине репортажа, его подаче нужно уделить особое внимание (с точки зрения продолжительности и интереса для зрителя). Date: 2015-07-27; view: 1601; Нарушение авторских прав |