Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды телерепортажей и особенности их производства





 

Существует несколько разновидностей телерепортажей. Но иногда при производстве большого аналитического материала журналист-телевизионщик может прибегнуть и к видовой компоновке. Событийный репортаж может носить признаки иллюстрированного репортажа, а в проблемном – можно использовать инсценировку; в специальном репортаже может быть использовано сразу несколько видов. Это зависит от того, что, по мнению журналиста наиболее выигрышно может раскрыть тему, усилить драматургию сюжетной линии и т.д. [14, 129]. Но для того чтобы уметь это делать, нужно более детально разобраться в видах репортажей.

Событийный репортаж – слово говорит само за себя. Собственно говоря, любой репортаж является событийным. Случилось событие: катастрофа, стихийное бедствие, забастовка, сенсационное научное открытие, марш протеста, необычное природное явление и прочее. Главное – событие должно иметь социально значимый характер, оно должно затронуть широкие слои общества и быть интересным.

Производство данного вида репортажа – и сложное и простое одновременно. Просто – потому что тема уже понятна, и нужно рассказать о том, что произошло. Событийный репортаж отвечает на основные вопросы: «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», кроме вопроса «Зачем?» или «Почему?». Сложность в том что, как правило, событийный репортаж требует оперативной подготовки, быстрого написания текста и монтажа, а если у телекомпании есть возможность ведения прямого эфира – непосредственной трансляции с места события.

Проблемный репортаж. Есть события, которые происходят не сами по себе, а провоцируются человеческим фактором. Например, «оборотни в погонах», коррупция во властных структурах, проблемы, связанные с ЖКХ, та же забастовка и т.д. После того как это событие будет показано в событийном репортаже, оно может стать и темой для проблемного репортажа. Такой вид репортажа помимо основных вопросов «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?» должен ответить уже и на вопрос «Почему?».

При производстве проблемного репортажа требуется больше времени на подготовку, так как и информации он требует больше. Проблемный репортаж также требует от теленовостийщика своего личного отношения к происходящему, то есть анализа. Такие репортажи, как правило, входят в формат аналитических новостных телепрограмм. И поскольку проблемный репортаж в своем содержании непременно носит конфликт, то журналист, имея свою точку зрения, основанную на анализе, выступает в некотором роде в роли судьи. И он обязан предоставить слово каждой стороне. Прямых выводов такой репортаж не требует. Если журналист грамотно выстроит свой материал, то ситуация становится ясной для зрителя и он сам сделает необходимые выводы. Недопустимо морализаторство в подобном репортаже и назидательные ноты. Задача журналиста – обнажить проблему, поднять ее на острие и обратить на нее внимание общественности.

Инсценированный (постановочный) репортаж. Иногда существуют проблемы, которые носят латентный (скрытый) характер. Общество, погруженное в свои заботы, подчас не видит их. Но такие скрытые тенденции носят в себе угрозу грядущей беды. И вот для того чтобы показать, чем может обернуться скрытая проблема, телевизионщики прибегают к такой форме, как инсценировка. Построение такого репортажа требует четко продуманного сценария, обсужденного с главным редактором и оператором, а если есть возможность, то нужно обратиться за помощью к режиссеру телекомпании. Здесь могут быть использованы такие приемы, как провокация и съемка скрытой камерой.

Обязателен комментарий специалиста; можно включить в такой репортаж блиц-опрос, срез должен быть сделан по всем слоям общества (по возрасту, социальному статусу и другим параметрам). Инсценированный репортаж – это уже работа, приближенная к творчеству. И появление такого репортажа в эфире должно сопровождаться комментарием: почему вы решили сделать такой материал. Главное тут – не обидеть людей. Никакой морали и назидания. Право выводов – за зрителем!

Иллюстрированный репортаж. По своей сути он похож на событийный репортаж и может также транслироваться в прямом эфире; отвечает на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?». Но в отличие от событийного носит несколько описательный, повествовательный характер. Это потребует немного другого ракурса съемки. А закадровый текст будет носить характер комментария или обозрения. Если в событийном репортаже для видео главное – показать место события и само событие, то иллюстрированный репортаж более подробно описывает происходящее; важны детали, акценты, образные планы. Если вы рассказываете, к примеру, о редкой породе овцы, она обязательно должна быть в кадре! Возможна в иллюстрированном репортаже и музыкальная подложка, но это уже на усмотрение режиссера телекомпании. Его решение будет зависеть от того, в каком формате создан данный материал – политическая или экономическая новость, либо она принадлежит к разряду так называемых «софт-новостей» (легких, развлекающих). Классический пример иллюстрированного репортажа – спортивный репортаж. Тут комментарий всегда совпадает с видео.


Специальный репортаж. Нередко в выпусках новостей возникает некоторая подмена понятий. И название «специальный репортаж» обозначает рубрику, в которой может пройти материал любого жанра: портрет, зарисовка, инсценированный или расширенный репортаж и т.д. Иногда и расширенный репортаж называют специальным. Да, действительно, они похожи. С единственной разницей, что расширенный репортаж, каким бы он ни был по хронометражу, отвечает на три поставленных вопроса: «Что? Где? Когда?». Тогда как специальный репортаж обязан ответить еще на вопросы «Почему? Зачем?». Это серьезная аналитическая работа. Специальный репортаж поднимает на острие какую-то проблему, пытается рассмотреть ее с разных точек зрения. И чем больше будет в нем информации по теме, тем лучше. «Фактура» специального репортажа всегда более богата, чем у обыкновенного новостного репортажа.

Подготовка специального репортажа требует несколько иного подхода. В нем как никогда проявляется журналистская добавочная стоимость. Даже если о событии сказано практически все – репортер должен найти новые его повороты, потому что у любого события есть множество граней, нет абсолютно одинаковых мнений и человеческих позиций [10, 54].

И чем больше будет этих мнений, тем более объективно вырисовывается суть, скрытые мотивы. Поэтому журналист, который готовит спецрепортаж, должен уметь анализировать факты и найти способ проиллюстрировать свои выводы. Спецрепортажем может стать не только знаковое, большое событие, но и расследование по какому-то поводу или иллюстрация какого-то происшествия, случая. Словом, в «спецрепе» могут найти отражение все виды телевизионных репортажей. Тексты обычно не бывают скучными и заурядными. Все синхроны, «стендапы», закадровый комментарий, «лайфы» должны ярко проиллюстрировать тему. Особое требование специальный репортаж предъявляет и к видеосъёмкам. Здесь приветствуется творческий подход к процессу: планы-образы, крупные планы, детали, игра со светом и тенью, «живая камера» и даже элементы постановки! Все идет в ход для достижения драматургического накала. Одним словом, видео должно быть более зрелищным.

Специальный репортаж в некотором смысле можно отнести к телевизионной публицистике. По крайней мере, навыки создания такого вида репортажа – это первая ступень к теледокументалистике.

Репортаж в прямом эфире (прямой репортаж). Впервые прямой эфир появился в США. Спутниковые системы связи позволили создать такое оборудование, которое могло записывать и обрабатывать аудио- и видеосигналы и напрямую передавать их в эфирное пространство. А прародителем прямых эфиров было, конечно же, радио. В наши дни телевизионный прямой эфир – это уже не редкость, и многие телекомпании России уже давно практикуют этот способ подачи информации. В условиях роста конкуренции, когда в одном городе есть несколько телекомпаний, с приходом и распространением кабельного и Интернет-вещания их становится все больше. Ведь необходимо завоевать своего зрителя. Это обусловлено рядом факторов, и один из основных – экономический. Канал, который смотрят,– как правило, высокооплачиваемый со стороны рекламодателей. Больше зрителей – больше рекламы. Современный зритель всегда хочет быть в курсе событий и знать самые свежие новости. Телекомпании, которые имеют возможность закупить оборудование для ведения прямого эфира, конечно же, уже в ближайшем будущем займут более выгодные позиции.


Как и чем завоевать своего зрителя? В первую очередь – формой подачи теленовостей. Никто не любит смотреть и слушать скучные, монотонные речи. Уже сейчас многие телерепортеры подкупают зрителя своими артистическими данными, симпатичной привлекательной внешностью. Сегодня новость не только информирует, но и развлекает. На телевидение внедрилось такое понятие, как инфотейнмент (от англ. «info rmation» – «информация» и «enter tainment» – «развлечение») [8, ч. 1, 2].

Инфотейнмент пропагандируют программы, в которых новости или информация представлены зрителям в максимально развлекательной форме («Намедни» – НТВ, «Галилео» – СТС, «Постскриптум» – ТВЦ). На отечественном ТВ этим методом пользуются такие известные журналисты, как Леонид Парфенов, Марианна Максимовская, Екатерина Гордеева, Кирилл Набутов, Наталья Метлина и др.

Прямой эфир требует от тележурналиста молниеносной реакции на то, что происходит, умение грамотно и хорошо говорить, добыть точную информацию, переработать ее и доходчиво изложить зрителю. В прямом эфире репортер становится ушами и глазами зрителя. Он должен обладать не только личным обаянием, но и уметь свободно облекать свои мысли в формы и умозаключения, не навязывая при этом свою точку зрения.

Репортаж, подготовленный для прямого эфира, состоит из нескольких частей:

1) «стендап» (когда журналист информирует зрителя стоя в кадре. От английского "stand-up" – стоять.) На протяжении всего репортажа их может быть несколько;

2) «интервью-синхроны» (мнения людей – участников события, организаторов, экспертов и т.д. и т.п.); они, подчиняясь логике повествования, могут быть разбросаны по всему ходу репортажа;

3) комментарий (репортер должен посвятить зрителя в детали происходящего, пояснить, что происходит; комментарий прямого репортажа будет отвечать на вопросы «Что?», «Где?»; вопрос «Когда?» опускается, поскольку трансляция прямого репортажа идет, как правило, в режиме реального времени);

4) видеоряд (в прямых репортажах обычно преобладает иллюстративность; собственно, это и есть иллюстрированный репортаж, поэтому комментарий должен максимально совпадать с видеоизображением).

В прямом эфире может быть и так, что репортаж будет построен на чем-то одном: на «стендапе», интервью или комментарии, а может быть только на видеоряде.

Прямой эфир – это огромная ответственность журналиста перед аудиторией. Ведь только он в ответе за то, что говорит и показывает. Он должен оставаться беспристрастным, не сеять панику, не озвучивать непроверенные данные, даже если они носят сенсационный характер. Уж лучше добротные стандартные новости, чем дешевая сенсация! Если репортаж делается в записи, то огрехи, совершенные во время съёмок, можно прикрыть усилиями монтажеров и корректировкой сценария репортажа, а в прямом эфире все недочеты и профессиональная безграмотность выплывут наружу. В прямом эфире, как от прямого удара,– нечем прикрыться!







Date: 2015-07-27; view: 3149; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию