Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление имуществом общественного объединения





 

Статья 30. Собственность общественного объединения

 

Комментарий к статье 30

 

1. В ст. 30 речь идет о видах имущества, которое общественное объединение может иметь в своей собственности. Перечень имущества является открытым и подлежит расширительному толкованию постольку, поскольку это не ограничено законодательством.

По сути, право иметь имущество в собственности для общественных объединений не ограничено по сравнению с правом иных юридических лиц.

Прежде всего, напомним, что право собственности включает в себя совокупность прав владения, пользования и распоряжения. Собственник в отношении своего имущества вправе по своему усмотрению совершать любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ).

В нашем случае в роли субъекта права - собственника выступает общественное объединение. Более подробно о субъектах права собственности в общественных организациях говорится в ст. 32 - 36 и комментариях к ним. Объектами права выступают в основном объекты материального мира - имущество, перечисленное в частях 1 - 2 ст. 20.

Из ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 ГК РФ, которые выделяют частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, следует, что собственность общественных объединений относится к частной форме собственности.

2. Подробнее остановимся на некоторых видах собственности из числа прямо названных в ч. 1 - 2 ст. 20.

Итак, в собственности общественного объединения могут находиться земельные участки.

Правовой режим земельных участков устанавливается в зависимости от вида отношений, которые складываются по его поводу.

Согласно ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ, земельным участком признается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым.

По общему правилу имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Право собственности на земельные участки, а также сделки с земельными участками подлежат государственной регистрации.

Общественные объединения, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Здания, строения, сооружения также являются недвижимостью, подлежащей государственной регистрации.

Здание представляет собой разновидность архитектурно-строительного сооружения, предназначенного для целей пребывания в нем людей.

Строением является капитальная постройка, рассчитанная на длительную эксплуатацию, образующая хозяйственно и технически единое целое с земельным участком и обособленная от прилегающих построек.

Под сооружением понимается любой иной, кроме здания (дома), строительно-архитектурный или технический объект, в том числе гидротехнический (шлюзы, акведуки, маяки и др.), транспортный, включая объекты транспортной инфраструктуры: железнодорожные и автомобильные путепроводы, мосты, пристани, линии электропередачи, трубопроводы и др. Сооружения могут носить характер временной постройки.

Ввиду отсутствия четкого разграничения названных понятий, в настоящее время понятие "строение" из ГК РФ исключено.

Жилищный фонд выделен отдельно как особый вид недвижимости (зданий).

Жилищным фондом является совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ст. 19 Жилищного кодекса РФ).

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды, понимаемые как совокупность жилых помещений, находящихся в соответствующей собственности.

Жилищный фонд, принадлежащий общественной организации, предназначен для целей проживания граждан на условиях безвозмездного пользования или для проживания граждан на условиях возмездного пользования.

Например, общественная организация, в уставе которой одной из целей деятельности названа помощь нуждающимся гражданам, оставшимся без жилья, вправе иметь в собственности жилые помещения, которые предоставляются бездомным в безвозмездное пользование или в пользование за небольшую плату. При этом члены общественной организации не вправе использовать жилье для личных нужд.


Заметим, что цели использования жилищного фонда должны быть определены в уставе общественного объединения и соответствовать целям создания и деятельности общественного объединения.

Транспорт (или транспортные средства) является движимым имуществом и включает в себя устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Инвентарем можно считать любые объекты материального мира, подлежащие инвентарному учету (инвентаризации), в том числе производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие юридическому лицу, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Имуществом культурно-просветительного назначения является имущество, служащее для распространения культуры, просвещения (такие, как учебники, справочная литература, музыкальные инструменты, произведения искусства и др.), но не объекты недвижимости (библиотеки, картинные галереи, выставки и т.п.).

Под имуществом оздоровительного назначения необходимо понимать имущество, служащее для оздоровления, профилактики заболеваний, в том числе лекарственные средства, технические средства реабилитации инвалидов, медицинская и спортивная техника и др.

Как следует из ст. 140 ГК РФ, под понятием "денежные средства" в широком смысле следует понимать не только наличные денежные средства, но также и имущественные права на суммы, которые находятся на банковских счетах общественного объединения.

Под ценной бумагой следует понимать документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ).

Акция является ценной бумагой и удостоверяет право общественного объединения - владельца акции (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении делами акционерного общества, а также на получение части имущества, оставшегося после ликвидации.

Общественные объединения вправе быть владельцами не только акций, но и иных ценных бумаг, в том числе:

- государственных облигаций;

- облигаций;

- векселей;

- чеков;

- депозитных и сберегательных сертификатов;

- банковских сберегательных книжек на предъявителя;

- приватизационных ценных бумаг;

- иных документов, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143 ГК РФ).

Приведем пример из судебной практики, касающийся защиты прав общественной организации - держателя ценных бумаг.

При удовлетворении иска векселедержателя к обязанным по векселю лицам в решении арбитражного суда должен содержаться вывод о солидарном взыскании суммы с должников. Векселедатель выдал акционерному обществу простой вексель, который впоследствии дважды индоссировался. Векселедержатель - общественная организация, не получив в срок платежа по векселю от векселедателя, обратился в арбитражный суд с иском о взыскании вексельной суммы к трем ответчикам: векселедателю и двум индоссантам. Арбитражный суд удовлетворил иск векселедержателя полностью за счет векселедателя (подробнее см. п. 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.1997 N 18 "Обзор практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте").


Общественное объединение может использовать принадлежащую ему собственность только для достижения целей, предусмотренных ее уставом. Учредители (участники, члены) общественных объединений утрачивают свои права на имущество, переданное ими в собственность общественному объединению.

Особый порядок установлен в отношении имущества общественных объединений добровольной пожарной охраны. Такое имущество, используемое добровольной пожарной охраной, формируется посредством передачи имущества учредителя (учредителей) во владение, в аренду и (или) в безвозмездное пользование на долгосрочной основе:

- взносов и пожертвований;

- поступлений от мероприятий, проводимых в соответствии с уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины;

- за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны;

- иных не запрещенных законодательством РФ поступлений (в том числе средств страховых организаций, осуществляющих страхование имущества и (или) гражданской ответственности на случай пожара).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. Имущество, полученное общественными объединениями пожарной охраны за счет средств поддержки, оказанной органами государственной власти и органами местного самоуправления, учитывается раздельно.

Имущество и средства, находящиеся в собственности (во владении, в пользовании, распоряжении) добровольной пожарной охраны, имеют строго целевое использование (для достижения уставных целей).

Важным моментом является то, что в случае ликвидации общественного объединения пожарной охраны имущество, полученное и (или) приобретенное за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, передается на баланс соответствующего территориального подразделения Государственной противопожарной службы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Как мы видим, судьба имущества ликвидированной пожарной охраны в ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" решается совершенно особенным образом.


В случае ликвидации такой организации судьба имущества решается на основании ст. 26.

3. Согласно ч. 2 ст. 30 в собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями. Указанные виды собственности, по сути, можно считать совокупностью (комплексами) движимого и недвижимого имущества.

Издательства, как правило, представляют собой учреждения, предприятия, осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.

К средствам массовой информации относятся периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, программы, брошюры, а также иные формы периодического распространения массовой информации.

Перечень имущества и имущественных прав (и соответственно, обязанностей), которыми может владеть общественное объединение, не является исчерпывающим. При этом различные виды имущества объединению могут принадлежать на праве аренды, безвозмездного временного пользования, на условиях займа и т.п.

Общественные организации могут являться собственниками, владельцами или пользователями имущественных прав. Пример использования имущественных прав приведем следующий.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к общественной экологической организации о запрещении несанкционированного использования созданной истцом базы данных о составе допущенных на территории области правонарушений и взыскании компенсации. Истец заявил, что является обладателем авторских прав на названную базу данных, а ответчик незаконно использует ее для получения сведений об экологических правонарушениях, на основе которых планирует свою деятельность по охране окружающей среды. Факт использования общественной экологической организацией базы данных, авторские права на которую принадлежат истцу, был установлен. Однако суд указал, что условием для выплаты компенсации является установление случая нарушения с целью извлечения прибыли, поэтому оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за нарушение его авторских прав на базу данных не усмотрел (подробнее см. п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах").

Круг объектов права собственности общественного объединения может быть ограничен нормой специального федерального закона. Действующие в настоящее время ограничения в отношении прав собственности на объекты касаются обычно всех юридических и физических лиц, за редким исключением.

Большинство объектов, которые не могут принадлежать общественным объединениям, являются изъятыми из гражданского оборота (ст. 129 ГК РФ).

Так, согласно п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ); зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды, и т.п.

Ограничения также установлены следующими нормами:

- ст. 3 Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами";

- ст. 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии";

- ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";

- ст. 5 Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности";

- ст. 5 Федерального закона от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" и т.п.

4. Общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления (ч. 4, подробнее см. ст. 10, 34 и комментарии к ним).

Из нормы ст. 1012 ГК РФ следует, что по договору доверительного управления имуществом общественное объединение (учредитель управления) вправе передать другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах общественного объединения.

В свою очередь, доверительный управляющий наделен полномочиями совершать в отношении переданного ему имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах общественного объединения.

Передача имущества общественного объединения в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего.

5. Собственность общественного объединения защищается и охраняется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации - уголовным, административным, гражданским правом.

Гражданско-правовые способы защиты перечислены в ст. 12 и описаны в главе 20 ГК РФ "Защита права собственности и других вещных прав". Защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки и иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а в соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Общественные организации могут обращаться в суд с исками о признании за ними права собственности.

Так, Нижегородская областная организация Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация" - РОСТО (ДОСААФ) обратилась с иском к Министерству государственного имущества и земельных ресурсов о признании права собственности на отдельно стоящее нежилое здание. Иск основан на ст. 218 ГК РФ и мотивирован тем, что спорный объект построен истцом в установленном законом порядке, а потому принадлежит ему на праве собственности. В связи с тем что доказательства выделения в установленном законом порядке земельного участка под строительство административного здания, получения разрешения на строительство и осуществления строительства за свой счет истцом не представлены, суд сделал вывод о том, что истец не доказал наличия юридических фактов, необходимых для признания права собственности в силу ст. 218 ГК РФ. Однако наличие добросовестного, открытого и непрерывного владения спорным недвижимым имуществом позволяет общественной организации воспользоваться положениями ст. 234 ГК РФ в самостоятельном порядке (п. 2 Обзора практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, связанных с признанием права собственности (второй квартал 2009 года)).

Уголовные меры наказания за совершение преступлений против права собственности предусмотрены за различные виды хищения имущества общественной организации: за кражу, мошенничество, присвоение или растрату, грабеж, разбой, вымогательство, причинение ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, уничтожения или повреждения (ст. 158, 159, 160, 161, 162, 163, 165, 168 УК РФ).

Меры административной ответственности за совершение правонарушений против права собственности предусмотрены главой 7 КоАП РФ, в частности ст. 7.17 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за уничтожение или повреждение имущества при отсутствии признаков преступления.

 

Статья 31. Источники формирования имущества общественного объединения

 

Комментарий к статье 31

 

1. Комментируемая статья перечисляет источники формирования имущества общественного объединения, к которым относит:

- вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом;

- добровольные взносы и пожертвования;

- поступления от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

- доходы от предпринимательской деятельности общественного объединения;

- доходы от гражданско-правовых сделок;

- доходы от внешнеэкономической деятельности общественного объединения;

- для политических партий, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах, - целевые пожертвования в виде денежных средств и иного имущества;

- другие, не запрещенные законом поступления.

Как мы видим, перечень источников финансирования сформулирован не исчерпывающим образом. Подробнее остановимся на каждом из источников финансирования.

Первыми среди всех видов источников названы вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом.

Вступительный взнос уплачивается, как правило, в течение установленного периода времени с момента принятия нового члена (участника) в состав участников общественного объединения. Например, в уставе может содержаться следующее положение: "Заявитель обязан в течение 30 дней со дня принятия общим собранием членов объединения решения о приеме заявителя в члены объединения внести вступительный членский взнос, если общим собранием не определен иной порядок внесения взносов".

В связи с тем что размер и условия уплаты взносов могут часто изменяться в зависимости от экономических и иных условий деятельности общественного объединения, в устав часто включают отсылочное положение об уплате взносов, например, типа: "Членство в организации предусматривает уплату вступительного членского взноса (п. 4.6), периодических членских взносов, а также целевых членских взносов на условиях, установленных решением общего собрания членов организации. Порядок уплаты и размер членских взносов определяются решением общего собрания членов организации".

Член общественного объединения, добровольно вступая в нее, одновременно также добровольно принимает на себя обязанность признавать устав объединения, уплачивать все установленные ею взносы и в полном объеме выполнять другие требования, обязательные для членов объединения.

Такое добровольное волеизъявление в силу пункта 2 статьи 307 ГК РФ относится к основаниям возникновения обязательства. При неуплате членом объединения членских взносов объединение вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов, гарантированной статьей 46 Конституции РФ.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. N 8993/07 признаны ошибочными решения судов апелляционной и кассационной инстанций, которые сочли, что "ни действующее законодательство, ни устав ассоциации не предусматривают права на принудительное взыскание с члена ассоциации взносов в случае его отказа от их внесения, поэтому у сторон не возникли обязательства, предусмотренные ст. 307 ГК РФ. Суд обратил внимание, что в соответствии с комментируемой статьей одним из источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Такие поступления не квалифицированы в законе как добровольные, в отличие от другого источника формирования имущества - добровольных имущественных взносов и пожертвований.

Добровольные взносы и пожертвования объединены вместе в качестве одного источника финансирования. Еще раз обратим внимание на то, что добровольные взносы, в отличие от членских и вступительных, вносятся исключительно в добровольном порядке. Их размер может быть различным и, как правило, не может быть ограничен каким-либо максимальным или минимальным размером.

Пожертвования представляют собой "дарение вещи или права в общеполезных целях" (ст. 582 ГК РФ). На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

Пожертвование имущества общественной организации может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению, в частности на участие партии в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, назначенных на конкретную дату. При отсутствии такого условия пожертвование используется в соответствии с назначением имущества.

По закону общественное объединение, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

При использовании пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением жертвователь, его наследники или иной правопреемник вправе требовать отмены пожертвования.

Пожертвования принимаются в рамках благотворительной помощи.

Например, ФАС Поволжского округа в своем Постановлении от 21 марта 2006 г. по делу N А55-2450/2005-30 установил, что "имущество общественного благотворительного фонда поддержки учителей "Дельта" формируется на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений, целью фонда является использование имущества на общественно полезные цели". В связи с этим суд проверил наличие взаимоотношений фонда по выдаче благотворительной помощи с поверенными и физическими лицами (учителями, преподавателями, воспитателями) и установил отсутствие нарушений ведения деятельности.

Поступления от лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий выделены в качестве самостоятельного источника формирования имущества. Перечисленные мероприятия могут проводиться, только если это предусмотрено уставом объединения. В данном случае понятие "поступления", по сути, равнозначно понятию "доходы".

Доходы от предпринимательской деятельности общественные объединения могут получать постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы. Объединения направляют доходы от предпринимательской деятельности на достижение уставных задач. Они не подлежат перераспределению между членами объединения. Подробнее о доходах от предпринимательской деятельности см. ст. 37 и комментарий к ней.

Приведем пример из судебной практики.

Так, инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Ярославля обратилась в арбитражный суд с иском к региональной молодежной общественной организации "Шейпинг-Центр" о взыскании неуплаченных налогов, пеней и налоговых санкций. Суд установил, что из представленных в дело ведомостей сдачи членских взносов следует, что их уплата не была обязательной и регулярной для членов организации. Членами организации считались лица, уплатившие вступительные взносы и указанные в соответствующих ведомостях, то есть состав членов изменялся ежемесячно в зависимости от уплаты денежных средств. Размер членских взносов и порядок их уплаты определялся президентом организации самостоятельно. Суд указал на то, что граждане фактически являлись не членами общественной организации, а потребителями возмездно оказываемых услуг по занятию шейпингом, и сделал вывод о том, что полученные в качестве членских взносов денежные средства являются выручкой от реализации услуг, то есть доходом от предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению (подробнее см. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июня 2000 г. N А82-98/99-А/1).

Таким образом, были выявлены и пресечены попытки скрыть доходы, фактически полученные от занятия предпринимательской деятельностью.

Доходы от гражданско-правовых сделок подразумевают под собой прибыль, полученную от реализации имущества, принадлежащего общественному объединению (например, от продажи нежилого помещения), а также от операций, в которых общественное объединение выполняет роль посредника в сделке и получает от этого прибыль.

Помимо купли-продажи, к сделкам, в результате которых общественные объединения чаще всего получают прибыль, относятся сделки от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), сделки по предоставлению в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, по предоставлению в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), а также сделки займа, кредита, банковского вклада, а также сделки с ценными бумагами и долговыми обязательствами.

Доходы от внешнеэкономической деятельности общественные объединения могут получать вследствие поддержания прямых международных контактов и связей, заключения соглашений с иностранными некоммерческими неправительственными организациями. Подробнее о внешнеэкономической деятельности объединений см. ст. 46, 47.

2. Среди всех общественных объединений целевые пожертвования фактически могут принимать только политические партии. Причем только те партии, которые принимают участие в выборах и референдумах и пожертвования которым необходимы в связи с этой деятельностью. Участие политических партий в выборах и референдумах регулируется ст. 36 - 37 Федерального закона "О политических партиях".

В Федеральном законе "О политических партиях" такому источнику финансирования, как пожертвования, определена отдельная ст. 30. В ней прямо указано, что политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник.

Отдельно оговаривается перечень лиц, которые не могут делать пожертвования политической партии и ее региональным отделениям, к которым, в частности, относятся иностранные граждане и лица без гражданства, международные организации и международные общественные движения, благотворительные организации и религиозные объединения и некоторые другие.

Как правило, пожертвования и от юридических, и от физических лиц принимаются в безналичном порядке.

Обратите внимание, что члены общественного объединения не имеют прав собственности на долю имущества, принадлежащую объединению.

 

Статья 32. Субъекты права собственности в общественных организациях

 

Комментарий к статье 32

 

1. В комментируемой статье содержатся особенности распределения права собственности в общественных организациях между самими организациями и их членами.

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Право собственности общественные объединения получают с момента государственной регистрации создания в порядке, установленном ст. 21. Именно с момента госрегистрации организации получают право формировать имущество на основе вступительных и членских взносов от своих членов, приема пожертвований, а также иными способами, перечисленными в ст. 31.

В отличие от коммерческих организаций различных организационно-правовых форм, таких, как общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества, члены общественной организации не имеют права собственности на долю имущества, принадлежащего такой организации.

Обратимся к общей норме п. 2, 3 ст. 48 ГК РФ, где юридические лица условно разделены на три категории по признаку принадлежности имущества.

К первой группе относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, в отношении которых их участники имеют обязательственные права.

Ко второй группе относятся юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, а именно государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

И, наконец, в третью группу входят юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, в том числе общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Таким образом, в комментируемой норме воспроизводится положение п. 3 ст. 48 ГК РФ о том, что участники (члены) общественной организации не имеют имущественных прав в отношении имущества такой организации. Это означает, что в случае ликвидации организации они не смогут получить какое-либо имущество или его часть. Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется, как правило, на цели, предусмотренные уставом объединения (подробнее см. ст. 26 и комментарий к ней).

Право на имущество участники (члены) организации утрачивают с момента его передачи организации. Документально факт передачи может оформляться по-разному, в зависимости от основания такой передачи: актом приема-передачи, договором о пожертвовании, решением общего собрания (конференции) об установлении размера членского взноса и приходным ордером и т.п.

2. Если общественные организации имеют свои структурные подразделения (отделения), действующие на основе единого устава данных организаций, право собственности на имущество принадлежит общественной организации в целом. Структурные подразделения (отделения) организаций, не имеющие самостоятельного статуса и являющиеся юридическими лицами, прав на самостоятельное владение, пользование и распоряжение (из которых и "складывается" право собственности) не имеют.

Структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций обладают ограниченным правом - правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками. Точно так же действуют казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления согласно ст. 296 ГК РФ.

Судебная практика также показывает, что то обстоятельство, что региональное отделение общественной организации имуществом на праве оперативного управления не наделялось, не может служить основанием для освобождения общественной организации от имущественной ответственности по обязательствам регионального отделения при недостаточности имущества у этого отделения.

Так, по одному из дел суд не принял по внимание доводы ответчика о том, что региональное отделение зарегистрировано как общественная организация, является юридическим лицом и собственником имущества; что региональное отделение не является общественным учреждением и не наделялось имуществом на праве оперативного управления "головной" общественной организацией, в связи с чем возложение на последнего субсидиарной ответственности по данному иску посчитал необоснованным (см. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 февраля 2001 г. N А65-7102/2000-СГ1-5).

Право оперативного управления имуществом является производным от права собственности, а потому структурные подразделения (отделения), за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных не только законом, но и заданиями собственника этого имущества.

Кроме того, использование имущества должно отвечать целям деятельности организации и соответствовать назначению этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за структурным подразделением (отделением) либо приобретенное структурным подразделением (отделением) за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у структурного подразделения (отделения), организация - собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

При этом предусматривается также, что плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление (а не в собственность) (п. 2 ст. 299 ГК РФ). Собственник в любом случае вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).

3. Часть 3 комментируемой статьи посвящена разграничению прав имущественных прав между общественными организациями, входящими в союз или ассоциацию, и союзом или ассоциацией в целом.

В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация). Сами же территориальные организации являются собственниками принадлежащего им имущества.

Здесь стоит обратить внимание на то, что объединения территориальных организаций, о которых идет речь, нельзя отождествлять с ассоциациями (союзами), создание и деятельность которых регулируется ст. 121 - 123 ГК РФ. Такие объединения создаются на основе специального закона, а потому по-иному строятся отношения между союзом (ассоциацией) территориальных организаций и входящими в них самостоятельными юридическими лицами. Союз (ассоциация) в этих случаях создается не на основе добровольно заключаемого договора, а в силу эффективного выполнения одних и тех же задач.

В случае отсутствия документов, подтверждающих статус структурного подразделения, к примеру профсоюзной организации, при возникновении имущественного спора между профсоюзными организациями по вопросу принадлежности членских взносов суд вправе отказать вышестоящей профсоюзной организации во взыскании ее доли профсоюзных взносов на основании того, что профсоюзная организация - структурное подразделение вошла в состав вышестоящей профсоюзной организации на правах самостоятельного юридического лица <8>.

--------------------------------

<8> Никифорова Н.Н., Сенников Н.М. Внутрисоюзные споры юридического характера, разрешаемые в судебном порядке // Трудовое право. 2008. N 6.

 

Статья 33. Субъекты права собственности в общественных движениях

 

Комментарий к статье 33

 

В комментируемой статье речь идет об имуществе общественных движений, источниками появления которого являются:

- поступление извне, например в форме пожертвований;

- создание за счет собственных средств, например изготовление оборудования;

- приобретение за счет собственных средств (покупка).

С правовой точки зрения содержание комментируемой статьи является достаточно спорным. Представляется, что законодателю следовало бы разграничить вопрос принадлежности имущества в зависимости от того, является общественное движение юридическим лицом или не является.

По сути, если общественные движения зарегистрированы в качестве юридических лиц, то в ГК РФ вопрос о принадлежности имущества юридическому лицу решается однозначно. Имущество принадлежит юридическому лицу, правовой режим имущества юридического лица регулируется нормами ст. 117, 211, 213 ГК РФ.

Статус руководящих органов общественных движений все же остается недостаточно определенным. Например, в случае приобретения имущества общественным движением, не зарегистрированным в качестве юридического лица, не совсем понятно, на кого - на общественное движение или на его руководящий орган (на физическое лицо или на нескольких лиц в долевой собственности) недвижимость будет регистрироваться регистрирующим органом. В регистрирующий орган обязательно должны быть представлены учредительные документы юридического лица, которое подает заявление о государственной регистрации сделки.

Бесспорным является тот факт, что право на недвижимое имущество возникает у общественного объединения, создание которого зарегистрировано, а фактически вопросы владения, пользования и распоряжения таким имуществом будет решать постоянно действующий руководящий орган.

 

Статья 34. Субъекты права собственности в общественных фондах

 

Комментарий к статье 34

 

Нормы комментируемой статьи следует расценивать с учетом нормы ст. 118 ГК РФ, согласно которой фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

Аналогичные положения содержит и ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Вспомним положения ст. 30 комментируемого Закона: только общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности определенное имущество, необходимое для материального обеспечения его деятельности.

Следовательно, лишь общественные фонды, являющиеся юридическими лицами, могут быть субъектами права собственности.

Полномочия собственников таких фондов осуществляют постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах.

Понятие "права собственника" означает наличие и возможность реализации прав владения, пользования и распоряжения имуществом. Так, именно постоянно действующие руководящие органы имеют право представлять интересы общественного объединения в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по вопросам регистрации недвижимого имущества, сделок купли-продажи, аренды, передачи в безвозмездное пользование и по регистрации иных подобных сделок.

 

Статья 35. Управление имуществом в общественных учреждениях

 

Комментарий к статье 35

 

1. В комментируемой статье речь идет об управлении имуществом в общественных объединениях, которые созданы в организационно-правовой форме общественных учреждений.

Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления. В данном случае речь может идти только о тех учреждениях, которые зарегистрированы в качестве юридических лиц.

Нами уже было рассмотрено содержание права оперативного управления в комментарии к ст. 32. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

При разрешении споров, связанных с осуществлением общественными учреждениями права хозяйственного ведения или оперативного управления, следует учитывать особенности, установленные статьями 295 и 296 ГК РФ. В частности, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Сделки, совершенные общественными учреждениями по отчуждению имущества вопреки названным ограничениям, являются ничтожными.

2. В соответствии с ч. 6 ст. 35 доходы, полученные от уставной деятельности общественных учреждений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе.

Итак, имущество, полученное общественным учреждением от собственника, учредителя (учредителей), ставится на баланс общественного учреждения.

Понятие "отдельный баланс" было исключено из Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организаций" ПБУ 4/99, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, которым следует руководствоваться общественным объединениям. Под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Названное Положение по бухгалтерскому учету устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

Бухгалтерский баланс входит в бухгалтерскую отчетность, которая также состоит из отчета о прибылях и убытках, приложений к балансу и отчету и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные (также об обязанности вести бухгалтерскую отчетность см. комментарий к ст. 27).

3. Из ч. 7 ст. 35 следует, что общественные учреждения освобождены от ответственности по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. В норме ч. 7 законодателем допущена ошибка: так называемую субсидированную ответственность собственника следует понимать как субсидиарную (т.е. дополнительную) ответственность, которая установлена ст. 399 ГК РФ. При недостаточности имущества у общественного учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет, в том числе оплачивает долги этого учреждения, собственник соответствующего имущества.

 

Статья 36. Субъекты права собственности в органах общественной самодеятельности

 

Комментарий к статье 36

 

Органы общественной самодеятельности могут быть собственниками имущества только в том случае, если они имеют статус юридического лица.

Источники получения имущества, по сути, любые: получение имущества по завещанию от наследодателя, создание новой вещи, изготовленной или созданной для себя, получение доходов в результате использования собственного имущества и т.п.

Чаще всего право собственности на имущество, которое имеет собственника, приобретается другими лицами, в том числе и органами общественной самодеятельности, на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Одним из способов приобретения имущества в собственность является и случай реорганизации юридического лица. Право собственности этого юридического лица на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

 

Статья 37. Предпринимательская деятельность общественных объединений

 

Комментарий к статье 37

 

1. Предпринимательская деятельность, которую вправе вести общественные объединения, осуществляется с особенностями, которые предусмотрены комментируемой статьей.

Общие положения о ведении предпринимательской деятельности содержатся в ГК РФ. Пункт 2 ст. 117 ГК РФ практически повторяет норму части 1 комментируемой статьи: "Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, соответствующую этим целям".

При этом предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Из приведенного определения следует, что осуществлять предпринимательскую деятельность вправе общественные объединения, в отношении которых принято решение о государственной регистрации и запись о создании которых внесена в Единый государственный реестр (подробнее о государственной регистрации см. ст. 21 и комментарий к ней).

Коммерческие организации в осуществлении тех или иных видов предпринимательской деятельности, в принципе, ограничены только уставом. Заниматься теми видами деятельности, которые не предусмотрены в уставе, либо теми, для осуществления которых необходимо специальное разрешение или лицензия, которая у организации отсутствует, запрещено.

В отношении некоммерческих организаций, том числе общественных объединений, действуют более жесткие правила: их предпринимательская деятельность должна:

- соответствовать уставным целям деятельности;

- осуществляться постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых организация создана.

Как следует из ст. 24 ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация, в том числе общественное объединение, может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Так, по одному из дел о ликвидации Санкт-Петербургского общественного фонда содействия укреплению законности и правопорядка "Правопорядок - Санкт-Петербург" районный суд сослался на ст. 24 ФЗ "О некоммерческих организациях". Судом установлено, что в Уставе фонда отсутствуют положения, предусматривающие возможность осуществления фондом предпринимательской деятельности, в том числе предоставления транспортных услуг. Вместе с тем, как следует из представленных суду копий договоров оказания транспортных услуг по аренде транспортных средств с экипажем, предметом которых является возмездное предоставление фондом транспортных услуг для перевозки представителей контрагента, фондом осуществлялась деятельность, не соответствующая видам деятельности, предусмотренным п. 2.1 Устава. Кроме того, в ходе проведения заявителем проверки общественным объединением не представлены документы, подтверждающие направление полученной объединением прибыли от осуществления предпринимательской деятельности на достижение целей, ради которых она создана (см. решение Санкт-Петербургского городского суда от 9 апреля 2013 г. по делу N 3-54/13).

2. Тот или иной вид предпринимательской деятельности, указанный в уставе общественного объединения, не должен являться основным и может носить исключительно вспомогательный характер. Основным может являться только тот вид деятельности, который объединение может осуществлять безвозмездно. Например, безвозмездно может осуществляться консультирование, в то же время участие в торговых операциях, сдача в аренду обычно носят возмездный характер.

Общее количество видов деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческая организация, законом не ограничено. Очевидно, что при определении их количества учредители обязаны руководствоваться принципом разумности.

Обычно общественное объединение выбирает определенную сферу деятельности, например политику, образование или благотворительность.

Ограниченный перечень видов платной деятельности, которыми вправе заниматься общественные объединения, предусмотрен только для организаций - собственников целевого капитала, использующегося в качестве источника финансирования их уставной деятельности.

Целевой капитал формируется за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, части имущества объединения, переданной ею в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности. Формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала осуществляются на основании Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала могут осуществляться в целях использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки).

Перечень видов платной деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация - собственник целевого капитала, за исключением специализированной организации, утвержден распоряжением Правительства РФ от 13 сентября 2007 г. N 1227-р.

Некоторые виды деятельности могут осуществляться общественным объединением исключительно на основании специального разрешения (лицензии). Лицензируются только те виды деятельности, которые предусмотрены в законе в качестве лицензируемых.

Однако надо сказать, что общественные объединения крайне редко совмещают свои основные виды деятельности с лицензируемыми.

Как следует из ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия предоставляется на каждый вид деятельности и действует бессрочно.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Аннулирование лицензии производится в судебном порядке.

3. Обратим внимание на то, что общественное объединение вправе заниматься предпринимательской деятельностью только постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.

Виды предпринимательской деятельности, приносящей доход, включают в себя следующее:

- производство товаров и услуг, отвечающих целям создания общественного объединения;

- приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;

- участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Приведенный список видов деятельности является закрытым, однако в принципе предполагает расширительное толкование. Например, в рамках права осуществлять реализацию услуг по консультированию потребителей товаров, работ и услуг общественное объединение может участвовать на рынке в качестве посредника, заключать договоры оказания услуг по подбору поставщика или изготовителя, выступая стороной договора, предъявлять претензии, иски о взыскании задолженности по заключенным договорам, а также пени и понесенных убытков и т.д.

Предпринимательская деятельность объединения должна соответствовать целям создания организации. Например, если общественное учреждение бесплатно обучает детей с дефектами слуха (в качестве уставного вида деятельности), то на платной основе такое учреждение опять же вправе осуществлять деятельность в сфере образования, но не в сфере медицины.

И наконец, большое значение для оценки такого соответствия имеет устав каждой конкретной организации.

Точные критерии оценки соответствия предпринимательской деятельности уставной для общественного объединения также законодательно не определены. В уставе могут содержаться различные формулировки видов деятельности, однако они должны формулироваться с учетом видов деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

На практике это выливается в судебные споры общественных организаций, особенно с участием налоговых органов.

Например, владение акциями, которое приносит организации дивиденды, вряд ли можно назвать предпринимательской деятельностью. Ведь акционер не участвует непосредственно ни в пользовании имуществом, ни в продаже товаров, ни в выполнении работ или оказании услуг.

Представляется, что законодателю следовало бы выработать перечень видов предпринимательской деятельности, которыми запрещено заниматься некоммерческим организациям. В настоящее время такие нормы являются разрозненными и не носят систематизированного характера. Так, в ГК РФ имеется норма о том, что некоммерческие организации, в том числе общественные объединения, не вправе осуществлять доверительное управление имуществом (ст. 1015 ГК РФ).

4. Если предпринимательская деятельность общественного объединения имеет дополнительный характер и ведется на общих основаниях, то учет доходов и расходов для целей эффективного налогообложения должен быть установлен отдельно для каждого из видов деятельности.

Налоговым кодексом РФ установлены особый порядок и условия налогообложения различных видов доходов общественных объединений.

Из п. 2 ст. 251 НК РФ следует, что налогом на прибыль не облагаются целевые поступления на содержание общественного объединения и ведение им уставной деятельности. В данном случае речь идет о целевых поступлениях на содержание общественных объединений и ведение ими уставной деятельности, поступивших безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также о целевых поступлениях от других организаций и (или) физических лиц, использованных общественными объединениями по назначению. К ним относятся осуществленные вступительные взносы, членские взносы (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ), имущество, имущественные права, переходящие по завещанию в порядке наследования (пп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ), имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Факт принятия лица в члены общественного объединения должен быть зафиксирован документально, например в протоколе общего собрания, конференции или съезда.

К целевым поступлениям, не учитываемым при налогообложении прибыли, также относятся пожертвования (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Добровольные имущественные взносы признаются внереализационным доходом и подлежат налогообложению, так как такой взнос не считается целевым финансированием (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Например, добровольный взнос члена общественного объединения на проведение семинара не является членским или вступительным взносом, считается выручкой от реализации услуг и подлежит налогообложению.

Исключение составляют средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Как и другие некоммерческие организации, общественные объединения являются плательщиками НДС (ст. 143 НК РФ). В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) признается объектом налогообложения. На общественные объединения распространяется правило о том, что если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей, организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в порядке, установленном статьей 145 НК РФ.

5. Законодательством РФ установлен ряд ограничений на осуществление общественными объединениями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

Ограничения предусмотрены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом "О политических партиях" и федеральными законами, регулирующими порядок проведения выборов и референдумов.

В частности, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под добровольным пожертвованием гражданина понимается безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, специальный счет референдума. Добровольное пожертвование юридического лица представляет собой безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, специальный счет референдума.

Запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума:

- благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;

- анонимным жертвователям;

- некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, фонд референдума, денежные средства либо иное имущество от иностранных государств; организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год), и некоторым иным категориям лиц.

Размер добровольных пожертвований политических партий не должен превышать для каждой политической партии 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума, а размер добровольных пожертвований граждан и юридических лиц для каждого гражданина, юридического лица соответственно 1 процента и 7 процентов от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума.

При этом предельная сумма всех расходов из средств фонда референдума не может превышать 250 миллионов рублей.

6. В собственности общественных объединений могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством РФ. Кстати говоря, аналогичный перечень имущества содержится в ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", затрагивающей особенности деятельности общественных организаций инвалидов.

В собственности общественных объединений не может находиться:

- имущество, исключенное из оборота или ограниченное в обороте (наркотические, психотропные вещества и т.п.);

- имущество, которое не может быть использовано для осуществления уставных целей, в том числе для ведения предпринимательской деятельности.

7. Для достижения уставных целей общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, в том числе общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации. Не стоит забывать, что, помимо названных видов коммерческих организаций, общественные организации могут создавать другие общественные объединения и вступать в ассоциации и союзы.

Доходы от предпринимательской







Date: 2015-08-15; view: 868; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.102 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию