Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III. Права и обязанности общественного объединения





 

Статья 27. Права общественного объединения

 

Комментарий к статье 27

 

1. Комментируемая статья содержит перечень основных прав общественных объединений, которые необходимы им для осуществления уставных целей. Права, предоставленные законом общественным объединениям, являющимся юридическими лицами, и права, предоставленные общественным объединениям, не имеющим статуса юридического лица, отличаются по своему объему. Общественные объединения - юридические лица обладают большим объемом прав.

Подробнее остановимся на отдельных правах общественных объединений.

В первую очередь рассмотрим, в чем заключается право свободно распространять информацию о своей деятельности.

В основе данного права лежит положение ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, в соответствии с которым каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Общественные объединения имеют право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; на применение информационных технологий; на обеспечение защиты информации (см. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Общественным объединениям, зарегистрированным в качестве юридических лиц, принадлежит право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Указанное участие осуществляется, прежде всего, посредством представительства общественных объединений в выборных органах государственной власти и органов местного самоуправления, а также в замещении выборных должностей. Кроме того, в ч. 4 ст. 17 Закона закреплена обязательность участия общественных объединений в решении органами государственной власти и органами местного самоуправления вопросов, затрагивающих интересы общественных объединений либо согласовывать решения с общественными объединениями.

Согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" общественными объединениями либо попечительскими (читательскими) советами может быть обжаловано неправомерное решение о ликвидации государственных библиотек. Обжалование производится в судебном порядке.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" общественные объединения, созданные для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении, в целях объединения коллективных усилий членов этих организаций для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, в соответствии с их уставами имеют право на:

- внесение в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ предложений по осуществлению мероприятий и совершенствованию технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- проведение по просьбе членов общественных объединений исследования причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, передачу материалов в прокуратуру и представление интересов своих членов в суде;

- проведение мероприятий по профилактике аварийности.

Кроме того, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами общественные объединения с их согласия могут привлекаться к проведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Так, постановлением вышестоящего суда подтверждена правомерность решения об отказе в удовлетворении требований, заявленных Региональной общественной организацией "Защита прав потребителей", которая обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России о признании незаконным бездействия по неисполнению положений ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также об обязании Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России исполнить данную статью. Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что после отмены медицинских справок в качестве необходимого документа для прохождения технического осмотра автомобиля проверка справок осуществляется один раз в 10 лет. Водители не несут никакой ответственности за нарушение периодичности прохождения осмотра. Отказ суда мотивирован тем, что законность действий (бездействия) может быть проверена судом лишь по заявлению лица, чьи права нарушены (подробнее см. Постановление ФАС МО от 26 февраля 2013 г. по делу N А40-88722/12-119-835).

Общественные объединения имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования являются публичными мероприятиями. Порядок их проведения регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Целью проведения публичных мероприятий является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Общественные объединения, организующие проведение публичных мероприятий, должны руководствоваться принципами законности и добровольности участия в публичном мероприятии (см. ст. 15 и комментарий к ней).

Порядок организации публичного мероприятия установлен ст. 4 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" участники публичного мероприятия имеют право:

- участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

- использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;

- принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, иных уполномоченных лиц, а также соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Основаниями прекращения публичного мероприятия согласно ст. 16 указанного Закона являются создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Одним из наиболее значимых прав общественных объединений является право учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность.

Названное право общественных объединений реализуется в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации".

Под средствами массовой информации понимаются периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации. Периодическим печатным изданием называется газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; а под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Общественное объединение может стать учредителем (соучредителем) средства массовой информации и осуществить регистрацию редакции. Не может быть учредителем общественное объединение, деятельность которого запрещена законом, например общественное объединение, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности их к экстремистской деятельности или терроризму. Напомним, такой перечень ведется Минюстом России.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

Общественные объединения вправе без регистрации:

- печатать периодические печатные издания тиражом менее одной тысячи экземпляров;

- распространять радио- и телепрограммы по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более 10 абонентов;

- распространять аудио- и видеопрограммы в записи тиражом не более 10 экземпляров.

Смена учредителя, изменение состава соучредителей, а равно наименования (названия), языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации. Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация. При изменении местонахождения редакции, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для сетевого издания, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации общественное объединение, являющееся учредителем, обязано в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган.

Отказ заявителю, выступающему от имени общественного объединения, в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:

- если заявление подано от имени объединения, по закону не обладающего правом на учреждение средств массовой информации (например, если эта деятельность не согласуется с положениями устава);

- если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

- если наименование (название), примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации в смысле ч. 1 ст. 4 Закона "О средствах массовой информации", т.е. если они направлены на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

- если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же наименованием (названием) и формой распространения массовой информации.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.

В качестве самостоятельного права общественных объединений, зарегистрированных в качестве юридических лиц, предусмотрено право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством.

Представление интересов отдельных слоев населения возможно реализовать путем участия в выборах. Так, порядок выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы регулируется Федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе федерального списка кандидатов. При этом непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией. Выдвижение кандидатов в составе федерального списка кандидатов может быть осуществлено политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах.

В ст. 27 не установлено, какие именно общественные объединения наделяются правомочием представлять и защищать в суде права граждан без их доверенности.

Реализация положений комментируемой статьи и уставной (правозащитной) цели общественным объединением путем подачи в суд заявления о защите гражданских прав конкретного гражданина (или нескольких граждан) возможна при наличии у общественного объединения доверенности от представляемого лица (см. Определение Конституционного Суда РФ от 11 октября 2002 г. N 265-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы местного органа общественной самодеятельности "Реформа" на нарушение конституционных прав и свобод статьями 42 и 115 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и статьей 27 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Еще одним важным правом общественных объединений является право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Согласно п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 4 ГПК РФ).

Часть 1 ст. 259 ГПК РФ также предусматривает право избирательных объединений, их доверенных лиц, политических партий, их региональных отделений, иных общественных объединений, инициативных групп по проведению референдума и их уполномоченных представителей иных групп участников референдума и их уполномоченных представителей, на обращение с заявлением в суд в случае нарушения избирательных прав. Аналогичная норма содержится и в п. 10 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Судебная практика показывает, что общественные объединения не вправе обращаться в суд по поводу любых нарушений избирательного законодательства, за защитой прав других лиц, чьи интересы они не вправе представлять.

Так, по одному из дел суд установил, что Областное общественное движение "За честные выборы" уставом не наделено правом участвовать в выборах, выдвигать кандидатов, обращаться в суд за защитой неопределенного круга лиц и сделал обоснованный вывод о том, что права обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц данному общественному движению не предоставлено ни федеральным законом, ни уставом движения, а соответственно, движение не является участником избирательного процесса (см. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2005 г. N 82-Г05-2).

Обратим внимание на то, что возможность представительства прав своих членов должна быть отражена в уставе общественного объединения.

Общественные объединения вправе предоставлять в антимонопольный орган материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, для проведения внеплановой проверки. По общему правилу предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности. На основании поступивших материалов издается приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки (подробнее о проведении проверок см. ст. 25.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

2. Перечень прав общественных объединений, зарегистрированных в качестве юридических лиц, и объединений, не имеющих статуса юридического лица, не сформулирован как исчерпывающий. Следовательно, он может быть дополнен путем анализа норм действующего законодательства.

Так, для общественных организаций (объединений), в том числе политических партий, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций предусмотрен упрощенный порядок заключения отдельных договоров. Речь идет о заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на основании Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". По общему правилу перечисленные договоры могут заключаться только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Однако для общественных объединений сделано исключение (п. 4 ч. 1 ст. 17.1).

Из приведенной нормы следует право общественных объединений на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества без участия в конкурсе или аукционе.

Пунктом 12 ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" профсоюзным объединениям и объединениям работодателей по их письменному запросу или в соответствии с соглашением сторон об информационном взаимодействии предоставлено право на бесплатное получение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета.

Особые права общественных объединений предусмотрены отраслевым законодательством. Перечень прав общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, назван в ст. 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Руководствуясь ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с законодательством РФ, если это не противоречит уставу объединения. В чрезвычайных ситуациях общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений обязаны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

В законах субъектов РФ также могут предусматриваться нормы, касающиеся прав общественных объединений, но только те, которые соответствуют федеральным законам. Так, ст. 16 Областного закона Ленинградской области от 13 ноября 2003 г. N 93-оз "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.

В соответствии со ст. 37 общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Они могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

Дополнительные права для конкретных видов общественных объединений могут быть предусмотрены специальными законами.

К числу таких законов относится Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", ст. 26 которого определяет перечень прав политической партии. Многие из перечисленных там прав дублируют права, предусмотренные комментируемой статьей.

Применительно к политическим партиям перечень прав общественных объединений дополнен, в частности, правом создавать региональные, местные и первичные отделения, в т.ч. с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.

Под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ; в субъекте РФ, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии; иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, которые предусмотрены ее уставом.

Политические партии также имеют право свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица; устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации; осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ и уставом политической партии (обо всех правах политических партий см. ст. 26 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ).

3. В последнее время общественные объединения активно пользуются правом на участие в системе общественного контроля. Общественный контроль реализуется с участием общественных объединений в разных сферах.

Как следует из ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", общественные объединения оказывают содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Общественный контроль осуществляют общественные наблюдательные комиссии и члены общественных наблюдательных комиссий. Общественные наблюдательные комиссии не являются юридическими лицами. Таким образом, законодатель не смешивает между собой понятия "общественное объединение" и "общественная наблюдательная комиссии", указывая на их разницу их статуса в ст. 5 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ к полномочиям членов общественной наблюдательной комиссии относится посещение в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии мест принудительного содержания. Иные общественные объединения оказывают содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, по согласованию с администрациями мест принудительного содержания в порядке и формах, которые предусмотрены ст. 21, 22 упомянутого Закона.

В суде оспаривались действия ОМВД России по Усманскому району Липецкой области, которым отказано в удовлетворении заявления О. - эксперта Общероссийского общественного движения "За права человека" о предоставлении допуска в изолятор временного содержания для проведения проверки соблюдения прав человека. Со ссылкой на ст. 16 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ суд отметил, что, поскольку О. не является членом общественной наблюдательной комиссии, а Общероссийское общественное движение "За права человека" и его эксперты законом не наделены полномочиями посещать места принудительного содержания в целях контролирования соблюдения прав граждан, находящихся там, правовые основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют. Федеральными законами, регулирующими правоотношения в данной сфере, граждане, Общероссийское общественное движение "За права человека", а также эксперты данного общественного объединения правом посещать места принудительного содержания в целях контролирования соблюдения прав граждан, находящихся там, не наделены (см. Апелляционное определение Липецкого областного суда от 6 ноября 2013 г. по делу N 33-2871/2013).

Таким образом, круг полномочий общественных объединений по вопросам осуществления общественного контроля по вопросам проверки соблюдения прав человека и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, ограничен положениями устава, с одной стороны, и нормами законодательства - с другой.

Правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладают общероссийские, межрегиональные или региональные общественные объединения, отвечающие ряду признаков. Они должны:

- иметь государственную регистрацию;

- осуществлять свою деятельность не менее 5 лет со дня создания;

- уставной целью или направлением деятельности иметь защиту или содействие защите прав и свобод человека и гражданина;

- не иметь предупреждений, вынесенных в письменной форме о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, в течение одного предыдущего года со дня вынесения предупреждения (если оно не было признано судом незаконным);

- деятельность общественного объединения не должна быть приостановлена (если решение о приостановлении не было признано судом незаконным).

Руководящий коллегиальный орган общественного объединения может выдвинуть не более двух кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии.

Кандидат должен достигнуть возраста 25 лет и иметь опыт работы в области защиты прав граждан. Он не может иметь судимость либо быть признанным решением судом недееспособным или ограниченно дееспособным. В анкете кандидата указываются следующие данные:

- фамилия, имя, отчество;

- число, месяц, год и место рождения;

- гражданство;

- образование;

- ученая степень, звание;

- место работы;

- домашний адрес и телефон;

- данные паспорта или документа, удостоверяющего личность;

- сведения о судимости (снятии судимости) либо о наличии решения суда о признании недееспособным, ограниченно дееспособным;

- сведения о наградах.

Заявление о выдвижении кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии направляется секретарю Общественной палаты. Оно должно быть направлено секретарю Общественной палаты не позднее 60 дней со дня опубликования уведомления в средствах массовой информации о начале процедуры выдвижения кандидатур.

К письменному заявлению должны быть приложены следующие документы:

- решение руководящего коллегиального органа общественного объединения;

- нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об общественном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц;

- устав общественного объединения;

- информация о деятельности общественного объединения;

- сведения о кандидате в члены общественной наблюдательной комиссии, подтверждающие соответствие кандидата требованиям закона;

- заявление кандидата в письменной форме, подтверждающее его желание войти в состав общественной наблюдательной комиссии.

Срок полномочий общественной наблюдательной комиссии составляет три года. Член общественной наблюдательной комиссии наделяется полномочиями на срок полномочий общественной наблюдательной комиссии, в состав которой он входит.

В настоящее время общественные наблюдательные комиссии регулярно переизбираются во всех субъектах РФ.

4. Общественный контроль реализуется общественными объединениями в отношении соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, которые проводятся на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно ст. 102 названного Закона общественные объединения вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля. Соответствующие цели и задачи, виды деятельности должны быть отражены в уставе общественного объединения.

В рамках предоставленных полномочий общественные объединения, осуществляющие общественный контроль, вправе:

- подготавливать предложения по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;

- направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

- осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ;

- обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю;

- обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

- обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями, рассматриваются заказчиками в течение 30 дней.

 

Статья 28. Права и обязанности общественного объединения при использовании своего названия

 

Комментарий к статье 28

 

1. Любое общественное объединение является самостоятельным и независимым субъектом в гражданском обороте, то есть обладает организационным единством, имущественной обособленностью и самостоятельной имущественной ответственностью. Наличие собственного названия (наименования) является обязательным качеством организации, так как не позволяет смешивать общественное объединение с другими похожими организациями, действующими на той же территории. Например, на территории России может действовать Общероссийская общественная организация "Российская оборонная спортивно-техническая организация", которую невозможно спутать по наименованию с какой-либо другой организацией.

Прежде всего, в соответствии со ст. 54 ГК РФ каждое юридическое лицо должно иметь свое наименование (т.е. название), содержащее указание на его организационно-правовую форму. Соответственно, это требование является общим для всех видов коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений.

Под организационно-правовой формой юридического лица понимается совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Например, организационно-правовой формой организации Общероссийская общественная организация "Российская оборонная спортивно-техническая организация" является "общественная организация".

Помимо этого, официальное название общественного объединения должно содержать указание на его территориальную сферу деятельности. Возможны следующие варианты выбора территориальной сферы деятельности:

- в пределах Российской Федерации (общероссийские);

- в пределах нескольких регионов (межрегиональные);

- в пределах одного региона (региональные);

- в пределах муниципального образования, города и т.п. (местные общественные объединения).

Подробно на особенностях указания в названии общественного объединения территориальной сферы его деятельности останавливаться не будем, поскольку об этом подробно описано в ст. 14 и комментарии к ней.

В отличие от других видов некоммерческих организаций, только общероссийские общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения, могут использовать в своих наименованиях слова "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа (ст. 14).

Отдельно следует акцентировать внимание на том, что порядок выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования установлен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 753. Разрешения выдаются Министерством юстиции РФ (подробнее также в ст. 14 и комментарии к ней).

Сходные ограничения могут содержаться и в иных нормативных правовых актах. Так, ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закрепляя за Российской академией наук исключительное право на использование своего наименования, запрещает любым иным лицам использование наименования Российской академии наук. Такое использование правомерно только для организаций, находящихся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук. По требованию Российской академии наук общественное объединение либо другое лицо обязано прекратить использование такого наименования и возместить причиненные убытки.

Как уже отмечалось, особым видом общественных объединений являются спортивные федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" официальное наименование местной спортивной федерации должно соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ об общественных объединениях, и содержать:

- указание на ее организационно-правовую форму (общественная организация);

- территориальную сферу ее деятельности (местная);

- на вид или виды спорта, в целях развития которых создана спортивная федерация.

Официальное наименование региональной спортивной федерации (за исключением официального наименования региональной спортивной федерации, не являющейся юридическим лицом) должно соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, и содержать указание на:

- организационно-правовую форму (общественная организация);

- территориальную сферу ее деятельности (региональная);

- на вид или виды спорта, в целях развития которых создана спортивная федерация.

Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ использовать в наименованиях юридических лиц словосочетание "общероссийская спортивная федерация" вправе только общественные организации после приобретения статуса общероссийской спортивной федерации.

И местная спортивная федерация, и региональная спортивная федерация, и общероссийская спортивная федерация вправе использовать в своем наименовании слово "союз" или слово "ассоциация", не являющиеся в этом случае указанием на ее организационно-правовую форму.

Название общественного объединения подлежит регистрации одновременно с государственной регистрацией соответствующего объединения в качестве юридического лица. Соответственно, после государственной регистрации объединения ему принадлежит исключительное право на наименование, составляющее элемент его интеллектуальной собственности. Использование третьими лицами данного средства индивидуализации, являющегося объектом исключительных прав, возможно только с согласия правообладателя.

Следует обратить внимание на то, что наименование общественного объединения, как и любого другого юридического лица, может быть полным и сокращенным. Полное и сокращенное наименование содержится в уставе объединения, а также обязательно указывается в заявлении о создании, подаваемом для государственной регистрации объединения в качестве юридического лица.

Например, в п. 1.6 Устава общественного движения указано: "Полное наименование движения на русском языке: Общероссийское общественное движение "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ". Сокращенное наименование движения: ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ФРОНТ".

Наименование общественного объединения в обязательном порядке должно содержаться в круглой печати соответствующего объединения. Если объединение имеет собственные штампы и бланки, его название указывается также на этих штампах и бланках.

На практике выполнение требования об указании полного наименования на печати организации подчас затруднительно, так как полные наименования общественных объединений нередко содержат большое количество слов, порой более десяти. Многословные полные названия общественных объединений с трудом могут помещаться в графы банковских платежных поручений. Поэтому многие объединения стремятся иметь более удобное наименование.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Это значит, что запрещено "указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии".

Например, запрещено создание расистских организаций, таких, как Национал-социалистическая партия белого человека или Ку-клукс-клан.

2. Согласно ч. 2 ст. 28 Закона в названии общественного объединения не допускается использование:

- наименований органов государственной власти (например, словосочетания "орган внутренних дел");

- наименований органов местного самоуправления (например, словосочетания "комитет по управлению имуществом города Самары");

- наименований Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (если иное не установлено законодательством);

- наименований, сходных с указанными наименованиями до степени смешения (например, наименования для политической партии "ЛЛДПР");

- наименований существующих в России политических партий без их согласия (например, наименования "Молодая гвардия");

- наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с тем, что ее цели или действия направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Интересен следующий пример о запрете деятельности организации.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ от 14 мая 2002 г. N 56-Г02-10 оставила без изменения решение Приморского краевого суда от 14 марта 2002 г. о ликвидации и запрете деятельности Владивостокской общественной организации "Независимая общественная прокуратура". При этом суд сослался на то, что в ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" создание общественной прокуратуры данным Федеральным законом не предусмотрено.

Политические цели могут преследовать только организации, которые созданы в качестве политических партий. К числу таких целей относятся формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах. Как следствие этого, в названиях иных видов общественных объединений, кроме политических партий, не могут содержаться слова "политическая", "партия", а также образованные на их основе слова и словосочетания.

В названии общественного объединения не допускается использование наименований существующих в Российской Федерации политических партий без их согласия или политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации.

Так, Свободная демократическая партия России изменила свое наименование на Общероссийскую политическую общественную организацию "Свободные демократы России". Изменения зарегистрированы Минюстом РФ 27 ноября 1998 г. Тем самым допущены нарушения комментируемого Закона, поскольку в названиях общественных объединений, за исключением наименований политических партий, не могут содержаться слова "политическая", "партия" и образованные на их основе слова и словосочетания. 9 апреля и 19 ноября 2007 г. в адрес постоянно действующего руководящего органа объединения Минюстом России вынесены предупреждения, обязывающие устранить нарушения. С учетом этого судами сделан правильный вывод о том, что на протяжении ряда лет ответчик в нарушение требований комментируемого Закона не вносил изменения в наименование, игнорируя законные распоряжения федерального органа государственной регистрации, что само по себе свидетельствует о грубом нарушении действующего законодательства РФ (см. Определение Верховного Суда РФ от 28 ноября 2013 г. N АПЛ13-514).

3. Общественное объединение имеет право использовать в своем названии имя гражданина только с письменного согласия такого гражданина, достигшего 18 лет, либо с письменного согласия его законных представителей, если гражданин не достиг совершеннолетия или находится под опекой в силу своей недееспособности.

Законными представителями могут являться родители, усыновители, опекуны или попечители. Согласие должно быть оформлено в письменном виде и позволять установить подлинность подписи гражданина или его законного представителя (обычно подпись свидетельствуется нотариально). Согласие как подтверждающий документ подается в уполномоченный орган или его территориальный орган вместе с заявлением о государственной регистрации общественного объединения.

Исключением являются политические партии, которые не имеют права использовать в своем названии имя гражданина ни при каких условиях.

 

Статья 29. Обязанности общественного объединения

 

Комментарий к статье 29

 

1. Комментируемая статья возлагает на общественные объединения ряд обязанностей.

В отличие от прав, которые дифференцируются в зависимости от наличия или отсутствия у общественного объединения статуса юридического лица, обязанности общественных объединений установлены одинаковые для всех. Перечень обязанностей сформулирован в ст. 29 как исчерпывающий, однако перечень обязанностей увеличивается за счет иных норм комментируемого Закона и норм иных федеральных законов о специальных видах общественных объединений.

Подробнее остановимся на наиболее важных обязанностях общественных объединений.

Первой названа обязанность общественного объединения соблюдать российское законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Обязанность носит общий и отсылочный характер.

В качестве одного из законов, который обязаны соблюдать общественные объединения, имеющие в своем штате работников, является Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

Общественные объединения как страхователи обязаны уплачивать страховые взносы за своих работников. Работники выступают как застрахованные лица.

В результате работники общественных объединений имеют право на получение:

- оплаты расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

- пенсии по случаю потери кормильца;

- пособия по временной нетрудоспособности;

- страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, возмещение дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию и т.п.

Общественные объединения как страхователи обязаны:

- встать на учет и сняться с учета у страховщика;

- уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы;

- представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов;

- вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме;

- предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

- выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

В связи с тем что норм законодательства, которым общественные объединения обязаны руководствоваться в своей деятельности, существует большое множество, не представляется возможным перечислить их в комментируемой статье.

Обязанность заключать с работниками добровольной пожарной охраны трудовые договоры возложена на юридические лица - общественные объединения пожарной охраны. Добровольные пожарные трудятся без заключения трудового договора, но имеют совокупность прав и свобод, гарантированных государством, обязанности и ответственность добровольных пожарных установлены Федеральным законом от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" и иными нормативными правовыми актами, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине. Соответственно, в отношении работников добровольная пожарная охрана выполняет все обязанности работодателя (подробнее о добровольной пожарной охране см. комментарий к ст. 4).

Общественные объединения обязаны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций".

Общественное объединение, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган) документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Общественное объединение представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

Уполномоченный орган (его территориальный орган) не вправе отказать в принятии указанных документов и в случае их непосредственного представления общественным объединением обязан выдать расписку с отметкой об их получении.

Датой представления общественным объединением указанных документов считается дата их фактического получения уполномоченным органом (его территориальным органом), если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.

Приведенный выше порядок распространяется на структурные подразделения международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации.

Для общественных объединений разработаны и утверждены следующие формы отчетности:

- формы отчетов о деятельности, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- формы отчета об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании (см. формы в приложениях к Приказу Минюста РФ от 29 марта 2010 г. N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций").

Как и все иные организации, за исключением бюджетных, общественные объединения обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с их уставами учредителям, участникам или членам объединения, налоговым органам, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

Бухгалтерская отчетность должна представляться общественными объединениями в налоговые органы и органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" многие общественные объединения, как и большинство некоммерческих организаций, обязаны вести бухгалтерский учет в общем или в упрощенном порядке. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческих организаций по общему правилу состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Общественные объединения представляют бухгалтерскую отчетность один раз в год по итогам отчетного года.

Бухгалтерская отчетность может быть представлена общественным объединением непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи соответствующий орган обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Днем представления общественным объединением бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

Общественные объединения используют в своей деятельности формы отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, а также отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), утвержденные Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Приказ впервые начал использоваться для представления отчетности за 2011 год. Основная форма бухгалтерского баланса, которую применяют большинство общественных объединений, содержится в приложении N 1 к данному Приказу, форма отчета об изменениях капитала и форма отчета о движении денежных средств, форма отчета о целевом использовании полученных средств утверждены приложением N 2. Особая форма документа применяется социально ориентированными некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями, в ней содержится бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств (см. приложение N 6 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н).

Упрощенный порядок ведения бухучета вправе применять только те общественные объединения, чьи поступления денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год не превысили три миллиона рублей.

Объединения, имеющие поступления, превышающие три миллиона рублей за предшествующий отчетный год, а также коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, саморегулируемые организации, некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведут бухгалтерскую отчетность в общем порядке.

Общественным объединениям, осуществляющим предпринимательскую деятельность и имеющим, кроме выбывшего имущества, обороты по продаже товаров (работ, услуг), рекомендовано применять форму отчета о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений.

Общественные объединения, являющиеся субъектами малого предпринимательства, должны формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе:

- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

- в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения объединения или финансовых результатов его деятельности.

Общественные объединения самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов. Иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (т.е. пояснения) оформляются в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложений, утвержденных Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н.

Общественным объединением должно соблюдаться налоговое законодательство.

Согласно ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации. При этом налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения соответствующие налоговые декларации (ст. 285, 286 и 289 НК РФ). Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Декларация включает в себя расчет налога на прибыль организаций, а также сведения о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования.

Общественной организацией по истечении каждого налогового периода представляются декларации по НДС (см. ст. 143, 174 НК РФ). Общественным объединением, осуществляющим за налоговый период только деятельность, операции по которой освобождены от налогообложения, декларация заполняется не полностью - только титульный лист и разделы 1 и 7.

Налог на имущество организаций уплачивается и соответствующие декларации составляются общественными объединениями, имеющими имущество. Общественные объединения исчисляют и уплачивают налог на имущество организаций в том же порядке и сроки, что и иные некоммерческие и коммерческие организации (ст. 373, 386 НК РФ). Специальных правил для подачи налоговой декларации также не предусмотрено, и не имеет значения, ведет организация коммерческую деятельность или нет.

Кроме того, общественное объединение обязано отчитываться по таким налогам, как НДФЛ (как налоговый агент для физического лица - плательщика НДФЛ), транспортный налог (если согласно ст. 357 НК РФ на общественное объединение зарегистрированы транспортные средства), земельный налог (если объединение обладает землей на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования, то налог уплачивается ст. 388 НК РФ и налоговые декларации подаются по месту нахождения земельного участка).

По действующему налоговому законодательству общественные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы по месту учета независимо от того, возникает ли у них объект налогообложения или нет.

Кроме того, на общественные объединения нормой п. 3 ст. 80 НК РФ возложена обязанность представлять сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

Особые обязанности могут возлагаться на отдельные виды общественных объединений специальными законами. Так, на такой вид общественных объединений, как общероссийские спортивные федерации, возлагаются дополнительные обязанности нормой ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Перечислим некоторые из них:

- во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта обеспечивать развитие соответствующих видов спорта в Российской Федерации;

- разрабатывать и представлять в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта программы развития соответствующих видов спорта в порядке, установленном этим органом;

- участвовать в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а также в противодействии проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;

- организовывать и (или) проводить ежегодно детско-юношеские спортивные соревнования по развиваемым виду или видам спорта;

- обеспечивать размещение на своих официальных сайтах в сети Интернет такой информации, как правила вида или видов спорта, утвержденные в установленном порядке; положения (регламенты) о спортивных соревнованиях, организуемых и проводимых общероссийской спортивной федерацией; информация о членах и структурных подразделениях (региональных отделениях) общероссийской спортивной федерации; сведения о руководящих органах общероссийской спортивной федерации; информация о результатах аудиторских проверок деятельности общероссийской спортивной федерации в случае проведения таких проверок; некоторой иной;

- уведомлять в письменной форме не позднее чем за десять дней федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта о проведении очередного заседания высшего руководящего органа общероссийской спортивной федерации;

- согласовывать кандидатуры на должность главного тренера спортивной сборной команды Российской Федерации по соответствующему виду спорта с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в установленном им порядке;

- представлять ежегодно в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта отчет о деятельности, отчет о каждом проведенном всероссийском спортивном мероприятии, межрегиональном спортивном мероприятии, об участии в каждом международном официальном спортивном мероприятии.

2. Второй обязанностью общественного объединения названа обязанность ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Отчеты размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Датой размещения отчетов и сообщений на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет является дата предоставления открытого доступа к ним.

Отчеты общественных объединений дополнительно могут быть размещены в сети Интернет на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети Интернет. Срок размещения отчетов и сообщений в сети Интернет не может составлять менее одного года.

В целях защиты персональных данных размещению в сети Интернет не подлежат сведения о дате рождения, данных документа, удостоверяющего личность, месте жительства, а также иные сведения личного характера членов руководящего органа общественного объединения. Не могут публиковаться отчеты, содержащие сведения и изображения, распространение которых ограничивается или запрещается законодательством РФ.

Направление отчета или сообщения для размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет производится путем заполнения содержащейся на сайте формы отчета либо посредством прикрепления файла, содержащего заполненный отчет.

Так, в судебном порядке было ликвидировано РОО "Международный правозащитный центр" и сведения о нем были исключены из ЕГРЮЛ. Организацией не опубликованы отчеты об использовании имущества за 2010, 2011 гг., не соблюдался Устав в части проведения конференций, деятельности координационного совета и ревизионного органа, не соблюдался порядок приема и выхода из организации. Организация не представляла информацию о своей деятельности органам государственной статистики. Суд установил, что имеющиеся в учетном деле отчеты о деятельности организации от 21 апреля 2011 г., от 24 сентября 2012 г. содержат идентичные сведения, по существу не могут свидетельствовать об осуществлении уставной деятельности. Суд принял решение о ликвидации организации, поскольку к общественной организации, ее руководителю ранее принимались возможные меры воздействия (вынесение предупреждений, составление протоколов об административном правонарушении, обращение в органы прокуратуры для применения мер прокурорского реагирования) и "на момент рассмотрения дела недостатки в деятельности организации, обладающие длительным, систематическим и существенным характером, полностью не устранены" (см. Апелляционное определение ВС Республики Марий-Эл от 25 июля 2013 г. по делу N 33-1272).

Отсюда можно сделать вывод о возможности применения особо жесткой санкции в виде ликвидации общественного объединения за неопубликование отчетов об использовании имущества, если эти нарушения носят длительный, систематический и существенный характер и, как правило, если сопровождаются иными нарушениями обязанностей, возложенных на объединение нормой ст. 29.

3. Общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности.

Подпунктом "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" установлено, что некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.<

Date: 2015-08-15; view: 520; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию