Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть пятая. Знаковые системы культуры_____





сообщения, отправленного божеством или первопредками сво­им потомкам. Такими знаками были, например, завершающие рефрены, построенные по модели Так говорил такой-то (име­ется в виду бог, первопредок, авторитетный шаман и т.п.), а также концовки этиологических1 мифов, построенные по фор­муле Вот почему с тех пор стало так-то (ср.: Вот почему вода в морях с тех пор соленая; С тех пор у медведя короткий хвост; Вот почему крик Ворона, даже когда он веселится и радуется, звучит так зловеще и т.п.).

Иные координаты — в фольклорных сказаниях. Если миф — это священное знание, то эпос — рассказ (песнь) о героическом, важном и достоверном, однако не о священном. Герои народно­го эпоса — уже не полубоги, хотя нередко они так или иначе связаны с волшебной силой2. Время в эпосе — не мифическая эпоха первотворения, но историческое и, как правило, достаточ­но реальное, соотносимое с важной эпохой в истории народа (в русских былинах — княжение Владимира и сопротивление тата­ро-монгольскому нашествию; в армянском эпосе «Давид Сосун-ский» — национально-освободительное восстание; во француз­ской «Песне о Роланде» — война с басками в Пиренеях во време­на Карла Великого и т.п.). В настоящих мифах нет топонимов: место действия — еще не названная земля первопредков, а в эпо­се география событий достаточно реальна {стольный Киев-град, Муром, Ростов, Новгород, Ильмень-озеро, море Каспицкое, Ерусалим-град и т.п.). «Эпическое время, — пишет исследователь мифоло­гии и фольклора Е. М. Мелетинский, — строится по типу мифи­ческого, как начальное время и время активных действий предков, предопределивших последующий порядок, но речь идет уже не о творении мира, а о заре национальной истории, об устроении древнейших государственных образований и т.д.» (Ме­летинский 1976, 276).

В сравнении с мифом коммуникативные установки народного эпоса значительно скромнее: это рассказ не о священном и веч­ном, а всего лишь о героическом и минувшем. Однако правди­вость эпических сказаний и былин, как и достоверность мифов, не вызывала сомнений. Существенно, впрочем, что это не наблю­даемая реальность: события, о которых повествует эпос, фольк-

1 Этиологические мифы (от греч. aitia 'причина') — мифы о происхождении
явлений космоса и повседневной жизни, а также о происхождении различных
свойств и особенностей предметов.

2 Волшебным образом исцеляется и получает богатырскую силу Илья Муро­
мец; Добрыня Никитич может оборачиваться волком, ему ворожит мать, честна
вдова Афимья Олександровна,
она дает ему особую плеточку шелковую, во время
боя он слышит глас с небес и т.д.








Date: 2015-07-25; view: 466; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию