Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семиотики искусного слова: поэзия и проза; эпос, лирика, драма
130. Какие «речи» и как становились произведениями искусства слова. —130.1. Эстетическое переживание слова: элементарный, но не исходный феномен в становлении словесных искусств. — 130.2. Какие функции вербальных дискурсов предшествовали их эстетическому восприятию? —131. Эволюция мифологии в фольклорные жанры. — 131.1. «Первомифы» как доязыковые архетипические феномены сознания. — 131.2. От мифологического эпоса к народным сказаниям о героях. — 131.3. От священного знания к бабушкиным сказкам. —132. Фольклорные жанры, восходящие к культовым действам и мистериям. — 132.1. Древнейшие загадки как мифологический катехизис. — 132.2. Состязания умов: загадки вместо палиц и загадки-насмешки. — 133. Заговор, его фольклорные и более поздние потомки (считалки, здравицы, тосты и т.п.). —134. Семиотическое своеобразие вербальных искусств. — 134.1. Материально-физическая общедоступность. — 134.2. Интеллектуально-образная и синтагматическая доступность. — 134.3. Интеллектуально-информационная содержательность. — 134.4. Сложные знаки литературы (литературные образы) менее иконичны, чем знаки-образы в других искусствах. — 135. Уровневое строение художественной литературы 130 Какие «речи» и как становились произведе-■ w\l«ниями искусства слова? В XIX — начале XX в. филологи склонны были видеть эстетику, образность и поэзию в самом языке. Спорили не о наличии /отсутствии поэзии в языке, а степени его поэтичности. Полемизируя с известным фольклористом А.Н.Афанасьевым, А.А.Потебня писал: «Основное положение Афанасьева, что "зерно, из которого вырастает мифическое сказание, кроется в первозданном слове", отчасти верно. Мы видели, что не первозданное только, но всякое слово с жи- 358 Часть пятая. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ ____________________ вым представлением, рассматриваемое вместе со своим значением (одним), есть эмбриональная форма поэзии» (Потебня 1976, 429). Эдвард Сепир считал, что эстетические потенции языков индивидуальны: «Каждый язык есть сам по себе некоторое коллективное искусство выражения. В нем таится совокупность специальных эстетических факторов — фонетических, ритмических, символических, морфологических, которые не полностью совпадают с тем, что наличествует в любом другом языке» (Сепир [1921] 1993, 198), однако в самом наличии в языке «совокупности специальных эстетических факторов» сомнений не было. У веры в «изначальную» образность языка два источника: 1) неразличение обрядово-магической и эстетической функций речи и 2) модернизирующее внесение собственного, отчасти эстетического отношения к памятникам языка в исследовательские реконструкции доисторического сознания. Однако, как свидетельствуют данные антропологии, ни одна из древних семиотик не возникала из «эстетической потребности»; ни в одной семиотике эстетическая функция не была изначальной. Напомню приведенную в п. 124 реконструкцию археологов: обрядово-тренировочное побивание неандертальцами глиняного, в натуральную величину, макета медведя с приставленным черепом и с натянутой на чучело шкурой. Этап «натуральных макетов», как и ритуальные охотничьи пляски вокруг чучела-тотема и/или «тренировочной мишени», важен для понимания генезиса скульптуры и танца, но феномена искусства здесь еще нет. Не было искусства и в тех словах, которые появились как сопровождение подобных действ спустя тысячелетия — в эпоху уже homo sapiens, т. е. человека не только разумного, но и говорящего. Date: 2015-07-25; view: 922; Нарушение авторских прав |