Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XVIII. Семиотики искусного слова. 361
это священное знание о мире и предмет веры, а фольклор -^ это искусство, т.е. художественно-эстетическое отображение мира, и верить в его правдивость необязательно. Развитие знания и рационализма вело к ослаблению мифологических представлений. В переходной мифолого-фольклорной сфере ослабление веры в чудесное, трансцендентное вызывало усиление познавательных, эстетических, развлекательных функций таких произведений. Их мифологизм таял: мифы постепенно превращались в народный героический эпос и сказки; ритуал загадывания космогонических загадок — в состязание в находчивости, остроумии, словесной бойкости и в конце концов — в развлечение, детскую забаву; молитвы, гимны, погребальные плачи трансформировались в песенную и лирическую поэзию; аграрные календарные обряды — во фразеологию, народные приметы, детские игры, пейзажную лирику; заговоры — в те же приметы, считалки да в приговорки с забытыми мотивировками вроде С гуся вода, а с тебя худоба. 131.1 «Первомифы» как доязыковые архетипические. феномены сознания. Содержательную основу древнейшего пласта мифов («первомифов» человечества) составляют категории «коллективного бессознательного» — те врожденные и, по-видимому, общечеловеческие первообразы, которые вслед за Карлом Юнгом стали называть архетипами, — такие как «мужчина и женщина», «мать», «младенчество», «мудрый старик», «тень (двойник)» и т. п. Более поздние представления — тотеми-ческие, анимистические или политеистические верования, как правило, носили местный, индивидуально-племенной характер (при том что в содержании и структуре таких верований много типологически сходных и близких явлений). Наиболее ранние мифологические представления составляли мыслительную часть ритуалов; одни из них предшествовали сложению языка, другие формировались вместе с языком. Подлинный миф («предмиф») — это, по словам В.Н.Топорова, некоторая «до-речь», «то состояние души, которое стучится в мир слова» (Топоров 1988, 60). Для мифологического мышления характерна особая логика — ассоциативно-образная, безразличная к противоречиям, стремящаяся не к аналитическому пониманию мира, но, напротив, к синкретическим, целостным и всеобъемлющим картинам. «Первомиф» не то чтобы не может, а как бы «не хочет» различать часть и целое, сходное и тождественное, видимость и сущность, имя и вещь, пространство и время, прошлое и настоящее, мгновение и вечность... Мифологический взгляд на мир — чувственно-конкретный и вместе с тем предельно общий, как бы окутанный дымкой ассо- циаций, которые могут нам казаться случайными или прихотливыми. Если искать современные аналоги мифологическому мировосприятию, то это, конечно, поэтическое видение мира. Но в том-то и дело, что подлинные мифы — это отнюдь не поэзия. Архаические мифы не были искусством. Мифы представляли собой серьезное, безальтернативное и практически важное знание древнего человека о мире: оно определяло племенной взгляд на мир и поэтому регулировало поведение отдельного человека, было включено в магию и ритуал.
0т мифологического эпоса к народным сказа-■ ниям о героях. Мифы рассказывают о начале мира. Герои мифа — боги и первопредки племени, часто это полубоги, они же — «культурные герои». Они создают землю, на которой живет племя, с ее «теперешним» ландшафтом, узнаваемым слушателями мифа. Создаются солнце, луна, звезды — начинает длиться время. Первопредки и культурные герои побеждают фантастических чудовищ и делают землю пригодной для жизни. Они учат племя добывать и хранить огонь, охотиться, рыбачить, приручать животных, мастерить орудия труда, выращивать растения. Они изобретают письмо и счет, знают, как колдовать, лечить болезни, предвидеть будущее, ладить с богами... Мифы задают «должный», отныне неизменный, порядок вещей: по логике мифа, «так» произошло впервые и «так» будет происходить всегда. События, о которых говорит миф, не нуждаются в объяснении — напротив, они служат объяснением всему, что вообще происходит с человечеством (т.е. с племенем, которое мыслит себя «родом человеческим»). Для первобытного сознания миф достоверен: в нем нет «чудес», различий между «естественным» и «сверхъестественным»; само это противопоставление чуждо мифологическому сознанию. Сакральноеть таких текстов связана с тем, что повествуется о начале, истоках всего сущего. Судя по работам исследователей редких уже на Земле архаических социумов, сообщение мифа младшим соплеменникам походило на урок исторической географии, раздвигавший временные границы. Воспроизведение мифа включает рассказчика и того, кто ему внимает, в более широкий временной контекст: «рассказчик показывает своим слушателям, где находятся камни, в которые превратился предок, т.е. объясняет особенности ландшафта путем возведения их к событиям прошлого; сообщает, какое звено генеалогической цепи занимают слушатели по отношению к тому или иному герою рассказа, т. е. проецирует ныне живущее поколение на мифологическое прошлое» (Новик 1984, 271 — 272). Для мифологического повествования характерны специальные словесные клише, придающие сюжетному тексту статус Date: 2015-07-25; view: 511; Нарушение авторских прав |