Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ритуально-религиозные семиотические системы. Поведение





106. Ритуал, древнейшая из социальных семиотик. — 107. Рели­гии как сверхсложные семиотические системы. —108. Логика и ан­тиномии религиозной коммуникации. — 109. Поведение: повсе­дневная реализация социокультурных кодов. — 109.1. Поведение как объект семиотики. —109.2. Иерархия поведенческих «текстов» и определяющих их «кодов». — 109.3. План выражения в пове­денческих знаках

1 Исключая некоторые частности, вроде запаха эссенции цветущей вишни на спектаклях «Вишневого сада» во МХАТе начала XX в.; или легких электроразря­дов, пропущенных через подлокотники кресел в некоторых американских кино­залах и в нужные моменты «встряхивающих» зрителей фильмов ужасов; или ком­позиторское «предписание» слушателям есть конфеты в «нужных» местах испол­нения опуса и т.п.


106 Ритуал, древнейшая из социальных семиотик. I vUi С достаточно общей точки зрения, до поры прием­лемой в обзоре всего семиотического континуума, ритуал и рели­гия рассматриваются в качестве одного широкого класса семио­тик — на основе их эволюционной связи. Типологически говоря, религии вырастают из ритуалов и всегда содержат в себе те или иные ритуалы, хотя принципиально не сводятся к ним.

В филогенезе ритуальное действие было первым семиоти­ческим процессом, который формировал мифологические пред­ставления первобытных людей и другие их семиотические воз­можности коммуницирования — ритуальный танец, протомузы-ку, скульптурные, рельефные и наскальные изображения, а впо­следствии также и звуковой язык. Начало семиозиса (в форме ри­туалов и слитых с ритуалами формами протоискусства) относит­ся к эпохе раннего палеолита (150 — 40 тыс. лет назад), т.е. време­ни неандертальцев (непрямых предшественников вида homo sapiens), еще не обладавших словесным языком. Современный че­ловек и его словесный язык появляются на рубеже палеолита и мезолита, примерно 40 тыс. лет назад. Таким образом, ритуал вы­ступает в качестве древнейшей из социальных семиотик, из кото­рой развились (отпочковались) такие семиотики, как искусства, религии, звуковой язык слов, а также многие подсистемы в семио­тике поведения.

Что касается родословной самого ритуала (в строго фидеисти­ческом смысле термина1), то в своих основных проявлениях он представляет собой исходную форму знакового поведения пер­вобытного человека. В мире животных ритуал, в качестве формы фидеистической коммуникации, отсутствует (как, впрочем, от­сутствует и сам феномен веры). Однако это утверждение не проти­воречит тому, что физическая (материальная) форма неко­торых древнейших ритуальных знаков связана с биологией и по-

■ Ритуал в фидеистическом (религиозном) смысле - это форма символи-ческогоИГве^Тсвязанногос верой

непознаваемые: в сверхьес^^

шебных или священных предметов, в духи, рожесш к w *,

стративного» поведения некоторых животных и птиц с ™™^™м™££ъ_ ных иконических сигналов и усиленной »"^™™™»*™^^^^- ные» бои оленей, условные поединки ядовитых змеи, ложные угрозы, демо ративная покорность и т. п. см. п. 26, 35).


Date: 2015-07-25; view: 1265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию