![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Ритуально-религиозные семиотические системы. Поведение
106. Ритуал, древнейшая из социальных семиотик. — 107. Религии как сверхсложные семиотические системы. —108. Логика и антиномии религиозной коммуникации. — 109. Поведение: повседневная реализация социокультурных кодов. — 109.1. Поведение как объект семиотики. —109.2. Иерархия поведенческих «текстов» и определяющих их «кодов». — 109.3. План выражения в поведенческих знаках 1 Исключая некоторые частности, вроде запаха эссенции цветущей вишни на спектаклях «Вишневого сада» во МХАТе начала XX в.; или легких электроразрядов, пропущенных через подлокотники кресел в некоторых американских кинозалах и в нужные моменты «встряхивающих» зрителей фильмов ужасов; или композиторское «предписание» слушателям есть конфеты в «нужных» местах исполнения опуса и т.п. 106 Ритуал, древнейшая из социальных семиотик. I vUi С достаточно общей точки зрения, до поры приемлемой в обзоре всего семиотического континуума, ритуал и религия рассматриваются в качестве одного широкого класса семиотик — на основе их эволюционной связи. Типологически говоря, религии вырастают из ритуалов и всегда содержат в себе те или иные ритуалы, хотя принципиально не сводятся к ним. В филогенезе ритуальное действие было первым семиотическим процессом, который формировал мифологические представления первобытных людей и другие их семиотические возможности коммуницирования — ритуальный танец, протомузы-ку, скульптурные, рельефные и наскальные изображения, а впоследствии также и звуковой язык. Начало семиозиса (в форме ритуалов и слитых с ритуалами формами протоискусства) относится к эпохе раннего палеолита (150 — 40 тыс. лет назад), т.е. времени неандертальцев (непрямых предшественников вида homo sapiens), еще не обладавших словесным языком. Современный человек и его словесный язык появляются на рубеже палеолита и мезолита, примерно 40 тыс. лет назад. Таким образом, ритуал выступает в качестве древнейшей из социальных семиотик, из которой развились (отпочковались) такие семиотики, как искусства, религии, звуковой язык слов, а также многие подсистемы в семиотике поведения. Что касается родословной самого ритуала (в строго фидеистическом смысле термина1), то в своих основных проявлениях он представляет собой исходную форму знакового поведения первобытного человека. В мире животных ритуал, в качестве формы фидеистической коммуникации, отсутствует (как, впрочем, отсутствует и сам феномен веры). Однако это утверждение не противоречит тому, что физическая (материальная) форма некоторых древнейших ритуальных знаков связана с биологией и по- ■ Ритуал в фидеистическом (религиозном) смысле - это форма символи-ческогоИГве^Тсвязанногос верой непознаваемые: в сверхьес^^ шебных или священных предметов, в духи, рожесш к w *, стративного» поведения некоторых животных и птиц с ™™^™м™££ъ_ ных иконических сигналов и усиленной »"^™™™»*™^^^^- ные» бои оленей, условные поединки ядовитых змеи, ложные угрозы, демо ративная покорность и т. п. см. п. 26, 35). Date: 2015-07-25; view: 1374; Нарушение авторских прав |