Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Лекция XIII. ТИПЫ СТРОЕНИЯ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ 273





103 О способах накопления информации на гео- графических картах и художественных полот­нах. Сложные знаки-изображения.Сообщением (текстом) в семиотике картографии является отдельная карта, подобно тому, как в семиотике изобразительного искусства ее художественно-коммуникативные возможности реализуются в отдельном тексте — произведении (полотне, рисунке, скульптуре, фотоизображении и т.д.)- В картографии и изобразительном искусстве их основной семиотической единицей является целостное (закончен­ное) изображение, т.е. основные единицы соответствующих семиотик и отдельные произведения, в которых реализуются воз­можности данных семиотик, совпадают «но синтаксической

иерархии».

Эта черта (принадлежность к одному иерархическому уровню основной единицы и всего произведения) резко отличает семио­тики картографии и изобразительного искусства от таких семио­тик, как этнический язык, музыка, танец, поэзия, художествен­ная проза, театр, кинематограф. Как было показано в п. 102, 103, в иерархической структуре названных семиотик их основная се­миотическая единица и отдельное законченное произведение при­надлежат разным уровням.

Кроме отмеченного своеобразия для картографии и изобра­зительного искусства характерны некоторые другие семиотиче­ские черты: 1) в них преобладает прямая и сильная иконич­ность; 2) произведения картографии и изобразительного искус­ства нелинейны1; 3) их восприятие происходит одномоментно, т е. оно не развертывается во времени (в отличие от восприятия речи, кинофильма, песни, чтения повести).

Между собой семиотики картографии и изобразительного искусства различаются тем, что картография — это научно-практическая (и учеб­ная) деятельность, в то время как живопись, графика, скульптура при­надлежат сфере художественного индивидуально-субъективного и твор­ческого освоения мира. Для изобразительного искусства принципиаль­ное значение имеет вопрос об оригинале и копиях произведения, о спо­собах репродуцирования и т.п., в то время как для картографии важна не «подлинность» карты, а ее информативность и соответствие объема информации запросам потребителя.



Однако, несмотря на различия, семиотики картографии и изоб­разительного искусства сходны между собой в способах представ­ления своей информации. Их произведения (конкретная геогра-

1 На географической карте есть север/юг, запад/восток, но не начало/конец. Применительно к художественному полотну также можно говорить о верхе/низе, левой/правой частях, но не о его «начале» или «конце»: все это произведения, которые не развертываются во времени.



Таблица \Л Различия между основными генетическими классами семиотик по характеру их строения

 

 

 

 

 

 

Признаки, значимые для характеристики строения семиотик Основные классы знаковых систем, различных по генезису
Биологиче­ские семио­тики (языки животных) Культурные семиотики (возникшие в процессе социальной истории человечества)
Естественные (но не врожденные) семиотики Примеры искусственных семиотик
Жесты, мимика, интонация Поведение, одежда, этикет Религии Искусства Естест­венные языки Математи­ческая символика Семиотика географиче­ской карты Дорожные знаки
Многоуров-невость / од-ноуровне-вость; про­стота / слож­ность Одно­уровневая, сложная и многока­нальная Одно­уровневая, сложная Одно­уровневая, сложная и самая мно­гоканаль­ная (из од­ноуровне­вых семио­тик) Много­уровневая, сложная и самая мно­гоканальная Много­уровневые сложные семиотики (исключая одноуров­невую и при этом сложную семиотику изобрази­тельного искусства) Много­уровне­вая, сложная Много­уровневая, сложная Одно­уровневая, сложная Одно­уровневая, сложная

 


276 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

Понятно, что «одна и та же» карта (например, физическая карта Италии) может быть насыщена информацией в разной мере: в атласе для 9-го класса «густота» информации больше, чем в атласе для 4-го класса, но меньше, чем в профессиональном (не учебном) атласе. Эти три версии «одной и той же» карты сопоставимы с тремя стадиями рабо­ты художника над произведением. Естественно, стадий может быть боль­ше; они могут быть реализованы на материально разных эскизах и даже в разной технике (карандашом, акварелью и проч.), при этом может серьезно меняться композиция всего произведения.

Однако здесь возникает нередкий в истории изобразительного искус­ства и непростой вопрос: как отличить вариацию от самостоятельного произведения? Семиотический ответ на него может быть таким: как гео­графическая карта создается не степенью точности и информационной насыщенности произведения-знака (конкретной географической карты), но его функцией, названием карты и «легендой», так и в изобразитель­ном искусстве законченность произведения, его самостоятельность, от­дельность создаются «рамкой», т.е. авторской подписью, заглавием, про­ставленной художником датой завершения.



В изобразительном искусстве, как и в картографии, нет того, что можно было бы назвать в семиотическом смысле «синтакси­сом». Это одноуровневые семиотики: в них нет правил комбини­рования элементарных знаков, ведущих к созданию более слож­ного знака, принадлежащего более высокому уровню. И карта, и художественное полотно — это, разумеется, сложные знаки-изоб­ражения (в них есть композиция, разные планы изображения, организованные прямой, обратной или смешанной перспективой), но их сложность является исходной (жанрово-тематической), а работа автора (картографа или художника) состоит в создании или раскрытии разнообразной «уточняющей» информации. «Син­таксис» в изобразительном искусстве возникает не «внутри» от­дельного произведения, но из соприсутствия в одном обо­зримом пространстве нескольких произведений — в диптихе, трип­тихе, в росписи храма, на выставке, в картинной галерее.

В таблице 14 суммированы различия между основными генети­ческими классами семиотик по характеру их строения.









Date: 2015-07-25; view: 585; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию