Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XIII. Типы строения знаковых систем 269
перечень уровней, образующих язык, составляет 9-уровневую иерархию: 1) уровень дифференциальных признаков фонем ('твер-дость'/'мягкость', 'шумность'/'сонорность' и т.д.); 2) уровень фонем\ 3) уровень силлабем (слогов) в качестве реальной произносительной единицы; 4) уровень морфем; 5) уровень лексем (слов); 6) уровень единиц «малого синтаксиса» — синтагм (словосочетаний); 7) уровень единиц «большого синтаксиса» {предложений как синтаксических моделей и высказываний как их конкретных реализаций в речи); 8) уровень сверхфразовых единств (или сложных синтаксических целых, под которыми понимаются фрагменты текста, примерно соответствующие абзацу); 9) уровень законченного целого — текста. В такой модели уровневого строения языка уровней много, но они мелкие и, главное, находятся в разных отношениях с языковой реальностью (языковым сознанием говорящих). Критики подобных моделей считают, что в 8—-9-уровневых конструкциях происходит смешение понятий разных видов. Одни понятия полезны для анализа и описания устройства языка (таковы «дифференциальный признак», «слог», «морфема», «синтагма»), но они в большей мере принадлежат лингвистике, чем непрофессиональному языковому сознанию. Поэтому можно сомневаться в самостоятельном уровневом ранге соответствующих подсистем. Вторые понятия, несмотря на сложность их теоретического определения (например, слова), отображают те языковые единицы, которые являются психологической реальностью для говорящих (т.е. говорящие их «чувствуют», выделяют или умеют их строить независимо от того, известна им языковедческая терминология или нет). К таким единицам относятся фонема, слово, предложение, а также некоторое целое — текст. Однако, как писал Н.И.Жинкин, феномен текста не принадлежит языку: «В языке не содержится правил для формирования текста. Поэтому после 5 лет и даже до взрослого состояния человек не умеет оптимально генерировать тексты» (Жинкин 1998, 341). «Уровень текста» принадлежит более сложным или же частным семиоти-кам, использующим язык, — литературе, драматургии, семиотике канцелярского и делового общения, семиотике СМИ, семиотическим средствам представления научного знания (ср. стандарты, в том числе касающиеся языка, но не прописанные ни в одной грамматике, которым должны отвечать статья в научном журнале, диссертация, заявка на изобретение, монография и т.д.). Если говорить именно о знаковых уровнях языка, то следует исключить единицы (и соответствующие им уровни), которые не обладают самостоятельным значением, — фонемы, морфемы. Таким образом, при строго семиотическом подходе к уровневои ха- 272 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ Аналогичная «разноуровневость» характерна для семиотики музыки, танца, театра, кинематографа. Их основные смысловые единицы — это соответственно мотив (мелодия), танцевальное па, мизансцена, монтажный кадр1, в то время как законченные произведения (как реализации возможностей данных семиотик) возникают по правилам их «синтаксиса» на существенно более высоких семиотических уровнях. Отмеченная принадлежность основной смысловой единицы и законченного произведения разным семиотическим уровням отличает знаковые системы языка, художественной литературы, музыки, танца, театра, кинематографа от семиотик географической карты и изобразительного искусства (см. ниже, п. 104). Б. Математическая символика используется для записи математического содержания трех видов: 1) математические понятия, 2) предложения и 3) выкладки (МЭС 1988, 350). По отношению к естественному языку первый вид содержания соответствует слову, второй — предложению (высказыванию), третий — тексту, с той, однако, принципиальной разницей, что в отличие от языка, в котором отсутствуют правила построения текста, правила построения «выкладок» являются частью математики. Таким образом, математическая символика обладает тремя уровнями, из них два — синтаксические. Ср. некоторые синтаксические средства математического языка: 1) правила приоритета в перекодировании записи (или в вычислении), согласно которым вначале выполняются действия умножения и деления, а затем — сложения и вычитания; 2) знаки, указывающие на последовательность математических операций (например, скобки); ср. различия между предложениями (1) и (2), состоящими из одних и тех же переменных: х=5а(Ь + с); (1) у = 5ab + с. (2) Следует заметить, что квалификация математической символики в качестве 3-уровневой знаковой системы принадлежит семиотике. В информатике выражение уровень языка понимают иначе, чем в лингвистике и семиотике: у информатиков уровень языка — это как бы 'класс языка', т.е. показатель его интеллектуальной мощности, которая зависит от состава его операторов, что определяет круг решаемых задач. 1 Фильм в физическом смысле (как кинопленка с изображениями) образуется в результате склейки (монтажа) отдельных монтажных кусков (монтажных кадров); их «отдельность» основана на том, что каждый монтажный кадр снимается «одним движением» камеры и поэтому в одном ракурсе — или неподвижным аппаратом, или, при динамическом панорамировании, — движущейся камерой. Длина монтажного кадра может быть различной: от одного кадрика (отдельного фотографического снимка на кинопленке) до десятков метров. Date: 2015-07-25; view: 700; Нарушение авторских прав |