Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция XIII. Типы строения знаковых систем 269





перечень уровней, образующих язык, составляет 9-уровневую иерархию: 1) уровень дифференциальных признаков фонем ('твер-дость'/'мягкость', 'шумность'/'сонорность' и т.д.); 2) уровень фонем\ 3) уровень силлабем (слогов) в качестве реальной произно­сительной единицы; 4) уровень морфем; 5) уровень лексем (слов); 6) уровень единиц «малого синтаксиса» — синтагм (словосочета­ний); 7) уровень единиц «большого синтаксиса» {предложений как синтаксических моделей и высказываний как их конкретных реали­заций в речи); 8) уровень сверхфразовых единств (или сложных синтаксических целых, под которыми понимаются фрагменты тек­ста, примерно соответствующие абзацу); 9) уровень законченно­го целого — текста. В такой модели уровневого строения языка уровней много, но они мелкие и, главное, находятся в разных отношениях с языковой реальностью (языковым сознанием гово­рящих).

Критики подобных моделей считают, что в 8—-9-уровневых конструкциях происходит смешение понятий разных видов. Одни понятия полезны для анализа и описания устройства языка (тако­вы «дифференциальный признак», «слог», «морфема», «синтаг­ма»), но они в большей мере принадлежат лингвистике, чем не­профессиональному языковому сознанию. Поэтому можно сомне­ваться в самостоятельном уровневом ранге соответствующих под­систем.

Вторые понятия, несмотря на сложность их теоретического определения (например, слова), отображают те языковые едини­цы, которые являются психологической реальностью для говорящих (т.е. говорящие их «чувствуют», выделяют или уме­ют их строить независимо от того, известна им языковедческая терминология или нет). К таким единицам относятся фонема, сло­во, предложение, а также некоторое целое — текст. Однако, как писал Н.И.Жинкин, феномен текста не принадлежит язы­ку: «В языке не содержится правил для формирования текста. По­этому после 5 лет и даже до взрослого состояния человек не умеет оптимально генерировать тексты» (Жинкин 1998, 341). «Уровень текста» принадлежит более сложным или же частным семиоти-кам, использующим язык, — литературе, драматургии, семиоти­ке канцелярского и делового общения, семиотике СМИ, семио­тическим средствам представления научного знания (ср. стандар­ты, в том числе касающиеся языка, но не прописанные ни в од­ной грамматике, которым должны отвечать статья в научном жур­нале, диссертация, заявка на изобретение, монография и т.д.).

Если говорить именно о знаковых уровнях языка, то следует исключить единицы (и соответствующие им уровни), которые не обладают самостоятельным значением, — фонемы, морфемы. Та­ким образом, при строго семиотическом подходе к уровневои ха-


272 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

Аналогичная «разноуровневость» характерна для семиотики музыки, танца, театра, кинематографа. Их основные смысловые единицы — это соответственно мотив (мелодия), танцевальное па, мизансцена, монтажный кадр1, в то время как законченные произведения (как реализации возможностей данных семиотик) возникают по правилам их «синтаксиса» на существенно более высоких семиотических уровнях.

Отмеченная принадлежность основной смысловой единицы и законченного произведения разным семиотическим уровням отличает знаковые системы языка, художественной литературы, музыки, танца, театра, кинематографа от семиотик географиче­ской карты и изобразительного искусства (см. ниже, п. 104).

Б. Математическая символика используется для записи мате­матического содержания трех видов: 1) математические понятия, 2) предложения и 3) выкладки (МЭС 1988, 350). По отношению к естественному языку первый вид содержания соответствует сло­ву, второй — предложению (высказыванию), третий — тексту, с той, однако, принципиальной разницей, что в отличие от языка, в котором отсутствуют правила построения текста, правила пост­роения «выкладок» являются частью математики. Таким образом, математическая символика обладает тремя уровнями, из них два — синтаксические. Ср. некоторые синтаксические средства матема­тического языка: 1) правила приоритета в перекодировании за­писи (или в вычислении), согласно которым вначале выполняют­ся действия умножения и деления, а затем — сложения и вычита­ния; 2) знаки, указывающие на последовательность математиче­ских операций (например, скобки); ср. различия между предложе­ниями (1) и (2), состоящими из одних и тех же переменных:

х=5а(Ь + с); (1)

у = 5ab + с. (2)

Следует заметить, что квалификация математической симво­лики в качестве 3-уровневой знаковой системы принадлежит семио­тике. В информатике выражение уровень языка понимают иначе, чем в лингвистике и семиотике: у информатиков уровень языка — это как бы 'класс языка', т.е. показатель его интеллектуальной мощности, которая зависит от состава его операторов, что опре­деляет круг решаемых задач.

1 Фильм в физическом смысле (как кинопленка с изображениями) образует­ся в результате склейки (монтажа) отдельных монтажных кусков (монтажных кадров); их «отдельность» основана на том, что каждый монтажный кадр снима­ется «одним движением» камеры и поэтому в одном ракурсе — или неподвижным аппаратом, или, при динамическом панорамировании, — движущейся камерой. Длина монтажного кадра может быть различной: от одного кадрика (отдельного фотографического снимка на кинопленке) до десятков метров.








Date: 2015-07-25; view: 700; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию