Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция XIII. Типы строения знаковых систем 265
лое целое, что она не состоит из «членов» и не делится на части (отрезки), поэтому ее трудно понять1. В звуковой коммуникации отдельных биологических видов наличествует разное количество знаков. Например, у собаки — око-до 30 звуковых знаков (лая, рычания, визга, поскуливания), у волка — около 20, у петуха — 15, у гуся — 23 (Акимушкин 1999, 133); относительно обезьян этологи называют разные данные в интервале 15—40 знаков. Но ни один вид животных не обладает способностью из отдельных простых знаков строить более сложные высказывания. Поэтому приведенные цифры называют не только количество знаков, которыми располагает конкретный вид животных, но и количество разных звуковых сообщений, доступных его представителям. Не выходят за пределы одноуровневых семиотик «языки» также и певчих птиц, хотя в их пении есть явления, внешне похожие на «синтаксис», т.е. на комбинирование элементарных звучаний. Орнитологи констатировали, что в часовом пении соловья 20— 30 элементарных созвучий-интонаций многократно повторяются в разных сочетаниях, однако эти комбинации исходных элементов не связаны с новым значением. Е. Н. Панов сравнил их со стохастической («случайной») музыкой, которую генерирует компьютер (Панов 1980, 159). Языки жестов, поз и мимики в коммуникации и обезьян, и людей также являются одноуровневыми семиотиками. 101Черты строения паралингвистики, поведения и этикета: разнообразие подсистем; линейность, не имеющая синтаксиса; многоканальность. Паралингвистика и поведение представляют собой чрезвычайно широкие области семиотических явлений. Границы паралингвистики, теоретически говоря, трудно провести2; в реальности ее гра- 1 Ср. некоторые выразительные контексты: «Звуки человеческой речи отли 2 Ср. предельно широкое понимание паралингвистики у Т.М.Николаевой и 266 Часть четвертая. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКОВЫХ СИСТЕ М ницы совпадают с границами поведения (но поведение включает не только паралингвистические проявления). В свою очередь поведение — это вся та часть жизни человека, которая проходит «на людях», включая семью, школу, работу и отдых (в той мере, в какой работа и отдых связаны с взаимодействием с другими людьми), магазины, транспорт, развлечения, больницы и проч. А. С точки зрения семиотики паралингвистические средства общения отличаются замечательной пестротой. Это связано с их переходным — между природой и культурой — характером, их многочисленностью и постоянной высокой значимостью в коммуникации, что обусловливает их присутствие в семиотике поведения и этикета, а затем — и в «отражательных» семиотиках искусств. Пестрота паралингвистики обусловливает ее сложное строение, т.е. наличие в ней множества субстанциональных (оптических, звуковых и др.), семантических и функциональных подсистем. Назову важнейшие из тех противопоставлений (различий), которым соответствуют группировки (классы) паралингвистических явлений. Во-первых, различение знаков, передаваемых по разным сенсорным каналам: воспринимаемые глазом мимика, жесты, положение тела, взгляд (движение или выражение глаз) и воспринимаемые ухом индивидуально-ситуативные черты интонации (которые соответствуют полу, возрасту, физиологическому состоянию и психологическому настрою говорящего, его отношению к собеседнику и к предмету речи); к двум названным каналам во многих ситуациях добавляется третий или четвертый (осязательный или вкусовой). Во-вторых, паралингвистические знаки разнообразны по своей мотивированности. Здесь есть: а) безотчетные и непроизвольные знаки-симптомы (ситуации, о которых говорят «не смог сдержать улыбки»; или «дрожь в голосе», с которой не в силах совладать говорящий); б) знаки иконического характера, имитирующие или подчеркивающие определенное содержание (ср.: он шумно вздохнул с деланным сочувствием; президенты задержали (зафиксировали) дружеское рукопожатие перед теле- и фотообъективами); в) конвенциональные знаки-кинемы (символы), многие из которых сохраняют связь с семантикой «омонимичных» им знаков-симптомов (ритуальный поцелуй, профессиональная улыбка стюардессы в отличие от неритуального поцелуя и улыбки), в то время как другие знаки не только легко «прочитываются», но и метонимически или метафорически «этимологизируются» говорящими (показал кулак в знак угрозы); г) целиком условные знаки-символы (без мотивации, ощутимой в современной культуре)' Date: 2015-07-25; view: 880; Нарушение авторских прав |