Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция X. Сложные знаки и новые ступени семиозиса 185средствам, «которыми пользуются в разговорах» (Аристотель 1957, 117). Его ученик Теофраст объяснял появление метафор недостатком слов в языке (т.е. видел в переносах прежде всего средство номинации — обозначения элементов опыта), а Квинтилиан, классик римской риторики, писал: «Метафора дарована нам самой природой, так что ею нередко пользуются, сами того не замечая, и неученые люди» (Античные теории 1936, 218). С точки зрения семиотики и когнитивной психологии метафора, метонимия и другие тропы — это разные модели (схемы, способы, шаблоны), по которым сознание человека, основываясь на исходном (имеющемся) содержании знака, формирует новое представление (удерживая его, иногда временно, в прежней формальной оболочке). В любом языке есть множество слов и оборотов, в которых запечатлены эти естественные, органичные и нетрудные «шаги» сознания. А. Метафора и олицетворение. Слово окно восходит к слову око; мотивация в том, что окно, как и око, это тоже «отверстие» и тоже «смотрит вовне». Это частный случай метафоры — предмет уподобляется человеку (олицетворение). Ср. также ножка стола, ручка двери, горлышко бутылки (как и жерло пушки). Есть метафоры, где неодушевленное (предметы, инструменты, механизмы) уподобляется живому, ср. лебедка от лебедь, клещи от клещ, змеевик, журавль ('вид колодца'), собачка ('спусковой механизм в огнестрельном оружии'; 'приспособление, препятствующее обратному движению зубчатого колеса'), еж ('противотанковое заграждение'), волчок ('игрушка'), ерш ('щетка'), жучок ('самодельный предохранитель электропробки'; 'скрытое подслушивающее устройство'), червячная передача, гусеница (танка), быки ('опоры моста') и т.п., включая компьютерные термины: мышь, вирусы. В других метафорах люди увидены как птицы, рыбы, животные, растения, вещества: ну и гусь', важная птица; мелкая рыбешка; змея подколодная; старый пень; божий одуванчик; сливки общества и его отбросы; людская пена и т.д. Человек сравнил два предмета, увидел между ними сходство и распространил название первого предмета на второй. Таков механизм метафоры (переноса по сходству), где бы он ни происходил, — в обычной речи, древнем мифе или под пером поэта1. 1 Метафоры повседневной речи (вошедшие в общеупотребительную лексику), в отличие от индивидуально-авторских, или окказиональных, метафор, называются языковыми метафорами (а также словарными, узуальными, иногда стертыми или даже мертвыми). Последние два термина связаны с тем, что говорящие могут не чувствовать образность и экспрессию таких обозначений, как ножка Шула, горный хребет или противотанковые ежи. 186 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ... _______________ В реальной истории сознания, особенно в его мифопоэтиче-ском прошлом, метафорические аналогии могли носить сюжетно развернутый и поэтому взаимосвязанный характер. Возможно, сюжетность и «развернутость» аналогий были более надежным способом сохранить увиденные сходства в коллективном сознании племени. Ярким примером космогонических аналогий, превратившихся спустя тысячелетия в стертые метафоры, может служить древнейший индоевропейский миф о сотворении мира и его лексические следы в разных языках. Согласно мифу, сотворение мира происходило по воле (слову) Бога-демиурга Брахмы: разделялись земля и небо, первоначально слитые в мировом яйце; мир создавался из огромного тела первочеловека и пер-вожертвы Пуруши1 с множеством глаз, голов, рук, ног. Части тела Пуру-ши становятся основными элементами мироздания: его дух стал луной, глаз — солнцем, дыхание — ветром, пуп — воздушным пространством, голова — небом, ноги — землей, уста — священной рекой Индрой и огнем. Таким образом; мифологическая картина сотворения представляла собой цепь уподоблений: элементы макрокосмоса (небо, земля, вода, ветер, солнце, горы, реки) осознавались как элементы микрокосмоса — тела мифологического существа (первожертвы), из частей которого и был создан мир (см.: Топоров 1992 [а]). Великая антропоморфная метафора — мир уподобляется телу человека — отразилась и закрепилась в языках. Многие названия частей рельефа восходят к названиям частей тела человека. В иллюстрации ограничимся русскими и английскими примерами: горный хребет, устье и рукав реки, подошва и подножие горы, перешеек, губа 'название морских далеко вдающихся в сушу заливов и бухт на севере' {Обская губа, Онежская губа), бровка 'край канавы, кювета или обочины дороги', жерло (родственно слову горло) вулкана, обочина (от бок), нос (обозначение мыса в географических названиях на севере Евразии, например, Канин нос); ср. также в географических названиях: Лысая Гора, Морское Око; англ. ridge — 'гребень горы' и 'хребет'; mouth — 'рот, уста', 'устье (реки)'; 'вход (в гавань, пещеру, шахту)'; foot — 'ступня, нога', 'основание, опора, подножие, подошва'; arm — 'рука', arm of a river — 'рукав реки'; eye — 'глаз, око', 'устье шахты'; neck — 'шея', 'перешеек, коса, узкий пролив'; head— 'голова', 'мыс, 'исток реки'; head of a mountain — 'вершина горы'; back — 'спина', 'гребень (волны, холма)'; throat — 'горло, глотка', 'узкий проход, узкое отверстие, жерло вулкана'; brow — 'бровь', 'выступ (скалы), кромка уступа, бровка'. Рассмотренная метафоричность — явление не только широко распространенное, но и живое, продуктивное. Так, относительно недавно у слов со значением 'легкое (орган дыхания)' появилось
|