Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция X. Сложные знаки и новые ступени семиозиса -|81«аккорд» телесного и мимического действия, обладающего относительно законченным значением (во всяком случае, таким значением, которое можно выделить или определить как реплику в диалоге сценического взаимодействия). Во французском театроведении эту единицу называют «телесной идеограммой»; ее содержание — это «движение души». Ср.: «Актер не должен более использовать свой организм для иллюстрирования движения души; он должен выполнять это движение с помощью своего организма» (Пави 1991, 100). Знаки-артефакты: предметы культа, регалии, ар- ■хитектурные и скульптурные сооружения. Пред Интонационные знаки-образы: ритм, мелодия, ■метр. Ритм как определенная последовательность (по Что касается речевых (акустических) ритмов, то ритм речи, включаясь в ее звуковысотную организацию, образует чрезвычайно важный в экспрессивно-смысловом отношении симптоматический феномен — интонацию. Для слушающего интонация его собеседника — это самый широкий и надежный канал данных об эмоционально-чувственном состоянии говорящего. Интонации речи, «продолженные» за пределы семиотики языка, создали образно-звуковую основу двух других семиотик — музыки и поэтической (стихотворной) речи. Экспрессия интонационной организации стихотворной речи создается ритмом (общей ее упорядоченностью) и метром, или
182 Часть третья. КЛАССЫ ЗНАКОВ нее будут просвечивать путь, природа, тоска, смерть и т.д., а в 3-стопном амфибрахии, например, в ней будут отзвуки балладной романтики, воспоминаний, видений, сна, интонации раздольной песни и т.д.» (Гаспаров 1993, 256). Приведенные характеристики «семантического ореола» одного из размеров позволяют представить, какого рода семантика может содержаться в стихотворных формах, развившихся из речевых интонаций. О содержании тех музыкальных знаков, которые восходят к интонации, — о семантике мелодии (мотива) — речь пойдет в лекции о музыке. Образы. Танцевальное па, музыкальный мотив и сти-■ хотворный размер (приведенные в пп. 55.2 и 57 в качестве примеров сложных знаков) — это базовые единицы-знаки трех художественных языков, сопоставимые по «рангу» со словом в естественном языке. В эстетике и философии (и вслед за ними в семиотике) данный вид семантики, образующей содержание базовых единиц языков искусств, называется художественным образом. Понятие «художественный образ» является видовым по отношению к понятию «обра з». В свою очередь «образ» входит в понятийную парадигму таких когнитивно-семиотических категорий, как «символ», «эмблема», «аллегория», «концепт», «конструкт» (абстрактное представление о структуре объекта), в которые семиотика объединяет классы сложных знаков, различных по типу своего содержания и характеру связи содержания и формы. «Образ» (как класс сложных знаков) характеризуется рядом черт: 1) образы индивидуально-субъективны: например, у каждого человека свой образ «школы», образ «реки» и т.д.; 2) содержание образа неотделимо от своей конкретной формы, поэтому, как заметила Н.Д.Арутюнова, слово образ не сочетается с абстрактными существительными, например, не говорится, ^образ свободы1 \ «может сложиться образ гения, но не образ гениальности» (Арутюнова 1998, 315); 3) в образе преобладает чувственно-наглядное содержание, хотя может содержаться и понятийно-логический компонент (например, те, у кого в сознании имеется «образ биржи», не только «видят картинку» биржи, но и имеют какое-то рациональное представление о том, что такое акции, биржевые торги, падение курса акций и т.д.); и все же процесс сложения образа не предполагает движения сознания внутрь, в глубину, сквозь оболочку образа; вот почему нельзя сказать *понятъ образ; 4) образ обязательно предполагает духовное, 1 В современных работах по семантике значок * («астериск», или «звездочка») перед словом или словосочетанием указывает на невозможность, незасви-детельствованность или ненормативность форм. И все же «детские вопросы» (по выражению М.Л.Гаспарова) о том, «почему поэт, начиная стихотворение, берет для него такой-то размер, а не иной», продолжают возникать. Сам Гаспаров считает выбор размера неслучайным, однако объясняет его не «органической связью» (т.е., говоря терминами семиотики, не «природной мотивированностью») размера и смысла, но поэтической традицией. «Когда поэт приступает к стихам философским или к стихам песен-но-лирическим, он знает, что стихи такого содержания писались и до него и что слушатели будут воспринимать его новые стихи на фоне старых. Чтобы облегчить или затруднить такое восприятие, он и выбирает свой размер. Например, он помнит, что в сонетах издавна выражаются мысли и чувства общечеловеческого значения и почти никогда — публицистически злободневные. Поэтому стихи публицистические он не будет писать в форме сонета (а если и будет, то понимая, что это покажется дерзким и вызывающим), а стихи философские — напишет, и с большой охотой» (Гаспаров 1993, 220). Однако вот к каким результатам после анализа 75 стихотворений, написанных 3-стопным хореем, пришел М.Л. Гаспаров. Почти у всех этих стихотворений один семантический исток — переложение Лермонтова из Гёте «Горные вершины / Спят во тьме ночной». С этим общим истоком исследователь связывает и семантическую или тематическую близость стихов. Однако если не ставить вопрос о причинах близости, то останется именно сама близость. Вот каким вырисовывается под пером Гаспарова заветный «семантический ореол» размера: «...в почти исчерпывающем своде 3-стопного хорея начала века отсутствуют гражданская лирика [исключение — стихотворение «Полно» В.Брюсова. —* КМ.], счастливая любовь, юмористическая поэзия. Но еще важнее, что даже наличествующие темы по-разному окрашиваются соседними. Тема несчастной любви возможна едва ли не во всех размерах. Но в 3-стопном хорее сквозь 1 В последнем случае речь шла о «Юнкерской молитве» Лермонтова (Царю небесный!/ Спаси меня / От куртки тесной, / Как от огня...). 184 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ... идеальное начало в отображаемом объекте — вот почему нормально образ человека, образ города, но не * образ дивана. «Образ сопутствует тем категориям объектов, которые имеют имя собственное, и чуждается тех, которые его лишены» (Арутюнова 1998, 323). Понятие «образ» (франц. image, англ. image, нем. Gestalt) — одно из самых широких, многозначных и трудноопределимых. Образ как класс сложных знаков существует в ряде категориальных разновидностей, таких как «мысленный (воображаемый) образ»; «вербальный образ» (троп); «художественный образ» (в искусстве, при этом в разных искусствах природа образа глубоко своеобразна). Категория «мысленный (воображаемый) образ» относится к индивидуальному сознанию, его внутренним когнитивным процессам и состояниям. Мысленные образы — это знаки внутренних языков сознания; они не эксплицированы вовне и не участвуют в межличностной коммуникации. Количество таких «отдельных образов» —• это неопределенно большая величина. Художественные образы создаются творческим сознанием и мастерством автора. Художественные образы эксплицированы: они живут в «материи» художественного текста, но их более или менее бледные отражения складываются также и в индивидуальном сознании зрителей (слушателей, читателей). Что касается вербальных образов, то, если считать, что все слова в любом языке многозначны и всякое переносное значение слова — это вербальный образ, число «вербальных образов» в отдельном любом языке также оказывается необозримо большим.
|