Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция X. Сложные знаки и новые ступени семиозиса 179
ствий как в истории отдельного человека, так и в истории человечества предшествует словесному языку и служит базой для усвоения последнего» (Иванов 1985[а], 351). Эта точка зрения подтверждается, во-первых, тем, что зачатки ритуала (своего рода «предритуал») отмечены в поведении приматов и насекомых. Во-вторых, исследователям архаических культур известны древнейшие невербальные (т. е. не имеющие словесного сопровождения) ритуалы; во многих ритуалах вербальная часть явно вторична и необязательна. В-третьих, к выводам о ключевом значении действия в мифологических и фольклорных текстах (в последних действия составляют основу сюжета) приводят данные о происхождении древнейших славянских обрядов. Н.И. и С.М.Толстые, выделяя в семиотике духовной культуры класс действий (противопоставленный предметам, лицам, растениям, животным и представлениям о месте, времени и признаках), указывают, что в обряде действие выступает как первотолчок, который определяет развертывание обряда и мотивирует все другие его компоненты: «Сами по себе предметы, персонажи и прочие субстантивы получают мифологическое истолкование только через предикаты, т. е. прежде всего через характерные для них или направленные на них действия, так как именно действия сопровождаются мотивировками, приоткрывающими "глубинный" смысл, приписываемый народным сознанием различным фактам действительности» (Толстые 1995, 12). В связи с вопросом об относительной хронологии символического движения и вербального компонента ритуала показательна этимология слов клятва и присяга. Современное сознание воспринимает клятву и присягу прежде всего как словесные ритуальные акты. Однако судя по этимологии, первоначально в основе клятвы и присяги лежало не слово, а телодвижение, жест. Слово клятва связано с праславянским глаголом *kloniti: «славянин во время клятвы склонялся до земли, касаясь ее рукой» (А.Брюкнер; О.Н.Трубачев). Слово присяга того же корня, что и глагол сягать, т.е. 'доставать'. Ритуал присяги первоначально состоял в прикосновении (это движение и было знаком близости, причастности, верности) к некоторому значимому предмету (обрядовому символу — «залогу») — земле, священному камню или изображению, жертвенному очагу, оружию и т. п. Ритуальный жест и телодвижение присяги/клятвы сохраняются во многих довольно поздних, в том числе безрелигиозных, ритуалах присяги, клятвы. Ср. ритуал присяги в атеистической Советской Армии: с оружием в руках, коленопреклоненно, с целованием знамени и т.п.; ср. также ритуал светской (судебной или должностной) присяги на Библии, своде законов или конституции, принятый во многих странах. О глубокой укорененности в человеческой психике древних ритуальных движений свидетельствуют также некоторые общезначимые жесты:
например, жест «рука у груди» (т.е. 'на сердце') в подкрепление обещания или намерения говорить полную правду (ср. вербальный эквивалент этого жеста — фразеологизм положа руку на сердце, т.е. 'говорить совершенно чистосердечно, откровенно, искренне'); или рукопожатие (в старину рукобитье) в знак достигнутого согласия, договоренности в торговле, при сватовстве1 и соответствующий фразеологизм бить или ударить по рукам, а также след этого жеста во внутренней форме слов, связанных со значением договора, обещания: ручаться, порука, обрученье, белорусск. заручыцца, заручыны 'помолвка, сговор' и т.п. 2 Многофункциональность движения в танце. В отличие от семантической одноплановости телесного движения в ритуале, движения в танце многофункциональны. Танец — самое древнее из искусств — вырос из ритуальных и магических телодвижений, но именно вырос, т.е. ушел дальше, вобрал в себя другие, менее утилитарные функции, чем у ритуала и магии. Древнейшая семиотическая функция танца состояла в сплочении племени (точнее, его мужчин) в одно большое тело, послушное единому ритму-движению. Танец (пляска) наполнял энергией сплоченности воинов и охотников (есть свидетельства этнологов о пляске, в которой одновременно участвовало несколько тысяч мужчин). Танец воспроизводил движения природы, и это понимание (узнавание) природы через танец передавалось телу и уму участников пляски. Танец подражал прыганью кенгуру, полету орла, охоте на бизона, гребцам на веслах, посеву и жатве, сватовству и браку, самой смерти... В Древнем Египте танцами изображали движение небесных светил. В плясках соперничали (в ловкости, выносливости), выбирали будущих жен и мужей, заручались их согласием или узнавали о несогласии. В танце более всего проявлялась эмоциональная жизнь человека; одновременно танец был средством эмоциональной разрядки. 3 Телесные движения актера. При всем богатстве и разнообразии выразительных возможностей театра, основу и центр его семиотики составляет игра актера2, а основной единицей этого языка («словом-репликой» актера) является 1 Ср.у Даля (IV, 112): Рукобитье— битье по рукам отцов жениха и невесты, 2 Актер создает образ собой — своим телом. А.Н. Островский называл акте Date: 2015-07-25; view: 533; Нарушение авторских прав |