Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция IX. Лекция IX. Границы мотивированности. 173распространения) и при этом богатые значениями иконические семиотики не имеют перспектив. Еще меньше перспектив у семиотик, основанных на знаках-индексах. По сути, отправитель индексального знака (или цепочки таких знаков) не в состоянии передать информацию, которая не касалась бы его тела (его соматических и/или психофизиологических проблем). Понятно, что в человеческой коммуникации должен быть доступен для передачи и восприятия более широкий круг тем. Таким образом, знаки с первичной («природной») мотивированностью (индексы и иконические знаки) не могут образовать семиотику, которая была бы сопоставима с естественным языком в двух кардинальных аспектах: 1) в аспекте информационной емкости и 2) в аспекте доступности (посильности) для всех членов языковых сообществ процессов отправления и восприятия знаков и знаковых последовательностей. В естественных языках знаки с первичной мотивированностью в целом немногочисленны и принадлежат периферии языковой семантики. Однако в «телесности» индексов, прежде всего интонации, есть атавистическая сила и иррациональная притягательность природы. В целом для соотношения разных видов знаков в естественных языках характерны следующие закономерности: 1) в каждом языке есть знаки, характеризующиеся первичной мотивированностью означающего (это, во-первых, немногочисленная группа знаков-индексов и, во-вторых, относительно более многочисленный и разнообразный класс иконических знаков); 2) в каждом языке преобладают знаки, для которых характерно отсутствие первичной мотивированности; иначе говоря, в каждом языке преобладают знаки-символы; 3) в каждом языке имеются знаки, обладающие вторичной (внутрисистемной) мотивированностью (морфемные и семантические дериваты); 4) в некоторых языках большинство слов являются п р о и з-водными, т.е. представляют собой знаки с вторичной (внутрисистемной) мотивированностью (ср. данные по русскому, французскому, английскому, китайскому языкам, приведенные в п. 50); 5) в некоторых языках большинство слов являются н е п р о-и з в о д н ы м и, т. е. представляют собой знаки, для которых характерно отсутствие всякой мотивированности (см. данные по вьетнамскому языку в п. 50). Различия между семиотиками в характере и сте-■ пени мотивированности плана выражения знаков. В таблице 8 показано, в каких пропорциях в разных по генезису знаковых системах представлены элементарные знаки, различающиеся по типу мотивированности. Разная степень присут- Таблица 8 Распределение элементарных знаков, различных по характеру мотивированности, в разных по генезису знаковых системах
, 176 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ... _______________ Производные и сложные знаки. Большинство зна-я ков, образующих семиотический континуум, — это сложные и/или производные знаки. Производные знаки образуются в результате некоторого видоизменения или преобразования плана содержания и/или плана выражения элементарного знака. О производных знаках шла речь в лекции VIII в связи с обсуждением вторичной (внутрисистемной) мотивированности производных слов и производных значений. Аналогичные процессы, ведущие к появлению новых, семантически более сложных знаков, имеют место и в других семиотиках. Сложные знаки образуются в результате соединения простых, при этом из соединения возникает не «сумма значений», а качественно новое значение. Сложные знаки «первого порядка» соединяются в более сложные знаки «второго порядка», которые в свою очередь образуют еще более сложные знаки «третьего порядка» и т.д. Сколько таких «порядков» в конкретной семиотике, зависит от ее уровневого строения (которое разными авторами может пониматься по-разному). Единая иерархия знаков для всего семиотического континуума невозможна и, скорее всего, не очень нужна. Поэтому далее в лекции речь пойдет о сложных и производных знаках разной степени сложности. При этом представляется важным увидеть не только новые ступени семиозиса, но и р а з-нонаправленность процессовзнакообразования. Сознание человека, используя сложные знаки, основанные на одной сенсорной модальности, создает новые знаки-аналоги с другой физической природой плана выражения. Жест может вызвать появление рисунка и/или слова; на основе вербального рассказа может сформироваться концентрированный, сгущенный смысл, который может образовать содержание нового рисунка (статичного визуального знака), или ритуального жеста, или танца (динамических визуальных знаков), или мелодии (музыкального знака), затем нового вербального знака (метафоры, фразеологизма, символа и др.), что далее приведет к формированию новых сложных знаков разной физической природы и разного назначения (в том числе эмблем, нормативных поведенческих знаков, элементов декора в архитектуре, интерьере, одежде и т.п.). Знакообразование идет лавинообразно. В исторической перспективе знаки не столько сменяют друг друга, сколько аккумулируются (накапливаются), хотя, конечно, какие-то знаки забываются и уходят. Однако в целом по ходу истории плотность (насыщенность) семиотического континуума возрастает. Вот пример лавинообразного семиозиса (представленного в рамках только одной культурно-религиозной традиции). 1. Визуальный знак: изображение креста как древнейшего высшего и многозначного символа у многих народов (в том числе в Австралии и
|