Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция IX. Лекция IX. Границы мотивированности. 173





распространения) и при этом богатые значениями иконические семиотики не имеют перспектив.

Еще меньше перспектив у семиотик, основанных на знаках-ин­дексах. По сути, отправитель индексального знака (или цепочки та­ких знаков) не в состоянии передать информацию, которая не каса­лась бы его тела (его соматических и/или психофизиологических проблем). Понятно, что в человеческой коммуникации должен быть доступен для передачи и восприятия более широкий круг тем.

Таким образом, знаки с первичной («природной») мотивиро­ванностью (индексы и иконические знаки) не могут образовать семиотику, которая была бы сопоставима с естественным языком в двух кардинальных аспектах: 1) в аспекте информационной ем­кости и 2) в аспекте доступности (посильности) для всех членов языковых сообществ процессов отправления и восприятия знаков и знаковых последовательностей. В естественных языках знаки с первичной мотивированностью в целом немногочисленны и при­надлежат периферии языковой семантики. Однако в «телесности» индексов, прежде всего интонации, есть атавистическая сила и иррациональная притягательность природы.

В целом для соотношения разных видов знаков в естественных языках характерны следующие закономерности:

1) в каждом языке есть знаки, характеризующиеся первич­ной мотивированностью означающего (это, во-первых, немного­численная группа знаков-индексов и, во-вторых, относительно бо­лее многочисленный и разнообразный класс иконических знаков);

2) в каждом языке преобладают знаки, для которых характер­но отсутствие первичной мотивированности; иначе говоря, в каж­дом языке преобладают знаки-символы;

3) в каждом языке имеются знаки, обладающие вторичной (внутрисистемной) мотивированностью (морфемные и семанти­ческие дериваты);

4) в некоторых языках большинство слов являются п р о и з-водными, т.е. представляют собой знаки с вторичной (внутри­системной) мотивированностью (ср. данные по русскому, фран­цузскому, английскому, китайскому языкам, приведенные в п. 50);

5) в некоторых языках большинство слов являются н е п р о-и з в о д н ы м и, т. е. представляют собой знаки, для которых ха­рактерно отсутствие всякой мотивированности (см. данные по вьет­намскому языку в п. 50).

 

Различия между семиотиками в характере и сте-■ пени мотивированности плана выражения зна­ков. В таблице 8 показано, в каких пропорциях в разных по гене­зису знаковых системах представлены элементарные знаки, раз­личающиеся по типу мотивированности. Разная степень присут-


Таблица 8 Распределение элементарных знаков, различных по характеру мотивированности, в разных по генезису знаковых системах

 

 

 

 

 

 

    Основные классы знаковых систем, различных по генезису
Группы элементарных знаков, различающихся характером мотивированности означающего означаемым Биологи­ческие семиотики (языки животных) Культурные семиотики (возникшие в процессе социальной истории человечества)
Естественные (но не врожденные) семиотики Примеры искусственных семиотик
Жесты, (панто)ми- мика, интонация Поведение, одежда, этикет Рели­гии Искус­ства Естественные (этнические) языки Математи­ческая символика Семиотика географиче­ской карты Дорожные знаки
                 
А Знаки-индексы (симптомы)     - - - 0,5 - - -
В Знаки-копии (иконы)                  
' С Знаки-символы (отсутствует пер­вичная мотивиро­ванность) (-)                
С1 Знаки-символы с вторичной струк­турной мотивиро­ванностью -                
с2 Знаки-символы с вторичной семан­тической мотиви­рованностью -           -    

,




176 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ... _______________

 

Производные и сложные знаки. Большинство зна-я ков, образующих семиотический континуум, — это сложные и/или производные знаки. Производные знаки образу­ются в результате некоторого видоизменения или преобразования плана содержания и/или плана выражения элементарного знака. О производных знаках шла речь в лекции VIII в связи с обсужде­нием вторичной (внутрисистемной) мотивированности производ­ных слов и производных значений. Аналогичные процессы, веду­щие к появлению новых, семантически более сложных знаков, имеют место и в других семиотиках.

Сложные знаки образуются в результате соединения простых, при этом из соединения возникает не «сумма значений», а каче­ственно новое значение. Сложные знаки «первого порядка» со­единяются в более сложные знаки «второго порядка», которые в свою очередь образуют еще более сложные знаки «третьего по­рядка» и т.д. Сколько таких «порядков» в конкретной семиотике, зависит от ее уровневого строения (которое разными авторами может пониматься по-разному). Единая иерархия знаков для всего семиотического континуума невозможна и, скорее всего, не очень нужна. Поэтому далее в лекции речь пойдет о сложных и произ­водных знаках разной степени сложности. При этом представляет­ся важным увидеть не только новые ступени семиозиса, но и р а з-нонаправленность процессовзнакообразования.

Сознание человека, используя сложные знаки, основанные на одной сенсорной модальности, создает новые знаки-аналоги с другой физической природой плана выражения. Жест может выз­вать появление рисунка и/или слова; на основе вербального рас­сказа может сформироваться концентрированный, сгущенный смысл, который может образовать содержание нового рисунка (статичного визуального знака), или ритуального жеста, или танца (динамических визуальных знаков), или мелодии (музыкального знака), затем нового вербального знака (метафоры, фразеологиз­ма, символа и др.), что далее приведет к формированию новых сложных знаков разной физической природы и разного назначе­ния (в том числе эмблем, нормативных поведенческих знаков, элементов декора в архитектуре, интерьере, одежде и т.п.).

Знакообразование идет лавинообразно. В исторической пер­спективе знаки не столько сменяют друг друга, сколько аккуму­лируются (накапливаются), хотя, конечно, какие-то знаки забы­ваются и уходят. Однако в целом по ходу истории плотность (на­сыщенность) семиотического континуума возрастает.

Вот пример лавинообразного семиозиса (представленного в рамках только одной культурно-религиозной традиции).

1. Визуальный знак: изображение креста как древнейшего высшего и многозначного символа у многих народов (в том числе в Австралии и


Date: 2015-07-25; view: 869; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию