Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция X. Сложные знаки и новые ступени семиозиса 177доколумбовой Америке) — символа солнца (крест, т. е. пересечение линий, передавал лучи и движение «солнечного колеса», мелькание его спиц), символа человека с распростертыми руками1, символа мирового древа и др. (подробно см.: Топоров 1992). 2. Артефакт (в утилитарной функции и как визуальный знак) — крест как положительный знак (солнца, человека, мирового древа) совпал по форме (оказался омонимом) с мрачным историческим артефактом: в Древнем Риме, Персии, Древнем Египте столб с перекладиной был орудием позорной казни путем распятия — осужденного буквально прибивали (пригвождали) или приковывали к перекладине. 3. Вербальный знак — у римлян артефакт «крест» и одновременно визуальный знак позора и мучения отразился в вербальных знаках: лат. crux — это не только 'крест' (т. е. предмет), но и 'орудие казни' (была даже идиома pascere in cruce corvos 'кормить на кресте воронье', т.е. 'быть распятым'); кроме того, crux развило еще два производных значения: а) 'мучение, беда, горе' и б) '(бранное) напасть, висельник, душегуб, разбойник'2.
4. Концептуальный (мыслительный) знак-символ — в христианстве, в формировании которого огромное значение (наглядно-эмоциональное и концептуальное) имела мученическая смерть на кресте Иисуса Христа, крест стал главным символом. 5. Жестовый ритуальный знак — изображение движением руки формы креста («крестное знамение»), а также его вербальные сопровождения {Вот те крест! к т.п.) и отображения {осенить себя крестом, перекреститься) и др. Форма крестного знамения могла быть четким разделительным и опознавательным вероисповедным знаком (ср. «двуперстие» старообрядцев; различие между православным и католическим знамением и др.)3. 6. Ритуальный жест может стать частью бытовой поведенческой семио 1 Ср. у Даля: лежать крестом 'растянувшись на полу и разведя руки' (И, 190). 2 Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. — М., 1976. — С. 274. 3 Ср. у Гоголя в «Тарасе Бульбе» сцену принятия в Сечь нового козака: «При 178 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ... ____________ 191). Жест успокаивал, отрезвлял, отгонял нечистую силу, помогал: ср. Перекрестись! Окстись! ('успокойся'); Если (кому) кажется, креститься надо', открещиваться 'всякими способами уклоняться, отказываться, отделываться от кого-либо, чего-либо'. 7. Кресты (как знаки-артефакты культового назначения) венчают храмы, их устанавливают у дорог, на могилах; есть напрестольные, нательные и священнические наперсные (т.е. 'нагрудные') кресты; ордена или медали в форме креста (в том числе в светских государствах); знаки-артефакты, естественно, также отражаются в вербальных знаках (ср. поговорку: Или грудь в крестах или голова в кустах). 8. Изображения креста (в храмах и жилищах; в виде скульптурных распятий; на иконах, на одежде духовенства; на знаменах, штандартах, вымпелах, флагах, гербах, орденах, значках, эмблемах, одеждах, парусах); воспроизведение креста в архитектурной планировке здания (крес-тово-купольные храмы в Византии и у православных славян) и др. 9. Церковный праздник Крещения в память крещения Иисуса Христа, с особой праздничной службой и поведенческими предписаниями в быту, а также с особой неправославной семиотикой (гадания, приметы).
10. Сложный (многоканальный) обряд крещения, а также его вербальные отображения (крещение, крестины, крестные родители, крестник и др.) и их дериваты (боевое крещение), включая такие особенные русские дериваты, как слова крестьяне (т.е. наименование земледельческого населения по связи с крещением), нехристь в производном значении 'жестокий, бессовестный человек'). 11. Сложный (многоканальный) обряд крестного хода (церковное шествие духовенства и верующих с крестами, иконами и др.), а также другие обряды с использованием креста и их вербальные закрепления (ср. крестный ход, крестное целование 'присяга, клятва, подтверждаемая целованием креста'). Телесные движения-образы в ритуале, танце, ■ игре актера. Жестикуляция и мимика — эти самые близкие к природе из семиотик человека — лежат в основе тех физических движений и действий, которые составляют действенно-образное наполнение таких языков человечества, как ритуал, танец, игра актера. Из названных феноменов самый древний — ритуал, а самый древний компонент в ритуале — это знаковое физическое движение. Выразительное телодвижение как первоисточник ■ ритуала. В ритуале есть три компонента разной семиотической природы: 1) ритуальное (символическое) действие; 2) мифологическое представление; 3) словесные формулы. В филогенезе ритуальное действие было первым семиотическим процессом, который формировал мифологические представления и речь. «Согласно новейшим исследованиям язык символических дей-
|