Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция X. Сложные знаки и новые ступени семиозиса 177





доколумбовой Америке) — символа солнца (крест, т. е. пересечение ли­ний, передавал лучи и движение «солнечного колеса», мелькание его спиц), символа человека с распростертыми руками1, символа мирового древа и др. (подробно см.: Топоров 1992).

2. Артефакт (в утилитарной функции и как визуальный знак) — крест как положительный знак (солнца, человека, мирового древа) совпал по форме (оказался омонимом) с мрачным историческим артефактом: в Древнем Риме, Персии, Древнем Египте столб с перекладиной был ору­дием позорной казни путем распятия — осужденного буквально приби­вали (пригвождали) или приковывали к перекладине.

3. Вербальный знак — у римлян артефакт «крест» и одновременно визу­альный знак позора и мучения отразился в вербальных знаках: лат. crux — это не только 'крест' (т. е. предмет), но и 'орудие казни' (была даже идиома pascere in cruce corvos 'кормить на кресте воронье', т.е. 'быть распятым'); кроме того, crux развило еще два производных значения: а) 'мучение, беда, горе' и б) '(бранное) напасть, висельник, душегуб, разбойник'2.

 

4. Концептуальный (мыслительный) знак-символ — в христианстве, в формировании которого огромное значение (наглядно-эмоциональное и концептуальное) имела мученическая смерть на кресте Иисуса Хри­ста, крест стал главным символом.

5. Жестовый ритуальный знак — изображение движением руки фор­мы креста («крестное знамение»), а также его вербальные сопровожде­ния {Вот те крест! к т.п.) и отображения {осенить себя крестом, пере­креститься) и др. Форма крестного знамения могла быть четким разде­лительным и опознавательным вероисповедным знаком (ср. «двуперстие» старообрядцев; различие между православным и католическим знамени­ем и др.)3.

6. Ритуальный жест может стать частью бытовой поведенческой семио­
тики. В русском православном быту креститься в определенных ситуаци­
ях предписывалось (при входе и выходе из церкви, а также в изве­
стные моменты церковной службы, утром и вечером, перед едой, при
входе в помещение с иконой и др.), т.е. жест оказался включенным в
правила поведения (этикет) (ср. у Даля: Сидя не крестятся). Ср. также
осуждающие поговорки о тех, кто не крестится или мало крестится: Хлеб
ест, а креститься не умеет; Он лба не перекрестит.
Вместе с тем в рече­
ниях отмечена обрядовость, возможная бессодержательность жеста: Всяк
крестится, да не всяк молится; Божится и крестится, а врет
(Даль, II,

1 Ср. у Даля: лежать крестом 'растянувшись на полу и разведя руки' (И, 190).

2 Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. — М., 1976. — С. 274.

3 Ср. у Гоголя в «Тарасе Бульбе» сцену принятия в Сечь нового козака: «При­
шедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: — Здрав­
ствуй! Что, во Христа веруешь? — Верую, — отвечал приходивший. — И в трои­
цу святую веруешь? — Верую! — И в церковь ходишь? — Хожу! — А ну, перекре­
стись! — Пришедший крестился. — Ну, хорошо, — отвечал кошевой, — ступай
же в который сам знаешь курень». Гоголь подчеркивает простоту процедуры {яв­
лялся только к кошевому,
в сцене не возникает даже имя пришедшего), но ее
кульминация {А ну, перекрестись!) — это совсем не малость.


178 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ... ____________

191). Жест успокаивал, отрезвлял, отгонял нечистую силу, помогал: ср. Перекрестись! Окстись! ('успокойся'); Если (кому) кажется, креститься надо', открещиваться 'всякими способами уклоняться, отказываться, от­делываться от кого-либо, чего-либо'.

7. Кресты (как знаки-артефакты культового назначения) венчают хра­мы, их устанавливают у дорог, на могилах; есть напрестольные, натель­ные и священнические наперсные (т.е. 'нагрудные') кресты; ордена или медали в форме креста (в том числе в светских государствах); знаки-артефакты, естественно, также отражаются в вербальных знаках (ср. по­говорку: Или грудь в крестах или голова в кустах).

8. Изображения креста (в храмах и жилищах; в виде скульптурных распятий; на иконах, на одежде духовенства; на знаменах, штандартах, вымпелах, флагах, гербах, орденах, значках, эмблемах, одеждах, пару­сах); воспроизведение креста в архитектурной планировке здания (крес-тово-купольные храмы в Византии и у православных славян) и др.

9. Церковный праздник Крещения в память крещения Иисуса Хри­ста, с особой праздничной службой и поведенческими предписаниями в быту, а также с особой неправославной семиотикой (гадания, приметы).

 

10. Сложный (многоканальный) обряд крещения, а также его вер­бальные отображения (крещение, крестины, крестные родители, крестник и др.) и их дериваты (боевое крещение), включая такие особенные рус­ские дериваты, как слова крестьяне (т.е. наименование земледельческого населения по связи с крещением), нехристь в производном значении 'жестокий, бессовестный человек').

11. Сложный (многоканальный) обряд крестного хода (церковное шествие духовенства и верующих с крестами, иконами и др.), а также другие обряды с использованием креста и их вербальные закрепления (ср. крестный ход, крестное целование 'присяга, клятва, подтверждаемая целованием креста').

 

Телесные движения-образы в ритуале, танце, ■ игре актера. Жестикуляция и мимика — эти самые близкие к природе из семиотик человека — лежат в основе тех физических движений и действий, которые составляют действен­но-образное наполнение таких языков человечества, как ритуал, танец, игра актера. Из названных феноменов самый древний — ритуал, а самый древний компонент в ритуале — это знаковое физическое движение.

 
 

Выразительное телодвижение как первоисточник ■ ритуала. В ритуале есть три компонента разной се­миотической природы: 1) ритуальное (символическое) действие; 2) мифологическое представление; 3) словесные формулы. В фи­логенезе ритуальное действие было первым семиотическим про­цессом, который формировал мифологические представления и речь. «Согласно новейшим исследованиям язык символических дей-


Date: 2015-07-25; view: 590; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию