Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По формированию позитивного поведения
Группа — это общность людей, которые взаимодейст- вуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на остальных и сам находиться под их влиянием. Различают формальные и неформальные группы. • Формальная организация формируется руководите- лем для решения определенной задачи. Создается и ра- звивается по заранее продуманному плану. • Неформальная — возникает спонтанно, не имеет четко определенного статуса в обществе, не выполняет одно- значно описанных «обязанностей» перед другими общ- ностями, реагирует на неудовлетворенные индиви- дуальные потребности. В организации групповой работы социально-педагоги- ческой деятельности зачастую используются методы и приемы практической психокоррекции. Например, эле- менты игротерапии, арттерапии, психогимнастики, пси- ходрамы, социодрамы. Наиболее распространенными в социально-педагоги- ческой деятельности видами коррекционных групп яв- ляются: тренинговые группы, социально-педагогические тренинги, социально-психологические тренинги, группы встреч, гештальт-группы, группы взаимопомощи, группы умений. Следует отметить, что при использовании психо- логических методов групповой работы желательно участие психолога, либо его консультация при составлении про- граммы групповой работы. Главная цель групповой рабо- ты — развитие личности. Сопутствующие ц е л и: • помогать успешно справляться с проблемами; • разрешать конфликты с помощью друг друга; • преодоление и раскрытие себя; • коррекция самооценки; • повышение уровня психической культуры. З а д а ч и, решаемые в ходе групповой работы: 1. Овладение социально-психологическими знаниями; 2. Развитие способностей адекватного и наиболее пол- ного познания себя и других; 3. Осуществление коррекции самооценки; 4. Диагностика и коррекция личностных качеств и умений; 5. Снятие барьера, мешающего развитию умений; 6. Реализация потребностей в познании других людей; 7. Развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях; 8. Развитие социальной сензитивности; 9. Освоение базовых коммуникативных навыков и умений. Основные принципы работы: 1. Диагностика взаимодействия. По ходу работы обяза- тельно обращайте внимание на то, как взаимодействуют участники группы, что мешает взаимодействовать и что помогает. Отмечайте условия возникновения конфликтов с целью раннего их предотвращения и последующей профилактики. 2. Постоянная положительная обратная связь. Так как большинство людей в группе нуждаются в поддержке и отличаются выраженной ориентацией на одобрение ок- ружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, как надежное средство помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации. В ходе и в конце каждой игры выражайте благодар- ность всем участникам, а водящему выражайте благодар- ность особо. Если в ходе игры водящий испытывает какие- то трудности, подбодрите его. Большинство людей очень ранимы. Поэтому решитель- но пресекайте попытки самих участников давать друг дру- гу негативную обратную связь. Например, если кому-то говорят, что он сделал что-то неправильно, то предложите похвалить его за то, что он очень старался. Побуждайте участников выражать друг другу одобрение и благодарность; 3. Самодиагностика. Оценивайте критично свои выска- зывания, избегайте оценочных суждений, будьте уверены в своих словах и поступках. И, конечно, тщательно готовь- тесь к каждому занятию. 4. Добровольность и ненасильственность общения. При объяснении правил игры, при выборе водящего исходите, прежде всего, из желания участников, избегая принужде- ния. Иногда люди пытаются принуждать друг друга к каким-то действиям, тогда вам приходится блокировать эти попытки. Если участники говорят: «Пусть водящим будет тот-то», вы должны ответить: «Только, если этот че- ловек захочет». Необходимо избегать выражения должен- ствования и побуждать заменять слова «должен», «обя- зан», словами «хочу» и «могу». 5. Информированность. Все, о чем вы рассказываете, вся информация должна быть доступна, достоверна, под- ходящая по возрасту и уровню понимания слушателей. Следует критично отнестись к содержанию: не поднимай- те вопросы, которые могут вызвать негативную реакцию, стать причиной конфликта в группе. Не следует затраги- вать темы общения, которые не приемлемы определенной группой слушателей. 6. Здесь и теперь. Принцип достаточно важный для групповой работы. Значимость его заключается в немед- ленном словесном выражении чувств и эмоций, появив- шихся в определенный момент работы под воздействием того или иного этапа работы. Вся ценность в вербализации своего состояния именно здесь — в этих условиях, именно теперь — важна первая реакция, первые мысли. 7. Неконкурентный характер отношений. Соблюсти этот принцип можно только если удастся создать атмо- сферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт каждому. По- этому все игры строятся и подбираются так, чтобы свести к минимуму, а в идеале — к нулю элементы конкуренции, соревнований, победы и поражения. Поэтому перед на- чалом занятий необходимо уделить особое внимание не- конкурентному характеру отношений в тренинге: «У нас не будет соревнования. У нас не будет победителя и побеж- денных. Мы не будем стараться доказать, что мы чем-то лучше других». В ходе игр подчеркивается ценность, уникальность каждого участника, его отличие от других. Эта идея служит одним из критериев отбора игр.
❍ Требования к комплектации группы
Численность группы определяется возрастом участ- ников и целью работы. Наиболее оптимальное количество участников: 10—12 человек. Численность также определяется стилем руководства ведущего занятия: при директивном стиле число участни- ков может быть 18—20. Желательно, чтобы участники принадлежали одной возрастной группе. Не рекомендуется включать в работу лиц, которые опо- здали на несколько часов, или несколько занятий. Участие педагогов в групповой работе нежелательно, так как значительно снижается уровень эмоционального комфорта и открытого, доверительного общения. Но если нет возможности исключить педагога из работы в группе, то его участие допускается либо на общих условиях (пе- дагог садиться в круг и выполняет все задания), либо вне круга (без возможности вмешиваться и давать коммен- тарии). ❍ Организация групповой работы
Во-первых, подготовка помещения. Для проведения занятий помещение необходимо выбирать просторное, с хорошим освещением, с возможностью проветривания. Отсутствие этих условий могут помешать полноценной работе. Участники быстро устанут, станут раздражитель- ными, будут отвлекаться, ускорять процесс с целью поско- рее уйти. Из-за чего тренинг получит поверхностный ха- рактер, не даст необходимого эффекта. Комнату, в которой будут проводиться групповые занятия, необходимо предварительно подготовить. Осво- бодить от лишней мебели. Количество стульев должно со- ответствовать количеству участников. Предпочтительнее твердые стулья. Как утверждают психологи, твердые стулья способствуют работоспособности, мягкие — рас- слаблению. Середину комнаты следует освободить. Стулья поставить кругом, именно так легче и свободнее общаться. Во-вторых, подготовка материалов. Необходимо подго- товить канцтовары: ручки, карандаши, бумагу, заранее заготовленные анкеты и т. д. Подготовьте печатную информацию о встрече, которую вы собираетесь проводить. Она может содержать: цель встречи; краткую программу встречи; перечисление сведений и умений, которые получат участники встречи; позитивные продукты ранее проведенного тренинга (если он проводится второй и последующий раз). Заранее прикрепите необходимые материалы на доски и стены (позаботьтесь о наличии скотча и кнопок). Про- следите, читаема ли ваша информация с предполагаемых мест участников встречи.
❍ Подготовительный этап групповой работы
Пока собираются участники встречи, ваша задача — начать взаимодействие: • можно попросить их зарегистрироваться в списке участников, • можно раздать бейджи и попросить написать свои имена, • предложить познакомиться с информацией на доске и стенах. ❍ Проведение групповой работы • Знакомство или встреча В начале работы может возникнуть некоторая нелов- кость. Ведь участникам необходимо познакомиться, при- выкнуть друг к другу и к ситуации. Многое зависит от вас, вашего поведения, вашей по- зиции. На первом занятии необходимо принять правила рабо- ты в группе, а на втором занятии либо повторить, либо до- полнить, но в любом случае правила должны исходить от участников. Преодоление дистанции, создание комфорта в первый день, снятие напряжения, физическая и эмоциональная разрядка. На первом занятии можно заполнить, а на последую- щем дополнить и вывесить на обозрение таблицу, которую заполняют участники:
В начале занятия уделите достаточное внимание воп- росам доверия. Обсудите с участниками правила конфиденциальности, расскажите о последствиях, которые могут возникнуть в случае их нарушения. Например, обратитесь к чувствам каждого участника: «Насколько приятно вам будет узнать, что это правило нарушено в отношении вас?» Обозначьте предметы конфиденциальности. Теорети- ческая информация должна распространяться, а личная информация об участниках и их опыте является закрытой и за пределы группы не выносится.
• Рефлексия Рефлексия прошлого занятия достаточно важна для последующей работы. Во-первых мысленно мы возвра- щаемся к первому занятию, вспоминаем тему встречи, цель, правила, которые устанавливали, которые возможно будут дополнены или изменены. Все участники погружа- ются в уже заявленную тему, а не начинают все сначала. Но рефлексия прошлого занятия будет эффективной лишь в том случае, когда нет новых участников. Анализ про- шедшего времени предполагает обсуждение таких воп- росов как: что нового, интересного произошло за это время? О чем думали, что хотели рассказать?
• Упражнение по теме занятия Это — настройка на работу. Необходимо четко знать цель занятия и сопутствующие задачи. Упражнения и иг- ры не должны выбиваться из темы — упражнения долж- ны быть направлены либо на развитие личностных внут- ренних качеств, либо на групповую сплоченность, либо на выражение эмоций, — главное выдержать одну цель, не планировать более, чем сможете охватить.
• Информационный блок Любое занятие должно предполагать информационный блок. Тему сообщений необходимо выбирать актуальной, интересной для слушателей. Время сообщения не более 45 минут. Обязательно подкрепление наглядностью, при- держивайтесь временных рамок, заданных в ваших мате- риалах, не уходите от темы, отвечая на вопросы. Если участники отвлеклись, вы можете: внезапно за- молчать; громко хлопнуть в ладоши; поменять местора- сположение; обратить внимание участников на принятые группой правила; в некоторых случаях уместно перейти к следующему этапу встречи.
• Упражнение на закрепление информации Полученную информацию необходимо закрепить в игре или упражнении, где активно участвуют все. Выбирая уп- ражнения, лучше выбрать более подвижные, с как можно большим количеством участников.
• Упражнение на расслабление Обязательное условие для эффективной работы груп- пы. Подбирайте упражнения адекватно аудитории, теме занятия, подготовленности лично вашей и участников. Целесообразно упражнение на расслабление подробно рас- писать на листе. А для большей эффективности заручи- тесь поддержкой коллеги. • Рефлексия прошедшего занятия Необходима для того, чтобы отметить самые яркие мо- менты занятия для каждого участника, вспомнить озву- ченные моменты, которые стали яркими для других участ- ников. Проанализировать свое участие в занятии, оценить его значимость и информированность. Поделиться нега- тивными и позитивными эмоциями. • Прощание В прощании закладывается будущая встреча. Во-пер- вых, необходимо поблагодарить за участие в занятии всех участников. Во-вторых, озвучить перспективы развития темы занятия и работы группы вообще. Если предполага- ются последующие занятия, то целесообразно дать зада- ние, которое обязательно проверьте на следующем занятии.
Рекомендации ведущему занятие для успешной груп- повой работы: • Дайте возможность участникам увидеть и услышать цель и программу встречи. Разместите их на видном месте. Обращайтесь к ним по ходу встречи. • Имейте при себе часы или таймер. • Вывесите на видное место лист с принятыми группой нормами работы на встрече. Это способствует созданию атмосферы доверия, взаимоуважения, поможет эффек- тивно управлять процессом работы. • Заранее спланируйте вашу встречу таким образом, что- бы иметь достаточно времени для разного количества участников. Из опыта известно, что, несмотря на пред- варительные договоренности, оно может очень сильно различаться. • Старайтесь тратить на каждое упражнение столько вре- мени, сколько указано в ваших материалах. Это помо- жет вам завершить встречу вовремя. • Если какое-либо из упражнений затягивается, исполь- зуйте таймер. Прерывайте участников вежливо, но твердо: «Давайте закончим упражнение и перейдем к следующему вопросу». • Если вы рассчитываете проводить встречу по своей про- грамме, не планируйте слишком много упражнений в программе вашей встречи. Давайте упражнения, соот- ветствующие имеющемуся у вас времени и собравшим- ся участникам. «Лучше меньше, да лучше!» • Закончите вашу встречу вовремя. • Используйте большую часть вашего времени и энергии на то, чтобы заранее спланировать встречу и подгото- виться к ней. • Хорошенько выспитесь. Придите на место проведения заранее. Если вы ведете встречу с коллегой, заранее скоординируйте ваши усилия и распределите, кто за какую часть программы отвечает. • В случае совместного проведения встречи заранее от- кровенно оговорите со своим партнером ваши опасения и ожидания от работы. Не бойтесь во время встречи обращаться к коллеге за помощью или с предложением о возможном изменении в программе. Совместная рабо- та может заметно обогатить ваш опыт.
❍ Работа в паре Для того чтобы каждый ведущий мог равноценно участ- вовать в проведении встречи и брать ответственность за определенные части (блоки) программы, нужно заранее распределить работу между партнерами. Но это не значит, что во время того, как один партнер работает над «своим» блоком, второй — полностью выключен из работы. Второй партнер может в это время держать визуальный контакт с группой и быть готовым подхватить мысль напарника в любой момент, если тот сбился, растерялся или что-то забыл. Проговаривайте программу встречи. Для исключения противоречий между ведущими в процессе встречи и для четкой слаженной работы вы можете провести небольшую репетицию мероприятия, проговорив друг другу установ- ки, обсудив последовательность блоков и упражнения, которые вы намерены использовать. Лучше, если установ- ку бyдет давать один человек, но важно, чтобы во всех упражнениях участвовали оба ведущих. Уважение к партнеру. Очень важно, чтобы вы относи- лись к своему партнеру положительно, всячески про- являли внимание и поддержку по отношению к нему/ней (утвердительно кивали головой во время того, как она/он что-то рассказывает группе, поддерживали визуальный контакт, улыбались). Группа очень чутко воспринимает отношения между ведущими, поэтому она может «отзер- каливать» эти отношения (если вы не слушаете своего партнера, то группа вполне может делать то же самое, если вы зло подшучиваете над партнером, то участники тоже вполне могут позволить себе это). Система сигналов. На протяжении всей встречи веду- щие могут являться образцом эффективной коммуника- ции для участников, используя свою систему сигналов. Незаметно для группы можете сообщить своему партнеру, что вы хотите высказаться, что осталось мало времени, а также любую другую информацию, не перебивая при этом коллегу. Анализ. Очень важно после проведения встречи уделить внимание ее анализу, обсудив подачу информации, эф- фективность работы с группой, возникшие в ходе встречи проблемы, работу в паре, и дать оценку собственной работы для последующих изменений и улучшений. Полезно зафиксировать эту информацию в отчете о проведенной встрече. Важно учитывать полученный опыт и усвоенные уроки при подготовке и проведении встреч в будущем.
❍ Что вы сможете сделать для успеха встречи:
Ведущий должен уметь использовать навыки эффек- тивного общения: активно слушать, задавать вопросы, го- ворить на понятном языке, давать четкие и понятные инст- рукции, удерживать дискуссию в нужном русле и, в случае необходимости, переориентировать ее, предвидеть разви- тие ситуации на встрече на несколько шагов вперед. Определите ваши «слабые места» при коммуникации (мы все их имеем) и работайте над ними в вашем повсед- невном общении. Используйте каждую встречу для совер- шенствования ваших навыков.
• Относитесь к каждому ответу с одинаковым вниманием Принимайте все мнения, смотрите на человека, кото- рый говорит, отдавая ему все свое внимание и подтверждая то, что вы его слышите, хотя бы кивком головы. Не уде- ляйте одному ответу больше внимания, чем другому, не выделяйте особенно ответы, с которыми согласны лично. Похвала и критика одинаково могут прекратить свободное течение дискуссии и привести участков к мысли, что ведущий предпочитает одни мнения другим. Стройте нейтральные, благожелательные отношения.
• Поощряйте взаимодействие в группе Не будьте единственным человеком в группе, который отвечает на вопросы и дает комментарии. Участники долж- ны общаться и друг с другом, а не только с ведущим. Воп- росы или комментарии, обращенные к ведущему, могут быть перенаправлены к группе с помощью таких фраз, как: «Что другие участники думают о замечании Дениса?», «Есть ли кто-нибудь в группе, кто мог бы ответить на воп- рос Кати?». То, что участники, как правило, сидят в круге, способствует их взаимодействию.
• Наблюдайте за участниками Всегда замечайте, кто из участников находится «здесь и сейчас», а кто «витает в облаках». Пробуйте расшевелить тихих участников, но никогда не принуждайте их выска- зываться насильно. Уважайте выбор каждого относительно уровня его личного участия. Используйте все разнообразие методов для того, чтобы все могли принять участие в дис- куссии.
• Начинайте с личного опыта участия Поделиться своим личным опытом всегда важно для участников. Помните, что этот опыт разный у каждого и нет «хорошего» или «плохого» опыта. • Дайте людям возможность подумать Не бойтесь пауз и тишины. Иногда тишина может по- мочь участникам обдумать ценную мысль. Это также дает людям с различным темпераментом и «скоростью» равные возможности. Если вы слишком нетерпеливы, или тишина вас нервирует, досчитайте про себя до пяти, после того, как задали вопрос. Попросите участников делать то же самое или предложите им записать свои идеи, прежде чем начинать обсуждение.
❍ Интерактивный семинар
Занятия на развитие качеств и умений одна из форм по- лучения знаний ребятами, желающих заниматься образо- вательными программами по формированию навыков здо- рового образа жизни. Однако наиболее подходящей формой обучения мо- лодежи является интерактивный семинар (довольно часто его называют просто «тренингом»). Поэтому не семинарах нет учителя, который вкладывает информацию в головы слушателей, а есть ведущий, настраивающий людей на са- мовыражение и внутреннее изменение; участники, обла- дающие собственным опытом и ресурсами, а также ак- тивные методы работы, позволяющие достичь нового уров- ня знаний и умений. Данные методы работы весьма вариативны, но довольно типичны: работа в малых группах, дискуссии, работа в па- рах (т. е. все то, что позволяет больше действовать, а не слушать лекцию). Date: 2015-07-24; view: 478; Нарушение авторских прав |