Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работа по подготовке тренеров-сверстников в закрытом учебном заведении
Основой социально-профилактической работы в закры- тых учебных заведений является нравственное воспитание и формирование социальных навыков у воспитанников. Оно предусматривает целенаправленную деятельность, на- правленную на преодоление у несовершеннолетних пра- вонарушителей чуждых обществу моральных качеств и убеждений. Итогом этой работы должно стать формирова- ние нравственных чувств, сознания и нравственного по- ведения. Практика убедительно доказала действенность вовле- чения осужденных в общественную деятельность как средства их исправления. Учащиеся-осужденные значи- тельно меньше совершают нарушений режима, в их среде более здоровый морально-психологический климат. Технология «Сверстник обучает сверстника» помогает в осуществлении основного принципа воспитательной и социально-профилактической работы в закрытом учебном заведении — принципа активности осужденного в общест- венно-полезной деятельности, сущность которого заклю- чается в том, что важнейшим источником развития че- ловека, его перевоспитания выступает собственная актив- ность. Его основу в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности. Включение вос- питанника в активную общественно-полезную деятель- ность способствует его социальной переориентации, пере- воспитанию Такой подход не подавляет личность, а на- оборот, активизирует ее, способствует наиболее полному проявлению духовных сил. При организации работы по технологии «Сверстники обучают сверстников» следует учитывать специфику за- крытого учебного заведения. В основе этой работы должен лежать принцип сочета- ния требовательности к осужденным с гуманным и спра- ведливым отношением к ним. Главное значение этого принципа — гуманное отношение к человеку. А. С. Ма- каренко утверждал, что не может быть воспитания без требовательности и одновременно предупреждал: «Нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему». Поэтому к работе по привлечению подростков к информа- ционно-просветительской деятельности необходимо при- влекать прежде всего специалистов психологической и социальной службы. Эта работа должна основываться на принципе соответствия цели средствам, формам и методам перевоспитательной деятельности по отношению к каж- дому осужденному. Цель всегда рассматривается в соот- ветствии со средствами. Средства, формы и методы вы- ступают конкретным педагогическим инструментарием достижения цели. Достижение определенной цели всегда предусматривает определение наиболее оптимального педагогического инструментария, который позволил в соответствующих условиях конкретными воспитателями добиться перевоспитания каждого осужденного. Так в Учреждении образования «Петриковское специальное го- сударственное профессионально-техническое училище за- крытого типа № 1 легкой промышленности» психолог Н. Н. Абиякина разработала свою технологию организации работы с воспитанницами: «Как правило, это дети из не- благополучных семей. Очень важно, чтобы в суете бес- конечных забот не преступить ту черту, за которой кон- чается ответственность за судьбу ребенка, сердечность и доброта. Поэтому мы учимся бережно и трепетно прика- саться к хрупкому, уже «израненному» внутреннему миру подростка. Находить внутри себя что-то хорошее, чистое, светлое, порядочное, что не позволит и дальше нравственно деградировать воспитаннице, озлобиться на жизнь и людей». Эта технология состоит из следующих этапов: 1. Работа со знакомства и установления контакта. Это очень важный момент. Если подросток почувствует неиск- ренность, недоброжелательность со стороны специалиста, он не пойдет на откровенность и сотрудничество; 2. Следующий этап — диагностика и сбор информации о воспитаннице. Здесь выявляется проблема, причины, которые побудили вести такой образ жизни. Далее на осно- ве собранной информации составляется коррекционная программа. В которой учитываются индивидуальные чер- ты характера будущего тренера-сверстника. 3. Помощь в налаживании социально полезных связей и отношения с другими людьми, социальным окружением. Знакомство с новинками литературы по здоровому обра- зу жизни. Организация встреч со специалистами, меди- ками и т. д. 4. Формирование положительных социальных устано- вок. Подготовка к роли ведущего тренинга. 5. Обучение навыкам коммуникации со сверстниками. Содержание программ, направленных на подготовку тренеров-сверстников из числа воспитанников учебных заведений закрытого типа, направлено на: • развитие личностных качеств; • тренировку навыков и умений ведущего тренинга; • умение работать в команде; • умение продемонстрировать уверенность в своих убеж- дениях, знаниях по проблеме ВИЧ-инфицирования, наркомании, табакокурения, алкоголизма; • соблюдение норм этического общения (терпимость, ува- жение к мнению других); • стимулирование желания попробовать себя в чем-то новом; • стремление помочь другим, научиться чему-нибудь по- лезному и развивать свои собственные навыки общения; • готовность принять участие в специальной программе подготовки тренеров-сверстников. Работа по подготовке тренеров-сверстников по техно- логии «Сверстник обучает сверстника» из числа подрост- ков, находящихся в специальных учебных заведениях закрытого типа, имевших наркотическую либо алкоголь- ную зависимость и ставших на позитивный путь жизни, в спецучилище стала одной из форм работы по формирова- нию позитивной модели поведения. Эта технология позво- ляет включать самих ребят к личностному развитию через привлечение к активной общественной жизни, создание ситуации успеха, стимулирование творческого потенциа- ла. Вовлечение девушек в творческую деятельность дает альтернативу негативному поведению, насилию, что по- могает усилить уровень их самозащиты. В рамках работы по программе «Сверстник обучает сверстника» используются разные формы работы, в том числе и организация социальных молодежных акций «Скажем СПИДу нет», организация социально-проблемных ток-шоу с привлечением средств массовой информации. Работа по подготовке тренеров-сверстников в закрытом учебном заведении требует применения особых правил, с которыми должны ознакомиться учащиеся, пожелавшие заниматься пропагандой здорового образа жизни через тех- нологию «Сверстник обучает сверстника».
❍ Технология работы по принципу «Равный обучает равного»:
Для эффективной работы по принципу «Сверстник обу- чает сверстника» необходимо пройти несколько этапов, ко- торые позволят не только подготовить воспитанников для работы в качестве мультипликаторов-ведущих, но и в даль- нейшем повышать квалификацию учащихся-волонтеров, принявших решение участвовать в профилактической работе. Первый этап. Выбор молодых людей для работы в качестве мультипликаторов-ведущих. Как правило, такой выбор осуществляет психолог или социальный педагог, который отвечает за профилактическую работу. При вы- боре волонтеров очень важным является принцип добро- вольности. Если он не будет соблюден, то после подготовки такой доброволец будет всячески уклоняться от работы со своими сверстниками и не проявит своей инициативы в профилактической работе. При выборе будущего мульти- пликатора-ведущего нужно учитывать его потенциальный авторитет среди сверстников, коммуникативные умения, желание работать со своими сверстниками. Второй этап. Подготовка тренеров-сверстников (муль- типликаторов-ведущих) ведется социальным педагогом совместно с психологом закрытого учебного заведения. Третий этап. Практическая работа тренеров-сверстни- ков (мультипликаторов-ведущих) в группах своих сверст- ников с обязательным сопровождением со стороны пси- холога, социального педагога. Как правило, 1—2 раза в ме- сяц организуются встречи мультипликаторов-ведущих с руководителями программы. На таких встречах, с одной стороны, участники могут подвести итог своей работы со сверстниками, с другой — планировать свою дальнейшую работу с учетом извлеченных уроков из предыдущей дея- тельности.
❍ Какими должны быть учителя-сверстники
Важным условием для успешной работы по технологии «Сверстник обучает сверстника» является правильный вы- бор молодых людей, которые будут работать тренерами- сверстниками. Ведь для молодежи «тренер-сверстник» прежде всего учитель. Опыт работы показал, что чаще к юному тренеру аудитория предъявляет больше требова- ний, чем просто к учителю. Поэтому для участия в про- граммах обучения в своей среде надо искать юношей и де- вушек, которые: • готовы попробовать себя в чем-то новом; • небезразлично относятся к вопросам здоровья и пози- тивного поведения; • умеют продемонстрировать уверенность в своих силах, обладают лидерскими навыками и нормами этического общения (терпимость, уважение к мнению других — это является важным качеством); • стремятся помочь другим научиться чему-нибудь по- лезному и развивать свои собственные навыки об- щения; • объективно оценивают собственные способности; • готовы принять участие в специальной программе под- готовки; • могут уделять достаточное время участию в реализа- ции образовательных программ; • умеют работать в команде и подчиняться заранее со- гласованным правилам; • всегда выполняют взятые на себя обязательства. Учебные заведения, работающие по данной техноло- гии, могут пополнить этот список дополнительными кри- териями (например, указать минимальный возраст, среду реализации). Однако нельзя обойти вниманием ряд связанных с этим трудностей. Речь идет, прежде всего, о качестве работы тренера-сверстника, поскольку именно он или она явля- ется важнейшим фактором успеха программы, основанной на указанном принципе. В деятельности ведущего про- граммы можно вьделить два взаимосвязанных аспекта. Первый из них касается передаваемой информации. Тре- нер-сверстник должен хорошо ориентироваться в теме, чтобы не только донести ее до сверстников, но и уметь ответить на появляющиеся в ходе программы вопросы. И самое важное — информация должна быть достоверной. Второй аспект связан со способностью тренера-сверст- ника организовать взаимодействие с группой сверстников. Именно здесь, как правило, возникает большинство проб- лем. Молодым учителям приходится сталкиваться со слож- ными, порой конфликтными ситуациями и «трудными» участниками. Кроме того, необходимо постоянно поддер- живать баланс между общением на равных и позицией ведущего. Все вышеперечисленные недостатки связаны с органи- зацией взаимодействия в группе. Соответственно, именно
❍ Советы тренеру-сверстнику. Правила общения
1. Выражайтесь ясно и правильно. 2. Используйте вербальные и невербальные способы об- щения. 3. Обращайте внимание на ответную реакцию вашего собеседника. 4. Выражайтесь доступно для собеседника. 5. Помните о правилах эффективного слушания. Таким образом, можно утверждать, что программы, ос- нованные на принципе «Равный обучает равного», при грамотном использовании последнего служат эффектив- ным инструментом распространения достоверной инфор- мации и социально желательных моделей поведения в мо- лодежной среде. При этом повышение действенности та- ких программ связано, прежде всего, с улучшением ка- чества подготовки их ведущих. Положительный эффект программ, построенных на принципе «Сверстник обучает сверстника», этим не огра- ничивается. Благодаря такому подходу подросток, осту- пившийся в жизни, сможет осознать необходимость соб- ственного участия в решении социальных проблем и го- товых к реальной общественно полезной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ Date: 2015-07-24; view: 380; Нарушение авторских прав |