Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение сверстников сверстниками» в учебных заведениях закрытого типа
Профилактическая работа в закрытом учебном заведе- нии по выработке правильных поведенческих навыков, формированию устойчивой позиции у подростков во время учебы позволяет снижать процент подростковой преступ- ности среди данной категории ребят после их возвращения домой. Рассмотрим основные методы профилактики и воспи- тания в закрытом учебном заведении. Методы (от греч. мethodos-путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи. Методы воспитания — это совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, направленных на достиже- ние определенной цели воспитания, исправления перевос- питания. Методы воспитания и профилактики осужден- ных подростков — это те же методы общей системы вос- питания, но применяемые к специфическому объекту в условиях закрытого учебного заведения К основным методам воспитания относятся: • методы, способствующие формированию положитель- ных потребностей, мотивов, чувств и поведения воспи- туемых, это методы убеждения, организации деятель- ности, пример; • методы коррекции — это методы, которые непосред- ственно не формируют личность, но активно содейст- вуют этому процессу, ускоряя развитие, или, напротив, задерживая формирование нежелательных свойств и ка- честв, предотвращая нежелательное поведение. К ним относят методы стимулирования положительной ак- тивности (поощрения, соревнования), методы органи- зации перспективных линий, метод параллельного дей- ствия, метод торможения отрицательной активности (принуждения), метод критики. Закрытые учебные заведения, где находятся подро- стки, совершившие противоправное деяние, должны стать основой по привитию подросткам позитивных навыков формирования здорового образа жизни, стать важным ис- точником информации о СПИДе, так как оно — как раз то место, где молодые люди могут получить правдивую и необходимую информацию, где преподаватели и воспи- татели имеют возможность контактов с аудиторией под- ростков. Технология «Обучение сверстников сверстни- ками» — один из воспитательных методов, способствую- щих формированию положительных потребностей, моти- вов, чувств и поведения воспитуемых. В закрытом учебном заведении воспитанники проводят все свое время, и в ходе формального и неформального обу- чения они могут получить огромное количество ценных сведений и навыков и пересмотреть свое отношение и от- ношение других к этой проблеме. Поскольку эти подростки практически не имели воз- можности получать такую информацию в школе и семье (пропуски занятий без уважительной причины, бродяж- ничество и т. д.; неблагополучная семья) воспитательное учреждение должно стать важнейшим источником форми- рования адекватной и здоровой модели поведения. Так как в большинстве случаев воспитанники учебных заведений закрытого типа не смогли получить нравствен- ные ценности в семье (а мы знаем, что нравственные прин- ципы семьи влияют на взгляд подростков на секс, нарко- тики и алкоголь), атмосфера в данном учебном заведении становится решающим фактором в вопросах профилактики СПИДа. Именно здесь подростки должны видеть в своих воспитателях и в других взрослых положительные приме- ры. Это поможет молодым людям выработать в себе навы- ки здорового образа жизни. Учебная программа просвещения по вопросам СПИДа по технологии «Сверстники обучают сверстников» основа- на на ясной концепции, смысл которой легко донести до сознания молодых людей. Это вопросы, связанные с фор- мированием здорового образа жизни. При построении программы по профилактике ВИЧ/ СПИДа следует сделать три раздела: • «Алкоголь и другие наркотические вещества»; • «Никотин»; • СПИД. При составлении программ антиалкогольного и анти- наркотического воспитания для обучения тренеров-свер- стников следует сделать акцент на следующем: • ребята должны помнить, что экспериментировать с ал- коголем вредно и опасно; • тренеры-сверстники не должны делать сенсации из ин- формации об алкоголе и наркотиках; • в беседах обращать внимание учащихся на необходи- мость воздержания от наркотиков и алкоголя, об ответ- ственности пред собой и обществом, в котором живут; • безусловно, тренер-сверстник должен учитывать тот факт, что в ходе тренинга могут возникать откровен- ные дискуссии и обсуждения всего, что имеет отноше- ние к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому воспитатели тренеров-сверстников при подготовке программ должны учитывать эти условия и заранее продумать возможные шаги для решения этих позиций; • при разработке программ по обучению тренеров-сверст- ников особое внимание необходимо уделить занятиям по формированию важных жизненных навыков, таких, как умение решать проблемы, противостоять влиянию сверстников, строить здоровые дружеские отношения, преодолевать стрессы и умения общаться со взрослыми. Для этого необходима консультационная помощь пси- холога и социального педагога учебного заведения; • при проведении тренинговых занятий необходимо, что- бы тренеры-сверстники могли ставить перед аудито- рией сверстников положительные цели, такие, как продолжение образования и приобретение профессио- нальных навыков, обеспечивающих легальный источ- ник дохода; • тренеры-сверстники должны быть обеспечены необхо- димой информацией и литературой о соблюдении зако- нов и последствиях нарушения законов; • тренеры-сверстники должны сосредотачивать внимние на наркотиках, к которым молодежь склонна приоб- щаться в первую очередь, алкоголе, табаке и других вредных привычках; • необходимо свои программы строить на позитивных примерах. Воспитанники специальных учебных заве- дений закрытого типа должны знать, что большинство людей, включая большинство подростков их возраста, наркотиков не употребляют; • в программах должна звучать информация об ответст- венности самого подростка за свое здоровье, необходи- мость формирования здорового досуга. Воспитатели тренеров-сверстников при разработке ма- териалов, которые будут использоваться в программах по профилактике употребления наркотиков, должны вклю- чать следующее: 1. Употребление наркотиков есть зло, оно пагубно для всех. Употребление наркотиков противоречит закону, от- сюда вытекают следующие выводы: • несовершеннолетним запрещается употребление тако- го не запрещенного законом наркотика, как алкоголь; • запрещается употребление таких запрещенных нарко- тиков, как марихуана и кокаин; • запрещается употреблять не по назначению предписан- ные врачом наркотические препараты (транквилизато- ры и другие лекарства, содержащие алкоголь и т. д.); • запрещается употребление токсических веществ, таких как клеи, аэрозоли, которые при их вдыхании дают наркотический эффект. 2. Материалы должны четко указывать на то, что любое употребление наркотиков таит в себе опасность. Употреб- ление любого наркотика, даже в малых дозах, пагубно ска- зывается на здоровье человека и его благосостоянии. Необ- ходимо исключить разночтения в выражениях. Например, пробовать наркотик «только раз» — очень опасно. 3. При составлении учебной программы необходимо учитывать, что исследования в области употребления алко- голя и наркотиков быстро развиваются, меняя наши пред- ставления об алкоголе и наркотиках и их влиянии на ор- ганизм человека. Материалы многолетней давности сле- дует пересматривать. 4. Необходимо строить программу с учетом возрастных особенностей развития, интересов и запросов учащихся. 5. Строить учебную программу не следует только на ин- формации зарубежного опыта, необходимо отражать куль- туру и опыт белорусского народа по данной тематике. Какие ошибки следует избегать в разработке програм- мы по обучению тренеров-сверстников: • использовать материалы, которые дают учащимся воз- можность находить оправдание своему поведению; • использовать материалы, содержащие иллюстрации или инсценировки, из которых подростки могут по- черпнуть информацию о том, как достать, изготовить или употреблять запрещенные наркотики. Фотосним- ки или видеофильмы, используемые в целях профилак- тики алкоголизма и наркомании, не должны содержать сцен, изображающих процесс употребления алкоголя или наркотиков; • в программы по борьбе с алкоголизмом и наркоманией целесообразно включать исповеди алкоголиков и нар- команов, которые бросили вредные привычки; • следует помнить, что не существует «хороших» или «плохих» наркотиков; • нельзя использовать информацию, которая утверждает, что употребление алкоголя и наркотиков — это личное дело каждого ребенка. Рекомендации по разработке программ по профилак- тике курения: • разработчики программ должны помнить, что практи- чески все подростки, находящиеся в учебных заведе- ниях закрытого типа, курили и курят; • материал должен подаваться в интересной форме, ис- пользуя современные данные о мерах профилактики курения; • делать акцент на то, что отказ от курения — это не только личная задача, но и общественная; • говорить чаще о том, что еще больший вред по сравне- нию с «активным» курением наносит так называемое «пассивное курение» (т. е. вдыхание табачного дыма некурящим). При составлении программ по профилактике куре- ния для тренеров-сверстников должны включать в себя следующее: • убедительные доказательства вреда курения, ценности здорового образа жизни; • доходчивая информация о вредных последствиях ку- рения; • информацию о том, что никотин порождает сильную привычку; • сведения о том, какими приемами рекламы пользуются производители табачных изделий, чтобы убедить людей покупать их продукцию; • информацию с учетом возраста, интересов и запросов учащихся. Безусловно, практика показывает, что воспитанники специализированных учебных заведений, как правило, возвращаются к своим привычкам, приходя домой, в свою среду. Но мы, прежде всего, должны помнить о своем пе- дагогическом призвании и формировать позитивное по- ведение. Наша работа должна строиться по принципу сни- жения вреда. Для этого необходима активная работа по привлечению подростков, находящихся в специализиро- ванных учебных заведениях закрытого типа, в работу тре- неров-сверстников и пропаганду здорового образа жизни в своей среде.
Date: 2015-07-24; view: 617; Нарушение авторских прав |