Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение сверстников сверстниками» в учебных заведениях закрытого типа





 

Профилактическая работа в закрытом учебном заведе- нии по выработке правильных поведенческих навыков, формированию устойчивой позиции у подростков во время учебы позволяет снижать процент подростковой преступ- ности среди данной категории ребят после их возвращения домой.

Рассмотрим основные методы профилактики и воспи- тания в закрытом учебном заведении. Методы (от греч.

мethodos-путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи. Методы воспитания — это совокупность средств и приемов

воспитательного воздействия, направленных на достиже- ние определенной цели воспитания, исправления перевос- питания. Методы воспитания и профилактики осужден-

ных подростков — это те же методы общей системы вос- питания, но применяемые к специфическому объекту в условиях закрытого учебного заведения

К основным методам воспитания относятся:

• методы, способствующие формированию положитель- ных потребностей, мотивов, чувств и поведения воспи-

туемых, это методы убеждения, организации деятель- ности, пример;

• методы коррекции — это методы, которые непосред- ственно не формируют личность, но активно содейст-

вуют этому процессу, ускоряя развитие, или, напротив,


задерживая формирование нежелательных свойств и ка- честв, предотвращая нежелательное поведение. К ним относят методы стимулирования положительной ак- тивности (поощрения, соревнования), методы органи- зации перспективных линий, метод параллельного дей- ствия, метод торможения отрицательной активности (принуждения), метод критики.

Закрытые учебные заведения, где находятся подро- стки, совершившие противоправное деяние, должны стать основой по привитию подросткам позитивных навыков формирования здорового образа жизни, стать важным ис- точником информации о СПИДе, так как оно — как раз то место, где молодые люди могут получить правдивую и необходимую информацию, где преподаватели и воспи- татели имеют возможность контактов с аудиторией под- ростков. Технология «Обучение сверстников сверстни- ками» — один из воспитательных методов, способствую- щих формированию положительных потребностей, моти- вов, чувств и поведения воспитуемых.

В закрытом учебном заведении воспитанники проводят все свое время, и в ходе формального и неформального обу- чения они могут получить огромное количество ценных сведений и навыков и пересмотреть свое отношение и от- ношение других к этой проблеме.

Поскольку эти подростки практически не имели воз- можности получать такую информацию в школе и семье (пропуски занятий без уважительной причины, бродяж- ничество и т. д.; неблагополучная семья) воспитательное учреждение должно стать важнейшим источником форми- рования адекватной и здоровой модели поведения.

Так как в большинстве случаев воспитанники учебных заведений закрытого типа не смогли получить нравствен- ные ценности в семье (а мы знаем, что нравственные прин- ципы семьи влияют на взгляд подростков на секс, нарко- тики и алкоголь), атмосфера в данном учебном заведении становится решающим фактором в вопросах профилактики СПИДа. Именно здесь подростки должны видеть в своих воспитателях и в других взрослых положительные приме- ры. Это поможет молодым людям выработать в себе навы- ки здорового образа жизни.


Учебная программа просвещения по вопросам СПИДа по технологии «Сверстники обучают сверстников» основа- на на ясной концепции, смысл которой легко донести до сознания молодых людей. Это вопросы, связанные с фор- мированием здорового образа жизни.

При построении программы по профилактике ВИЧ/ СПИДа следует сделать три раздела:

• «Алкоголь и другие наркотические вещества»;

• «Никотин»;

• СПИД.

При составлении программ антиалкогольного и анти-

наркотического воспитания для обучения тренеров-свер- стников следует сделать акцент на следующем:

• ребята должны помнить, что экспериментировать с ал- коголем вредно и опасно;

• тренеры-сверстники не должны делать сенсации из ин- формации об алкоголе и наркотиках;

• в беседах обращать внимание учащихся на необходи- мость воздержания от наркотиков и алкоголя, об ответ- ственности пред собой и обществом, в котором живут;

• безусловно, тренер-сверстник должен учитывать тот факт, что в ходе тренинга могут возникать откровен- ные дискуссии и обсуждения всего, что имеет отноше-

ние к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому воспитатели тренеров-сверстников при подготовке программ должны учитывать эти условия и заранее продумать возможные шаги для решения этих позиций;


• при разработке программ по обучению тренеров-сверст- ников особое внимание необходимо уделить занятиям

по формированию важных жизненных навыков, таких, как умение решать проблемы, противостоять влиянию сверстников, строить здоровые дружеские отношения, преодолевать стрессы и умения общаться со взрослыми. Для этого необходима консультационная помощь пси- холога и социального педагога учебного заведения;

• при проведении тренинговых занятий необходимо, что- бы тренеры-сверстники могли ставить перед аудито-

рией сверстников положительные цели, такие, как продолжение образования и приобретение профессио- нальных навыков, обеспечивающих легальный источ- ник дохода;


• тренеры-сверстники должны быть обеспечены необхо- димой информацией и литературой о соблюдении зако- нов и последствиях нарушения законов;

• тренеры-сверстники должны сосредотачивать внимние на наркотиках, к которым молодежь склонна приоб- щаться в первую очередь, алкоголе, табаке и других

вредных привычках;

• необходимо свои программы строить на позитивных примерах. Воспитанники специальных учебных заве-

дений закрытого типа должны знать, что большинство людей, включая большинство подростков их возраста, наркотиков не употребляют;

• в программах должна звучать информация об ответст- венности самого подростка за свое здоровье, необходи-

мость формирования здорового досуга.

Воспитатели тренеров-сверстников при разработке ма- териалов, которые будут использоваться в программах по

профилактике употребления наркотиков, должны вклю- чать следующее:

1. Употребление наркотиков есть зло, оно пагубно для всех. Употребление наркотиков противоречит закону, от- сюда вытекают следующие выводы:

• несовершеннолетним запрещается употребление тако- го не запрещенного законом наркотика, как алкоголь;

• запрещается употребление таких запрещенных нарко- тиков, как марихуана и кокаин;

• запрещается употреблять не по назначению предписан- ные врачом наркотические препараты (транквилизато- ры и другие лекарства, содержащие алкоголь и т. д.);

• запрещается употребление токсических веществ, таких как клеи, аэрозоли, которые при их вдыхании дают наркотический эффект.

2. Материалы должны четко указывать на то, что любое употребление наркотиков таит в себе опасность. Употреб- ление любого наркотика, даже в малых дозах, пагубно ска- зывается на здоровье человека и его благосостоянии. Необ- ходимо исключить разночтения в выражениях. Например, пробовать наркотик «только раз» — очень опасно.

3. При составлении учебной программы необходимо учитывать, что исследования в области употребления алко- голя и наркотиков быстро развиваются, меняя наши пред-


ставления об алкоголе и наркотиках и их влиянии на ор- ганизм человека. Материалы многолетней давности сле- дует пересматривать.

4. Необходимо строить программу с учетом возрастных особенностей развития, интересов и запросов учащихся.

5. Строить учебную программу не следует только на ин- формации зарубежного опыта, необходимо отражать куль- туру и опыт белорусского народа по данной тематике.

Какие ошибки следует избегать в разработке програм- мы по обучению тренеров-сверстников:


• использовать материалы, которые дают учащимся воз- можность находить оправдание своему поведению;

• использовать материалы, содержащие иллюстрации или инсценировки, из которых подростки могут по- черпнуть информацию о том, как достать, изготовить

или употреблять запрещенные наркотики. Фотосним- ки или видеофильмы, используемые в целях профилак- тики алкоголизма и наркомании, не должны содержать сцен, изображающих процесс употребления алкоголя или наркотиков;

• в программы по борьбе с алкоголизмом и наркоманией целесообразно включать исповеди алкоголиков и нар-

команов, которые бросили вредные привычки;

• следует помнить, что не существует «хороших» или

«плохих» наркотиков;

• нельзя использовать информацию, которая утверждает, что употребление алкоголя и наркотиков — это личное

дело каждого ребенка.

Рекомендации по разработке программ по профилак- тике курения:

• разработчики программ должны помнить, что практи- чески все подростки, находящиеся в учебных заведе-

ниях закрытого типа, курили и курят;

• материал должен подаваться в интересной форме, ис- пользуя современные данные о мерах профилактики

курения;

• делать акцент на то, что отказ от курения — это не только личная задача, но и общественная;

• говорить чаще о том, что еще больший вред по сравне- нию с «активным» курением наносит так называемое

«пассивное курение» (т. е. вдыхание табачного дыма некурящим).


При составлении программ по профилактике куре- ния для тренеров-сверстников должны включать в себя следующее:

• убедительные доказательства вреда курения, ценности здорового образа жизни;

• доходчивая информация о вредных последствиях ку- рения;

• информацию о том, что никотин порождает сильную привычку;

• сведения о том, какими приемами рекламы пользуются производители табачных изделий, чтобы убедить людей покупать их продукцию;

• информацию с учетом возраста, интересов и запросов учащихся.

Безусловно, практика показывает, что воспитанники специализированных учебных заведений, как правило, возвращаются к своим привычкам, приходя домой, в свою среду. Но мы, прежде всего, должны помнить о своем пе- дагогическом призвании и формировать позитивное по- ведение. Наша работа должна строиться по принципу сни- жения вреда. Для этого необходима активная работа по привлечению подростков, находящихся в специализиро- ванных учебных заведениях закрытого типа, в работу тре- неров-сверстников и пропаганду здорового образа жизни в своей среде.

 

 







Date: 2015-07-24; view: 617; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию