Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История, опыт
Образовательные программы по технологи «Равный обучает равного» основаны на том утверждении, что, как правило группа сверстников обладает огромной силой воз- действия. Практика показывает, что именно она является одним из мощных негативных факторов воздействия на молодежь. Но, когда эта сила умело управляется педаго- гическим опытом, то ее можно заставить работать на благо. Ведь каждый член любой группы сверстников обладает как сильными, так и слабыми сторонами. Если педагог действительно хочет использовать сильную сторону для продуктивной работы, для это необходимо хорошо знать интересы молодых людей, их мотивацию, а также социаль- ные жизненные навыки. Программы обучения молодого человека в своей среде как раз и стремятся к тому, чтобы отдать должное важности этого источника влияния на мо- лодежь и направить его в нужное русло. В русском языке английский термин «peer eduсation» имеет несколько переводов «Равный обучает Равного» или «Сверстник обучает Сверстника». Нет необходимости пол- ностью калькировать перевод этого словосочетания и только благодаря ему дать четкое определение термина «peer eduсation». Ведь понятие «peer» имеет два значения: «свой» по интересам (равный, ровня) и соотечественник. Так как возраст в системе «peer eduсation» не всегда яв- ляется обязательным условием, наиболее полно передает смысл термина именно понятие «равный обучает равного». Первоначальное значение слова «eduсation» идет от слов «извлекать», «вытягивать», именно поэтому мотивацион- ная установка участников процесса «Я расскажу» или «Вы ответите на этот вопрос сами» важна для этой технологии. «Peer eduсation» — это алгоритм, последовательность социального действия подростка, которая меняет поведе- ние. Для педагогов, которые работают по этой программе нужно учитывать три фактора: как, где и когда применять этот алгоритм. Сам термин «peer» используется уже более 150 лет. Ос- новное его преимущество состоит в том, что процесс «peer eduсation» предлагает человеку несколько вариантов вы- бора и дает право самостоятельно принять решение. Не смотря на свой возраст, только в 90-х годах ХХ века по- явилось огромное количество публикаций о «peer eduсa- tion». Даже высказывались опасения, что термин будет затеоретезирован, а сам процесс уйдет в сферу научных подходов и научных публикаций. В Англии, например, на оценку действенности «peer eduсation» был выделен один миллион фунтов стерлингов. История термина «Равный обучает Равного» происхо- дит из Англии, хотя считается, что англичане только за- фиксировали этот термин. Первый случай применения «peer eduсation» относится к XIX веку. В английской обра- зовательной системе того времени учителя работали с клас- сами по 100—150 человек, поэтому возникла необходи- мость подготовки себе помощников, то есть по современ- ным понятиям — молодых тренеров. Однако после введе- ния обязательного образования, использование этой техно- логии стало неактуальным и даже непопулярным. Вторая волна использования термина «peer eduсation» относится к 40—50-м годам ХХ века. В американской системе образования стало модным консультирование в среде сверстников. Однако в Западной Европе эта система не была поддержана. Параллельно развиваются термины «peer helping» (по- мощь сверстников), «peer сonsultations» (консультация сверстников), «peer teaсhing» (обучение сверстников), «peer сollaborating» (сотрудничество сверстников), «peer tutors» (наставничество сверстников). С угрозой распространения ВИЧ/СПИДа «peer eduсa- tion»все больше развивается в сфере общественного здо- ровья. Как правило, это касается изменения поведения (помочь взять на себя ответственность за свое здоровье и его сохранение). В 1988 г. В Лос-Анджелесе начала работать Программа равного образования (Peer Eduсation Program, сокращенно PEP). Ее целями были обучение молодых лю- дей в области профилактики ВИЧ-инфекции и подготовка из их числа интструкторов-добровольцев для передачи соответствующей информации сверстникам. С этого мо- мента принцип «Равный обучает Равного» постепенно при- обретает популярность. Схема использования принципа очень проста: вначале юноши и девушки получают достоверную информацию о СПИДе и развивают умения, необходимые для эффектив- ной ее передачи. В дальнейшем они разрабатывают сов- местные профилактические занятия и проводят их со свои- ми сверстниками в учебных заведениях, молодежных орга- низациях, или просто делятся этой информацией с друзья- ми и знакомыми. Система «Равный обучает равного» помогает в двух ас- пектах человеческой жизни. Во-первых, люди, получая знания и умения, задумываются об аспектах, влияющих на их поведение. Во-вторых, сам процесс воздействует на поведение человека, так как передаются мысли и чувства человека из твоего круга. В отчете ЮНФПА (Фонд ООН по народонаселению) «О состоянии народонаселения мира за 2003 год» высоко оценена роль метода «Сверстник обучает сверстника» как «инструмента обучения молодых людей безопасному и ответственному образу жизни». Сам процесс образования в своей среде базируется на «трех китах»: умения, знания и личностное развитие. Пе- редавая знания и умения своим сверстникам, тренеры раз- виваются сами и способствуют развитию своих обучаемых. В итоге модель «Равного образования» приобретает цик- личность, т. е. тренеры не просто транслируют знания и умения, но и получают новые знания, умения и опыт у сво- их обучаемых. Можно говорить о преимуществах технологии обучения в своей среде: • по мере взросления активизируется взаимовлияние мо- лодых людей, увеличивается количество времени, про- водимого старшеклассниками среди ровесников. При- нятые в этом кругу нормы и ценности часто становятся для них значимее тех, что существуют у старшего по- коления. Поэтому по многим вопросам юноши и де- вушки в большей степени доверяют информации, по- лученной именно от сверстников; • использование принципа «Сверстник обучает сверстни- ка» позволяет упорядочить процесс получении и ус- воения информации, которая отличается особой досто- верностью. Кроме того, молодые люди общаются друг с другом на «одном языке», что делает информацию до- ступной и принимаемой; • несмотря на нехватку образования и опыта общения для работы в качестве «обычных» преподавателей, мо- лодые люди, вовлеченные в работу в рамках программ обучения в своей среде, в отношениях коммуникации со сверстниками превосходят взрослых преподавателей; • молодому человеку легче понять потребности современ- ной молодежи, как происходит формирование лично- сти, образа жизни и стереотипов поведения своих свер- стников; он понимает чувства и эмоции, лежащие в ос- нове их внешних поведенческих проявлений; • молодым тренерам более понятны интересы, стремле- ния и страхи сверстников, они говорят на одном языке с ними, и, что очень важно, в совершенстве владеют языком образного и невербального общения, который может выступать в качестве очень важного средства обучения; • хорошо структурированная программа обучения в своей среде может стать мощным орудием социального раз- вития молодежи, кроме того, практически любая ситуа- ция может быть использована в учебных целях; • принцип «Сверстник облучает сверстника» как допол- нение к традиционным формам образования. • в программах, основанных на данном принципе, ис- пользуются групповая форма работы и интерактивные методы обучения. Каждый может высказать свою точ- ку зрения, задавать вопросы, обсуждать значимые проблемы. Происходит не только распространение ин- формации по определенной теме, но и взаимное обога- щение опытом, выработка новых моделей поведения. В то же время молодые люди развивают навыки пло- дотворного социального взаимодействия. Процесс обучения в своей среде может занимать от од- ной недели до нескольких лет. Не надо бояться длитель- ности этого процесса, так как это время, затраченное на обучение в среде сверстников, окупится сторицей. Однако не следует искусственно растягивать программу. Иногда двух-трехдневный семинар может дать гораздо больше, чем годичная программа. При подборе группы важно учитывать следующие мо- менты: • наиболее успешны те участники, которые сами изъяви- ли желание работать в программе; • необходимо учитывать психологическую характери- стику участника. Часто подросток, внешне кажущий- ся сильным и уверенным, не всегда может стать хоро- шим тренером (возможно, он просто хороший актер, но не желает хорошо усваивать необходимый материал для проведения тренингов); • работать надо не только с теми, кого отобрали в группу, но и с теми, кто этот отбор не прошел, т. е. иметь резерв; • вовлекать новых людей в работу. Программы занятий в системе «равного обучения» должны быть как обязательными, так и гибкими (возмож- ность изменить программу в зависимости от ситуации). Знания, умения и личностное развитие должны использо- ваться единовременно на всех этапах процесса. Не менее важно для тренера наличие хотя бы знаний о проблеме, по которой он собирается проводить занятия. Не представляя конечного результата, невозможно логично и правильно выстроить программу занятий. Еще один аспект, который необходимо учитывать, при- ступая к обучению в своей среде: тренеру необходимо по- стоянно расти и совершенствоваться, анализировать, не отстали ли знания от знаний участников, понимает и при- нимает ли тебя группа. «Peer eduсation», как любой образовательный процесс, имеет как свои преимущества, так и свой риск. Одним из важных достоинств «peer eduсation» является активное участие молодых людей в решении собственных проблем. Одним из минусов является опасность, что молодые лю- ди станут думать так же, как взрослые. А «peer eduсation» не должно забирать у молодых их молодость и непосредст- венность.
❍ Почему «Обучение сверстников сверстниками» Date: 2015-07-24; view: 398; Нарушение авторских прав |