Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По профилактике девиантного поведения подростков





 

На сегодняшний день, проблема профилактики де- виантного поведения приобретает все большую значи- мость. Это обусловлено прежде всего ростом количества правонарушений, совершаемых подростками группы рис- ка. Актуальным становится вопрос о разработке новых методов и методик для эффективной работы специалистов с подростками у которых наблюдается девиантное пове- дение. В связи с этим, мы рассмотрим некоторые совре- менные методы работы социальных педагогов и психо- логов по профилактике отклоняющегося поведения.

При организации своей работы, специалист системы образования (социальный педагог, психолог) должен учи- тывать следующие основные аспекты: 1) Особенности в психическом развитии подростка; 2) Уметь понимать, при- нимать и правильно психологически воздействовать на личность подростка; 3) Подросток может проявлять раз- личного рода отклонения в поведении, как в связи со свои- ми личностными особенностями (например, акцентуацией характера, свойствами темперамента, перенесенными психическими заболеваниями, особенностями эмоцио- нально-волевой сферы и др.), так и в связи с негативными процессами в семье (гиперопека, гипоопека, непоследова- тельный тип воспитания ребенка, алкоголизация семьи, развод родителей и т. д.), школе (необъективное отноше-


ние к ученику, конфликты с учителями, проблемы в уче- ническом коллективе); 4) Отклонения могут быть обуслов- лены негативным влиянием референтной подростковой группы или значимого взрослого.

Вне зависимости от формы проявления девиантного по- ведения налицо нарушение взаимодействия подростка с реальностью. Ребенок в силу несформированности пове- денческих актов может применять неконструктивные спо- собы взаимодействия с окружающей действительностью, такие как противодействие реальности, болезненное противостояние, уход от реальности, который может быть расценен как проявление слабости подростка и игнориро- вание окружающей действительности. Наиболее конст- руктивным видом взаимодействия подростка с реаль- ностью является приспособление, что указывает на разви- тость адаптивной системы подростка. Это важно понимать социальному педагогогу и школьному психологу для по- строения корректирующих программ, которые должны быть направлены на преодоление негативного поведения путем определения оптимальных форм взаимодействия с окружающей действительностью. Для этого социальный педагог и психолог могут использовать модельные ситуа- ции, тренинговые упражнения, направленные на поиск альтернатив девиантному поведению, а также упражне- ния, ведущие к расширению возможностей в социальной жизни в связи с отходом от девиантного поведения.

Второй путь построения коррекционных программ ориентирован на осознание ребенком своих и чужих эмо- ций, формирования чувства сопереживания у девиантно- го подростка. Порой у подростка настолько беден эмоцио- нальный мир, что он не способен понять какую боль он причиняет окружающим своим поведением. Он уверен, что весь окружающий мир так же эмоционально скуден, как и его.

Особо пристального внимания со стороны социального педаогога заслуживает семья девиантного подростка, это могут быть не обязательно семьи наркоманов и алкого-

ликов, в последнее время отмечен рост отклоняющегося

поведения среди детей состоятельных родителей. Позиция вседозволенности, философия вещизма, замена человече-


ского живого участия в воспитании ребенка миром мате- риальных ценностей ведут к фрустрации потребностей подростка в принятии, внимании, любви со стороны ро- дителей. Как следствие защитной реакцией такого под- ростка могут стать неадекватные формы поведения.

Если проявления девиантного поведения не обратили на себя внимания и соответствующего воздействия взрос- лых, такое поведение может закрепиться в поведенческом

репертуаре подростка. Следовательно очень важна как

можно более ранняя диагностика девиантного поведения.

Метод наблюдения за ребенком является самым прием- лемым для диагностики отклоняющегося от нормы пове- дения. Наиболее эффективно наблюдение экспертами (учителями, тренерами, социальными педагогами, пси- хологами) за поведением ребенка и фиксацией резуль- татов наблюдений в специально подготовленной психо- логом карте наблюдений за подростком.

Как правило, дети с девиантным поведением не очень охотно отзываются на предложение заполнять обширные опросники, поэтому можно предложить такому ребенку

проективные методики.

Социальному педагогу стоит обратить внимание на ряд психогимнастических и тренинговых упражнений, ко- торые могут нести в себе диагностическую функцию. По- просите ребенка обвести свою кисть и в каждом пальчике разноцветными карандашами написать свои качества


«Какой я?». Можете вырезать фигурку человечка и попро- сить подростка разноцветными карандашами закрасить те части фигурки, в которых живут различные эмоции под- ростка: гнев, печаль, тревога и т. д. Проанализируйте, ка- кие эмоции наиболее актуальны для ребенка в настоящее время, такие упражнения могут стать хорошей прелюдией для откровенного разговора с подростком.

В современных учреждениях образования закрытого типа практикуется такая форма работы, как привлечение студентов различных вузов для организации работы с трудными подростками. Данная работа проводится по сле- дующим направлениям: профилактика наркомании и то- бакокурения, профилактика ВИЧ-инфекции, алкогольной зависимости. Актуалным для подростков, находящихся в


закрытых учебных заведениях учреждениях является также вопрос профессиональной ориентации и самоопре- деления.

Самореализоваться и самоутвердиться студент может в различных видах учебной и внеучебной деятельности, в шефской помощи различным группам детей и подростков в центрах социальной помощи и поддержки, на педагоги- ческой практике. Самореализацию следует рассматривать как стремление человека к возможно более полному вы- явлению и развитию своих возможностей и способностей. Поэтому действенным фактором в процессе профессио- нально-личностного становления будущего социального педагога следует считать организацию самостоятельной практической деятельности, организованную непосред- ственно самим студентом в рамках определенного проекта с целью самореализации и профессионального самообра- зования. В процессе такого рода деятельности студент по- лучает оптимальные возможности для построения своей собственной модели индивидуального профессионального развития, реально осознает себя субъектом профессио- нально-педагогической деятельности.

Привлечение к работе студентов является важным ас- пектом в установлении контакта и построении дальней- шей работы по профилактике девиантного поведения. Подростки более открыто с ними общаются и способны рас- крыть те проблемы, которые не раскрывают взрослым пе- дагогам и воспитателям. Однако не стоит оставлять без контроля деятельность студентов, так как в силу недостат- ка определенных профессиональных качест, излишней де- мократичности в общении, а также других особенностей, организованая деятельность может принести неожидан- ные и опасные результаты. В связи с этим следует органи- зовывать работу студентов под контолем опытных препо- давателей, способных в любой момент помочь найти выход из сложившейся ситуации и подсказать дальнейшую структуру деятельности.

Опыт показал, что в ходе «предметной» содержательной деятельности с подростками наиболее полно проявляются и реализуются на практике коммуникативные и конст- руктивно-проектировочные качества профессиональной


деятельности студентов, формируется эмоционально-во- левая и мотивационно-ценностная сферы личности буду- щего социального педагога. Только в разнообразной, со- вместной деятельности студент осознает специфику педа- гогического труда, видит все сложности и трудности кор- рекционно-педагогической деятельности. Здесь у него формируется мотивация профессиональной деятельности с девиантными подростками.

Сложности и трудности воспитательной работы с не- совершеннолетними возникают постоянно. Работа школь- ного психолога и социального педагога ввиду многообразия

форм и причин девиантного поведения подростков должна

быть направлена прежде всего на понимание истоков от- клонений, которые могут лежать как в социальной, внеш- ней, так и во внутриличностной плоскости. Только ком- плексная работа совместно с учителями, воспитателями и родителями по ранней профилактике девиантного поведе- ния, своевременной психодиагностике и эффективной кор- рекции могут дать положительные результаты по нивели- рованию девиаций у подростков.

 







Date: 2015-07-24; view: 424; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию