Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы совершенствования управления





В связи с тем, что совершенствование управления является одним из специфических режимов функционирования системы управления, то принципы совершенствования управления фактически представляют собой частный случай проявления принципов научного управления. Однако их конкретное выражение и значимость для теории и практики настолько специфичны и актуальны, что данный вопрос заслуживает самостоятельного рассмотрения.

Основополагающим для практики совершенствования управления является принцип поэтапного развития. Его сущность заключается в объективной невозможности единовременного комплексного совершенствования всех элементов и подсистем функционирующей системы управления. Поэтому необходимо реализацию мероприятий по совершенствованию управления разносить во времени, выделяя последовательность определенных этапов. Глубинные корни данного явления связаны со способностью социально-экономических систем к самоорганизации и выживанию в неблагоприятных условиях. А так как всякое начало внедрения мероприятий по совершенствованию управления связано с перестройкой и ломкой старой системы и вживлением новых элементов и процессов, то по сути и форме своего проявления такое вмешательство в работу функционирующей системы естественно воспринимается ею как попытка разрушения налаженного ритма работы. К этому добавляются неизбежно сопутствующие всякому началу рассматриваемых работ разрыв сложившихся связей и коммуникаций, дезорганизация в сложившейся системе распределения функций, параллелизм и дублирование в выполняемой работе. Поэтому первоначальная реакция на общее неблагоприятное воздействие – это сопротивление и попытка отторжения вводимых нововведений. По мере настойчивого продолжения работ в направлении совершенствования управления и появления реальных перспектив улучшения положения происходит снижение уровня сопротивления нововведениям, но хаос в работе системы управления продолжает возрастать, постепенно достигая максимального уровня, после которого наблюдается заметное продвижение к лучшему. При этом беспорядки резко сокращаются, система управления начинает работать все более эффективно, и наконец, достигает того состояния, которое было до начала реформ, а затем постепенно происходит дальнейшее улучшение показателей ее деятельности. В конечном

итоге система постепенно достигает нового более эффективного состояния.

Описанный процесс позволяет сформулировать аксиоматическую истину: всякое улучшение в самоорганизующихся системах начинается с ухудшения. Масштабы этого ухудшения прямо зависят от форсирования сроков проведения мероприятий. При этом четко проявляется зависимость: чем короче сроки внедрения нового, тем выше уровень первоначального ухудшения в работе системы.

Ухудшение работы системы как следствие попыток ее усовершенствования не всегдапроходит безнаказанно. Существует определенный предел допустимых ухудшений. Если этот предел достигнут, то в системе срабатывает механизм полного отторжения нововведений. Происходит качественный скачок в состоянии системы: эволюционное развитие меняется на революционное. Взрыв внутреннего состояния системы обычно сопровождается отторжением инициаторов нововведений, резкой переориентацией в части приоритетов и направлений развития.

Для того чтобы избежать разрушительных последствий от такого благого дела, как совершенствование управления, необходимо весь комплекс мероприятий выстраивать как последовательную цепочку из отдельных локальных нововведений. При этом каждый новый этап совершенствования управления следует начинать после того, как предыдущий этап прошел пик своего ухудшения в работе системы и достиг хоть какого-то заметного улучшения. Реализация принципа поэтапного развития на практике упирается во вполне конкретную задачу: с чего начать? Ответ на этот вопрос содержится в принципе ориентации на резервы. Его сущность заключается в том, что в число первоочередных мероприятий надо включать те, которые способны привести в действие наиболее крупные и мобильные резервы повышения эффективности работы системы в целом.

Резервы повышения эффективности работы системы управления–это, по сути, недостатки и упущения в ее дореформенном состоянии. Поэтому, чтобы выявить эти резервы, необходимо провести комплексное диагностическое исследование, обследовать все участки и звенья в работе системы управления. Только после тщательного изучения всех аспектов работы системы можно сформулировать предложения, содержащие ответ на вопрос: с чего начать и в какой последовательности проводить работы по совершенствованию управления? В связи с тем, что все объекты уникальны, а имеющиеся у них резервы тем более неоднородны, всякий реальный комплекс работ по совершенствованию управления всегда уникален. Однако, если пытаться его реализовывать ориентируясь исключительно на уникальные подходы и разработки, то себестоимость такого совершенствования управления непомерно возрастет, что может сделать бессмысленной саму попытку такого подхода. Поэтому необходимо искать пути рационального использования накопленного опыта других аналогичных разработок. Этого можно достичь соблюдая принцип сочетания типовых и индивидуальных разработок. При этом предполагается, что на основе изучения опыта в сфере совершенствования управления ряд специализированных организаций создают набор вариантов типовых проектных решений. Таким образом формируется инфраструктура по оказанию услуг в сфере совершенствования управления.


Каждая организация, желающая провести цикл мероприятий по совершенствованию управления, обычно использует набор готовых разработок, приспосабливая их к своим индивидуальным особенностям. При этом возникает соблазн доверить выполнение всех работ, включая обследование и разработку плана внедрения, специальной посреднической организации, которая обычно является автором и держателем пакета типовых разработок. Последствия такого подхода неизбежно бывают крайне отрицательными. Как показал опыт, в организации работ по совершенствованию управления должен соблюдаться принцип личной ответственности руководителя учреждения за принятие решений. Специалистов сферы услуг в области совершенствования управления можно приглашать в качестве консультантов или исполнителей работ. Но принятие решения по формулировке заказа и ответственность за внедрение выполненных работ всегда остается за руководителем той организации, система управления которой совершенствуется.

Реализация принципа личной ответственности руководителя не должна сопровождаться попытками использовать авторитарные методы управления. Совершенствование управления – это не чрезвычайная ситуация, когда уместен акцент на жесткое руководство. Весьма часто попытки единоличного принятия решений в области совершенствования управления встречают непонимание и недоумение среди подчиненных. Все это усиливает эффект первоначальной дезорганизации в работе системы. В итоге возникает феномен, получивший название «психологического барьера», который выражается в затаенном, а иногда и в явном сопротивлении планируемым нововведениям. На практике известны случаи, когда психологический барьер перерастал в открытый саботаж.

Профилактика возникновения психологического барьера при ново-

введениях базируется на соблюдении принципа обязательного участия членов трудового коллектива в принятии решений по совершенствованию управления и в планомерной подготовке к внедрению запланированных мероприятий. Поэтому на этапе обследования состояния системы управления необходимо соблюдать гласность и открытость в принятии решений.

Особенно это важно в тех случаях, когда следствием совершенствования управления становятся кадровые перемещения – изменение структуры должностей, сокращение штатов, переквалификация работников аппарата управления и т.п. При этом после принятия таких решений параллельно с проектными разработками должна вестись планомерная подготовительная работа по подготовке работников аппарата управления к выполнению их должностных обязанностей в новых условиях.

В завершение рассмотрения принципов совершенствования управления необходимо отметить необходимость комплексного обеспечения выполнения всех применяемых решений, включая научно-методическое, материальное, финансовое, кадровое и организационное обеспечение.







Date: 2015-07-24; view: 746; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию