Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика выполнения рисунка головы. Часть 14





Вторая большая впадина проходит вдоль всего лба в его нижней части. Она расположена в промежутке между надбровными дугами и лобными буграми. В этой впадине лба располагаются продольные складки.

Выступы лобных бугров разрабатываются как шарообразные поверхности. Обычно один из лобных бугров, который находится ближе к источнику света, лучше освещен. Его форма рисуется более четко. На самом освещенном бугре часто располагается блик.

Надбровные дуги представляют собой небольшие возвышения, которые идут вдоль глазничного края лобной кости в сторону височных линий и имеют более сложный рельеф, чем лобные бугры. Надбровные дуги состоят из хорошо выраженных переднего и бокового выступов, между этими выступами иногда прослеживается впадина почти прямоугольной формы, расположенная под небольшим углом к глазничному краю лобной кости. Разрабатывая рельеф боковых выступов надбровных дуг и лобных бугров, определяют направление и форму поверхности головы вдоль височных линий до теменных бугров и далее.

Разработка формы ушных раковин не представляет особой сложности для рисующих. Сначала устанавливают общий характер ушных раковин, которые бывают больших, средних и малых размеров. Определив общую форму и направление большой и малой оси уха по направлению ветви нижней челюсти, спинки носа или лицевого угла, приступают к дальнейшему выявлению формы отдельных деталей уха.

Рисуя завиток, следует исходить из того, что он имеет в сечении цилиндрическую форму. В верхней части завитка находится небольшое утолщение (дарвинов бугорок). Внизу завиток переходит в дольку (мочку) уха, которая не имеет хрящеобразной основы. Дольки уха могут быть каплеобразными, шарообразными или в виде призмы. Иногда они плохо выражены или совсем отсутствуют.

При разработке формы мочки уха учитывают, что свет и тень располагаются на ней, как на шарообразной поверхности.

Противозавиток, как и завиток, представляет собой валик. Форма противозавитка разрабатывается как часть цилиндрической поверхности. Вверху противозавиток раздваивается и образует треугольную впадину. Рельеф этой впадины хорошо выявляется, если свет на ушную раковину падает сверху, а граница падающей тени от завитка проходит по треугольной впадине и подчеркивает его форму. В середине уха находится полость, которая представляет собой углубление достаточно сложной формы и конфигурации. Эта полость обычно в тени. Козелок и противокозелок являются небольшими выступами, определение формы которых не представляет особой сложности для рисующего.

При разработке формы козелка обращают внимание на то, что в направлении нижнего края глазничной впадины расположен скуловой отросток височной кости. От этого отростка и скуловой кости внизу и сзади располагается собственно жевательная мышца. Она прикрепляется к краю нижнечелюстной кости в области ее угла. Таким образом, боковой раздел щеки вверху ограничен скуловой дугой, от ушной раковины - ветвью нижней челюсти и спереди - жевательной мышцей.

Если ушная раковина освещена, то падающая от нее тень выразительно выявляет такой важный участок, как место соединения головки грудино-ключично-сосцевидной мышцы с сосцевидным отростком черепа. В рисунке это место решается как соединение цилиндрической поверхности мышцы с шаровидной поверхностью черепа.

Голова человека является очень сложной в пластическом отношении формой. Этап детальной проработки требует глубокого знания пластической анатомии.

Завершается этап детальной проработки формы разработкой складок и волосяного покрова головы человека. Особое внимание уделяется постоянным складкам, образующимся в результате сокращения мимических мышц и разрастания подкожной жировой прослойки. Рисующий должен разработать и выделить рельеф основных складок. Основные складки включают поперечные складки лба, отвесные вертикальные складки между бровями, складки от наружных углов глаз, носогубную, носовую, носо-губный фильтр и нодбородочно-губную складку. Большинство основных складок располагается в области самых подвижных частей головы, какими являются глаза и рот.

В рисунке передаются характер складок, их конфигурация, величина, направление и сложный пространственный рельеф. Отдельные складки изображаются как совокупность плоскостей, расположенных йод разными углами к лицевой части головы человека и источнику освещения.

Выразительное изображение головы человека невозможно без передачи ее волосяного покрова. Поэтому рисующему в процессе предварительного изучения модели необходимо определить цвет и форму волос.


Различают пять видов цвета волос: белокурые, русые, светло-русые, темно-русые и черные. Каждая из этих групп подразделяется еще на подгруппы, которые определяют промежуточные оттенки цвета волос.

Волосы бывают различной формы: прямые, волнистые, кудрявые. Прямые волосы на голове образуют гладкие пряди. При рисовании головы эти пряди следует тщательно разрабатывать в области лба, висков и ушных раковин.

Рисование волнистых волос (локонов) требует от рисующих обязательного учета общей формы головы. Локоны представляют собой вогнутую или выпуклую поверхность, свет и тень на которой подчинены не только общей форме головы, но и форме ее отдельных локонов.

 

Методика выполнения рисунка головы. Часть 15

Рисунки локонов и прядей волос выполняют раздельным штрихом в направлении движения волос. При этом особое внимание уделяется передаче их материальных качеств.

При разработке волосяного покрова верхней части головы следует уточнить его общую конфигурацию при помощи прямых вспомогательных линий, установить самые светлые и самые темные участки волос.

Если рисунок головы выполняется в трехчетвертном повороте, то рисующий определяет и уточняет распределение света и тени сверху и сбоку на плоскости, расположенной от височной линии в направлении теменного бугра и ниже, а также сзади, на затылочной части головы.

Рисуя волосяной покров верхней части головы, следует обратить внимание на то, что он как бы соприкасается с фоном. На рисунке отдельные участки соприкосновения волос с фоном мягко вписываются. Это позволяет более выразительно передать положение головы в пространстве.

Рисующий должен выделить основные пряди, локоны волосяного покрова в области лба и виска и детально разработать их. Тщательное и строгое прорисовывание прически позирующей модели иногда подчеркивает и раскрывает ее внутренний характер.

Менее важные участки волосяного покрова головы выполняются более широко и свободно, что и придает определенную живописность и непосредственность изображению.

Выполняя изображения бровей, обращают внимание на их конфигурацию и строение. У брови различают головку, обращенную к середине лица, и хвост, направленный в сторону и вниз. Головка брови представляет утолщенную часть брови, а хвост - суженную, которая сходит на нет.

Различают брови прямые, изогнутые, с поднятой головкой или хвостом, Брови могут быть густыми и редкими, узкими и широкими. Они могут располагаться высоко или низко относительно глазничного края лобной кости. Расстояние между бровями может быть различным, встречаются и сросшиеся брови.
Сравнивая брови между собой (левую и правую), можно установить и их асимметрию. Обычно одна бровь не похожа на вторую по своей конфигурации и положению. Самая высокая часть - слом, изгиб брови - находится между передним и боковым выступом надбровной дуги. Следует заметить, что брови контрастно выделяются на лице человека, но отдельные участки могут и мягко вписываться в окружение.

Рисунок бровей выполняется раздельным штрихом, который располагают по направлению растущих волос брови.

Детально разрабатывая веки, рисующий изображает и ресницы. Они бывают разнообразными по цвету, но своей конфигурации и по концентрации составляющих их волос. Различают густые и редкие, прямые и изогнутые, пушистые и тонкие ресницы. Ресницы верхнего века отличаются от ресниц нижнего. Они более длинные, густые и изогнутые. Ресницы растут вдоль перед ней каймы век в два-три ряда. Нижнее веко имеет более редкие и короткие ресницы.
Изображая головы пожилых натурщиков, рисующим приходится выписывать отдельно растущие волосы в области наружного слухового отверстия прохода (траги) и в области ноздревых отверстий (вибриссэ).


Волосяной покров головы, бровей, век, усов, бороды у одного и того же человека отличается по степени окраски и форме, что и следует стремиться передать в рисунке.

Тщательно разрабатывая форму любой детали головы в изображении, рисующий должен знать, что ни одна даже самая существенная ее часть не выполняется за один прием. Следует несколько раз возвращаться к рисунку той или иной детали головы.

Рисование живой головы человека - сложный процесс, который требует умения выделять и подчеркивать существенные черты изображаемой модели, опускать, отбрасывать мелкие, малозначительные и второстепенные детали. Эту задачу и решает заключительный этап рисования - обобщение и завершение рисунка головы.

Обобщение и завершение рисунка доступны только опытному рисовальщику, так как это самый сложный и ответственный момент выполнения изображения. На этой стадии рисующему приходится давать общую характеристику формы на основе ее тщательного изучения, что вызывает определенные трудности.
Существует несколько ступеней обобщения. В процессе обучения рисованию наиболее четко проявляются две ступени обобщения: 1) приведение изображения к целостности; 2) создание выразительного образного изображения.

Приведение изображения к целостности является более простой задачей и требует от рисующего соблюдения последовательности ведения рисунка, а также определенного опыта и навыков выполнения длительного изображения.

Создание выразительного образного изображения связано с жизненным опытом рисующего, его знаниями в области изобразительного искусства, а также с природными способностями, умением не только выделять главное, по и подчеркивать его.

 

Методика выполнения рисунка головы. Часть 16

Установлено, что тщательное прорисовывание деталей головы даже при соблюдении основного принципа рисования иногда приводит к некоторой раздробленности всего изображения. Эта раздробленность выражается в том, что большое количество одинаково выявленных и разработанных деталей может нарушить пространственные, тональные и линейные отношения в рисунке, что несколько ухудшает целостность восприятия всего изображения. Поэтому при завершении рисунка необходимо прежде всего уточнить общие тональные и линейные отношения.

Если при разработке формы деталей головы следует тщательно передавать тональные различия каждой детали, то на завершающей стадии эти различия необходимо сближать и обобщать между собой. На заключительной стадии рисунка также необходимо более внимательно отнестись к стушевыванию и опусканию тех теневых участков модели, которые не подчеркивают, а затрудняют восприятие общего характера изображения. С этой целью подчиняют все теневые места наиболее освещенному месту. Для этого рисующий берет карандаш дальше от грифеля и легким касанием перекрывает тоном все освещенные поверхности, находящиеся дальше от самого светлого места. При этом одновременно могут перекрываться теневые участки изображения и фона. Дальние планы в изображении делают менее конкретными, так же поступают и с формой отдельных деталей головы, находящихся в тени.


Особое внимание уделяют рефлексам. Неопытные рисовальщики часто рефлексы показывают светлее освещенной части модели. Сравнение рефлексов с освещенной частью модели, а также между собой позволяет рисующему привести их в тональное единство со всей моделью путем перекрытия их тоном.

Таким образом, целостность изображения достигается единством тонального решения, которое выражает общую степень освещенности модели. В этом случае рисующий должен воспринимать изображение как зритель, сравнить модель с изображением на расстоянии. Рисунок располагается ближе к модели, при этом рисующий отходит от рисунка и быстро сравнивает модель и изображение. Если на изображении будут выявлены участки, значительно отличающиеся по тону от воспринимаемой модели, то их следует исправить, перекрывая тоном или высветлят. Иногда целостность изображения достигается рассматриванием рисунка через зеркало или в перевернутом положении. Эти способы дают возможность рисующему заметить допущенные ошибки.

Для овладения навыками приведения изображение к верному тональному решению рекомендуется выполнить несколько упражнений.

Рисующие выполняют небольшие кратковременные рисунки, где тоновым отношениям придается первостепенное значение. Такие упражнения развивают целостное тональное видение и воспроизведение модели.

На заключительной стадии исправляются и далее уточняются линейные отношения частей головы.

Особенно тщательно необходимо проследить за большими пропорциональными линейными отношениями частей головы, которые в процессе разработки формы могли быть несколько нарушены. Даже незначительное уточнение таких отношений приводит к тому, что на рисунке лучше и острее чувствуется характер изображаемой модели. Следует заметить, что линейные отношения в меньшей степени подвергаются изменениям, чем тональные.

Приведение рисунка к целостности путем уточнения тональных и линейных отношений - начальная ступень обобщения. Более сложной ступенью является создание выразительного творческого рисунка, имеющего определенную художественную ценность.

История изобразительного искусства знает немало рисунков, в которых гармонично сочетаются как учебные, так и творческие задачи. Эти классические образцы указывают на то, что итогом обучения рисунку выступает развитие творческих способностей рисующих.

Обобщение создания выразительного изображения имеет специфические особенности. Эти особенности обусловлены сущностью создания творческого рисунка, которая основывается на сознательном и целенаправленном уточнении, подчеркивании и изменении образа воспринимаемой модели рисующим в изображении. К таким изменениям относятся сознательная переработка фона, изменение тональных и линейных пропорций, усиление передачи поворотов и ракурсов модели, активное использование различных средств, техник и материалов рисунка. Применение таких переработок изображения при завершении рисунка указывает на то, что подобное обобщение носит качественно новый характер.

Завершая рисунок, необходимо обратить внимание на использование определенных технических средств и приемов. Многие крупнейшие художники придают особое значение линии - простому и весьма выразительному средству изображения. Показан пример применения сложной линии при выполнении рисунка шара. Если рисовать шар простой линией, имеющей одинаковую толщину, то на плоскости листа бумаги он выглядит обыкновенным кругом.

Если же световую часть шара определить тонкой заметной линией, постепенно сходящей на нет к полутеням, а теневую ограничить более широкой и светлой линией, также сходящей на нет в полутенях, то круг на плоскости листа бумаги начинает восприниматься как шар. Впечатление пространства можно усилить и за счет границы и конфигурации падающей тени. При этом ближняя к зрителю или источнику света граница тени делается более четкой и определенной. Уходящие от зрителя линии подчеркиваются слабым нажимом карандаша и делаются менее заметными. Линейный рисунок шара указывает на то, что при рисовании головы в освещенной ее части следует использовать тонкую контрастную линию, которая прерывается в полутенях. В теневых участках изображения линии более широкие и, если они выражают форму, расположенную ближе к зрителю, - темными.

В изобразительном искусстве можно найти множество примеров использования сложной пространственной линии при создании изображения. Так, Леонардо да Винчи активно использовал линию в изображении голов сражающихся воинов. Если внимательно рассмотреть этот рисунок, то можно заметить, что в световой части изображения линия читается более определенно и конкретно, в теневой же она широкая и темная, на переходах в полутонах линия светлеет и почти прерывается. Таким образом, в этом рисунке линия не только выступает результатом тональной разработки формы, но и указывает па знание художником закономерностей расположения линии при выполнении рисунка головы. Тон и линия в рисунке являются средством выразительной передачи внешней формы и внутреннего состояния модели.

Однако чрезмерное увлечение линией в рисунке может отрицательно сказаться на профессиональной подготовке рисующего. П. И. Чистяков отмечал, что рисование линиями заставляет рисующего обоими глазами смотреть в одну точку и притупляет способность рисующего целостно и цветное воспринимать окружающий мир.

 







Date: 2015-07-24; view: 417; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию