Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вспомните: какие государства возникли в Европе в раннем средне­вековье? Когда появилось древнерусское государство? Каких киевских князей вы знаете?





Племенной строй у восточных славян. К IX в. восточные славяне образовали племена и племенные союзы: полян, древ­лян, дреговичей, ильменских словен и др. Это была форма обще­ства, переходная от доклассовой к классовой, от догосударст-венной к государственной. Важную роль в племенных союзах славян играли города — укрепленные центры наиболее круп­ных племенных союзов: Киев, Новгород, Смоленск и др. Именно в городах собирались племенные веча — демократиче­ские органы управления, там же находились резиденции пле­менных князей — вождей племенного войска, приобретавшие все больший политический вес по мере развития хозяйства и торговли, накопления богатств родовой знатью и имуществен­ного расслоения населения.

Основным занятием восточных славян было подсечное зем­леделие. Они валили лес, сжигали его и обрабатывали гари, пока земля сохраняла плодородие, а затем переходили на но­вое место, тем более что население было редким и свободных, незанятых земель было много. Однако важную роль в хозяй­стве восточных славян играли также охота, рыболовство и бортничество — собирание меда и воска диких пчел. Издревле торговля мехами и воском, предметами потребления арабов и православных христиан Византии, использовавших воск на свечи, была одним из занятий восточных славян. Из-за этого внешняя торговля развилась раньше, чем внутренняя, еще в эпоху господства натурального хозяйства. Одним из товаров, продаваемых иностранцам, были рабы — в основном пленни­ки, захваченные во время межплеменных войн. Феодальная зависимость у славян лишь начинала складываться. По дав ля-


ющее большинство крестьян было свободным. В хозяйствах родовой знати лишь отчасти использовался труд рабов-холо­пов. По уровню своего развития общество восточных славян в IX—XII вв. являлось раннеклассовым. Во всем быте древних славян чувствуется присутствие родоплеменных начал. Это объясняется тем, что в условиях относительной оторванности от центров цивилизации общественное развитие шло медлен­но. Социальному расслоению мешал и избыток свободных зе­мель. Поэтому создание древнерусского государства связыва­ется не столько с внутренним развитием общества, сколько с необходимостью объединения против внешней угрозы — напа­дений соседних славянам степных кочевых племен: хазар, пе­ченегов. У некоторых из них к этому времени уже возникли государства, и они заставляли славян платить дань. Другой причиной было увеличение значения в IX—XI вв. европейско­го торгового пути «из варяг в греки», по которому славяне ве­ли торговлю с византийцами, получая от них металлы, ткани, соль, предметы роскоши. Сбор дани с племен в виде мехов, меда, воска, рабов становился для князей занятием настолько выгодным, что порождал стремление объединить в одних ру­ках всю территорию вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.

Главную роль в процессе объединения восточнославянских земель играли племена полян и ильменских словен с центра­ми в Киеве и Новгороде. Эти города стояли на южном и север­ном узловых пунктах пути «из варяг в греки» и давали воз­можность контролировать всю торговлю. Однако положение Киева было предпочтительнее, так как он давал выход на Ви­зантию, а Новгород — лишь на страны Северной Европы, в IX в. значительно отстававшие от нее в развитии.

Создание древнерусского государства. Начало этого процес­са традиционно связывается с деятельностью варяжского ко­нунга (князя) Рюрика, призванного новгородцами в период обострения межобщинных столкновений в 862 г. Варяги (в За­падной Европе их называли норманнами) — скандинавские воины — на своих судах опустошали в то время все морские побережья Европы, служили многим королям и императорам, создавали свои государства, вели торговлю. В городах восточ­ных славян они жили уже давно. Рюрика считают основате­лем древнерусского государства. Русские цари вплоть до сына Ивана Грозного — Федора Ивановича — гордо называли себя Рюриковичами. Но влияние варягов на процесс становления древнерусского государства не стоит преувеличивать. Предпо­сылки государственности уже были налицо. Варяги сыграли роль военной силы, которая помогла завершить процесс объ­единения. Киевские князья уже через несколько поколений настолько ославянились, что об их происхождении напомина­ло лишь родовое имя.

2- 35


Главными задачами первых князей было объединение пле­мен, живших на торговых путях. Уже первые варяги сели в Ладоге, Новгороде и Белом озере — на пути торговли мехами, соединявшем Приуралье и Северную Европу. Родственник Рюрика Олег в 882 г. совершил из Новгорода поход на Киев и занял его, впервые объединив Киев и Новгород. В 883 г. он покорил племя древлян, в 884 г.— северян, в 885 г.— радими­чей. Постепенно все больше восточнославянских племен и племенных союзов вдоль пути «из варяг в греки» оказывалось под властью киевских князей.


Функционирование древнерусского государства основыва­лось на славянской традиции. Еще в те времена, когда князья сидели по племенам, «владеюще кож до родом своим», они со­бирали дань, а затем продавали ее купцам. Это называлось полюдьем. Эта система сохранилась и в Киевской Руси. На основе обычного права, с внесением поправок из-за изменив­шихся социальных условий, был создан свод законов — «Рус­ская Правда». Помимо варяжской дружины, большую роль в войнах киевских князей играло традиционное народное опол­чение, тысяцкая военная организация, делившая племя или город на «призывные участки» разных размеров, поставляв­шие соответственно десятки, сотни и тысячи бойцов. Во главе их стоял тысяцкий, избиравшийся городским вечем.

В качестве пережитка в начальный период существования Киевской Руси сохранялись местные племенные княжения. Племенные князья признавали высшую власть киевского кня­зя, пользовались его военной помощью, собирали для него дань. Такая система существовала в X в. во времена правле­ния в Киеве князей Олега и Игоря (912—945). По договору с греками в 911 г. князь Олег потребовал с них дани не только для себя, но и для князей Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча. У местных князей сохранялось собственное войско.

Однако наряду с племенными традициями и органами управления в Киевской Руси действовали также новые лица и учреждения. Местные князья постепенно теряли свою власть. В подчиненных городах киевские князья сажали сво­их наместников-посадников, которые были либо их дружин­никами, либо родственниками. Воевода князя Игоря Све-нельд, победив племя уличей, обитавшее по нижнему Днепру, стал собирать с него дань не только в пользу князя, но и в свою пользу. Он имел собственную дружину, которая жила богаче княжеской.

Княжеская дружина играла все большую роль в жизни страны. Дружинники составляли окружение князей, нередко жили с ними под одной крышей, ели с одного стола, разделя­ли все их заботы. Князь совещался с дружинниками по вопро­сам войны и мира, организации походов, сбора дани, суда,


управления. С ними вместе он принимал постановления, зако­ны, судил людей. Они помогали князю управлять его домом, двором, хозяйством, исполняли его поручения.

Дружина делилась на три разряда: старшая дружина, в которую входили богатые и влиятельные бояре, имевшие свои земли, дворы, хоромы, челядь (рабов), своих дружинни­ков; младшие дружинники (детские, отроки), жившие при дворе князя, в мирное время выступавшие в роли мел­ких управителей, слуг, а в военное — в роли воинов. Третью группу составляли вои, набираемые из сельского и городского люда.

Князья собирали дань, вместе с дружиной объезжая под­властные земли в течение всей зимы. Весной, в апреле месяце, когда проходил лед на Днепре, все добытое грузилось в ладьи и направлялось для продажи в Царьград. Размеры дани с пле­мен вначале были произвольными. Киевский князь Игорь, убитый древлянами в 945 г., стал жертвой чрезмерных побо­ров. Его жена княгиня Ольга (945—964) регламентировала по­рядок сбора дани. Установлен был размер дани (уроки), на­значены лица для ее сбора (даньщики) и указаны определен­ные места для княжеских опорных пунктов (погосты). Две части дани Ольга назначила Киеву (т. е. на государственные нужды), а третью Вышгороду, своему городу.


Так постепенно совершенствовалась внутренняя политиче­ская жизнь Киевского княжества. Дань, шедшая киевскому князю с дружиной, питала внешнюю торговлю Руси и направ­ляла международные интересы первых русских князей. Внеш­неполитическая деятельность князей преследовала две глав­ные цели: приобретение заморских рынков и охрана торговых путей, ведущих к этим рынкам.

Основным торговым партнером для Руси была Византия, и поэтому естественно стремление Руси добиться в торговле с ней наиболее благоприятных условий. По начальной летопи­си самым значительным событием во внешней политике Руси были военные походы киевских князей на Царьград. До смер­ти князя Ярослава Мудрого (1019—1054) их насчитывается шесть: поход Аскольда — 866 г., Олега — 907 г., два похода князя Игоря в 941 и в 944 гг., поход Святослава (964—972) в 971 г. и поход Ярослава в 1043 г. Эти походы, как правило, заканчивались заключением торговых договоров.

Другой заботой киевских князей была охрана торговых пу­тей и оборона пределов Руси от степняков. Отсюда непрекра­щающиеся войны с хазарами и печенегами. В княжение Свя­тослава Игоревича его дружины нанесли в 965 г. сокруши­тельный удар хазарскому каганату.

В начале XI в. завершилось объединение всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это было время княжения Владимира Святославовича (980—1015).


Государственность и родовые идеалы. В конце X— начале XI в. в политической жизни Древней Руси происходят значи­тельные изменения. Начинает складываться особый порядок княжеского наследования, полностью установившийся после смерти Ярослава Мудрого. Он был связан с уничтожением племенных княжений и осознанием родом Рюриковичей при­надлежности ему всей полноты власти в Древней Руси. Тради­ционно власть передавалась не только прямым наследникам, но и членам рода. Так, князь Олег, по преданию, был не сы­ном, а племянником Рюрика. Однако первоочередными на­следниками и претендентами на роль посадников в местных княжествах — волостях — были сыновья великого князя киев­ского.

Обычно сыновья князя еще при жизни отца получали от­дельные волости в управление. Святослав, оставшийся после гибели отца малолетним, уже при жизни Игоря правил в Нов­городе. Собираясь в поход на болгар, Святослав роздал воло­сти трем своим сыновьям; точно так же поступил впоследст­вии Владимир. При отце сыновья правили областями в каче­стве его посадников и платили дань со своих земель великому князю — отцу. Так, летопись замечает о Ярославе, что он, пра­вя при отце Новгородом, давал Владимиру ежегодную дань.


Но когда отец умирал, разрывались все политические свя­зи между его сыновьями. Политической зависимости млад­ших князей от старшего их брата, садившегося после смерти отца в Киеве, не было. Этим, по-видимому, можно объяснить усобицы между сыновьями Святослава и Владимира. Но мысль о праве старшинства в роде при наследовании престола все же присутствовала. Когда по смерти князя Владимира дружина советовала его сыну Борису занять киевский стол помимо старшего брата Святополка, Борис ответил: «Не под­ниму руки на брата своего старшего; отец мой умер, и брат будет мне вместо отца». Тем самым провозглашалась мысль о сохранении единства рода, соответствовавшая родоплемен-ным идеалам восточных славян. Она соединялась в сознании князей с мыслью о единстве Русской земли, единстве Киевско­го государства.

Именно поэтому события, разыгравшиеся в 1015 г., обрели поистине историческое значение. Святополк вопреки воле от­ца захватил киевский престол, убив братьев, тем самым он выступил против единства рода, которое было высшей ценно­стью для русских людей. В истории Святополк получил про­звище «Окаянный», а Борис и Глеб стали первыми святы­ми — заступниками Русской земли. Их канонизировали еще в 1072 г. Народ одобрил свержение Святополка с киевского престола пришедшим из Новгорода князем Ярославом, видя в том, что Святополк бежал с поля боя и пропал без вести, Божью кару за братоубийство.


После смерти Ярослава Мудрого практика раздачи мест­ных княжений родственникам киевского князя превратилась в систему. Киевское и местные княжения наследники Яросла­ва должны были занимать по определенной очереди. Еще сам Ярослав раздал отдельные княжества своим детям: Изяслав, старший сын, получил Киев и Новгород, Святослав — Черни­гов и муромско-рязанские земли, а также Тмутаракань, Все­волод — Переяславль, Суздаль и Белозерье, Вячеслав — Смо­ленск, Игорь — Волынь. Чем старше был сын, тем более богатые и доходные волости ему доставались.

Однако киевский престол из братьев по очереди могли за­нять только три старших. Младшие братья приравнивались по правам к детям старших. В результате наследование стано­вилось не семейным, а родовым. В нем получали право уча­ствовать все ветви наследников Ярослава, соблюдая порядок старшинства. Количество волостей соответствовало количест­ву членов рода. При увеличении их числа им выделялись но­вые волости, за счет дробления владений старших.

Важную роль в распределении волостей играли старшие братья, выразители интересов рода как целого. Постепенно возрастала роль киевского князя в назначении на княжения. Родовые ценности воплощались в идеале «старшинства». Власть рода все более связывалась с властью киевского князя, который рассматривался как глава рода.

Родовой принцип наследования отличал Древнюю Русь от Западной Европы, где обычно отцу наследовал старший сын. Если же королевство дробилось между братьями, то каждый передавал свою часть собственным детям, а никак не брату или детям своих родственников. В Древней Руси, во­преки этому, когда в 1057 г. умер четвертый сын Ярослава, Вячеслав Смоленский, Смоленск, по решению старших кня­зей, достался не его сыну, а его брату, пятому сыну Ярослава Мудрого — Игорю, Волынь, где раньше правил Игорь, пере­шла к старшему племяннику князей-Ярославичей Рости­славу.

В 1073 г. князья Святослав и Всеволод, заподозрив киев­ского князя Изяслава в кознях против них, свергли того с престола и выслали из Киева. На киевский престол сел Святослав. Чернигов, его бывшее княжение, достался Всеволоду. После смерти Святослава в Киеве стал править его брат Всево­лод, а не сыновья Святослава. При этом Изяслав, как стар­ший в роде, все еще сохранял формальные права на киевский престол. Когда он с войском пришел отвоевывать Киев, Всево­лод добровольно уступил его старшему брату, вернувшись в Чернигов.

Родовые идеалы и политическая практика. В политической жизни Древней Руси необходимо различать политический идеал и политическую практику. Согласно идеалу, князья не


являлись постоянными владельцами волостей, с каждой пере­меной в составе рода шла передвижка из одной волости в дру­гую в порядке очередности, с младшего престола на старший. В идеале Ярославичи владели наследием отцов и дедов нераз­дельно-поочередно. Но фактически такой порядок наследова­ния четко прослеживается лишь в истории Черниговской земли.

На деле же основную роль в распределении княжений иг­рал киевский князь. Поэтому соответствие между доходно­стью волостей и правами на них членов рода по старшинству часто нарушалось. Появлялись князья-изгои, оставшиеся без княжений. В XI—XIII вв. между отдельными ветвями рода Ярослава развернулась борьба за киевское княжение, т. е. за право распределять земли.

Это не разрушало родового идеала, так как вся Русская земля оставалась во владении княжеского рода. В наиболее важных случаях великий князь как глава рода собирал кня­зей на общий совет и действовал в соответствии с решениями этого совета. Но в рамках родового идеала шла борьба инди­видуальных интересов князей, интересов отдельных семей-ветвей рода Ярославичей. В рамках рода шла борьба за то, кто именно станет «старейшим», т. е. выразителем родовых идеалов, в ком персонально будет воплощена верховная власть Ярославичей над Русской землей. В идеале княжеский род должен был действовать как один человек, но это оказа­лось невозможно. Отдельные князья, преследующие свои соб­ственные интересы, постепенно расшатывали господство родо­вого идеала.

Однако в условиях раннеклассового общества ценность го­сударственности не могла основываться ни на чем ином, кро­ме родоплеменных ценностей. Недаром князья Борис и Глеб как носители родовых идеалов были в глазах народа святы­ми-покровителями единого Русского государства и русской государственности как таковой. Государственный суверенитет воспринимался на Руси как родовой суверенитет, националь­ная независимость приравнивалась к верховной власти правя­щего рода.

С течением времени родовые ценности должны были отсту­пить под давлением индивидуальных и семейных интересов. Важным этапом в этом процессе был съезд русских князей в Любече в 1097 г., на котором семейный принцип наследова­ния был официально признан наравне с родовым. Князья ре­шили, что «каждый да держит отчину свою», т. е. потомки старших сыновей Ярослава, Изяслава, Святослава и Всеволо­да должны были владеть лишь теми волостями, где правили их отцы. Семейные владения были выделены из общеродовых. Вместе с тем официально было признано право старейших князей наделять младших волостями. Это был зародыш фео-


дального бенефиция, т. е. земельного пожалования, предпола­гавшего зависимость от старшего феодала.

По мере деления рода Ярослава на ветви Русская земля все более распадалась на несколько территорий — владений Яро­славичей. Их получали по наследству, как отчину и дедину, а не по праву старшинства. Родовой идеал нераздельности Русской земли постепенно сменялся семейным идеалом отчи­ны, наследования своему отцу. С первой половины XII в. во­лости стали раздавать князья отдельных земель. Это стало основанием государственной, или феодальной, раздробленно­сти на Руси.

Однако родовой идеал продолжал существовать. Князья всех ветвей рода Ярослава продолжали бороться за киевский престол вплоть до 70-х гг. XIII в., несмотря на то что киев­ское княжество перестало быть самым богатым. Причиной этого было сохранявшееся «старшинство» киевского князя в княжеском роде, которое подтверждали даже татарские ханы. Полностью родовой идеал княжеской власти был утрачен лишь в XV—XVI вв., уступив место новым основаниям госу­дарственности.

Повторим пройденное: 1. Какие восточнославянские племенные со­юзы вы знаете? 2. Как наследовался киевский престол в идеале и на практике? 3. Когда в Древней Руси произошел перелом в борьбе родо­вых и семейных принципов наследования великокняжеской власти?

Подумайте и ответьте: 1. Расскажите о племенном строе у восточ­ных славян. 2. С чем связывается начало создания древнерусского госу­дарства? 3. Как вы считаете, сохранился ли племенной национализм или его пережитки у восточных славян (русских, украинцев, белорусов) в настоящее время? В чем он выражается? 4. Ощущаете ли вы чувство родового (семейного) превосходства? С чем это связано?

Словарь урока

Раннеклассовое общество — переходный тип общества с элементами родоплеменных отношений и смешанными форма­ми социальной зависимости (патриархальными, рабовладель­ческими, феодальными), а также смешанными формами власти.

Государственность — идеал общественной жизни, управляе­мой отдельным от общества органом власти, обладающим исключительным правом на законное насилие, нерассматри-ваемое как проявление зла. Это исключительное право обу­словлено божественным, религиозным, общественным или мо­ральным авторитетом, закрепленным законом и оправдывае­мым целями борьбы за сохранение мироздания, истинную веру, общественное единство, добро и справедливость, кото­рые провозглашаются властями и признаются народом.








Date: 2015-07-23; view: 679; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию