Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностные ориентации народной русской культуры
Вспомните: что можно назвать ценностями современной культуры? Чем они отличаются от ценностей аграрных и раннеиндустриальных обществ? Значение ценностей для культуры и общества. Одной из главных потребностей первобытного человека была потребность осмыслить, систематизировать окружающий мир. Недаром мифы самых разных народов о создании мира рисуют ситуацию до сотворения как ситуацию неразделенности, несистематизированности. До этого не было ничего: ни земли, ни неба, ни света, ни тьмы, ни дня, ни ночи, ни жизни, ни смерти. Творение предстает не только в виде создания чего-то нового в материальном смысле: света, земли, человека — но и (это очень важно) в виде появления ориентации. Земля отделяется от неба, свет — от тьмы, день — от ночи, жизнь — от смерти. В результате мир не просто создается. Он упорядочивается. Каждая из сторон двухполюсной системы получает нравственную оценку (тьма — зло, свет — добро). Тем самым миф о творении не только объясняет, как появился окружающий мир, но и определяет, как должен вести себя человек в этом мире, ориентирует его в мире. Для первобытного общества был характерен внешний.контроль за поведением человека, поэтому как ему самому, так и его родственникам, соседям было важно точно знать, что хорошо и что плохо, как можно поступать и как нельзя. Нечеткие, допускающие двоякое толкование нормы поведения только дезориентировали бы людей. Такие гибкие, приспособленные к многообразию жизни нормы сделались возможными позже, когда внешний контроль сменился самоконтролем, самооценкой своего поведения человеком, когда общепризнанной ценностью стала свобода личности. В древних культурах понятия «добро» и «зло» резко противопоставлены. Между ними невозможен компромисс. Они находятся в состоянии вечной борьбы, в которую включен весь мир. Подобно тому как понятия «добро» и «зло» образуют двоякую систему ценностей, так же соотносятся все основные представления о мире. Можно сказать, что если современная систематизация мира является логической, отыскивающей непротиворечивые отношения или диалектические связи, то первобытная систематизация мира была нравственной, этической, связывающей все с понятиями добра и зла. Ценностные ориентации древних славян. В основе представлений славян о жизни лежало понятие судьбы. С ним связывались представления о счастье (доля) и несчастье (недоля), победе и поражении, достатке и недостатке (в хозяйственном смысле). У прибалтийских славян каждое из этих проявлений судьбы имело собственного бога: Белобога, бога счастья, и Чернобога, бога несчастья. Характерно, что в понимании «судьбы» как «доли» отразились коллективистские, общинные взгляды славян, воспринимавших свою индивидуальную судьбу лишь как часть общей судьбы рода, племени. Это близко к восточному представлению о роли индивида (по-японски «я» звучит как «моя часть», доля). В отличие от древних греков, веривших в предопределенность судьбы, славяне считали, что вопрос о судьбе можно перерешить. Бог, наделяющий человека «долей», может быть умилостивлен в результате жертвоприношения. Решая судьбу человека, бог правит свой суд над ним. В мифологии мы сталкиваемся с множеством божеств, обычно в женских образах, определяющих судьбу (Добрая Доля, Несчастная Доля, Лихая Доля, Злая Доля, Горе, Злосчастие, Лихо, Беда, Бессчастие, Злыдни и т. п.). Столь же важным было противопоставление жизни и смерти, связанное с природными циклами (весна — зима, огонь — влага, солнце — луна, день — ночь). Смерть выступала в виде важнейшей антиценности, объединяющей вокруг себя злые силы, во главе которых стоит Кощей Бессмертный, являющийся одним из воплощений смерти. Добро и зло были связаны с ориентацией в пространстве. Мир делился на правую и левую части, счастливую и несчастливую. До сих пор принято, чтобы не сглазить, плевать через левое плечо — там стоит дьявол («Не плюй направо, там ангел-хранитель, плюй налево — там дьявол»; примета: «Правая ладонь зудит — получать, левая — отдавать»). В связи с этим возникло представление о правде и кривде, правоте и неправоте, прямом и кривом пути. Правое и левое ассоциировалось также с идеей верха и низа («Правда живет у Бога, а кривда на земле»). Места верхние поэтому предпочитаются нижним, считаются святыми, на них располагаются идолы языческих богов, а затем христианские церкви. В отличие от христианских представлений, четко отделивших небо как место обитания Бога от греховной земли, в языческих представлениях небесное и земное осознавалось как мужское и женское. Женское божество земли («мать-сыра земля», «святая земля») было не менее важным предметом почитания, чем небесные боги (такие, как Перун). Землей клялись. Зло обитало в подземном или подводном царстве, населенном нежитью и нечистью: умершими не своей смертью русалками, упырями, кикиморами и т. п. С развитием общественных отношений ценности пространственной ориентации стали применяться для целей социальной ориентации. В связи с этим важно представлять себе свя- щенное значение, которое придавалось делению общества на «верхи» и «низы», положению царя «наверху» социальной лестницы. Вместе с тем общественное положение не до конца характеризовало человека. Кроме ряда верх — низ, существовал ряд право — лево, «правда — кривда», определяя, насколько деятельность человека соответствует архаическим, общинным представлениям о справедливости. Сочетание общественного положения «наверху» с «неправдой» поведения воспринималось как кричащее противоречие, нарушение мирового порядка, требующее вмешательства общества. Не менее важным было и долгое сохранение в сознании русских идеи святой матери-земли, противостоявшей христианской идее о греховности всего земного. Важным было противопоставление своего и чужого, включавшее также представления о старшем и младшем, посвященном и непосвященном, священном и мирском и т. п. Наиболее остро это противопоставление проявлялось в отделении единоплеменника и захватчика (кочевника, татарина, «поганого»), что впоследствии было осмыслено как противопоставление «христианин — нехристь». Надо отметить, что под «своими» с самого начала имелась в виду общность по вере и прежде всего «посвященные» в тайны родового культа. «Чужой» же выступает как не-человек. Неспособность говорить на русском языке рассматривается как немота («немец»). «Чужой» — это обязательно колдун, для которого «русский дух» — неприятность и угроза. На Руси чужеземцев по языческому обряду хоронили как умерших не своей смертью или вообще как нечисть. Правда, надо отметить, что славяне довольно рано стали усваивать верования других народов. Результатом слияния славянских и иранских верований стали образы богов Хорса и Сварога. По мере роста общественных объединений (племя, племенной союз, государство) границы между «своими» и «несвоими» богами стирались. Однако важно представить, насколько сложно было русским воспринять «чужого» Бога Христа и насколько устойчива была связь населения со старыми, языческими богами. Важными для восточных славян были родовые ценности, выраженные в противопоставлениях старший — младший, предок — потомок. Старший в роду являлся носителем мудрости, от его знаний зависело благосостояние всех. Не меньшим влиянием пользовались и старые женщины, которые лечили людей и руководили погребальными обрядами. Авторитет старости поднимало наличие у славян культа предков (культа дедов) как заступников перед стихийными силами природы. Однако надо отметить, что высоко ценились и сила и энергия молодости. В русской сказке еще живо первобытное представление об определенных правах и обязанностях каждого возра- ста, создающих условия для общественного порядка и процветания рода. Важно отметить цветовые предпочтения восточных славян. Добру, правде в их представлениях соответствовали белый и красный цвета, злу, кривде — черный. Впоследствии это отразилось в выборе цвета княжеских и национальных знамен, других знаков различия и предметов ритуала в России. Типы взаимодействия ценностей в древнерусской культуре. Архаическому сознанию русских было свойственно резкое противопоставление ценности и антиценности, в отличие, например, от индийской культуры, где господствует компромисс ценностей, их первичная неразделенность. Впоследствии эта культурная традиция была переосмыслена в христианстве и оказала серьезное влияние на всю историю страны. В русском характере — доводить все до крайности, пытаться осуществить невозможное. В случае же неудачи этих попыток следует апатия, нежелание делать что-либо. Отметим, что такая полярная ориентированность деятельности на бурную активность или на полный покой соответствует географическим условиям России, кратковременности сельскохозяйственных работ и долгому «мертвому сезону» зимы. Ценностная ориентация русской культуры закрепляла нормы поведения, отвечающие задаче приспособления к естественной среде. Способом приспособления к русской природе до конца XIX в. была коллективная — родовая, общинная или семейная — деятельность, поэтому в русской культуре как высшая ценность утверждается духовный идеал коллектива, рода, общины, семьи. С ним связаны представления о правде и ладе. В понятии «правда» сливаются представления об истине, справедливости, праве, власти; «лада» — представления о любви, доброте, семье, гармонии. С родом, семьей связано сохранение идеала стабильности, который продолжал существовать даже в критические периоды истории. Во все времена к незнакомому человеку обращались матушка, отец, дядюшка, сынок, доченька. Это означало включение его в круг родственных отношений — высших ценностей правды и лада. Это создавало обстановку душевной теплоты, неизвестную, скажем, западноевропейскому обществу, помогало людям выживать при трудностях и испытаниях. Взаимопомощь была незыблемой нормой народной жизни. В круг коллективистских, родовых и семейных ценностей в России позднее включалась и высшая власть. Князь или царь был не только властителем, но прежде всего отцом. Хотя права подданных часто не были зафиксированы в законах, как это делалось на Западе, в народном сознании существовало представление об отеческом отношении царя к народу. Царь-батюшка был воплощением правды и лада в обществе, охраняющим эти высшие ценности. Под его попечением вся страна считалась как бы большой семьей, в которой господствуют идеалы смирения, дружелюбия, откровенности, совестливости, милосердия. Отсюда — традиционное неразличение в русской культуре государства и общества, народа. Государство рассматривалось прежде всего как «благоустройство» жизни общества. С этим же связан наивный монархизм русских. Правде и ладу соответствовало на уровне индивидуальных ценностей понятие воли. Воля — это и простор, и свобода, и независимость, и собственное желание человека. Изначально «воля» не противопоставлялась «правде». Напротив, когда государство становится оплотом «неправды», несправедливости, жестокости, угнетения, выбор «воли» означает возвращение к «правде». При этом ценности государственности становятся второстепенными, ибо государство перестает удовлетворять идеалам семьи. Под лозунгом «воли» ведется борьба за перестройку жизни государства на основе ценностей народной культуры. Но это может быть и «отстранение» от неправедной жизни, уход в леса, в монастырь для сохранения душевной чистоты. «Воля» — это правда казака и старовера. Таким образом, в русской культуре существуют как бы две системы ценностных ориентации. Одна из них построена на противоречиях и указывает человеку путь от зла к добру. Другая система ценностных ориентации стремится к устранению противоречий. Она создает еще смутный образ идеала для русского общества: теплых семейных и соседских отношений, справедливой власти, готовности защищать и духовно возвеличивать родную землю. Однако в языческий период эта система ценностей, духовный идеал русской культуры только зарождались. Для их появления необходимо было ощущение национального и духовного единства народа, которое стало возможным лишь с обретением государственности и христианства. Повторим пройденное: 1. Добро в русской культуре — это счастье, достаток... (продолжите этот перечень). 2. Зло в русской культуре — это.... 3. Какие идеалы русской культуры вы знаете? Подумайте и ответьте: 1. Для чего необходимы ценностные ориентации культуры? 2. Как в ценностных ориентациях русской культуры воплотилось противопоставление счастья и несчастья, жизни и смерти, своего и чужого? 3. В чем особенности архаического сознания по отношению к рациональной логике, к оценке поведения людей? 4. Какие представления объединялись вокруг духовного идеала правды? 5. Как были связаны идеалы правды и власти? В чем отличие традицион Словарь урока Культурная (ценностная) ориентация — закрепленная в традиции основа для выбора правильного направления жизненного пути, правильного поведения в повседневности. Внешний контроль за поведением — форма контроля, основанная ка оценке поведения человека окружающими и возникающем у человека при порицании его поведения чувстве стыда перед ними. Внутренний контроль за поведением — форма контроля, основанная на представлении человека о нормах поведения, самооценке и чувстве вины, возникающем при несоответствии его поведения усвоенным нормам, нравственному идеалу. Date: 2015-07-23; view: 1732; Нарушение авторских прав |