Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Квазихудожественный тип восприятия
Проведенное исследование показало принципиальное различие систем восприятия и понимания искусства у подготовленных и обыденно ориентированных зрителей. Может создаться впечатление, что обыденное восприятие есть низший уровень подготовленного и в процессе художественного воспитания способно развиться до необходимой меры. Однако выявленные при анализе полученных суждений механизмы и структуры как подготовленного, так и обыденного восприятия характеризуют типы, в каждом из которых существуют свои уровни развития. Человек не рождается художественно подготовленным, а становится им в процессе приобщения к ценностям культуры. И вне зависимости от того, на каком уровне художественного развития он находится, его система восприятия искусства принципиально отлична от системы восприятия, условно обозначенного нами как «обыденный» тип. Мы допускали, что среди опрошенных студентов возможны и «наивно-художественные» зрители. К сожалению, выделить систему и составляющие ее структуры «наивного» типа восприятия и понимания изобразительного искусства в чистом виде оказалось невозможным. Но это совсем не означает, что такой зритель не существует. Дело, по-видимому, в том, что на восприятие рассмотренной нами зрительской общности чрезвычайно сильно влияет широкий круг различных социально-культурных факторов. Можно предположить, что бытующие в той или иной культурной среде нормы, ценности, стереотипы, господствующие ориентации на приобщение к определенным произведениям искусства, широкая информация о тех или иных фактах художественной жизни приводят к трансформации «наивных» и обыденно ориентированных зрителей в новое состояние, анализируя которое мы выделили отдельный доминирующий тип. Бытующее представление, что.создание самых демократических условий для приобщения населения к ценностям искусства, его широкая пропаганда, обеспечение равного «права на культуру» и т. д.— словом, вся совокупность мер общественного воздействия автоматически обусловливает требуемое направление художественного развития личности,— это представление нуждается в существенной корректировке. Один из важных выводов нашего исследования заключается в том, что система эстетического воспитания, если она не базируется на точном знании реальных структур и механизмов конкретных типов художественного развития, может оказаться малоэффективной и зачастую способна лишь трансформировать зрителя с обыденным восприятием в новый тип, который мы условно определили как квазихудожестовенный. Его главная структурообразующая черта — отсутствие каких бы то ни было эстетических структур, организующих восприятие искусства. Если у обоих описанных выше типов существует некая доминанта осмысления художественного произведения, которая в каждом конкретном случае конституирует всю систему восприятия, то здесь мы сталкиваемся с мозаичным видением мира. В сознании такого зрителя причудливым образом сосуществуют — но не интегрируются! — самые разные, противоречивые точки отсчета в понимании и оценке произведения искусства. Он хорошо информирован о событиях современной художественной жизни, и у него обнаруживается стремление быть компетентным во всех вопросах: в суждениях о художественной ценности он оперирует популярными списками художников, перечисляет модные сегодня художественные стили, проявляет осведомленность о ценах и тарифах, посещает выставки и знает, что «работа современна, но не ультрасовременна», «написана реалистично, но это не ступень реализма XIX в.» и, конечно, «не манера современной левой живописи». Вместе с тем если восприятие искусства художественно подготовленной личностью всегда обогащает его эстетический и нравственный опыт, то у квазихудожественного Зрителя отсутствует интимно-индивидуальное сопереживание и понимание ценности искусства. Он ориентирован на «эстетический плагиат» восприятия, на оценки «значимых других» и подчиняется в своем поведении схеме, принятой в той референтной группе, которой он подражает. Квазихудожественный зритель понимает, какое высокое место принадлежит художественной культуре в шкале общественных предпочтений, и стремится утвердить свой социальный статус приобщением — в любой форме — к его ценностям. Он перерабатывает массу (не всегда необходимой) информации о процессах и событиях художественной жизни, точно знает, что Рафаэль, Леонардо и другие художники, картины которых уже висят в музеях,— это «настоящие мастера». Однако значение художника исчерпывается для него лишь местом в «наборе» великих имен. Этот зритель еще «закрыт» для понимания истинной ценности и богатства содержания искусства. Стремление обладать и быть допущенным к дефицитной информации играет замещающую роль в его эстетическом (точнее, внеэстетическом) отношении к искусству. В этой ситуации для него существенное значение имеет та оценка конкретного произведения, вынося которую он получает некоторую возможность идентифицироваться с группой «значимых других». В определенном смысле у этого типа зрителей ориентации на социальные ценности противодействуют эстетическому развитию, что представляется, на наш взгляд, проблемой, требующей своего разрешения. Разорванность, если не сказать «нарушенность», его восприятия приводит к такому состоянию, когда он одновременно как бы механически включает в себя все виды обыденных зрителей в соединении с банальными элементами художественного восприятия. Кажется, ни большая информированность об искусстве, ни даже более частое общение с художественными произведениями уже не способны повлиять на качество его нарушенного восприятия, потому что случайные и взаимно не связанные критерии оценок могут накапливаться в его сознании до бесконечности. В художественных представлениях зрителей, которых мы отнесли к этому типу, можно обнаружить удивительные сочетания элементов познания художественного замысла создателей произведения и абсолютной эклектичности используемых при этом критериев оценки. Но и у этого типа понимания искусства существуют, по нашему мнению, перспективы для дальнейшего развития. В принципе именно от возможных изменений среди зрителей такого типа отношения к искусству (самого массового по данным конкретных социологических исследований) в значительной мере и решается вопрос о будущем состоянии художественной жизни общества. Несколько забегая вперед, можно отметить, что свою главную цель — дать понимание специфики и сложности искусства — эстетическое воспитание по отношению к такому зрителю уже достигло. Более актуальной нам представляется сегодня реализация следующей задачи — помочь ему научиться действительно чувствовать и эстетически переживать художественное произведение, о содержании кото'рого он уже имеет рационально-логическое представление. Квазихудожественный тип восприятия и понимания искусства можно представить схемой (3, с.). Произведение ис- Система готовно- Произведение ис- кусства как систе- стей (установок кусства как лич- ма значений диспозиций) зри- ностный смысл теля системы значений
Квазихудожественный тип зрителей характеризуется осмыслением миметического уровня значений произведения искусства, который соотносится с системой предварительных готовностей зрителя, его представлений о жизни и об искусстве на первом — миметическом — уровне личностного смысла усвоенных им значений (1). Одновременно осуществляется процесс редукции художественно-образного уровня значений произведения к миметическому, осмысляемому также на первом уровне зрительских представлений об отображении реальности в искусстве (2). При этом у квазихудожественного типа зрителей можно обнаружить вторую редукцию — сведение личностных смыслов (представлений) о художественно-образном отображении реальности в искусстве к все тому же первому уровню (3). Только двойная редукция художественно-образного позволяет, по нашему мнению, такому зрителю соединять несоединимое. Именно поэтому у него конечный результат процесса восприятия не приводит к пониманию богатства художественных значений произведения искусства.
Date: 2015-07-23; view: 312; Нарушение авторских прав |