Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная эффективность монументальной росписи. Интервью, взятые нами у студентов, были индивидуальными
Интервью, взятые нами у студентов, были индивидуальными. И если в ответах респондентов выявилось пересекающееся множество суждений, то эта общность взглядов базировалась прежде всего на единстве их представлений о себе — как «губкинцах», как студентах, как представителях советской молодежи и т. п. Анализ этих представлений необходим, с одной стороны, потому, что именно они у большей части опрошенных определяли во многом конечный результат восприятия и понимания монументальной росписи, а с другой — потому, что именно в них находит отражение стремление к индивидуальному ее осмыслению. Попадая в поле действия монументальной росписи, зритель оказывается в особых условиях. На стене изображены студенты — такие же, как он сам. Изображены не порознь, а вместе. И как бы он ни относился к росписи — признавал или отрицал сходство, он остро переживает в этот момент чувство социальной общности — принадлежности к своей учебной группе, институту, студенчеству, молодежи и т. д. В ответах студентов мы можем проследить, как роспись благодаря своей смысловой многомерности оказывается способной актуализировать эти чувства на самых разных уровнях. Когда студент-геолог говорит, глядя на фрагмент с изображением лаборатории: «это наши химики», то в этот момент роспись усиливает в нем самоощущение геолога. Когда перед фрагментом «Ученый совет» он восклицает: «Во всех губкинцах есть что-то особенное!»— это значит, что роспись активизирует в нем чувство любви к своему институту. Когда на вопрос, можно ли было изобразить что-нибудь другое, он отвечает, что «только студентов — иначе была бы потеря смысла», то роспись аккумулирует в нем ощущение сопричастности К социальной группе студенчества. И точно так же она выявляет более высокие уровни «мы-общности»: «будущее принадлежит молодежи», «мы шагаем наравне с веком», «движем науку вперед», «мы — будущее науки", руководители производства» и т. п. Повторим еще раз — актуализация различных концентров «мы-общности» происходит независимо от того, соглашается ли студент признать, что художник отразил ее правильно: даже утверждая, что «на фреске изображены дистрофичные люди, а у нас вообще-то крепкие ребята», он в этот момент укрепляет свои представления о том коллективе, частью которого является. Подчеркнем, что эти представления (о современном студенчестве, своем институте, себе) студент имел задолго до акта общения с данным произведением искусства. И хотя они в принципе надындивидуальны, он их переживает как свои собственные, сформированные им самим. Представления эти — о других и о себе — стали его внутренней позицией, управляют его действиями, упорядочивают весь его новый жизненный опыт. Вот как они выявились из ответов: мы— «молодые», «красивые внешне и духовно», «чистые и аккуратные», «хорошо и модно одетые», «веселые и жизнерадостные», «поем песни под аккомпанемент гитары», «решаем проблемы», «многое умеем и можем сделать», «нам доверяют, и мы оправдываем», «у нас храм науки» [31]. Если взглянуть со стороны, то эти суждения могут даже поразить повышенной идеализацией. Но важно, что именно с ними, с этими идеальными представлениями, студенты соотносят произведение. Они хотят, чтобы оно отражало возвышенный, идеальный образ, а не мелкие, будничные детали, этому образу не соответствующие. Может быть, в станковой картине они позволили бы художнику отражать частное или случайное, но монументальное искусство обязано закреплять концентрированный образ целого, и большинство претензий к художнику, зафиксированных в интервью, были продиктованы кажущимся несоответствием этому образу. В полном соответствии с образом «мы» студенты воспринимают персонажей росписи как «явных неудачников», «учеба для них — непосильный труд», «все их гнетет», «жизнь их отяжеляет» и т. д. Основанием для такого противопоставления являлось отчужденно-философское состояние героев О. Филатчева, которое в обыденном восприятии было увидено как уныние. А поскольку подавляющее большинство студентов в представлениях о своей жизни исходит из идеи «нам все легко дается» и «студенты в любых случаях жизни не унывают», то в ответах персонажи часто фигурировали как «скучные», «скованные», «все похожими друг на друга», «словно они с конвейера сошли», «все как близнецы». Однако — и это важно — осмысление в процессе восприятия персонажей росписи как несоответствующих образу «мы-студенты» усиливает ощущение единства реального «мы-другие». Сколь бы возвышенным ни был идеальный образ «мы-студенты», важно, что он наполнен конкретными деталями и очень отличен, например, от идеализированного персонажа росписи, который «позирует, старается выделиться, отличиться, броситься в глаза» и т. д. При всей размытости границ этих двух образов все опрошенные безошибочно определяют признаки, по которым персонажи росписи разводятся на первый — реальный, но их мнению, и второй — идеализированный образы. Поэтому основные требования к художнику: привести роспись в соответствие с первым, реальным, а не со вторым, идеализированным, образом. «Мы совсем не такие»,— говорили они, указывая на персонажей,— «картина не передает, что это живые студенты». Кажущееся противоречие между бытовой конкретностью этих замечаний и требованием возвышения монументального образа разрешается просто: студенты — какие они есть — представляют социальную ценность, и художественное произведение обязано «правильно» донести до будущего их реальный облик: «фреска написана для того, чтобы будущие люди могли узнать про нас и сравнить поколения», «пусть другие посмотрят, какие мы были», «особенно интересно будет тем, кто придет после нас», «раз изображено наше поколение, то фреска не утратит ценности» и т. д. Выступая против чрезмерной детализации и многословности изображения («все слишком реально») и одновременно требуя конкретности деталей, студенты, следовательно, руководствовались не представлением об условности монументального искусства, а ощущением себя как определенной исторической ценности, которая сама по себе гораздо важнее, чем ценность искусства, ее запечатлевшего. Монументальное искусство в определенной мере удовлетворяет этому желанию студентов проецировать реальный, по их представлению, образ «мы-студенты» в будущее, но темперная роспись, «не защищенная деревянной панелью от возможных повреждений, недолговечна», с большим успехом эту функцию проецирования могла бы выполнить мозаика или чеканка. Многие из них прямо мотивировали свой выбор: «лучше мозаику — она на века», «мозаика и чеканка торжественнее» [32] и т. д. Эта «потребность защитить себя от времени» [33] весьма сложными связями опосредована с их общими представлениями о будущем. Как показывает анализ, образ будущего у студентов в основном одномерен. В полном соответствии с комплексом оптимизма будущее характеризуется отсутствием сложных социальных проблем, конфликтов, борьбы, оно не таит з себе неожиданностей; в мире будущего все будет легко, просто и ясно. Конечно, «в будущем люди и их вкусы изменятся», поэтому одна из ошибок художника, по мнению опрошенных, заключается в том, что «нарисовано на многие годы, а мода-то современная: джинсы и длинные юбки будут, наверное, казаться анахронизмом». Конфликт желаний — «защитить себя от времени» и «выглядеть всегда современными» — находит свое разрешение в предложении — «хорошо бы каждые десять лет одежду переписывать заново». Итак, оказавшись в поле действия росписи, зритель судит о ней не только с точки зрения эстетических, но и тех социальных представлений, которые она активизировала в нем. Строго говоря, именно этим объясняется реальный совокупный эффект произведения монументального искусства, который выходит за рамки собственно эстетического воздействия. Этот совокупный эффект отражает социальную эффективность монументального искусства. В принципе он не зависит от суждений типа «нравится— не нравится», но определяется прежде всего актуализацией у зрителей комплекса социальных значений, символов, чувств, среди которых важное место принадлежит чувству социальной солидарности. Вместе с тем — и это следует выделить особо — данное утверждение вовсе не отрицает, что социальная эффективность произведения искусства зависит и от собственно эстетического отношения. Вполне допустимой была бы мысль о различных уровнях социальной эффективности искусства, хотя сейчас уже не столь очевидно, что выдающееся по своим объективным качествам произведение будет значительно сильнее воздействовать на всех зрителей, чем малохудожественная вещь. Процессы эти очень сложны, не однозначны и требуют специального изучения. Еще раз подчеркнем, что речь идет о социальном, а не об эстетическом эффекте, так как реализация последнего имеет более сложный характер и зависит от конкретного способа «прочтения» художественного содержания произведения изобразительного искусства. Мы рассмотрели некоторые механизмы социальной эффективности монументального искусства, используя суждения студентов о росписи. Особый интерес вызывала активизация этих механизмов в условиях действия не традиционных форм и художественных решений, выполняющих функции эстетических эталонов-норм вкуса, а произведения, непривычного по своей манере. То, что О. Филатчев пытался уйти от стереотипных способов трактовки образа, сказать своему зрителю что-то новое, нестандартное, особенное, включить его в мир современной культуры, — лишь усложняло условия общения с персонажами, изображенными в росписи. И казалось, что неприятие обыденным зрителем образного мира художника, особого языка его произведения сведет на нет его социальную эффективность. Однако на деле все происходит наоборот. Зритель попадает в своеобразную «психологическую ловушку»: с одной стороны, роспись написана не так «натурально и реалистично, как раньше рисовали», а с другой — «не так символично» или даже «абстрактно, как сейчас лучшие художники пишут». Но именно эта, такая «несовременная», «неабстрактная» манера художника, вроде бы не нашедшая прямого пути к устойчивым стереотипам и глубинным установкам многих студентов, в конечном счете и дает явный социальный эффект. Художник своим кажущимся «непрофессионализмом» как бы «выбивает» зрителя из мира привычных представлений, ощущений, ожиданий. Самим фактом раздражения — из-за несовпадения с имеющимся у каждого стандартом — персонажи напоминают зрителю о том, что тот предпочитает в искусстве и в жизни, что ему дорого. И обыденно ориентированный зритель уже не автоматически «проскакивает» хорошо известную ему «правду в искусстве», а наоборот, через ощущение неприятия увиденного еще раз — парадоксальным образом — остро переживает базовые для себя социальные и культурные ценности. Тем самым автор росписи создает высокое поле социальной напряженности, облегчает студенту работу по осмыслению сложного и противоречивого содержания не только самого произведения искусства, но и окружающего социального мира.
Заключение Фреска О. Филатчева «Студенты» — уникальное произведение искусства. Выводы, которые мы могли сделать при изучении его восприятия студентами Института им. И.М. Губкина, не могут, да и не должны быть основой для более общих заключений. При теоретической типологизации зрительского восприятия возможны иные подходы и принципы, вытекающие в каждом случае из концепции исследования. В границах предложенной нами методологии оказалось возможным выделить и проинтерпретировать описанные выше три типа. (Напомним, что все наши предыдущие рассуждения относятся к понятию типа как идеальной научной абстракции.) В реальной же действительности системы зрительских восприятий гораздо сложнее и богаче. Конкретный зритель, как правило, оказывается носителем признаков разных типов, представленных в нем в динамическом взаимоотношении. Это, естественно, требует дальнейших исследований, более глубокого эмпирического и теоретического изучения, что в области анализа восприятия искусства на сегодняшний день имеет не только теоретическую, но и практическую потребность. Каждый из выделенных нами типов обладает своими специфическими структурами и механизмами восприятия и понимания произведений искусства. Бытующее представление об обыденном ж квазихудожественвом типах восприятия как неразвитых, но лежащих в одной плоскости с художественно развитым в качестве его низших уровней, на наш взгляд, упрощенно характеризует данную проблему. Есть основания предполагать, что это — особые типы отношения к миру художественных ценностей. С позиций принципов историзма в анализе социальных явлений можно говорить о взаимодополняющих, но не эквивалентных друг другу типах художественного развития: свежесть и непосредственность, чувствительность и остл рота восприятия зрителя обыденного типа гармонично сочетается с глубиной и содержательностью «прочтения» произведения искусства зрителем художественно подготовленным. Признавая взаимодополнительность типов, мы считаем, что культурное развитие общества в целом в значительной степени зависит от того, какая часть зрителей станет художественно подготовленной. В связи с этим нам представляется необходимым уже сейчас поставить на обсуждение проблему, имеющую важное практическое значение. Речь идет о путях и методах воспитания художественного вкуса. Исследование показало, что при встрече с произведением искусства человек воспринимает преимущественно то, к чему он заранее готов, что он может и хочет воспринять. Представление о том, что возможно изменить его систему ожиданий, установок на искусство и ценностных ориентации в целом, если оставить его один па один с настоящим искусством, сейчас кажется слишком оптимистичным. Процесс восприятия сложен, он всегда включает в себя активное содержательное взаимодействие зрителя с произведением искусства. И, как свидетельствуют результаты исследования, существенное значение при этом имеет весь предшествующий эстетический опыт человека, который формирует и в конечном счете определяет конкретное содержание его эстетического идеала. Обычно попытка изменить содержание диспозиций, сформировать новые установки затруднена уже потому, что неподготовленные контакты с подлинным искусством заставляют индивида избегать того, что сложно, толкают его вновь и вновь возвращаться и переживать как ценное как раз то, что не требует перестройки глубинных социально-психологических структур. Эстетическое воспитание, на наш взгляд, только тогда будет действенным, когда оно будет обращаться к внутренним психологическим структурам личности, ее индивидуальным особенностям и склонностям, навыкам и ожиданиям в отношении искусства, т. е. тогда, когда оно будет говорить с каждым на его собственном языке, находя при этом в нем особые связи с самим языком искусства. И, только отталкиваясь от фактического состояния (содержания) подготовленности человека к восприятию и пониманию искусства, оно будет способно ввести его в мир ценностей подлинно прекрасного. Может возникнуть вопрос, почему разговор о специфике различных типов восприятия искусства возник в связи с исследованием проблем воздействия монументального искусства? Разве не является этот феномен более общим, разве не так же — или почти так же — воспринимаются театральные постановки, кинофильмы, станковая живопись? Сопоставление результатов нашего исследования с данными социологических работ по изучению зрительской аудитории кино и театра показывает, что подобные типы восприятия существуют и там. И все же тот факт, что мы столкнулись с феноменом обыденного и квазихудожественного восприятия, интервьюируя зрителей росписи, не случаен. Монументальное искусство более чем какое-либо другое обращается не к отдельному человеку, а к массе и потому ориентировано на самые универсальные структуры зрительского восприятия. И когда художник стремится усложнить свою работу, придать ей более «станковый» характер, обратиться к индивидуальному зрителю — то и в этих случаях те, кто смотрит работу, часто делают свои собственные содержательные «поправки». Иначе говоря, даже если выявленные нами типы зрительского восприятия не являются специфическими для монументального искусства, существенным является их значение для дальнейшего исследования проблем воздействия этого искусства на людей. Только комплексное изучение всей совокупности проблем восприятия и понимания художественной ценности искусства, различных его типов, механизмов и форм, возможное лишь при привлечении методов социологии, психологии, эстетики и искусствознания, позволит разработать научные рекомендации по эффективному формированию массовой аудитории художественно-подготовленных зрителей, читателей, слушателей.
(В сб.: Вопросы социологии искусства. М., Наука, 1979).
[1] Статья написана в соавторстве с Д.Б. Дондуреем и Л.И. Невлером. [2] Убежденность в существовании общего принципа усвоения искусства, одного-единственного вида отношения к нему, сказывалась и на эмпирических исследованиях. Так, психологическое изучение всего круга проблем осмысления искусства было всецело направлено на выявление закономерностей восприятия величины, формы и цвета изображенных объектов или сводилось к расшифровке совокупности «эстетических знаков» — специфического языка искусства (см.: Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974; Семиотика и искусствометрия: (Современные зарубежные исследования). М., 1972; Грибков В. С., Петров В. М. Семиотический анализ некоторых аспектов цветового языка.— В кн.: Труды по знаковым системам. Тарту, 1975, вып. 7. [3] Обзор подобного рода работ см. в кн.: Плотников С. Н. Методологические проблемы социологических исследований изобрази-зительного искусства.— В кн.: Социология культуры. М., 1975, вып. 2; Лайдмяэ В. И. Выставки изобразительного искусства и их посетители. Социологический анализ по материалам Эстонской ССР. Искусство, 1975, № 9; Изобразительное искусство и его зритель. Таллин, 1976. См. также: 1) Работы, в которых рассматривается удельный вес посещения музеев и выставок в общей структуре занятий на досуге: Грушин Б. Свободное время. М., 1967; Байкова В. Г., Дучал А. С., Земцов А. А. Свободное время и всестороннее развитие личности. М., 1965; Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы: Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972; Пименов а В. Н. Свободное время в социалистическом обществе. М., 1974. 2) Исследование предпочтений изобразительных искусств в сравнении с другими его видами: Коган Л. П. Искусство и мы. М., 1970; Исследования художественных интересов школьников. М., 1974; Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. М., 1973, ч. 1. 3) Социологическое изучение интереса к искусству отдельных стран, эпох, направлений и мастеров: Губчевский П. Ф. Зритель в художественном музее: Некоторые итоги по материалам социологических исследований в Государственном Эрмитаже 1973—1974 годов.— В кн.: Научно-исследовательская работа в художественных музеях. М., 1975, ч. 3; Общественное мнение и современное искусство. Курьер ЮНЕСКО, 1971, март, и др. [4] Разумеется, предлагаемый подход вовсе не исключает установление в дальнейшем таких же различий в уровне неподготовленного восприятия искусства, как это принято делать по отношению к подготовленному. И там, и здесь есть люди, чуткие к искусству; и в том, и в другом случае восприятие может быть более или менее «художественным», [5] Роспись сделана с явными парафразами языка фресковой живописи эпохи Ренессанса, что имело важное значение при выявлении особенностей восприятия художественно подготовленных зрителей. [6] В журнале «Художник» было отмечено: «...увидев ее, испытываешь волнение, которое обычно возникает от неожиданной встречи с подлинным произведением искусства» (Базазъянц С. [7] Отметим, что студенты вовсе не представляли собой однородную массу неподготовленных зрителей. Таких в общей совокупности опрошенных оказалось примерно 77%. К этой же группе можно отнести 10 из 12 проинтервьюированных преподавателей. [8] В Институте нефтехимической и газовой промышленности им. И. М. Губкина обучается 6 тыс. студентов очного отделения, 2 тыс.— вечернего, 1 тыс. аспирантов и стажеров, имеется 0,7 тыс. преподавателей и 1,5 тыс. научных сотрудников. Институт готовит специалистов по различным специальностям — геологов, газовиков, химиков, инженеров-эксплуатационников, экономистов и математиков для работы в нефтехимической промышленности. [9] Исследование проведено в мае 1976 г. Всего было получено 104 интервью. Основной объект наблюдения составляли студенты всех курсов института — 71 человек. Две контрольные группы—абитуриенты (11 человек) и преподаватели (12 человек). Экспертами являлись 10 искусствоведов (из них 3 доктора и 5 кандидатов наук) — научные сотрудники ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР, Института теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР и МГУ. [10] Стандартизация интервью заключалась в общей схеме и последовательности вопросов. В основной блок-схеме было 26 вопросов непосредственно о росписи О. Филатчева и 8 вопросов о личности опрашиваемого. Кроме этих обязательных, задавались многочисленные (импровизированные) вопросы, уточняющие и дополняющие ответы респондентов. Опрос одного человека занимал от 30 до 90 мин. Интервью около росписи О. Филатчева велось в виде свободной беседы, причем респондент не предполагал в интервьюере социолога, а тем более искусствоведа: необходимо было по возможности нейтрализовать отрицательно действующие установки. При этом мы стремились (по законам проведения глубинного интервью) к дословной фиксации всех высказываний респондента. Сложность представляла специальная направленность опроса, который требовал особой подготовки интервьюеров, имеющих скусствоведческое образование.
[11] Полученная совокупность высказываний и явилась исходной базой для анализа системы и структур восприятия монументальной живописи. Были использованы также методы: а) контент-анализ анкет; б) анализ документов — критические статьи в журналах по монументальному искусству; в) сопоставительный анализ с данными контрольных и экспертной групп. В результате были реконструированы три идеальных типа восприятия и понимания произведений монументального искусства, общие и специальные механизмы этого процесса.
[12] Более подробно об этом см. нашу статью «Проблемы исследования эстетических оценок в социологии искусства», публикуемую в настоящем сборнике.
[13] На следующих этапах изучения этих проблем понадобится учитывать и такие внешние условия восприятия изобразительного искусства, к которым особенно чувствительны специалисты, например: освещенность, место расположения, время восприятия, синтез с архитектурой и т. д. [14] Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976, с. 36.
[15] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940, с. 198. [16] Веккер Л. М. Психические процессы. Л., 1974, т. 1, с. 228; см. также: Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974; Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. Л., 1974. [17] Ф. Бартлетт отмечает, что поставленная перед испытуемым задача находит свое разрешение в установке еще до конкретных актов поведения. Эта предварительная актуализация происходит избирательно (см.: Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре. М., 1959). Другой исследователь отмечает: «И в тех слу
[18] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972, с. 288. [19] Там же, с. 293. Важную роль значений в восприятии отмечает Ч. Осгуд: «Мир представляется нам упорядоченным благодаря связи между восприятием и значением». (Осгуд Ч. Значение термина «восприятие».— В кн.: Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975, с. 60); см. также: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, с. 188. [20] Альберти Леон Батиста. Три книги о живописи.— В кн.: Мастера искусств об искусстве. М., 1966, т. 2, с. 20. [21] Комментируя «Поэтику» Аристотеля, Ф. А. Петровский отмечает, что «мимесис» — это подражание, из которого вытекает творческое («поэтическое») воспроизведение предмета подражания» (Аристотель. Поэтика. М., 1952, с. 161). [22] Только благодаря первому уровню обозначения реальности, как пишет К. Леви-Стросс, «изобразительные искусства в состоянии ввести второй уровень обозначения, который состоит в выборе и упорядочении единиц и их интерпретации по правилам тех ники, стиля и манеры, транспонируя их таким образом, по правилам кода, характеризующим художника или общество» (Леви-Стросс К. Мифологичные: Сырое и вареное.— В кн.: Семиотика [23] Реконструированный нами в результате проведенного исследования тип восприятия специалистов-экспертов основан на вербально выраженных суждениях искусствоведов и части студентов о конкретной росписи. Для целей исследования этого достаточно, но мы, естественно, не претендуем на полноту и тем более законченность представленной модели. [24] В дальнейшем к лицам с художественным восприятием искусства мы будем относить только искусствоведов-экспертов, хотя, как уже указывалось, в эту группу необходимо включить 6% всей совокупности опрошенных студентов, а также 2 из 12 преподавателей Института им. И. М. Губкина. Они, как и искусствоведы, оперируют образной системой росписи, переходят от прямого переживания к эстетической интерпретации увиденного, используют художественные критерии, анализируют замысел и профессиональное мастерство художника и т. п,
[25] Если исходить из естественного предположения о взаимосвязи целенаправленного интереса к искусству и уровня информированности о нем, то полученные нами данные совпадают с большинством проведенных исследований. Так, по результатам изучения Институтом художественного воспитания Академии педагогических наук СССР 10785 учащихся 1—10 классов 15 крупнейших городов СССР в 1970—1972 гг. интерес к изобразительному искусству в 1—6 классах, находившийся на первом месте, переходит наь последнее (седьмое место) к окончанию школы, уступая не только литературе, кино, ТВ и эстраде, но музыке и театру. С 5 по 10 класс только от 2 до 3,5% школьников в среднем интересуются изобразительным искусством (см.: Исследование художественных интересов школьников. М. 1974, с. 75—76). [26] В исследовании специально не выделялись вопросы об интенсивности, стаже посещения студентами музеев и картинных галерей и их эстетических предпочтениях. Поэтому, когда, рассказывая о росписи, зрители привлекали то или другое имя художника, мы получали сведения не об информированности их об искусстве, а лишь об актуализации имеющихся сведений. Интересно, что только 16 студентов (23%) назвали 18 фамилий художников: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенс, Эль-Греко, Брюллов, Моне, Ренуар, Дега, Левитан, Суриков, Серов, Коненков, Пластов, Салахов, Попков, Дали.
[27] См.: Беседы о восприятии.—Декоративное искусство, 1975, № 3, с. 5. [28] Интересно отметить, что 62,5% опрошенных специально указывали на молодость и неопытность художника; 24,8% посчитали его учащимся художественного учебного заведения. Только 56,3% считают, что фреска была сделана за деньги, а не на общественных началах. Может создаться впечатление, что такие ответы дают в основном первокурсники, только что приехавшие в Москву из провинции. Однако это не так. Коренных москвичей во всей совокупности опрошенных оказалось 48,1%, из городов свыше 500 тыс. жителей —66,2%, только 31,5% живут в Москве менее трех лет; более чем у 60% опрошенных и отец, и мать имеют высшее образование,
[29] Практически все имеющиеся работы по психологии и социальной психологии искусства посвящены исследованию данных процессов, начиная от классической «Психологии искусства» Л. С. Выготского и включая большинство современных исследований (см.: Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1968; Грузенберг С. О. Психология творчества. Минск, 1923, т. 1; Художественное восприятие. Л., 1971; Содружество наук и тайны творчества. М., 1968; и др.). [30] В автопортрете О. Филатчева студенты узнали «С-ва — у нас такой секретарь «потока»», «парня с четвертого курса геологоразведки», «К-на из параллельной группы», «соседа по общежитию», «одного знакомого» и т. д.
[31] Осознание студентами себя как части той или иной общности «мы» происходит одновременно с противопоставлением этого «мы» различным «они». Именно «они» локализуют и укрепляют у студентов ощущение «я», включенного в «мы». В роли «они» выступали и нестуденты, и абитуриенты, и преподаватели, и закончившие институт студенты («нельзя изображать тех, кто уже окончил институт»). [32] 42% опрошенных согласны оставить роспись; 6% — за роспись и мозаику; только мозаику предпочитают 30%; чеканку —8%; мозаику и чеканку — 2%, картины — 3%; не имеют определенного мнения — 9%. Если исключить 6% художественно подготовленных студентов, то мозаика и чеканка в совокупности набирают 46% голосов, а роспись —42%. Следует отметить, что у студентов, предпочитающих роспись мозаике, есть уверенность, что она «не будет меняться под воздействием времени». [33] Базен А. Что такое кино? М., 1972, с. 40.
Date: 2015-07-23; view: 307; Нарушение авторских прав |