Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рабочая модель зрительского восприятия. Мы уже отмечали, что термин «восприятие» фигурирует в работе в социально-психологическом смысле
Мы уже отмечали, что термин «восприятие» фигурирует в работе в социально-психологическом смысле. Это значит, что мы исходили из предположения, что восприятие — это сложный специфический вид деятельности, в процессе которой актуализируется вся система личности. Поэтому мы не могли опираться на данные психологических исследований восприятия цвета, формы и прочих работ по моделированию непосредственных сенсорных факторов, так как свойственные для них «дистиллированные» условия эксперимента принципиально не способны описать всю сложную, включающую множество социальных и социально-психологических аспектов, гамму зрительских ощущений при восприятии произведения искусства [13]. В акте восприятия, понимаемом таким образом, важная роль принадлежит «экстрасенсорным» факторам, которые организуют как сам процесс, так и обусловливают конечный его результат — ибо «что и как воспринимает человек определяется «внутренней системой эталонов личности» — ее аффективными состояниями, побуждениями, оценками и привычками» [14]. Акцент на социально-психологические аспекты проблемы восприятия существенно увеличивает трудности исследования, так как предполагает необходимость изучения взаимодействия таких сложных открытых систем, как произведение искусства и личность. Естественно, что в этой ситуации только разумное ограничение задачи является условием получения каких-либо позитивных научных результатов. С учетом поставленной задачи — выявления структур и механизмов восприятия — неизбежным было редуцирование всего многообразия содержания этих основополагающих понятий в контексте предложенной рабочей модели. Термин «восприятие», как известно, неоднозначен. Он характеризует «с одной стороны, образ предмета, который возникает в результате процесса восприятия, но он обозначает также и самый этот процесс восприятия. Для того, чтобы правильно понять восприятие, надо обе эти стороны — акт и содержание восприятия — брать в их единстве» [15]. Исследования последних лет позволили выработать представление о восприятии как активной психологической деятельности сложной формы, имеющей стадиальный характер [16]. С этой точки зрения социально-психологическая обусловленность результата восприятия проявляется в самом его процессе в эффектах доминирующей установки [17] и апперцепции (зависимости восприятия от прошлого опыта). Доминирующие социальные установки и прошлый опыт зрителя — система его диспозиционных структур — в значительной мере влияют на осмысление значений, составляющих содержательное богатство произведения, заранее предопределяя его непосредственную направленность. Подготовленный зритель, исходя из своих предварительных установок, ориентируется прежде всего на осмысление художественной ценности произведения искусства. У неподготовленного зрителя система установок — которые, как мы предполагаем, отличны от содержаний диспозиции подготовленного — также определяет все основные черты восприятия и понимания художественного произведения, но совершенно иным образом. Личностная сопричастность как одно из основных условий овладения человеком мира художественных ценностей делает неповторимым каждое конкретное восприятие искусства, его понимание и оценку. Однако при изучении проблем социального функционирования искусства неизбежно абстрагирование от этого индивидуально-единичного к новому уровню анализа — исследованию общих и особенных закономерностей этого процесса. Теория искусства, как мы уже отмечали, настаивала на единственном — художественном — способе приобщения к искусству. Все другие пути усвоения художественных ценностей считались нехудожественными. При такой генерализации и определенной идеализции художественного как общего возможная ценность специфически-особенного, отличного от него, признавалась чем-то незначимым и потому не исследовалась. По-видимому, закономерно, что именно социально-психологическое изучение искусства поставило эту проблему со всей остротой. Появилась потребность в разработках среднего уровня, позволяющих научно обоснованно и с необходимой мерой разнообразия анализировать исследуемые социальные явления и процессы. По нашему мнению, таким связующим звеном может стать гипотеза о существовании различных эстетических идеалов, обусловливающих конкретные типы восприятия и понимания искусства. Поскольку у каждого человека существует целостная система идеальных представлений — эталонов — об искусстве, его критериях, общественном предназначении и т. д., то многократно подкрепляясь в социальном общении, эти эталоны становятся базовыми ценностными ориентациями личности в ее отношении к искусству, детерминируют содержание всех аспектов системы восприятия и в конечном счете глубину понимания художественного произведения. Эстетический идеал включает в себя в общем виде представления: а) об общественном предназначении искусства, б) о красоте «чистой формы», в) об отображении жизни в искусстве. В зависимости от иерархии этих составляющих возможна дифференциация эстетических представлений и соответствующих типов восприятия и понимания искусства. Подчеркнем еще раз: как система эталонных представлений, эстетический идеал уже заранее организует и структурирует не только понимание, но и само видение того, что изображено. Он настраивает психологические механизмы восприятия таким образом, что одно попадает в поле видимости и абсолютизируется, а другое не попадает, «свертывается», делается несущественным. В одном случае, например, зритель предварительно ориентирован на восприятие и осмысление художественных значений произведения, в другом — существенным оказывается актуализация иных признаков, не имеющих прямого отношения к специфике художественного языка. Сами признаки «художественности», в тех границах, в которых эта «художественность» признается, могут иметь различное значение для воспринимающего. Они способны деформироваться, перестраиваться в сознании в зависимости от содержания той конкретной установки, которая в каждом случае программирует понимание ситуации. Другой существенный момент заключается в том, что наборы признаков «художественности» произведения не только не тождественны друг другу, но каждый набор (система) характеризуется различным (иногда незначительным) количеством самих признаков. При этом зритель не осознает усеченного, деформированного характера своего понимания значений произведения искусства, ибо оно представляется ему вполне самодостаточным и адекватным. Можно предположить, что процесс восприятия произведения искусства характеризуется сложной структурой и определенной последовательностью. Первичным является поиск признаков, позволяющих соотносить увиденное с определенным классом объектов, т. е. процесс «категоризации», когда выделяются «ключевые признаки» и происходит их проверка и последующее подтверждение или изменение. Механизм соотнесения с «ключевыми признаками» сформирован в человеке уже заранее, из прошлых операций с аналогичными смысловыми единицами. Причем в каждый конкретный момент, как нам представляется, существует определенный предел изменений самой системы установок или отдельных ее структур. В результате сличения увиденного с уже имеющимися представлениями о подобных объектах человек осознает «новое» через опознание «старого». Исходным в постижении глубин новой информации становятся черты «давно знакомого». И независимо от положительного или отрицательного отношения к данному произведению искусства он ищет те признаки, которые призваны подтвердить само направление отношения. Таким образом, восприятие как активная психологическая деятельность заключается в осмыслении значений, представленных в объекте восприятия. Значение в психологическом смысле есть «ставшее достоянием... сознания обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, значения или даже в форме умения, как обобщенного «образа действия», нормы поведения и т. п.» [18]. Надындивидуальные значения являются внешними стабилизующими факторами психики и поведения личности, идущими от социально-культурных условий жизнедеятельности. Но, усвоенные индивидуальным сознанием, они превращаются в личностные смыслы, которые выражают «отношение к осознаваемым явлениям» [19]. Восприятие с этой точки зрения можно определить как процесс «вычитывания» личностных смыслов тех значений, которые представлены в объекте восприятия. В произведении изобразительного искусства мы условно выделяем два уровня системы значений: Миметический уровень отражает реальность посредством подражения ей, демонстрируя то, что «находится на поверхности, будучи доступно нашему зрению» [20], но одновременно подражания не зеркального, а творчески преобразующего видимую реальность [21]. Однако произведение искусства многомерно, и даже тогда, когда оно изображает только то, что «видимо», оно через это видимое повествует о мире в целом, его судьбах, проблемах, тенденциях, о его художественных значениях. Поэтому в произведении искусства мы различаем второй — художественно-образный — уровень значений, в котором в системе выразительных средств находит отражение «концепция мира» художника, его идеал красоты и истины [22]. Теперь обратимся к зрителю. Можно полагать, что аналогично предложенному подходу у зрителя тоже существует своя собственная сложная система установок — личностные смыслы усвоенных им значений, которые условно подразделяются на первый и второй уровни. В первом уровне находит отражение его (зрителя) совокупность представлений об отображении реальности в искусстве, а на втором уровне — система значений художественно-образного отображения реальности в искусстве. Естественно, что оба указанных уровня базируются на более обширной системе личностных смыслов самых различных значений реальной действительности, сформированных в процессе социализации и накопления жизненного опыта. Изложенное позволяет подойти к описанию восприятия и понимания зрителем произведений изобразительного искусства как сложнейшего процесса «считывания» нескольких уровней представленных в нем значений.
Date: 2015-07-23; view: 286; Нарушение авторских прав |