Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обыденный тип восприятия
Одной из необходимых процедур выяснения содержательных характеристик того или иного типа восприятия и понимания изобразительного искусства является выделение таких признаков, которые могли бы стать исходными для осмысления всей разнородной массы полученных при опросе суждений. Но как обнаружить наиболее важные признаки типа восприятия? И по какому принципу конструировать из них отличный от художественного тип его содержательной структуры? Мы отказались от всего того, что лежало вне сферы самого процесса восприятия произведения студентами т. е. от анализа их эстетических предпочтений, информированности об изобразительном искусстве, что обычно используется в социологических исследованиях и многого другого). Мы хотели опираться лишь на непосредственные суждения о росписи и за каждым единичным, «сиюминутным» высказыванием увидеть всю систему специфических отношений к искусству. Методологическая сложность такой постановки задачи заключается в том, что в этом случае выдвинутые исследователем априорные принципы вычленения систем восприятия могут обусловливать «невольную потребность привести факты в соответствие с теорией», причем неявным образом. Чтобы избежать этого эффекта мы решили расчленить сами системы восприятия на составляющие структуры и лишь затем реконструировать их снова в единое целое. Специфические признаки, на основании которых предполагалось построить «идеальные» типы отношений к искусству, наиболее целесообразно выделять путем сопоставления суждений студентов с аналогичными характеристиками художественного типа восприятия в том виде, в каком они представлены в экспертном опросе специалистами в области искусствознания. Сравнительный анализ суждений большинства студентов и экспертов-искусствоведов свидетельствует, что в подавляющем большинстве их высказывания принципиально различны. Если у искусствоведов при всем несовпадении их подходов к росписи и ее оценки система представлений была целостной, то высказывания студентов поражали кажущейся бессистемностью представлений об искусстве. С одной стороны, никто из студентов, опрошенных у росписи, созданной буквально у них на глазах, не проявил потребности выяснить фамилию художника (ее не назвал ни один человек) или узнать, что пишут об этом произведении в прессе. Наоборот, многие считали автора росписи «самодеятельным художником» или даже «студентом нашего института», который «срисовывал с лучших картин». Если в области эстрады, кино и телевидения молодые люди, судя по их замечаниям, находятся на уровне современных представлений (не говоря уже о том, что блестяще ориентируются в последних достижениях науки и техники), то тенденции развития изобразительного искусства практически не входят в сферу их интересов [25]. С другой стороны, студенты не живут в изолированной культурно-патриархальной среде: до них так или иначе доходит информация о художниках, выставках, монументальное искусство сопровождает их в повседневной жизни. Во всяком случае, в высказываниях студентов ни разу не выявилось ощущение, что они чего-то не знают. В своих оценках они часто применяли такие суждения, как «художник должен был», «нужно было показать», «необходимо было изобразить», «не следовало так делать» и т. д. Если искусствоведы выносят свои суждения, базируясь на знании развития искусства, смены направлений, школ, индивидуальной манеры художников, то осведомленность этой группы студентов об изобразительном искусстве чрезвычайно фрагментарна [26]. В основном они ссылаются на художников, чьи работы выставлялись в Москве на протяжении последнего года: Коненкова, Пластова, Попкова и американских художников XIX в. (вероятно, в связи с выставкой из собрания «Метрополитен»). В отличие от искусствоведов, которые исходят из представлений об относительной автономности развития искусства, апеллируют к духовным ценностям человечества, так или иначе осмысленным художником, некоторые студенты, как это выяснилось из ответов, нередко считают, что цель росписи — в основном прикладная: она заключается в том, чтобы «описать историю нашего института как нефтяного», «дать информацию об институте, например, для абитуриентов», «прославить наш институт» или «отразить все стороны нашей жизни» и т. д. Такое мышление по законам целесообразности, придание росписи практического функционального назначения снимает саму возможность видения ее художественной уникальности. В сознании многих из опрошенных зрителей обнаружилось представление, что цели этой работы могли бы быть достигнуты «с таким же успехом», например, плакатами, «хорошо оформленными» стендами, стенгазетами. Исходя из этого, росписи приписываются следующие задачи: активации — «побуждать человека к работе», «настраивать на деловой лад», «рекомендовать чаще бывать в библиотеке»; рекреации — «отвлекать от сложностей жизни», «делать жизнь праздничной и веселой»; декоративного оформления — «украсить помещение, чтобы оно не было таким строгим и казенным», «улучшить интерьер», «оживить стены института» и т. д. В то время как искусствоведы постоянно подчеркивают, что восприятие искусства — сложнейший психологический процесс, требующий мобилизации всего арсенала эмоциональных и интеллектуальных способностей зрителя, для части студентов существенным фактором художественной значимости росписи является легкость и простота ее восприятия: «картины в музее пришлось бы рассматривать, а фреска — идешь, смотришь между прочим, а приятно», «смотрим, видим и не обращаем внимания». Что же касается суждений студентов о собственно художественной стороне данного произведения искусства, то они вообще не дают ясной и законченной картины. Многочисленные замечания типа: «это не современная манера», «нового направления в живописи не создает», «с классикой ни в какое сравнение не идет», «недавно в Эрмитаже тоже появились такие портреты», «тут все, как на иконах», «хотелось бы символику, как у Рериха», «фреска — грандиозное искусство, как у Леонардо и Микеланджело: она должна греметь» — вызывали ощущение, что без какого-то важного «ключа» невозможно осмысление существенных мотивов, стоящих за этими суждениями и опосредующих понимание выразительных средств искусства. И все же в высказываниях большинства студентов отчетливо вырисовывалась принципиально иная, чем у экспертов-искусствоведов, система отношений к художественному произведению. Покажем это на примерах: Эксперты Студенты «Художник показывает нам «Слишком много безделъ- молодежь 70-х годов, и его ников на лестнице, в кори- позиция ясна: он верит доре: стоят, ничего не в нихг ему нравится их делают, толпятся и все.» серьезное отношение к «Какие-то все забитые, уче- жизни, способность к само- ба для них — непосильный анализу, интеллект.» труд, все их гнетет.» «Ничто в них не напоми- «Роспись на стене, крас- нает окаменелые манекены, ки — это что-то новое в Они полны скрытого движе- нашей жизни, интересное, ния, интеллектуальны, ду- то, что происходит сейчас, ховны. Они мне кажутся то, что мне близко — это красивыми своей одухо- все наша реальная жизнь.» творенностью.» «Только студенты могут «Юноша не просто читает так зевать, прогуливать книгу — он открывает мир лекции и читать в это вре- через нее. Символическое мя книги.» звучание этого образа на- «У нас на лестнице книгу столько велико, что вызы- никто читать не будет. Уж вает ассоциативные раз- если удрал с занятия, то мышления: перед нами че- почему такой невеселый и ловек будущего и книга неживой?» «Он не читает жизни.» жизни.» книгу, а специально позирует художнику — так книгу не держат.» Перед нами различные, не сводимые друг к другу системы восприятия. Один зритель демонстрирует владение навыками прочтения живописного языка, видения художественных образов, у другого — практически отсутствует потребность в наслаждении специфической формой решения художником своих творческих задач. Один зритель «воспринимает картину как нечто существующее само по себе, а не просто ставит ее образы в ряд своих, повседневных наблюдений» [27] или известных произведений искусства. Другой — прямо сравнивает увиденное на росписи с тем, что его окружает в действительности,— в лучшем случае — с привычными представлениями о том, как следует «оформлять стены». Первого зрителя произведение может поразить, «взломать» набор предварительных ожиданий, повести его «визуальное мышление» в новом направлении, заданном художником. У второго — произведение искусства укрепляет сложившиеся стереотипы восприятия, вся сложность и многомерность его содержания адаптируется к имеющимся предварительным «готовностям» к восприятию и пониманию искусства. Эти ожидания относительно искусства, в которых отражаются самые разнообразные культурные и жизненные представления, могут сами по себе быть очень сложны, но накладываются они на изображение непосредственно, без трансформации, без перевода на особый визуальный язык, соответствующий языку росписи. «Она меня мучает: почему восприняли нас такими?» — говорит студентка, и это значит, что представление о том, какие «мы», соотносится с изображением прямо, без внутренней переработки. «Стилизация не нужна: лучше как у Брюллова»,—считает другая, и это означает, что однажды принятый художественный канон накладывается на произведение как готовое клише. А так как любой зритель независимо от уровня своего художественного развития имеет в запасе не одно, а множество представлений, установок, ориентации, то они, отражаясь друг в друге в самых причудливых и неожиданных сочетаниях, приводят к суждениям, по которым очень трудно вычленять структуры восприятия искусства, действительно определяющие специфический тип отношения к нему. Человек в ситуации общения с искусством «читает» произведение глазами своего социально-культурного опыта, своих знаний и ценностей. Что-то «пропускается» в сознание, а что-то «отсеивается», позволяя зрителю обращать внимание и реагировать на то, к чему он заранее готов и что способен воспринять. Таким образом, предварительные «готовности» определяют не только оценку, понимание, но и само видение того, что изображено. Доминирующие установки организуют и актуализируют факторы, обусловливающие восприятие конкретного произведения искусства. В соответствии с ними начинают «переписываться» и непосредственные, «видимые» характеристики изображения, и его детали, а вследствие этого трансформируется и смысловое понимание. Признаки, по которым «считывается» изображение, приобретают то или иное значение в зависимости от индивидуальной системы эталонов — ожиданий зрителя от искусства. Для того чтобы понять специфические особенности описываемого типа отношения к искусству, необходимо систематизировать то особенное, что отличает его от художественного. Естественно, что подробное описание всей массы таких признаков оказалось практически невозможным: буквально каждый студент вносил свой вклад в эту мозаику взглядов на предмет искусства, демонстрируя неисчерпаемость возможных точек зрения, подходов, критериев. Поэтому мы решили объединить их в такие группы факторов, которые характеризуют специфику данного типа отношения к изобразительному искусству.
Date: 2015-07-23; view: 303; Нарушение авторских прав |