Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социологические
П р е с т и ж и н с т и т у т а. Данные опроса позволяют утверждать, что положительное отношение к фреске во многом связано с престижностью: «нигде в Москве такого нет», «не каждый институт может похвастаться таким оформлением» и т. д. Студенты очень горды, что в их институте есть настенная роспись, подчеркивающая «оригинальность» института, показывающая, что «мы не хуже других», и т. п. Это чувство обнаружилось сразу — ярко и интенсивно. 84,5% всех опрошенных не хотели, чтобы роспись хоть как-то была воспроизведена в другом месте (пригласить этого художника, заимствовать некоторые смысловые и композиционные решения и т. п.), а четыре человека сказали, что, наоборот, «хорошо бы прийти в другой вуз или учреждение и увидеть свое, родное». А в т о р и т е т х у д о ж н и к а. Студенты знают, что работа, скажем, Леонардо да Винчи или Брюллова— общепризнанная ценность. Поэтому тот факт, что автор росписи еще не известный художник, позволил превратить авторитет художника в важный социологический фактор оценки. Когда роспись не принимается в целом, чаще всего «виноват художник», ибо он «непрофессионал», «самодеятельный», его работа «не творческая», «пробная работа молодого оформителя (много ошибок в постановке фигур, нет светотени)», «слишком быстро сделано, на скорую руку», «с художественной стороны недостаточно мастерски написана, но это можно простить — рисовали энтузиасты». Другие признавали за художником статут профессионального, но говорили, что «руки большого мастера не чувствуется», ибо «он настоящей ценности создать не может», «рисовали студенты художественного училища, какое-то художественное образование у них было» [28]. Фиксируя очевидные отличия большинства приведенных высказываний от суждений искусствоведов, мы чувствуем, что за ними скрывается, по-видимому, какая-то особая, совершенно неизученная система отношений к искусству. Система целостная, по-своему глубокая, однако привычно определяемая (по внешним, разумеется, проявлениям) как неразвитость вкуса. Мы не продвинемся ни на шаг в направлении действительного изучения различных форм и типов восприятия, если заведомо будем ограничивать свои принципы анализа рамками собственного понимания предназначения искусства. Трудность исследовательского поиска решения данной проблемы как раз и состоит в том, чтобы постараться выйти за пределы стереотипов собственной системы ожиданий от искусства, претендующей на универсальный образец «истинного» к нему отношения. Сами по себе полученные данные совершенно недостаточны для выявления основополагающих структур исследуемого типа, его природы, способов действия и т. п. Для этого необходимо выделить и описать такой системообразующий принцип исследуемого отношения к искусству, который явился бы «ключом» к осмыслению особой модели восприятия, позволил бы не только скомпоновать ее составляющие, но и мог бы представить ее в действии. Лишь при этом подходе станет возможным использование полученных знаний как для теоретического анализа условий и обстоятельств формирования исследуемого типа, так и при решении конкретных практических задач. И здесь студенты, сами того не подозревая, пришли на помощь, указав на то главное в их отношении к искусству, что характерно для всех реакций, суждений и оценок. На вопросы о художественной ценности данного произведения, мы получили две группы прямо противоположных ответов. Выяснилось, что и в том, и в другом случае роспись считается настоящим произведением искусства, потому что: «Изображено то, что есть «Очень далеко от действительности, на самом деле, ничего не так в жизни не бывает, я такого не выдумано». видела». «Точно нарисовано все здесь, «Губкин давно умер. А тут он одет даже напоминает фотографии». в современный костюм». «Губкин ведет заседание «Библиотека наша не такая, доступ Ученого совета». к книжкам не разрешен. Студенты «Подсмотренные сцены в в нашей библиотеке сами книг библиотеке и лаборатории не выбирают». очень достоверны». «Я видел этих мальчиков и «Не наши лица, слишком серьезные девочек, лица — как в жизни». — не как в жизни».
Студенты интуитивно, но очень четко определяют ту систему конвенций, согласно которой произведение искусства в одном случае прекрасно, ибо показывает «все как в жизни» («есть красивые и некрасивые лица; как в жизни бывает, так и на фреске нарисовано — все нормальные, нет особых красавцев, нет и особых уродцев»); а в другом случае — банально, ибо показывает... «все как в жизни»: «люди и так ежедневно мелькают, зачем было и на стене-то?» Эти конвенции в качестве особых смысловых структур, организующих весь процесс восприятия художественного произведения, как бы «водят» такого зрителя между взаимоисключающими пониманиями: «настоящее искусство — это когда так, как в жизни» или, наоборот, «настоящее искусство — это когда не так, как в жизни». Оба на первый взгляд противоположных полюса восприятия искусства на самом деле лишь дополняют друг друга. Мы не можем утверждать, что нам полностью ясны ведущие и сопутствующие причины, в силу которых зритель «кочует» между крайними точками этого динамического противостояния смысловых констант восприятия, вынося свое суждение о художественном произведении. Но уже ясно одно — независимо от того, относит ли он увиденное к прекрасному или к безобразному, именно данная шкала оценки— «как в жизни — не так, как в жизни» — является наиболее существенным, а во многом и универсальным принципом такого типа восприятия и понимания искусства. Трудно найти подходящее определение этому, рассматривающему искусство сквозь призму самой жизни, типу восприятия. В таких понятиях, как «неистинный», «непрофессиональный», «неразвитый», заимствованных из категориальных систем традиционного художественного мышления, уже сама приставка указывает на негативную оценку любых отклонений от принятых эталонов. Вместе с тем они имеют определенный налет снисходительности к системам понимания искусства, отличающимся по своему содержанию и направленности от той, которая уже более двух столетий утверждается профессиональным искусствознанием. Термин «нехудожественный тип восприятия», несмотря на более широкий семантический диапазон значений, также кажется неподходящим: он лишь указывает на несоответствие данного феномена общезначимым системам критериев и ценностей, вовсе не характеризуя его сущность. Наиболее целесообразным представляется обозначить исследуемый тип восприятия как «обыденный». Будучи лишенным заведомых аксиологических оттенков, это понятие указывает на роль практически-жизненных установок в формировании эстетического идеала данного типа зрителей,, (Излагаемая ниже гипотеза авторов о существовании отличных от художественного, специфических способов освоения ценностей искусства требует, естественно, дальнейшего подробного теоретического обсуждения, однако такая задача выходит за рамки настоящей статьи.) В отличие от художественно подготовленного зрителя, у которого процесс восприятия заканчивается приобщением к «законам красоты», у обыденного типа зрителей сам идеал красоты возникает в пространстве практически-жизненных, а не собственно художественных ценностей. Механизм восприятия здесь характеризуется двойной редукцией: а) эстетический идеал зрителя, через сличение с которым происходит восприятие и понимание художественного произведения, конструируется по особым законам практического освоения жизни; б) на основании результатов такого сличения выносится не только конечная оценка данного произведения, но и происходит осмысление художественных особенностей искусства вообще. Реалии повседневной действительности, включенные в подобный — обыденно-ориентированный — эстетический идеал, определяют содержательную наполненность и ценность художественного произведения для данного типа зрителей. В связи с этим можно выдвинуть гипотезу, что наряду с собственно художественным строем произведения искусства, его функциями хранить и передавать специфическую эстетическую информацию особыми средствами образного, поэтического языка соседствуют иные, еще не выявленные способы трансляции духовного, а в определенной мере и эстетического потенциала искусства. И так как «язык жизни» понятен каждому, по природе своей общезначим и демократичен, то человек, приобщаясь к искусству, получает возможность судить о нормах, ценностях, идеалах в более привычной для себя форме. Восприятие искусства большинством студентов сопряжено с признанием особой нравственной миссии искусства — оно обязательно должно апеллировать к самым значимым ценностям, благородному, одобряемому окружающими, поведению, нести заряд активности, бодрости, оптимизма. Следует иметь в виду, что мы описываем «идеальный» тип обыденного отношения к искусству, который не столько реализуется в непосредственном поведении студентов, сколько актуализируется в процессе интервью, реконструируется из суждений, полученных в результате проявления системы глубинных, зачастую неосознаваемых, ожиданий студентов от искусства. Зрители «обыденного» типа сопереживают, радуются или плачут от соприкосновения с художественным произведением независимо,от оценок и критериев, по которым специалисты одно зачисляют в разряд искусства, а другое — нет. И дело тут не в том, что такой подход ориентирован на так называемое неполноценное искусство, эстетический ширпотреб: выдающиеся художественные произведения, утвержденные в этом статусе логикой исторического отбора, вовлекаются в ту же — обыденную — систему восприятия, и тут уж не имеет значения Толстой ли это, Суриков или начинающий автор. Обыденная система представлений об искусстве отбрасывает как несущественное именно то, что отличает художественное от нехудожественного, вводит новые критерии и принципы оценивания, заставляет осмыслять произведение по собственным признакам эстетического. Она как бы переводит любой факт искусства в особую систему эстетических потребностей человека, который в общении с искусством ищет гармонизации своего существования в самом широком социально-культурном смысле. Собранный материал дает основания полагать, что искусство в принципе способствует структурализации широкого спектра жизненных эмоций такого человека. Оно успешно реализует запас «невостребованных ощущений», невыявленных жизненных возможностей и потенций, расширяя тем самым горизонты его культурного опыта. Безусловно, многие из отмеченных здесь социально-психологических механизмов восприятия искусства уже хорошо изучены в связи с исследованием других сфер человеческой деятельности: мы может обнаружить в нашем объекте элементы символических форм поведения, компенсации, комформности, идентификации и т. п. Однако уникальная специфическая роль искусства в удовлетворении потребности полноты жизни для зрителей данного типа, не описываемая с помощью традиционных эстетических подходов, обусловила поиск дополнительных методов интерпретации ради проникновения в многозначный мир взаимодействия человека и изобразительного искусства. В обыденном типе восприятия и понимания изобразительного искусства в зависимости от приоритета типообразующих ориентации можно различать следующие виды зрителей.
«Натуралист». К нему, анализируя результаты исследования, мы отнесли тех зрителей, кто в процессе восприятия занят исключительно сличением деталей изображения с их реальными праобразами. Очень часто самим установлением факта различий и исчерпывается все общение такого зрителя с художественным произведением, словно от него как от зрителя ничего больше не требовалось. «Изображены почти пустые полки, а у нас в библиотеке книг намного больше», «у нас такого вообще нет, чтобы зайти и сесть на стремянку, и очередь в библиотеке всегда длиннее», «художник нарисовал библиотеку на втором этаже, а она на первом», «почему там не показаны преподаватели?» Быть может, выбранная нами для исследования роспись особой конкретностью изображения провоцировала именно такой способ общения с искусством, и мы не знаем, как изменилось бы восприятие, будь перед студентами работа иного стиля. В нашем случае «натуралистов» оказалось большинство, и они оценивали работу, в общем, низко. Нарисовано «неправильно», ибо «Губкин одет в современный костюм», «кроме того, он в этом помещении никогда не был» и т. д. Возникает впечатление, что зритель, занятый фактографическим сличением росписи с действительностью, вообще не видит разницы между искусством и жизнью. Но, как бы мы ни относились к такому способу общения с искусством, следует сказать, что художественная литература нередко именно этого зрителя ставит в пример естественности, душевной чистоты и безыскусности. Во всяком случае, человек с таким восприятием больше затронут росписью, чем тот, кто относится к ней безразлично. Его по разным причинам тянет вернуться к работе, показать другим, что «в крюке — ошибка». Хотя восприятие действует как инвентаризация отдельных деталей изображения, не исключено, что «натуралист» более интересен художнику, чем человек, мыслящий по шаблону, полученному от других. «Функционалист». Такой зритель подходит к росписи с точным знанием ее утилитарной функции: «нужно, чтобы фреска заставляла задуматься о профессии», «давала стимул к работе», «направляла процесс подготовки высококвалифицированных специалистов», «делала так, чтобы уважали тех, кто учится» и т. д. Если работа отвечает этим функциям — она хороша, если нет — плоха. Формальные критерии при этом могут быть самыми широкими. Выпячивая функциональную предназначенность росписи, такой зритель жертвует в угоду этому всеми остальными способами прочтения изображения, включая и механизм «сличения». Если роспись ему не нравится, то потому, что на ней «изображены бездельники», «Губкин выступает, а все сидят — неизвестно о чем думают», «двое здороваются, а друг на друга не смотрят» и т. д. Если нравится, то потому, что «показывает, что пришел в подлинный храм науки», «дает место, где было подумать, как сад камней в Японии», «отражает специализацию института», «рекомендует чаще бывать в библиотеке» и т. п. Каким образом человек устанавливает, выполняет или не выполняет роспись эти утилитарные функции, остается пока загадкой. В ряде случаев мы фиксировали, что, предписывая искусству какие-либо функции, одни студенты находили их в росписи, другие — нет, без всякой закономерности. Не исключено, что при этом «работают» весьма конкретные детали изображения, но точно ответить на этот вопрос можно будет лишь в дальнейшем. «Гедонист». Этот зритель близок к только что описанному, поскольку тоже рассматривает искусство исключительно в его утилитарной функции: как и «функционалист», он убежден, что роспись должна изменить его психологическую реальность, настраивать, «подогревать». Только в отличие от «функционалиста», по мнению которого цель искусства — настраивать на работу, «гедонист» требует одного: произведение должно «развлекать» его, «отвлекать от сложностей жизни», «снимать напряжение», «делать жизнь праздничной и веселой». Процесс восприятия либо сводится к психологическому эффекту релаксации (разрядки), либо не происходит вовсе. Естественно, что такой способ восприятия обосновывается: «перерыв дан для отдыха, значит и фреска должна быть написана для отдыха», «должно быть приятно, как, например, в кафе», «после текучки жизни в институте видишь, как красиво,—иногда садишься и отдыхаешь здесь». Чаще всего «гедонист» проецирует свои ожидания на отдельные фрагменты или даже детали: «это мне нравится, потому что светло и радостно», а «то — не нравится, потому что мрачно», «не надо черного фона, пасмурности». Конкретная манера О. Филатчева мешала «гедонистам» вкладывать в роспись желаемый компенсаторный смысл. Поэтому эмоциональное отношение к работе было зачастую резко отрицательным: «не нравится ничего: натурализация, копия — художнику не хватает вкуса», «такое видеть — тоску наводит», «от сходства с действительностью роспись только проигрывает». Это единственный тип зрителей, который предлагал «убрать фреску или нарисовать ее заново». «Символист». Этот зритель находится в прямом противопоставлении «натуралисту». В системе ожиданий «символиста» реальность лишь повод, импульс для каскада домыслов и воображений: «хотелось бы чего-то символического,— говорит он,— чтобы можно было находить в каждом пятне какой-то скрытый смысл», «если бы всех персонажей изобразить на черном фоне, то это бы отдаляло от реальности и наводило бы на размышления. Искали бы смысл в этом черном фоне, а сейчас все ясно, никто ничего не ищет». Мы не знаем, на основании каких умозаключений (или чувственно-эмоциональных структур) строятся догадки (или ассоциации) этого зрителя, почему один цвет отождествляется в его сознании с мрачным прошлым, а другой — с будущим. Можно предположить, что этому есть психологические и даже культурологические объяснения. Однако вне зависимости от природы такого явления, «вычитывание» символических смыслов — здесь процесс творческий, заинтересованный. Его оценка всегда подкреплена суждением: «студент выходит из тьмы, а это не так, ведь за его спиной не темнота, а наука», «лестницу надо продлить: хоть он и отличник, но все же не на вершине знаний». Причем эти требования теоретически обосновываются: «нужны условные решения: в неопределенном изображении больше возможностей для поиска смысла». Модель обыденно-ориентированного типа восприятия и понимания изобразительного искусства можно представить в виде схемы (2).
Произведение ис- Система готовно- Произведение ис- кусства как систе- стей (установок кусства как лич- ма значений диспозиций) зри- ностный смысл теля системы значений
Содержательно схему 2 можно интерпретировать следующим образом (см. с.). Обыденно-ориентированное восприятие характеризуется пониманием только первого — миметического — уровня значений произведения искусства, который соотносится с заимствованными «из жизни» зрительскими представлениями об искусстве (1) и осмысляется на том же первичном уровне личностного смысла значений — представлений об отображении реальности в искусстве (2). В связи с отсутствием у обыденно-ориентированного зрителя опыта восприятия художественно-образного уровня значений произведения искусства его роль выполняет все тот же миметический уровень зрительской системы ожиданий. Это обусловливает у данного типа непонимание собственно художественной структуры произведения искусства, его сложности и многозначности. Результат подобного осмысления произведения лишь укрепляет уже существующие представления об отображении реальности в искусстве. Поэтому зрители с данным типом восприятия использовали суждения: «художник должен был», «не следовало так», «нужно было показать» и т. д. Утверждения такого рода связаны с восприятием и пониманием работы на первом миметическом уровне. Художник, по их мнению,— если он «настоящий мастер» — ничего и не старается привнести в «подсмотренное в жизни», а только стремится «точнее и красивее» отобразить увиденное.
Date: 2015-07-23; view: 260; Нарушение авторских прав |