Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Художественный тип восприятия. Содержательные структуры восприятия знатоков искусства [23], как это видно
Содержательные структуры восприятия знатоков искусства [23], как это видно из интервью, базируются на принципе, согласно которому художник, изображая, воссоздает красоту и истину, не сводимую к изображенной видимости. Для подготовленного зрителя талантливое произведе ние искусства — это диалог художника с человечеством, в котором он стремится открыть людям «еще немного неизведанной красоты мира» (А. Матисс). «Видимая самоочевидность» живописи способна подменять, упрощать сообщение художника, редуцируя его содержание или только к художественному, или только к этическому, или только к социальному. Живописец преодолевает такую ситуацию, развивая средства художественной выразительности, уходит от «узнавания», приглашая собеседника к «о-познанию» нового. «Неизведанная красота» может быть открыта зрителем только при условии, что его эстетический идеал не замыкается в рамках какого-либо конкретного, нормативного эталона прекрасного. Поэтому эстетический идеал эксперта многомерен и динамичен, он содержит в себе способность к саморазвитию. Отсюда важнейший постулат отношения эксперта к произведению искусства — понимание меры и «кода» его художественной условности. Для искусствоведа[24] произведение художника существует целостно, законченно, представляя как уникальную творческую личность, так и духовные идеалы времени и выражение общественных потребностей. Он знает, что каждый художник воплощает свое творческое кредо, трансформируя реальность в языке индивидуальной художественной манеры. Поэтому он ориентирован на осмысление системы художественных значений данного произведения искусства, его неповторимости и т. д. Выделенные принципы восприятия осуществляются экспертом-искусствоведом в реальном процессе анализа произведения изобразительного искусства посредством фиксации множества отдельных признаков. При этом для каждого из признаков можно представить некую гипотетическую шкалу, на которой отмечается степень интенсивности признака или его отсутствие. Естественно, что критерий интенсивности признака у экспертов могут не совпадать между собой, определяя различные отношения как к отдельным качествам, так и к анализируемому произведению в целом. Вместе с тем проведенный эмпирический эксперимент показал, что при несовпадении оценок искусствоведов сами критерии оценок существуют в одном и том же пространстве художественного осмысления произведения искусства. Общность принципов отношения к эстетическим ценностям определяется не совпадением оценок, а системой восприятия и понимания искусства. Когда искусствовед анализирует художественное произведение, он осмысляет его в контексте развития изобразительного искусства, соотносит с различными направлениями, школами, мастерами, понимая, что развитие искусства относительно самостоятельно. От прямого переживания воспринятого изображения он переходит к эстетической интерпретации и обобщению, выявляя цель творца — показать новую художественную истину. Конечно, восприятие эксперта-искусствоведа несколько отличается от понимания искусства той группы студентов, которую мы отнесли к художественному типу. Искусствовед не только обладает знанием той специальной «программы» прочтения образных значений произведения искусства, которая определяет процессы осмысления новой художественной информации: потенциал своих знаний и свой талант он профессионально реализует через «программу» вербализации (литературной подачи) того, что воспринято и понятно, сообразуя увиденное с различными социальными, культурными и историческими контекстами. Разумеется, что, сколь бы профессионально подготовлен ни был специалист по искусству, если он не способен чувствовать и открывать «неизведанную красоту мира», то никакие узоры «словесной вязью» не сделают его зрителем художественного типа. Информированность об искусстве вовсе не определяет собой содержание художественного видения. Исходя из реконструированной нами системы ожиданий — требований художественно-ориентированного типа восприятия и понимания изобразительного искусства,— можно представить и интерпретировать рабочую модель этого типа в виде схемы (1):
Произведение ис- Система готовно- Произведение ис- кусства как систе- стей (установок кусства как лич- ма значений диспозиций) зри- ностный смысл теля системы значений
Результат восприятия искусства зрителем этого типа есть итог сложного взаимодействия обоих уровней зрительских представлений. Признавая принцип взаимодополнительности этих уровней, можно отметить приоритет для данного типа восприятия второго — художественно-образного — уровня. По нашему мнению, в анализируемой модели при ее топологическом рассмотрении первый уровень зрительского осмысления есть лишь элемент второго: восприятие произведений искусства на миметическом уровне обогащает и расширяет систему зрительских смыслов — интерпретаций художественно-образного уровня отображения реальности в искусстве.
Date: 2015-07-23; view: 271; Нарушение авторских прав |