![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Теорема “невозможности” Эрроу
Суть теоремы “невозможности” Эрроу, состоит в том, что не существует возможность найти демократические правила для коллективного выбора решения относительно общего блага, основываясь на порядке предпочтений отдельных индивидов. В основе доказательства теоремы “невозможности” лежит “парадокс голосования”, открытый Кондорсе в 1785 г. Кондорсе установил, что если существует разный порядок предпочтений у трех индивидов, и они принимают коллективное решение на основе правила простого большинства, то удовлетворительное решение демократическим путем не может быть найдено. Оно может быть достигнуто либо “диктаторски”, либо с помощью манипуляции. Пусть имеются три индивида (1, 2, 3) с предпочтениями А, В, С, которые упорядочены следующим образом: 1. А > В > С 2. С > А > В 3. В > С > А А, В и С являются альтернативами, из которых осуществляется ныбор. Альтернативы могут касаться различных политических идео-./loriiii (капитализм, социализм, коммунизм), различных политических программ (повысить налоги, понизить налоги, оставить все по-прежнему), различных кандидатов (Ельцин, Зюганов, Жириновский) и т.д. Если выбор осуществляется последовательно из пары альтернатив, то при сравнении альтернатив А и В по большинству голосов должна победить альтернатива А, так как первый и второй индивид А предпочитают В. Если речь идет об альтернативах В и С, то выберут альтернативу В. При сравнении альтернатив С и А преимуществом обладает альтернатива С. Так как групповые предпочтения здесь не являются транзитивными, т.е. отсутствует условие, при котором, если А > В, а В > С, то А > С, следовательно групповой ныбор в соответствии с правилом большинства сделать невозможно. Общие предпосылки теоретического описания объединения предпочтений посредством голосования сводятся к следующему. 1. Индивиды знают свои предпочтения, и они являются фиксированными. 2. Они знают и способны оценивать все альтернативы. 3. Правила игр известны и поняты всеми. 4. Каждый индивид является рациональным и не страдает от информационной перегрузки или от вычислительных проблем при принятии решения. 5. Возможно рассматривать проблему социального выбора в статическом контексте, т.е. статическая модель служит в качестве разумного приближения к такому реальному процессу социального выбора, как голосование (см.: Shubik, 1982, р. 386). Эрроу наряду с этим особо выделяет такие предпосылки рационального выбора, совокупность которых никогда, по его мнению, не может быть свойственна коллективному выбору, т.е. последний всегда будет или “диктаторским” (навязанным) или достигнут с помощью манипуляции. К числу таких предпосылок относятся: (1) тран-штивность предпочтений, т.е., если А > В, а В > С, то А > С (см. интересное замечание по поводу этой предпосылки Эрроу у Роберта Даля (Даль, 1992, с. 48 — 49)); (2) результативность выборов, т.е. иыбор возможен при любом сочетании предпочтений; (3) “независимость иррелевантных альтернатив”, т.е. возможность попарного “равнения имеющихся альтернатив безотносительно к другим альтернативам; (4) “позитивная связь индивидуальных и социальных ценностей”, т.е. персупорядочивание одним индивидом своих предпочтении в пользу альтернативы X, когда никто другой не изменял своих предпочтении, не должно вести к понижению этой альтернативы при коллективном упорядочивании; (5) оптимальность выбора, при которой он не должен быть ни диктаторским, ни навязанным (маиипули-руемым). Под диктаторским он понимает выбор, при котором принимается упорядочивание одного индивида независимо от других порядков предпочтений. Под навязанным понимается выбор между днумя альтернативами, независимо от всех возможных комбинаций индивидуальных порядков. Теорема “невозможности” Эрроу, однако, имеет свои ограничения, связанные с положенными в ней предпосылками и с общим вы-модом о невозможности коллективной рациональности. Во-первых, коллективный выбор может зависеть от порядка рассматриваемых пар предпочтений. Во-вторых, ограниченным считается рассмотрение :)РР°У предпочтений “в одном пакете” при однолинейном их распо-'южении. В-третьих, теорема не допускает интервального измерения полезности предпочтений, следовательно, влияния иррелевантных альтернатив. Решения, полученные при использовании “дилеммы узника” и теоремы Нэша, которые основываются на интервальных шкалах, показали иной результат. В-четвертых, подчеркивается значите так называемого стратегического аспекта голосования, при ко-1ором важное значение приобретает знание об альтернативах других.(“торов. В-пятых, как указывает Даль, при дальнейшем ограничении \тловий индивидуального выбора (например, порядок предпочтении должен быть однопнковым) метод большинства приведет к решени-мм, которые будут одновременно транзитивными и не навязанными и иг диктаторскими (Даль, 1992, с. 49; см. также: Alker, 1964, Р 144-145; Shubik, 1982, р. 386-388; Stefansson, 1995, р. 433-Ш; Mihara, 1997, р. 257-276). ^ 3.4. Принцип “медианного избирателя” Принцип “медианного избирателя” является сердцевиной про-* iранственной теории голосования с одним измерением (spatial voting theory in one dimension). Три главных элемента данной теории нужно иметь в виду для анализа политики: предпочтения тех, кто голосует; альтернативные предметы голосования; правила, по которым j осуществляется голосование (Stewart III, 2001, 15—16). Своими I корнями данная модель уходит в исследование Гарольда Хоутлинга, который анализировал выбор владельцами места для своих ма- | газинов недалеко друг от друга и сравнивал этот выбор с выбором политической позиции республиканцами и демократами в США ближе к центру политического спектра предпочтений населения (Hotelling, 1929). Изучение результатов избирательных кампаний, а также голосований в парламентах и комитетах, показывает, что, как правило, предпочтения избирателей или принимающих решения группируются вокруг центра. Однополюсные распределения голосов поставили вопрос об условиях группировки. Теория рационального выбора предложила свой ответ, увязав его с позицией некоего “медианного избирателя”. Как подчеркивает Чарльз Стюарт, “результат голосования по принципу “медианного избирателя” является настолько важным в политической науке, что, если исход [голосования] не выражает медианных предпочтений (при условии, что проблема едва ли может быть описана одним измерением), то налицо серьезное затруднение для объяснения. Даже когда результаты действительно не соответствуют четко медианным предпочтениям — а они редко, но случаются — мы можем использовать логику пространственной модели голосования для анализа причины отклонения политики от медианных предпочтений. Следовательно, медианный результат голосования часто является стартовым пунктом для многих видов политического анализа” (Stewart III, 2001, 14). Модель предполагает, что индивиды голосуют стратегически, т.е. выбирают максимально выгодную позицию при данных условиях. В. ней предпочтения индивидов располагаются на некоем континууме, включающем крайние точки предпочтений, как правило, для политики — это “крайне левые” и “крайне правые”. Каждый избиратель представлен некой функцией предпочтения, достигающей максимума в определенной “идеальной точке”, к которой он и будет стремиться. Эта точка фиксирует то предпочтение, которое индивид рассматривает в качестве наилучшего для себя. Модель предусматривает, что на повестке стоит один вопрос, который и будет выступать точкой, отстоящей от некоторой позиции статус-кво. “Медианным избирателем” соответственно будет тот, кто займет место между точками, разделив всех голосующих на две равные группы. Суть принципа “медианного избирателя” состоит в следующем: “При одинаковых условиях, в которых производится медианный результат голосования, если комитету или электорату предоставляется выбор между двумя альтернативами, и действующие чица имеют симметричные кривые полезности, то тот, кто ближе к медианному голосующему, будет иметь приоритет” (ibid, 22). Предположим, что решается вопрос, обозначенный точкой А', которая ^отстоит на некотором расстоянии от статус-кво, обозначенном точкой А. Следовательно, “медианный избиратель” займет позицию М. Представим это распределение на схеме 1. Схема 1 “Медианный избиратель”
От статус-кво может отличаться любая предложенная альтернатива. Победитель устанавливает новый статус-кво и так до тех пор, пока все предложения не иссякнут. В целом, при наличии одного вопроса “идеальным пунктом” решения всегда будет позиция “медианного избирателя”. Именно она определяет стабильность альтернативы. Альтернатива, близкая к позиции “медианного избирателя” побеждает. Данная модель предполагает, что при наличии индивида (или ко В сравнительных политических исследованиях данный принцип
3.5. Формирование коалиций
Теория коалиций и коалиционного объединения политических сил является одной из наиболее разработанных областей политической науки, связанных с теорией рационального выбора. Наиболее часто ее используют исследователи-компаративисты, подтверждая или опровергая формальные модели создания коалиций. Естественно, что эти модели успешно могут применяться к тем политическим системам, где парламент формируется из представителей многих партий, каждая из которых в одиночку не способна сформировать правительство и проводить политические решения через процесс голосования. Модели формирования коалиций отличаются от моделей голосования, построенных на теории простых игр. Здесь речь идет об объединении голосов, а следовательно, о кооперативных играх. Применение теории игр к проблемам, включающим сделки и формирование коалиций, порождают два рода моделей: статические и динамические. Первые склонны быть экономными и не включать дополнительные переменные, связанные с институциональными или субъективными факторами. Вторые являются по большей части описательными и поведенческими (Shubik, 1984, р. 390). В целом имеющиеся модели формирования коалиций можно разбить на две группы так же на основании того, используется в них или не используется такая переменная, как размещение политических сил, образующих коалицию, по шкале “ира-ные левые”. Первая группа моделей основывается на количественных признаках коалиции (Riker, 19G2, р. 32 46), вторая включает к рассмотрение близость политических позиций участников коалиции (/\xelrod, 1970; Cross, 1969). Рассмотрим некоторые модели и их применение в сравнительных исследованиях. В качестве конкретного примера применения различных моделей формирования коалиций возьмем распределение мест между партиями в парламенте Исландии на основе результатов выборов в апреле 1983 г. (см. табл. 2). Этот пример удобен по ряду соображений: небольшой парламент (60 депутатов), достаточное количество партий (шесть), удобное для подсчета распределение мест, нз-нестные результаты формирования коалиции (которые позволят на основе анализа одного случая сказать о применимости той или иной модели формирования коалиций). Партии в данной таблице распределены в соответствии с их политическими предпочтениями по шкале • левые —правые”, учитывая то обстоятельство, что роль партии центра стремится выполнять Прогрессивная партия. Каждая партия обозначена буквой, соответственно также буквами обозначаются возможные коалиции при применении к данному распределению мест в парламенте различных моделей. В конце данного раздела мы скажем " реально сформированной коалиции партий в парламенте Исландии. Таблица 2 Гипотетические коалиции партий в парламенте Исландии (выборы 1983 г.) *
А=Союз социал-демократов Б=Социал-демократическая партия В=Женский союз Г= Народный союз Д=Прогрессивная партия Е=Независимая партия * Данные о количестве мест, полученных партиями, взяты из: Leonard, Natkiel, 1986. P. 66. Модель “минимальной побеждающей коалиции” Райкера. В основе этой модели лежит разработанный Уильямом Райкером “принцип величины” коалиции. “Кооперативные решения с персонами, — пишет Райкер, — касаются разделения выигрыша от формирования коалиции среди ее членов, тогда как принцип величины касается числа членов или весов членов победившей коалиции. В политических ситуациях, аналогичных играм с n-персонами и с постоянной суммой, участники с ясной и полной информацией — так утверждает принцип — формируют минимальные побеждающие коалиции, т.е. коалиции настолько большие, чтобы они были достаточными для победы и не более того” (Riker, 1992, р. 218). Райкер меняет предпосылку формирования коалиций, предложенную Даунсом (Downs, 1957): политические партии пытаются максимизировать большинство. Вместо этого он утверждает, что партии при формировании коалиций не стремятся платить за голоса больше, чем это нужно для победы. Таким образом, стремление максимизировать свою власть ограничивается вполне прагматическим обстоятельством: можно победить с меньшими издержками при коалиционном дележе добычи, которой в данном случае может выступать распределение мест в правительство не или занятие ключевых постов в парламенте и его комиссиях и комитетах. Ясно и то, что чем больше по размеру коалиция, тем меньшая доля власти приходится на каждого его участника, будь то индивид или партия. Предпосылка “ясной и полной информации” так же появляется не случайно. Райкер утверждает, что чем менее ясная и менее полная информация имеется у потенциальных участников коалиции, тем больше будут стремиться они к наращиванию размера побеждающей коалиции. Показателем “минимальной побеждающей коалиции” является то, что при выходе из нее какой-либо одной партии она теряет характер побеждающей. В случае с распределением мест в Исландии данная модель может быть использована для прогноза о возможности формирования пяти минимально выигрышных коалиций при том, что в расчет не берутся их политические позиции. Чтобы минимально выигрышная коалиция могла быть сформирована она должна включать более чем 30 депутатов, если принять во внимание, что большинство решений принимается простым большинством голосов. Считаем так же, что все партии заинтересованы во вступлении в правительственную коалицию. Такими возможными коалициями могли бы стать коалиция партий АВГД - 31 место, АБЕ - 33 места, БВЕ - 32 места, БВГД - 33 места, АБГД - 34 места, ГЕ - 33 места, ДЕ - 37 мест. Все коалиции имеют возможность принимать решения и не нуждаются в дополнительных участниках. Ясно, что использование модели “минимально побеждающей коалиции” позволяет сделать прогноз относительно будущего распределения сил в парламенте, однако не дает четкого ответа на вопрос, какая же из^ “минимально побеждающих коалиций” является наиболее реальной. Все возможные коалиции, если брать основные предпосылки модели, имеют равные шансы. Модель “минимальной величины коалиции”. Данная модель пытается ответить на поставленный выше вопрос о реальности коалиций, но так же без учета политических различий (Lijphart, 1984, р. 49)! Здесь используется дополнительный критерий для оценки рациональности сформированных коалиций, который включает отношение участников коалиций к разделению власти между собой. В этом случае каждый будет стремиться сформировать коалицию с минимальным числом участников, для того чтобы максимизировать власть внутри коалиции. Партия Д, которая является участницей четырех возможных коалиций, конечно, выберет ту, в которой ее 14 мест будут более значимы. Если определить эту значимость через долю ее мест в парламентской поддержке правительства или решения, то данная партия выберет коалицию АВГД с 45% ее влияния, а не БВГД, где этот процент составит 42. Партия Г тоже выберет коалицию АВГД с 32 % значимости, а не ближайшие по количеству участников БВГД и ГЕ с 30%. Таким же образом поступят партии А и В. Таким образом, из всех коалиций в соответствии с моделью “минимальной величины коалиции” возможен лишь один вариант — АВГД, где количество участников коалиции равно 31. “Теорема сделки”. В политической науке механизм торговой сделки между политическими участниками используется при анализе партийной политики и международных переговоров (см.: Shubik, 1982, р. 391 — 392). Лейпхарт приводит ее в качестве одной из основных моделей коалиционной политики (Lijphart, 1984, р. 49 — 50). Одной из первых работ, в которой использовался принцип сделки, была работа Майкла Лейзерсона, посвященная коалициям в японском парламенте (см.: Groennings, Kelley, Leiserson, 1970). В данной модели главным является не число участников коалиции (хотя оно должно быть “побеждающим”), а число партий, которые заключают альянс. Это связано с необходимостью сокращения издержек на формирование и поддержку коалиций, так как при большом числе партий труднее договориться о сделке, труднее получить полную информацию, сложнее вести переговоры. Коалиция с минимальным числом партий более маневренна и более устойчива. Эти простые соображения позволяют говорить, что из всего набора “минимально выигрышных коалиций”, по-видимому, будут избраны наиболее “дешевые” коалиции. Такими в нашем случае являются коалиции ГЕ и ДЕ. Две последующие модели используют не только критерий размера коалиций, но и размещения их участников на политической шкале “правые— левые”. Ясно, что характер коалиции определяется зачастую скорее политическими пристрастиями и близостью программ партий, которые в свою очередь облегчают формирование коалиций, т.е. делают их и более “дешевыми” и более устойчивыми, что соответствует критерию рациональности. Модель “минимального пространства”. Данная модель названа так потому, что критерием, определяющим возможность формирования коалиций, выступает близость партий по шкале “правые-левые”. В качестве эмпирического показателя берется пространство, разделяющее партии на соответствующей шкале. Те партии будут стремиться к коалиции, число разделяющих пространств которых является минимальным. Если мы обратимся к табл. 2, то общее число пространств здесь — 5. Коалиция АВГД характеризуется четырьмя разделяющими пространствами, АБЕ — пятью, БВЕ — четырьмя, БВГД — тремя, АБГД — четырьмя, ГЕ — двумя и ДЕ — одним. Ясно, что из всех возможных коалиций в соответствии с критерием “минимального пространства” подходит коалиция ДЕ с одним разделяющим пространством. Простота решения, тем не менее, может вызвать вопросы. Один из них касается одномерного распределения партий, тогда как в действительности измерений значительно больше. Применение этой модели также затрудняется, если не удается достаточно точно распределить партии на соответствующей шкале. Более менее ясным является распределение партий на общие группы “левых” и “правых”, сложности начинаются при измерении степени этого качества и взаимосвязи партий с центром политического спектра. Однако эти сложности не умаляют эвристической значимости представленной модели. Модель “минимальной связанной коалиции”. Она также дополняет количественные критерии качественными. Разработана эта модель Робертом Аксельродом (Axelrod, 1970, 1984), использовалась с небольшой модификацией Абрамом Де Сваном (“теория политической дистанции”) (De Swaan, 1973). И здесь используется однолинейная шкала, размещающая потенциальных участников коалиции “слева направо”. Но в отличие от модели “минимального пространства” принимается допущение, что партии будут стремиться создать коалицию с ближайшими соседями по шкале, не “перепрыгивая” через разделяющие пространства. Если какая-либо партия попадает между возможными партнерами по коалиции, то есть большая вероятность, что она будет принята в нее, даже если “принцип величины” коалиции Райкера не будет соблюден. Это не означает принятия лишних партий. Коалиция будет стремиться к минимуму членов, необходимых для победы, но при этом учитывать непосредственную связь партий между собой. В приведенном примере такими “минимально связанными коалициями” окажутся БВГД и ДЕ. Если обратиться к анализу таблицы 2, то сразу же станет заметным различие прогнозов, составленных с применением моделей формирования коалиций. Ограничение числа вариантов во всех прогнозах, за исключением модели “минимально побеждающей коалиции” все же дает возможность предположить, что вариант коалиции ДЕ является наиболее подтвержденным теоретическими критериями. И действительно, в 1983 г. созданная в Исландии правительственная коалиция состояла из Прогрессивной партии и Независимой партии, относящихся к право-центристскому политическому спектру. В нашем примере это были партии Д и Е. В политической науке возникал уже вопрос о степени достоверности моделей формирования коалиций, т.е. степени их реалистичности. Проведенные сравнительные исследования коалиций в различных странах показали большую предсказательную силу (1) у моделей “минимальной связанной коалиции”, “минимального пространства” и “минимальной побеждающей коалиции” (в порядке возрастания значимости) (см.: De Swaan, 1973, p. 147 — 158); (2) у моделей “минимальной связанной коалиции”, “минимальной побеждающей коалиции” и “минимального пространства” (см.: Taylor, Laver, 1973, p. 222 — 227). Все эти модели, однако, так или иначе отталкиваются от модели “минимальной побеждающей коалиции” Райкера. “Принцип величины” оказался работающим, хотя и не без критического к нему отношения. Сам Уильям Райкер в этой связи говорил: “Меня всегда удивляло, что так много людей полагали, будто принцип мог фактически всегда точно предсказать величину коалиции. Принцип проистекал из очень редкой модели, которая требует постоянной суммы условий, которая умышленно исключает идеологию и традицию, которая ограничивает длительные соглашения и которая особым образом допускает ясную и полную информацию, редко обнаруживаемую в реальном мире. Таким образом, кто-то полагал, что естественные коалиции только приблизительно соответствуют этой модели. Вместо этого, полезность модели состоит в том, что она показывает значимые границы формирования коалиций, а не в том, что она предсказывает величину каждой естественной коалиции. Действительно, замечательный факт для меня состоит в том, что этот простой принцип часто оказывается достаточным, чтобы объяснить коалиции, вместо включения в рассмотрение многих других соображений” (Riker, 1992, р. 219). Приведем данные Лейпхарта об общей длительности существования правительств (в %) за период 1945—1980 гг., сформированных на различной коалиционной основе: правительственные кабинеты минимальной побеждающей коалиции, сверхразмерные кабинеты и кабинеты, основанные на партийном меньшинстве (табл. 3). Таблица 3 Доля времени правления минимально побеждающих, Date: 2015-07-22; view: 1018; Нарушение авторских прав |