Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Следующих мероприятий
]. Заключение многосторонних международно-правовых со- глашений, запрещающих испытание и развертывание в косми- ческом пространстве любых видов оружия. 2. Заключение международного соглашения об иммунитете искусственных спутников Земли. 3. Определение и контроль пороговых значений количества КА в информационных ОГ, потенциально используемых в кон- туре боевого управления оружием. 4. Создание международного космического инспектората и ар- битражных органов космической инспекции. 5. Разработка «кодекса поведения» в космическом простран- стве, в том числе запрет опасных маневров, маневров преследо- вания и опасных сближений, соблюдение минимальных дистан- ций между космическими объектами и т.д. 6. Достижение возможности инспектирования космических запусков в ходе их подготовки и проведения на соответствую- щих космодромах и полигонах и др. Таким образом, можно сделать вывод, что распространение на космос гонки вооружений не может укрепить чью-либо безо- 190 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... пасность. Создание систем оружия на основе широкого исполь- зования в их составе космических средств может привести к уве- личению масштабов и числа участников военных конфликтов, так как космос является умножителем возможностей вооружен- ных сил государств. При этом государства, имеющие значитель- ный космический потенциал, будут обладать серьезными стра- тегическими преимуществами перед другими странами. Для решения этих проблем необходимо плодотворное конструктив- ное сотрудничество всего мирового сообщества под эгидой ООН. В космическом пространстве целесообразно установить меж- дународно-правовой режим, который исключал бы следующее: — ведение в космическом пространстве боевых операций, поражение объектов на Земле и в воздушном пространстве с по- мощью оружия космического базирования; — поражение космических объектов с помощью оружия на- земного, морского и воздушного базирования; — пролет через космическое пространство баллистических ракет одного государства для нанесения удара по наземным во- енным объектам противника; — поддержку военных операций с помощью космических систем. Запрещение подобного рода действий исключит превращение космического пространства в театр военных действий и плац- дарм вооруженного нападения на другие государства. Основой для осуществления нейтрализации космического про- странства является действующий в международном праве прин- цип неприменения силы или угрозы силой (п. 4 ст. 2 Устава ООН). Тем самым государствам — членам ООН вменяется в обязанность воздерживаться в своей космической деятельности от любых враж- дебных действий, разрешать конфликты и споры допускается исключительно мирными средствами. Это, в частности, означает недопустимость любого насильственного вмешательства в право- мерную деятельность автоматического или пилотируемого косми- ческого объекта другой страны путем уничтожения или повреж- дения такого объекта, его захвата или смещения с орбиты. В соответствии со ст. 51 Устава ООН каждое государство об- ладает неотъемлемым правом на индивидуальную или коллек- тивную самооборону, оно может воспользоваться этим правом, если только произойдет вооруженное нападение извне, и про- должать самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет меры, необходимые для поддержания международно- го мира и безопасности. Но поскольку околоземное космичес- 3.5, Космос и военная безопасность • 191 кое пространство не объявлено еще исключенным из сферы во- енных действий и не принят режим нейтрализации космоса, то, согласно действующим нормам международного права, следует признать правомерность использования космического простран- ства для нанесения ответного удара по агрессору в процессе за- конной самообороны. Запрещение противоспутникового оружия. Предметная область дискуссии в рамках данной проблемы сводится к четырем основ- ным вопросам: полное запрещение противоспутникового оружия: ограничение противоспутникового оружия; запрещение противо- спутникового оружия в сочетании с обеспечением иммунитета КА; уничтожение существующего противоспутникового оружия, а так- же ликвидацию существующих систем такого оружия. Идея полного запрещения противоспутникового оружия при обсуждении на Конференции по разоружению имела немало сторонников. Последние предложения по этому вопросу можно суммировать в виде инициативы многих стран мирового сооб- щества по разработке договора, запрещающего разработку, ис- пытание и развертывание всякого противоспутникового оружия, а также ликвидацию существующих систем такого оружия. Тем не менее в позиции некоторых государств существовали заметные различия. Так, одна группа стран отнеслась к режиму запрещения противоспутникового оружия весьма скептически, аргументировав это многообразием типов непротивоспутнико- вых систем с противоспутниковым потенциалом (системы ПРО, баллистические ракеты, оружие на новых физических принци- пах), сложностями решения верификационных вопросов, отсут- ствием прогресса на двусторонних переговорах между Россией и США в данной области. Другие страны (Австралия и Канада) рассматривают этот режим как составную часть процесса под- держания стратегической стабильности, а значит, и решение всех связанных с ней проблем, по их мнению, должно проходить в рам- ках двусторонних российско-американских переговоров, а роль остальных стран сводится к оказанию всяческого содействия данному позитивному процессу. Существует третье направление решения проблемы запре- щения противоспутникового оружия: запрещение соответству- ющих систем, с одной стороны, и обеспечение иммунитета КА — с другой. Это направление предполагает: — запрещение применения силы в отношении любого кос- мического объекта; 192 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... — предупреждение преднамеренного уничтожения космичес- ких объектов; — запрещение создания помех для нормального функциони- рования любого космического объекта; — запрещение разработки, производства и размещения про- тивоспутникового оружия; — уничтожение под международным контролем любого про- тивоспутникового оружия, которое, возможно, уже существует. Прямого запрета на проведение испытаний противоспутни- ковых систем в действующих сегодня соглашениях не содержит- ся. Односторонний мораторий, объявленный в 1983 г. Советским Союзом на вывод в космическое пространство этого вида ору- жия, не повлиял на проведение США в 1984 г. испытания про- тивоспутниковой системы «Асат» (ASAТ — Anti Satellite). Тем не менее Российская Федерация, как правопреемница СССР, про- должает соблюдать мораторий. Что касается США, то их отно- шение к международно-правовой регламентации противоспут- никовой деятельности в целом негативное. Стремясь сдвинуть проблему с мертвой точки, многие госу- дарства выступили с идеей обеспечения «иммунитета» искусст- венных спутников Земли (ИСЗ). Среди них Нидерланды, Кана- да, Австралия, Аргентина, Польша, Венгрия, Болгария, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония, Индонезия, Пакистан, Шри- Ланка. Вопрос неприкосновенности ИСЗ, или их «иммунитета», так и остался на стадии обсуждения. 3.6. Стратегическая стабильность и ядерное сдерживание 3.6.1. Поддержание стратегической стабильности и факторы, на нее влияющие Стратегическая стабильность (в широком смысле) — это состояние межгосударственных отношений, которое определя- ется совокупностью политических, экономических, военных и других мер, проводимых противостоящими государствами (ко- алициями), благодаря которому ни одна из сторон неспособна или не имеет намерения применить вооруженные силы для до- стижения своих политических целей. Стратегическая стабильность (в узком смысле) — состояние межгосударственных отношений в военной области между госу- дарствами (коалициями), характеризующееся: 3.6. Стратегическая стабильность и ядерное сдерживание • 193 1) взаимоприемлемым уровнем вооружений и вооруженных сил; 2) военной деятельностью в мирное время, осуществляемой в рамках международного права; 3) относительной стабильностью военно-политической обста- новки; 4) отсутствием попыток одной из сторон изменить взаимный баланс сил и добиться превосходства над другой стороной; 5) наличием системы международно-правовых актов. Цели политики поддержания стратегической стабильности. К этим целям можно отнести следующее. 1. В двухполюсной системе (Россия — США). Обеспечение до- статочного уровня сдерживания в условиях осуществления про- цесса сокращения стратегических наступательных и оборонитель- ных вооружений (СНВ, ПРО, СПО, КР, ПСС). П у т и д о с т и ж е н и я: постоянный мониторинг междуна- родной (геополитической) обстановки и определение противо- борствующими сторонами достаточного уровня стратегического сдерживания (в США, например, в разные периоды времени были следующие концепции сдерживания: «устрашение», «наступатель- ное устрашение», «гибкое реагирование», «дискриминационное сдерживание»), 2. В многополюсной системе. Исключение односторонних стра- тегических преимуществ, особенно в военной сфере, любого государства (мировых центров силы) в условиях глобализацион- ных процессов, определяющих во многом развитие международ- ных отношений. П у т и д о с т и ж е н и я: демонстрация экономической и во- енной мощи, сохранение своего образа жизни и своих нацио- нальных ценностей, развитие политико-правовых механизмов глобальной интеграции, наращивание оборонительных возмож- ностей до уровня, который позволял бы эффективно отразить любую агрессию («оборонительное устрашение»), 3. В однополюсной системе. Безусловное политическое, воен- ное, экономическое, идеологическое и информационное доми- нирование одного государства (мирового центра силы). Пути достижения: минимальное ядерное сдерживание (вели- чина ракетно-ядерного потенциала), которое обеспечивало бы низкую вероятность первого удара и сохраняло возможность адекватного ответа на агрессию в любых условиях обстановки. Основные факторы, влияющие на стратегическую стабильность: 1. Политические: — состояние международных отношений; 194 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... — наличие противоречий между государствами; — открытость в проведении военной политики всеми актора- ми международных отношений; — международно-правовая база (договора и соглашения) в об- ласти сокращения и ограничений вооружений, предупреждения и снижения вероятности военного столкновения. 2. Военно-стратегические: — характер военных доктрин, стратегических и оперативных установок, отражающих взгляды сторон на характер возможных войн, назначение и способы применения вооруженных сил; — боевой состав, структура вооруженных сил, концепции их развития, возможности по наращиванию группировок в различ- ных регионах; — геостратегические факторы. 3. Экономические: — состояние экономики, науки и техники; — возможности сторон по совершенствованию и созданию новых систем вооружения и военной техники, реализации воен- ных программ. 4. Военно-технические: — технический уровень систем вооружений; — научно-технический потенциал их создания и совершен- ствования. Факторы, повышающие уровень стратегической стабильности: — политические акты, направленные на снижение напряжен- ности международной обстановки; — интеграционные процессы в сфере экономики; — заключение договоров и соглашений в области сокраще- ния и ограничения стратегических вооружений и снижения ве- роятности военного столкновения; — эволюция военных доктрин в направлении придания им сугубо оборонительного характера; — возможности сторон по поддержанию потенциала страте- гических вооружений, обеспечивающих ответные действия. — неизменный (либо сокращающийся в соответствии с дос- тигнутыми договоренностями) состав и боевые возможности СНВ сторон; — стабильный состав сил общего назначения (либо сокраща- ющийся до согласованных уровней) и их вооружений; — долговременный и ненаступательный характер военных доктрин и стратегических концепций; 3.6. Стратегическая стабильность и ядерное сдерживание • 195 — отсутствие военных программ и отказ от разработки военных технологий, направленных на осуществление военно-технических прорывов и достижение решающего военного превосходства; — проведение подготовки вооруженных сил в соответствии с положениями ненаступательных доктрин; — осуществление взаимного контроля за вооружениями и под- готовкой вооруженных сил; — проведение регулярных военно-политических консульта- ций и переговоров по вопросам сокращений вооружений и под- держание стратегической стабильности. Факторы, снижающие уровень стратегической стабильности: — политические акты, направленные на усиление междуна- родной напряженности и конфронтацию между отдельными го- сударствами или группами государств; — наличие конфликтных ситуаций в отношениях сторон; — обострение внутренней социально-экономической обста- новки; — концепции, стратегические и оперативные установки, в ос- нове которых лежат возможности развязывания войны (воору- женных конфликтов) и достижения политических целей воен- ными средствами; — повышение контрсилового потенциала. Оценивая уровень стратегической стабильности, необходимо проанализировать следующую логическую цепочку: Date: 2015-07-22; view: 388; Нарушение авторских прав |