Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 16 page
женных сил США. АДГ включает в свой состав два-три десант- ных корабля и 2 тыс. — 2,2 тыс. морских пехотинцев на борту, а АУГ состоит из одного авианосца, одной-двух подводных ло- док, нескольких надводных кораблей и обеспечивающих судов. Военная мощь государства показывается и при проведении военных парадов. В ходе них, как правило, демонстрируются образцы техники и вооружения, имеющихся в распоряжении вооруженных сил, в том числе последние разработки. Высокая строевая выучка автоматически проецируется в сознании наблю- дателя на высокую боевую выучку. Традиционной формой демонстрации военной силы является показ возможностей техники, установление новых рекордов. Так, накануне Второй мировой войны в Европе было развернуто со- 172 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... ревнование по скорости, высоте и дальности полета летатель- ных аппаратов. По своей сути демонстрация возможностей авиа- ционных комплексов уже являлась борьбой будущих противо- борствующих держав за превосходство в воздухе. Важной формой демонстрации военной силы является показ образцов военной техники и вооружения и их возможностей. Оно осуществляется в ходе выставок вооружения. Так, демонстрация возможностей зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) позволяет до- статочно достоверно судить о надежности системы ПВО государств. Особое место занимает демонстрация военной силы в ядер- ном соперничестве. В послевоенные годы наша страна столкну- лась с необходимостью создания носителя ядерного боеприпаса. Демонстрация возможностей советского стратегического бомбар- дировщика по дальности полета означала конец монополии США на применение ядерного оружия. Целый ряд рекордов принад- лежит подводному флоту в акватории Северного Ледовитого океана. Это и проход подо льдами в районе Северного полюса с выходом к берегам Северной Америки, всплытие подводного ракетного крейсера из-подо льдов, а также подледный пуск бал- листической ракеты. Цель этих демонстраций военной силы зак- лючалась в том, чтобы убедить США, что в случае совершения агрессии против СССР не останутся безнаказанными. Нельзя не признать, что в сегодняшнем мире наличие ядерного оружия является одним из важнейших элементов военной силы и сдер- живания возможной агрессии. Нередко демонстрация военной силы осуществляется в ходе вооруженного конфликта с третьими странами. Страна-«демон- стратор», применяя военную силу против конкретного против- ника, показывает свою военную мощь вероятным противникам. Ведение боевых действий дает возможность увидеть боевые воз- можности вооруженных сил в реальных условиях. При этом при- меняются новейшие образцы вооружения и техники, хотя зача- стую и без необходимости с точки зрения оперативного искусства. Общеизвестно, что атомная бомбардировка японских горо- дов в 1945 г. не имела военной целесообразности и преследовала только политические цели. Это было началом ядерного шантажа победившей в тяжелейшей войне России. По оценке многих военных экспертов, одной из целей высадки США на Гренаду был «показ» Кубе своих возможностей по проведению десант- ных операций. Объект демонстрации может быть и не определен. Потенци- альные возможности демонстрируются для эвентуального про- 3,4, Задачи и приоритеты строительства Вооруженных сил России • 173 тивника. В связи с этим не выдвигаются какие-либо конкретные требования к объекту демонстрации, страна-«демонстратор» та- ким способом заявляет о своей военной мощи, своих потенци- альных возможностях. Объекты демонстрации в соответствии с замыслом сами должны внести необходимые изменения в ар- сенал средств обращения с «демонстратором». Хотя во многих случаях, как, например, в ядерном противостоянии или при про- ведении учений, он очевиден. По-особому проводится демонстрация военной силы при за- рождении вооруженного конфликта. Обычно в этих условиях еще не сформировалась непосредственная угроза безопасности стра- ны, а следовательно, и основание для немедленного примене- ния военной силы отсутствует. Однако не реагировать на изме- нение военно-политической обстановки нельзя: ее развитие приведет к тому, что это придется сделать позже, но уже с боль- шими затратами ресурсов. Поэтому, когда мероприятия дипло- матической и экономической борьбы себя уже исчерпали и не позволили достичь поставленных целей, возникает необходимость в использовании вооруженных сил. Основными формами демонстрации военной силы в услови- ях обострения противоречий являются: приведение вооружен- ных сил или отдельных группировок в повышенную степень боевой готовности; выдвижение войск к государственной гра- нице или сил флота к месту демонстрации; проведение такти- ческих учений (как правило, с боевой стрельбой), демонстра- тивные полеты самолетов. Главной целью является демонстрация уже не столько самой военной силы, сколько ее наличия в пред- полагаемом районе боевых действий или способности ударных (огневых) средств воздействовать на противника, а также реши- мости и готовности военной силы к боевому применению. При этом объект демонстрации военной силы, а также «зри- тель» четко определены. «Демонстратор» пытается повлиять на его поведение, преследуя определенную цель. Последняя по сво- ему содержанию конкретна и доводится до объекта демонстра- ции. В этом случае она представляет угрозу для «зрителя», зак- лючаясь в том, что, если объект не выполнит требований «демонстратора», он будет наказан, а если подчинится — нака- зания не последует. Демонстрация военной силы достигает поставленной цели, если она осуществляется в соответствии с такими принципами, как убедительность, решительность и гибкость. Суть первого принципа заключается в необходимости убедить «зрителя» в ре- 174 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... альности угрозы, дать ему возможность ясно оценить ее степень, а также возможные последствия применения военной силы. Принцип решительности заключается в том, что при невы- полнении требований страны-«демонстратора» применение во- енной силы неотвратимо, а ситуация не может быть возвращена в исходную. Сущность принципа гибкости состоит в следующем. Сторо- на, демонстрирующая военную силу, устанавливает правила и дает «зрителю» основания для принятия решения по дальнейшему развитию конфликта. При этом не должно быть безысходных вариантов для субъекта демонстрации военной силы. Цель, которой добивается «демонстратор», должна быть адек- ватна, с одной стороны, его военным возможностям, а с дру- гой — уступкам, на которые готов пойти «зритель». При выдви- жении неприемлемых требований демонстрация военной силы по своей сути превращается в подготовку к агрессии. С получением требований «демонстратора» и проведением им практических мероприятий объект демонстрации стоит перед вечной шекспировской дилеммой «быть или не быть». Посту- питься частью своих интересов, подчиниться — и, как правило, военного конфликта можно избежать. Чтобы не допустить перехода инициативы в руки страны-«де- монстратора», иногда «зритель» проводит сам контрдемонстра- цию военной силы. В ходе Берлинского кризиса 1961 г. танки Организации Варшавского Договора и НАТО с работающими двигателями стояли друг против друга. Благо, что данный кри- зис благополучно разрешился на начальном этапе. Одни лишь меры военного характера, не подкрепленные дип- ломатическими шагами, как правило, не приносят результата. Эффективность, или степень достижения цели демонстрации, во многом зависит от согласованности дипломатических и военных усилий. Даже уступая жесткому военному давлению, любая стра- на стремится сохранить свое лицо. Помочь объекту демонстрации сделать это — дипломатическая задача «демонстратора». Казалось бы, с началом вооруженного конфликта демонстра- ция военной силы должна уступить место решительному приме- нению всех имеющихся сил и средств. Однако наличие ядерного оружия хотя бы у одного из участников конфликта позволяет предположить, что демонстрация военной силы будет иметь место. Так, в ходе ведения боевых действий обычными средствами вооружения для обладателя ядерным оружием могут создаться оп- ределенные условия для перехода к применению ядерного оружия. 3.5. Космос и военная безопасность • 175 «Демонстратор» будет вынужден предупредить противную сторону о своей готовности перейти к применению ядерного оружия. Этим осуществляется попытка остановить вооруженный кон- фликт, заставить противоборствующую сторону отказаться от своих целей. Демонстрация может быть осуществлена в форме нанесения одиночного ядерного удара по одному из объектов на территории противника. Различным может быть и мощность боеприпаса. Главное здесь — убедительно показать решимость. Представление о военной мощи страны нуждается в постоян- ном поддержании его в мирное время. Пренебрежение демонст- рацией военной силы опасно и может привести к возникновению у потенциального агрессора иллюзии возможной безнаказаннос- ти, т.е. по существу спровоцировать его. Убедить противника в об- ратном уже в ходе военного конфликта обходится намного доро- же, чем демонстрация военной силы в мирное время, поэтому демонстрировать военную силу в разумных пределах надо: в оп- ределенной степени это служит предотвращению военных кон- фликтов. В то же время необходимо спокойно относиться к ее демонстрации со стороны других стран, если она проходит в кор- ректных, приемлемых формах. И наконец, очень важно не допус- кать демонстрации военной силы в виде силового давления или шантажа. Следует не допускать также чрезмерной демонстрации воен- ной силы. Это может привести тому, что государство начинает уповать только на военные средства для решения международ- ных проблем, а это в свою очередь ведет к созданию образа по- тенциального агрессора и к международной изоляции. Крайне необходимо избегать как абсолютизации, так и недо- оценки значения демонстрации военной силы. Ясно одно: без мощных вооруженных сил никакая настоящая демонстрация военной силы, а тем более решение задачи недопущения воз- никновения военных конфликтов невозможны. 3.5. Космос и военная безопасность 3,5.1. Задачи космических сил и средств Космос (греч. kosmos) является синонимом астрономического определения Вселенной, которая обозначает весь мир, безгра- ничный во времени и пространстве и бесконечно разнообраз- ный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. 176 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... Космическое пространство — пространство, простирающее- ся за пределами земной атмосферы, со всеми физическими тела- ми естественного и искусственного происхождения (в междуна- родном космическом праве определение понятия «космическое пространство» отсутствует). Для практических целей необходимо рассматривать не кос- мическое пространство в целом, а те или иные его области, ха- рактеризующиеся различными свойствами, — околоземное кос- мическое пространство (ОЗКП), межпланетное пространство, межзвездное пространство и т.д. Решением Международной авиа- ционной федерации (Federation Acronautigue Internationale — FAT) условно принято считать полеты космическими в том случае, если они осуществляются на высоте не менее 100 км. В настоящее время наиболее освоенной частью космического пространства является ОЗКП, которое, особенно его нижние области, используется для решения широкого круга задач науч- ного, народно-хозяйственного и прикладного, в том числе и во- енного назначения. Околоземное космическое пространство ограничивается сфе- рой земного притяжения, эффективный радиус действия кото- рого составляет около 930 тыс. км (в некоторых источниках — до 1,5 млн км, так называемая «сфера Хилла»). В пределах этой об- ласти воздействие гравитационного поля Земли на полет косми- ческого аппарата или какого-либо другого физического тела является определяющим по сравнению с воздействием гравита- ционных полей Солнца и планет солнечной системы. В зависимости от физических свойств и условий осуществле- ния космического полета ОЗКП условно можно разделить на следующие области: — приземный космос (воздушно-космическое пространство) — до высот 100—-110 км; — ближний космос — от 100—110 до 2000 км; — средний космос — от 2000 км до 20 000 км; — дальний космос — от 20 000 км до 930 000 км или до 1,5 млн км. Военные специалисты США не проводят границ между воз- душным и космическим пространством, которое обычно под- разделяют на околоземное, долунное и залунное. Околоземное пространство ограничивается расстоянием 50—1500 км от по- верхности Земли, тем самым охватывая ее мезосферу и нижний слой ионосферы; долунное простирается до орбиты Луны (384 400 км); залунное — определяется радиусом действия поля Земли (около 1,5 млн км). 3.5. Космос и военная безопасность • 177 В настоящее время воздушно-космическое пространство ис- пользуется неравномерно. Причиной тому служат как собствен- но особенности пространства, так и достижимые тактико-тех- нические характеристики космических аппаратов (КА). Большое число КА сосредоточено в околоземном космическом простран- стве — в области низких орбит, а также в долунной области на так называемых геостационарных орбитах — ГСО (высота кру- говой орбиты около 35 800 км, наклонение 0°), которые обеспе- чивают «неподвижность» подспутниковых точек КА. Значение ГСО таково, что место размещения на них регламентируется международными соглашениями. Это объясняется стратегичес- кой значимостью области, с одной стороны, а с другой — огра- ниченностью этой зоны. В настоящее время все 720 располо- женных над экватором так называемых «точек стояния» ГСО распределены Международным комитетом по регистрации час- тот (IFRB) между подавшими соответствующие заявки государ- ствами и организациями. За рубежом исследование и использование космоса в воен- ных целях в современных условиях приобретают все большую актуальность. Военно-политическое руководство и военные специалисты США считают, что космос является такой же средой, как суша, море или воздух, в которой будут осуществляться военные опе- рации в интересах обеспечения национальной безопасности США. Способность выходить в космос и использовать его США относят к категории жизненно важных национальных интере- сов, поскольку многие виды деятельности в этой среде, по мне- нию руководства США, имеют решающее значение для обеспе- чения национальной безопасности США и их экономического процветания. Приоритетными задачами космической и связан- ной с космосом деятельности американские военные считают обеспечение статуса свободы космоса и защиту в нем интересов национальной безопасности США. Задачи предполагается решать по следующим направлениям: 1) реализация неотъемлемого права США на самооборону и выполнение обязательств по защите союзников и дружествен- ных государств; 2) обеспечение доступа в космос и предоставление возмож- ности выполнять в космическом пространстве поставленные задачи; 3) сдерживание угрозы возможной агрессии, предупреждение, а при необходимости и защита от нападения противника; 178 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... 4) обеспечение беспрепятственного использования США кос- мического пространства независимо от намерений противника; 5) обеспечение способности США проводить военные и раз- ведывательные космические операции, а также осуществлять другую, связанную с космосом деятельность; 6) усиление боевых возможностей американских войск и войск их союзников; 7) противодействие, если потребуется, космическим системам и выполняемым ими функциям в случае их использования во враждебных для США целях; 8) обеспечение потребностей военного и разведывательного характера в мирное время и в условиях кризиса, а также на всех этапах развития конфликта; 9) обеспечение деятельности национального политического руководства, членов разведывательного сообщества, высшего военного руководства страны, командующих видов вооружен- ных сил, других должностных лиц федерального уровня, а также непрерывности функционирования правительства. Часть этих задач решалась во время войны США против Ира- ка в зоне Персидского залива в 1991 и 2003 гг., а также на Бал- канах (1999 г.) и в Афганистане (2001—2009 гг.). В каждой их этих войн было задействовано более 100 американских косми- ческих аппаратов разведки, связи и навигации. В исследовании SPACECAST 2020, проведенном в США, от- мечается, что тремя основными и взаимосвязанными целями совершенствования космических систем являются «глобальное присутствие», «глобальная досягаемость» и «глобальная мощь». Космические системы наблюдения и разведки — это ключе- вые элементы обеспечения «глобального присутствия». Они осу- ществляют непрерывный обзор и контроль обстановки в любом регионе Земли, в воздушном, водном и космическом простран- стве в интересах руководства вооруженных сил и подразделений, непосредственно ведущих боевые действия. При этом пользова- тели должны не только знать текущую обстановку в реальном масштабе времени, но и с помощью машинных моделей вероят- ных действий противника в заданных условиях предвидеть раз- витие боевой обстановки. «Глобальная досягаемость» означает гарантированный доступ в космос и устойчивость своих систем в условиях противодей- ствия противника, а «глобальная мощь» — способность приме- нения различных средств поражения в любом месте, по любым целям и в конфликтах любого уровня. 3.5. Космос и военная безопасность • 179 В настоящее время можно говорить о появлении космической фазы ведения военных действий. Происходит превращение ин- формационных систем разведки, связи и ретрансляции данных, навигации из средств опосредованного воздействия в средства непосредственного воздействия на объекты поражения. Указан- ные процессы вызвали необходимость поиска новых информаци- онных, и прежде всего космических технологий, на базе КА двой- ного назначения. Начался целенаправленный перенос потенциала угрозы в космос. Однако реализация его теперь осуществляется уже не столько за счет развертывания боевых средств, сколько за счет увеличения численности орбитальных группировок инфор- мационных КА и их сопряжения с ударными средствами. Нара- щивание информационной мощи в космосе и посредством ее существенное повышение эффективности действий группировок войск на суше, море и в воздухе не противоречит действующему международно-правовому режиму. Это и является новой особен- ностью в подготовке и ведении военных действий. Углубленный анализ последних войн и локальных конфликтов с участием США позволил выявить новые закономерности подго- товки и ведения военных действий, заключающиеся в следующем: — непосредственному началу военных действий предшествова- ло наращивание над районом конфликта информационной мощи в космосе и проведение мероприятий по информационному со- пряжению войск, сил, систем оружия с космическими системами; — нанесение массированных авиационно-ракетных ударов предварялось, сопровождалось и заканчивалось космической фазой действий по созданию и поддержанию необходимых ха- рактеристик разведывательно-навигационного и связного поля с учетом пространственно-временных параметров предстоящих боевых действий (наносимых ударов); — в ходе подготовки и ведения военных действий отрабаты- вались вопросы создания новых систем оружия (информацион- но-ударных) под конкретные решаемые задачи за счет интегра- ции информационных систем со средствами поражения. Таким образом, реальные угрозы интересам Российской Феде- рации в космосе и из космоса в перспективе могут быть связаны с военно-космической деятельностью США. В случае разверты- вания боевых космических систем США получат возможность; — поражения (подавления) наземных и орбитальных элемен- тов космических систем Российской Федерации противоспут- никовыми средствами и средствами радиоэлектронного подав- ления (поражения), что в случае начала военных действий 180 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... приведет к срыву (снижению эффективности) обеспечения из космоса действий группировок войск; — поражения баллистических ракет СЯС России и элементов их боевого оснащения в полете средствами космического эше- лона системы ПРО США, что может существенно снизить эф- фективность воздействия СЯС, особенно в ответном ударе; — организации из космоса радиоэлектронного подавления радиоэлектронных средств, линий и канатов связи и передачи информации в интересах дезорганизации систем государствен- ного и военного управления. В известной мере угроза интересам России из космоса также может быть связана с использованием государствами, осуществ- ляющими космическую деятельность, информационных КА в ин- тересах обеспечения действий своих вооруженных сил. Системный анализ показывает, что эффективное решение Во- оруженными силами Российской Федерации поставленных за- дач невозможно без использования космических сил и средств, позволяющих: — своевременно вскрывать изменения состояния объектов сооруженных сил зарубежных государств, обнаруживать переброски войск, сил авиации и флота, выдвижения их на боевые позиции; — контролировать соблюдение договоров и соглашений в об- ласти ограничения обычных, ядерных и космических вооруже- ний, выявлять новые виды оружия и военной техники, наблю- дать за пунктами дислокации сухопутных войск, базирования авиации и сил флота; — вести постоянное наблюдение за радиотехническими сред- ствами зарубежных государств; — обнаруживать запуски (старты) баллистических ракет; — доводить по космическим каналам сигналы боевого управ- ления до всех видов и родов Вооруженных сил России; — обеспечивать глобальное, всепогодное, высокоточное оп- ределение координат в реальном масштабе времени мобильных объектов Вооруженных сил России; — обеспечивать геодезическими данными потребителей ви- дов Вооруженных сил России; — обеспечивать связь в интересах Генерального штаба и всех видов Вооруженных сил России; — обеспечивать действия по отражению ударов противника с воздушных, сухопутных и морских направлений, нанесению поражения противнику, созданию условий для прекращения военных действий. 3.5. Космос и военная безопасность • 181 Военные задачи, которые в обозримой перспективе предпо- лагается решать с использованием космических средств, не бу- дут существенно отличаться от вышеизложенных, однако будет иметь место возрастание роли военного космоса, обусловленное главным образом следующими факторами: — существенным снижением общей численности ядерных средств и, как следствие, необходимостью их гарантированного сохранения и более эффективного применения в условиях воз- можного контрсилового удара противника; — изменением состава и структуры стратегических наступа- тельных вооружений в сторону мобильных ядерных средств (МБР и БРПЛ); — принятием на вооружение армий ведущих государств но- вого поколения боевых и обеспечивающих средств, в том числе систем высокоточного оружия, и связанными с этим изменени- ями в формах и способах ведения вооруженной борьбы; — угрозой появления систем стратегического уровня в кос- мосе (прежде всего систем ПРО и противоспутниковых систем); — распространением ракетно-ядерных и космических техно- логий и техники в странах «третьего мира»; — возрастанием общего объема задач контроля за соблюде- нием режимов договоров по ядерным и обычным вооружениям. Практика показывает, что с появлением новых средств веде- ния вооруженной борьбы всегда начинали пересматриваться зна- чение и удельный вес существующих международных конвен- ций. Свое воздействие на международное право революция в военном деле оказывает, конечно, не непосредственно, а преж- де всего через политику государств и коалиций, через их воен- ные доктрины и военную стратегию. Все это требует постанов- ки и решения многих важных проблем, связанных с развитием Date: 2015-07-22; view: 356; Нарушение авторских прав |