Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 16 page





женных сил США. АДГ включает в свой состав два-три десант-

ных корабля и 2 тыс. — 2,2 тыс. морских пехотинцев на борту,

а АУГ состоит из одного авианосца, одной-двух подводных ло-

док, нескольких надводных кораблей и обеспечивающих судов.

Военная мощь государства показывается и при проведении

военных парадов. В ходе них, как правило, демонстрируются

образцы техники и вооружения, имеющихся в распоряжении

вооруженных сил, в том числе последние разработки. Высокая

строевая выучка автоматически проецируется в сознании наблю-

дателя на высокую боевую выучку.

Традиционной формой демонстрации военной силы является

показ возможностей техники, установление новых рекордов. Так,

накануне Второй мировой войны в Европе было развернуто со-

172 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

ревнование по скорости, высоте и дальности полета летатель-

ных аппаратов. По своей сути демонстрация возможностей авиа-

ционных комплексов уже являлась борьбой будущих противо-

борствующих держав за превосходство в воздухе.

Важной формой демонстрации военной силы является показ

образцов военной техники и вооружения и их возможностей. Оно

осуществляется в ходе выставок вооружения. Так, демонстрация

возможностей зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) позволяет до-

статочно достоверно судить о надежности системы ПВО государств.

Особое место занимает демонстрация военной силы в ядер-

ном соперничестве. В послевоенные годы наша страна столкну-

лась с необходимостью создания носителя ядерного боеприпаса.

Демонстрация возможностей советского стратегического бомбар-

дировщика по дальности полета означала конец монополии США

на применение ядерного оружия. Целый ряд рекордов принад-

лежит подводному флоту в акватории Северного Ледовитого

океана. Это и проход подо льдами в районе Северного полюса

с выходом к берегам Северной Америки, всплытие подводного

ракетного крейсера из-подо льдов, а также подледный пуск бал-

листической ракеты. Цель этих демонстраций военной силы зак-

лючалась в том, чтобы убедить США, что в случае совершения

агрессии против СССР не останутся безнаказанными. Нельзя не

признать, что в сегодняшнем мире наличие ядерного оружия

является одним из важнейших элементов военной силы и сдер-

живания возможной агрессии.

Нередко демонстрация военной силы осуществляется в ходе

вооруженного конфликта с третьими странами. Страна-«демон-

стратор», применяя военную силу против конкретного против-

ника, показывает свою военную мощь вероятным противникам.

Ведение боевых действий дает возможность увидеть боевые воз-

можности вооруженных сил в реальных условиях. При этом при-

меняются новейшие образцы вооружения и техники, хотя зача-

стую и без необходимости с точки зрения оперативного искусства.

Общеизвестно, что атомная бомбардировка японских горо-

дов в 1945 г. не имела военной целесообразности и преследовала

только политические цели. Это было началом ядерного шантажа

победившей в тяжелейшей войне России. По оценке многих

военных экспертов, одной из целей высадки США на Гренаду

был «показ» Кубе своих возможностей по проведению десант-

ных операций.

Объект демонстрации может быть и не определен. Потенци-

альные возможности демонстрируются для эвентуального про-

3,4, Задачи и приоритеты строительства Вооруженных сил России • 173

тивника. В связи с этим не выдвигаются какие-либо конкретные

требования к объекту демонстрации, страна-«демонстратор» та-

ким способом заявляет о своей военной мощи, своих потенци-

альных возможностях. Объекты демонстрации в соответствии

с замыслом сами должны внести необходимые изменения в ар-

сенал средств обращения с «демонстратором». Хотя во многих

случаях, как, например, в ядерном противостоянии или при про-

ведении учений, он очевиден.

По-особому проводится демонстрация военной силы при за-

рождении вооруженного конфликта. Обычно в этих условиях еще

не сформировалась непосредственная угроза безопасности стра-

ны, а следовательно, и основание для немедленного примене-

ния военной силы отсутствует. Однако не реагировать на изме-

нение военно-политической обстановки нельзя: ее развитие

приведет к тому, что это придется сделать позже, но уже с боль-

шими затратами ресурсов. Поэтому, когда мероприятия дипло-

матической и экономической борьбы себя уже исчерпали и не

позволили достичь поставленных целей, возникает необходимость

в использовании вооруженных сил.

Основными формами демонстрации военной силы в услови-


ях обострения противоречий являются: приведение вооружен-

ных сил или отдельных группировок в повышенную степень

боевой готовности; выдвижение войск к государственной гра-

нице или сил флота к месту демонстрации; проведение такти-

ческих учений (как правило, с боевой стрельбой), демонстра-

тивные полеты самолетов. Главной целью является демонстрация

уже не столько самой военной силы, сколько ее наличия в пред-

полагаемом районе боевых действий или способности ударных

(огневых) средств воздействовать на противника, а также реши-

мости и готовности военной силы к боевому применению.

При этом объект демонстрации военной силы, а также «зри-

тель» четко определены. «Демонстратор» пытается повлиять на

его поведение, преследуя определенную цель. Последняя по сво-

ему содержанию конкретна и доводится до объекта демонстра-

ции. В этом случае она представляет угрозу для «зрителя», зак-

лючаясь в том, что, если объект не выполнит требований

«демонстратора», он будет наказан, а если подчинится — нака-

зания не последует.

Демонстрация военной силы достигает поставленной цели,

если она осуществляется в соответствии с такими принципами,

как убедительность, решительность и гибкость. Суть первого

принципа заключается в необходимости убедить «зрителя» в ре-

174 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

альности угрозы, дать ему возможность ясно оценить ее степень,

а также возможные последствия применения военной силы.

Принцип решительности заключается в том, что при невы-

полнении требований страны-«демонстратора» применение во-

енной силы неотвратимо, а ситуация не может быть возвращена

в исходную.

Сущность принципа гибкости состоит в следующем. Сторо-

на, демонстрирующая военную силу, устанавливает правила и дает

«зрителю» основания для принятия решения по дальнейшему

развитию конфликта. При этом не должно быть безысходных

вариантов для субъекта демонстрации военной силы.

Цель, которой добивается «демонстратор», должна быть адек-

ватна, с одной стороны, его военным возможностям, а с дру-

гой — уступкам, на которые готов пойти «зритель». При выдви-

жении неприемлемых требований демонстрация военной силы

по своей сути превращается в подготовку к агрессии.

С получением требований «демонстратора» и проведением им

практических мероприятий объект демонстрации стоит перед

вечной шекспировской дилеммой «быть или не быть». Посту-

питься частью своих интересов, подчиниться — и, как правило,

военного конфликта можно избежать.

Чтобы не допустить перехода инициативы в руки страны-«де-

монстратора», иногда «зритель» проводит сам контрдемонстра-

цию военной силы. В ходе Берлинского кризиса 1961 г. танки

Организации Варшавского Договора и НАТО с работающими

двигателями стояли друг против друга. Благо, что данный кри-

зис благополучно разрешился на начальном этапе.

Одни лишь меры военного характера, не подкрепленные дип-

ломатическими шагами, как правило, не приносят результата.

Эффективность, или степень достижения цели демонстрации, во

многом зависит от согласованности дипломатических и военных

усилий. Даже уступая жесткому военному давлению, любая стра-

на стремится сохранить свое лицо. Помочь объекту демонстрации


сделать это — дипломатическая задача «демонстратора».

Казалось бы, с началом вооруженного конфликта демонстра-

ция военной силы должна уступить место решительному приме-

нению всех имеющихся сил и средств. Однако наличие ядерного

оружия хотя бы у одного из участников конфликта позволяет

предположить, что демонстрация военной силы будет иметь место.

Так, в ходе ведения боевых действий обычными средствами

вооружения для обладателя ядерным оружием могут создаться оп-

ределенные условия для перехода к применению ядерного оружия.

3.5. Космос и военная безопасность • 175

«Демонстратор» будет вынужден предупредить противную сторону

о своей готовности перейти к применению ядерного оружия.

Этим осуществляется попытка остановить вооруженный кон-

фликт, заставить противоборствующую сторону отказаться от

своих целей. Демонстрация может быть осуществлена в форме

нанесения одиночного ядерного удара по одному из объектов на

территории противника. Различным может быть и мощность

боеприпаса. Главное здесь — убедительно показать решимость.

Представление о военной мощи страны нуждается в постоян-

ном поддержании его в мирное время. Пренебрежение демонст-

рацией военной силы опасно и может привести к возникновению

у потенциального агрессора иллюзии возможной безнаказаннос-

ти, т.е. по существу спровоцировать его. Убедить противника в об-

ратном уже в ходе военного конфликта обходится намного доро-

же, чем демонстрация военной силы в мирное время, поэтому

демонстрировать военную силу в разумных пределах надо: в оп-

ределенной степени это служит предотвращению военных кон-

фликтов. В то же время необходимо спокойно относиться к ее

демонстрации со стороны других стран, если она проходит в кор-

ректных, приемлемых формах. И наконец, очень важно не допус-

кать демонстрации военной силы в виде силового давления или

шантажа.

Следует не допускать также чрезмерной демонстрации воен-

ной силы. Это может привести тому, что государство начинает

уповать только на военные средства для решения международ-

ных проблем, а это в свою очередь ведет к созданию образа по-

тенциального агрессора и к международной изоляции.

Крайне необходимо избегать как абсолютизации, так и недо-

оценки значения демонстрации военной силы. Ясно одно: без

мощных вооруженных сил никакая настоящая демонстрация

военной силы, а тем более решение задачи недопущения воз-

никновения военных конфликтов невозможны.

3.5. Космос и военная безопасность

3,5.1. Задачи космических сил и средств

Космос (греч. kosmos) является синонимом астрономического

определения Вселенной, которая обозначает весь мир, безгра-

ничный во времени и пространстве и бесконечно разнообраз-

ный по формам, которые принимает материя в процессе своего

развития.

176 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...


Космическое пространство — пространство, простирающее-

ся за пределами земной атмосферы, со всеми физическими тела-

ми естественного и искусственного происхождения (в междуна-

родном космическом праве определение понятия «космическое

пространство» отсутствует).

Для практических целей необходимо рассматривать не кос-

мическое пространство в целом, а те или иные его области, ха-

рактеризующиеся различными свойствами, — околоземное кос-

мическое пространство (ОЗКП), межпланетное пространство,

межзвездное пространство и т.д. Решением Международной авиа-

ционной федерации (Federation Acronautigue Internationale — FAT)

условно принято считать полеты космическими в том случае, если

они осуществляются на высоте не менее 100 км.

В настоящее время наиболее освоенной частью космического

пространства является ОЗКП, которое, особенно его нижние

области, используется для решения широкого круга задач науч-

ного, народно-хозяйственного и прикладного, в том числе и во-

енного назначения.

Околоземное космическое пространство ограничивается сфе-

рой земного притяжения, эффективный радиус действия кото-

рого составляет около 930 тыс. км (в некоторых источниках — до

1,5 млн км, так называемая «сфера Хилла»). В пределах этой об-

ласти воздействие гравитационного поля Земли на полет косми-

ческого аппарата или какого-либо другого физического тела

является определяющим по сравнению с воздействием гравита-

ционных полей Солнца и планет солнечной системы.

В зависимости от физических свойств и условий осуществле-

ния космического полета ОЗКП условно можно разделить на

следующие области:

— приземный космос (воздушно-космическое пространство) —

до высот 100—-110 км;

— ближний космос — от 100—110 до 2000 км;

— средний космос — от 2000 км до 20 000 км;

— дальний космос — от 20 000 км до 930 000 км или до 1,5 млн км.

Военные специалисты США не проводят границ между воз-

душным и космическим пространством, которое обычно под-

разделяют на околоземное, долунное и залунное. Околоземное

пространство ограничивается расстоянием 50—1500 км от по-

верхности Земли, тем самым охватывая ее мезосферу и нижний

слой ионосферы; долунное простирается до орбиты Луны

(384 400 км); залунное — определяется радиусом действия поля

Земли (около 1,5 млн км).

3.5. Космос и военная безопасность • 177

В настоящее время воздушно-космическое пространство ис-

пользуется неравномерно. Причиной тому служат как собствен-

но особенности пространства, так и достижимые тактико-тех-

нические характеристики космических аппаратов (КА). Большое

число КА сосредоточено в околоземном космическом простран-

стве — в области низких орбит, а также в долунной области на

так называемых геостационарных орбитах — ГСО (высота кру-

говой орбиты около 35 800 км, наклонение 0°), которые обеспе-

чивают «неподвижность» подспутниковых точек КА. Значение

ГСО таково, что место размещения на них регламентируется

международными соглашениями. Это объясняется стратегичес-

кой значимостью области, с одной стороны, а с другой — огра-

ниченностью этой зоны. В настоящее время все 720 располо-

женных над экватором так называемых «точек стояния» ГСО

распределены Международным комитетом по регистрации час-

тот (IFRB) между подавшими соответствующие заявки государ-

ствами и организациями.

За рубежом исследование и использование космоса в воен-

ных целях в современных условиях приобретают все большую

актуальность.

Военно-политическое руководство и военные специалисты

США считают, что космос является такой же средой, как суша,

море или воздух, в которой будут осуществляться военные опе-

рации в интересах обеспечения национальной безопасности

США. Способность выходить в космос и использовать его США

относят к категории жизненно важных национальных интере-

сов, поскольку многие виды деятельности в этой среде, по мне-

нию руководства США, имеют решающее значение для обеспе-

чения национальной безопасности США и их экономического

процветания. Приоритетными задачами космической и связан-

ной с космосом деятельности американские военные считают

обеспечение статуса свободы космоса и защиту в нем интересов

национальной безопасности США. Задачи предполагается решать

по следующим направлениям:

1) реализация неотъемлемого права США на самооборону

и выполнение обязательств по защите союзников и дружествен-

ных государств;

2) обеспечение доступа в космос и предоставление возмож-

ности выполнять в космическом пространстве поставленные

задачи;

3) сдерживание угрозы возможной агрессии, предупреждение,

а при необходимости и защита от нападения противника;

178 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

4) обеспечение беспрепятственного использования США кос-

мического пространства независимо от намерений противника;

5) обеспечение способности США проводить военные и раз-

ведывательные космические операции, а также осуществлять

другую, связанную с космосом деятельность;

6) усиление боевых возможностей американских войск и войск

их союзников;

7) противодействие, если потребуется, космическим системам

и выполняемым ими функциям в случае их использования во

враждебных для США целях;

8) обеспечение потребностей военного и разведывательного

характера в мирное время и в условиях кризиса, а также на всех

этапах развития конфликта;

9) обеспечение деятельности национального политического

руководства, членов разведывательного сообщества, высшего

военного руководства страны, командующих видов вооружен-

ных сил, других должностных лиц федерального уровня, а также

непрерывности функционирования правительства.

Часть этих задач решалась во время войны США против Ира-

ка в зоне Персидского залива в 1991 и 2003 гг., а также на Бал-

канах (1999 г.) и в Афганистане (2001—2009 гг.). В каждой их

этих войн было задействовано более 100 американских косми-

ческих аппаратов разведки, связи и навигации.

В исследовании SPACECAST 2020, проведенном в США, от-

мечается, что тремя основными и взаимосвязанными целями

совершенствования космических систем являются «глобальное

присутствие», «глобальная досягаемость» и «глобальная мощь».

Космические системы наблюдения и разведки — это ключе-

вые элементы обеспечения «глобального присутствия». Они осу-

ществляют непрерывный обзор и контроль обстановки в любом

регионе Земли, в воздушном, водном и космическом простран-

стве в интересах руководства вооруженных сил и подразделений,

непосредственно ведущих боевые действия. При этом пользова-

тели должны не только знать текущую обстановку в реальном

масштабе времени, но и с помощью машинных моделей вероят-

ных действий противника в заданных условиях предвидеть раз-

витие боевой обстановки.

«Глобальная досягаемость» означает гарантированный доступ

в космос и устойчивость своих систем в условиях противодей-

ствия противника, а «глобальная мощь» — способность приме-

нения различных средств поражения в любом месте, по любым

целям и в конфликтах любого уровня.

3.5. Космос и военная безопасность • 179

В настоящее время можно говорить о появлении космической

фазы ведения военных действий. Происходит превращение ин-

формационных систем разведки, связи и ретрансляции данных,

навигации из средств опосредованного воздействия в средства

непосредственного воздействия на объекты поражения. Указан-

ные процессы вызвали необходимость поиска новых информаци-

онных, и прежде всего космических технологий, на базе КА двой-

ного назначения. Начался целенаправленный перенос потенциала

угрозы в космос. Однако реализация его теперь осуществляется

уже не столько за счет развертывания боевых средств, сколько за

счет увеличения численности орбитальных группировок инфор-

мационных КА и их сопряжения с ударными средствами. Нара-

щивание информационной мощи в космосе и посредством ее

существенное повышение эффективности действий группировок

войск на суше, море и в воздухе не противоречит действующему

международно-правовому режиму. Это и является новой особен-

ностью в подготовке и ведении военных действий.

Углубленный анализ последних войн и локальных конфликтов

с участием США позволил выявить новые закономерности подго-

товки и ведения военных действий, заключающиеся в следующем:

— непосредственному началу военных действий предшествова-

ло наращивание над районом конфликта информационной мощи

в космосе и проведение мероприятий по информационному со-

пряжению войск, сил, систем оружия с космическими системами;

— нанесение массированных авиационно-ракетных ударов

предварялось, сопровождалось и заканчивалось космической

фазой действий по созданию и поддержанию необходимых ха-

рактеристик разведывательно-навигационного и связного поля

с учетом пространственно-временных параметров предстоящих

боевых действий (наносимых ударов);

— в ходе подготовки и ведения военных действий отрабаты-

вались вопросы создания новых систем оружия (информацион-

но-ударных) под конкретные решаемые задачи за счет интегра-

ции информационных систем со средствами поражения.

Таким образом, реальные угрозы интересам Российской Феде-

рации в космосе и из космоса в перспективе могут быть связаны

с военно-космической деятельностью США. В случае разверты-

вания боевых космических систем США получат возможность;

— поражения (подавления) наземных и орбитальных элемен-

тов космических систем Российской Федерации противоспут-

никовыми средствами и средствами радиоэлектронного подав-

ления (поражения), что в случае начала военных действий

180 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

приведет к срыву (снижению эффективности) обеспечения из

космоса действий группировок войск;

— поражения баллистических ракет СЯС России и элементов

их боевого оснащения в полете средствами космического эше-

лона системы ПРО США, что может существенно снизить эф-

фективность воздействия СЯС, особенно в ответном ударе;

— организации из космоса радиоэлектронного подавления

радиоэлектронных средств, линий и канатов связи и передачи

информации в интересах дезорганизации систем государствен-

ного и военного управления.

В известной мере угроза интересам России из космоса также

может быть связана с использованием государствами, осуществ-

ляющими космическую деятельность, информационных КА в ин-

тересах обеспечения действий своих вооруженных сил.

Системный анализ показывает, что эффективное решение Во-

оруженными силами Российской Федерации поставленных за-

дач невозможно без использования космических сил и средств,

позволяющих:

— своевременно вскрывать изменения состояния объектов

сооруженных сил зарубежных государств, обнаруживать переброски

войск, сил авиации и флота, выдвижения их на боевые позиции;

— контролировать соблюдение договоров и соглашений в об-

ласти ограничения обычных, ядерных и космических вооруже-

ний, выявлять новые виды оружия и военной техники, наблю-

дать за пунктами дислокации сухопутных войск, базирования

авиации и сил флота;

— вести постоянное наблюдение за радиотехническими сред-

ствами зарубежных государств;

— обнаруживать запуски (старты) баллистических ракет;

— доводить по космическим каналам сигналы боевого управ-

ления до всех видов и родов Вооруженных сил России;

— обеспечивать глобальное, всепогодное, высокоточное оп-

ределение координат в реальном масштабе времени мобильных

объектов Вооруженных сил России;

— обеспечивать геодезическими данными потребителей ви-

дов Вооруженных сил России;

— обеспечивать связь в интересах Генерального штаба и всех

видов Вооруженных сил России;

— обеспечивать действия по отражению ударов противника

с воздушных, сухопутных и морских направлений, нанесению

поражения противнику, созданию условий для прекращения

военных действий.

3.5. Космос и военная безопасность • 181

Военные задачи, которые в обозримой перспективе предпо-

лагается решать с использованием космических средств, не бу-

дут существенно отличаться от вышеизложенных, однако будет

иметь место возрастание роли военного космоса, обусловленное

главным образом следующими факторами:

— существенным снижением общей численности ядерных

средств и, как следствие, необходимостью их гарантированного

сохранения и более эффективного применения в условиях воз-

можного контрсилового удара противника;

— изменением состава и структуры стратегических наступа-

тельных вооружений в сторону мобильных ядерных средств (МБР

и БРПЛ);

— принятием на вооружение армий ведущих государств но-

вого поколения боевых и обеспечивающих средств, в том числе

систем высокоточного оружия, и связанными с этим изменени-

ями в формах и способах ведения вооруженной борьбы;

— угрозой появления систем стратегического уровня в кос-

мосе (прежде всего систем ПРО и противоспутниковых систем);

— распространением ракетно-ядерных и космических техно-

логий и техники в странах «третьего мира»;

— возрастанием общего объема задач контроля за соблюде-

нием режимов договоров по ядерным и обычным вооружениям.

Практика показывает, что с появлением новых средств веде-

ния вооруженной борьбы всегда начинали пересматриваться зна-

чение и удельный вес существующих международных конвен-

ций. Свое воздействие на международное право революция

в военном деле оказывает, конечно, не непосредственно, а преж-

де всего через политику государств и коалиций, через их воен-

ные доктрины и военную стратегию. Все это требует постанов-

ки и решения многих важных проблем, связанных с развитием







Date: 2015-07-22; view: 356; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.111 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию