Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 15 page





войск осуществлять маневр траекториями для нанесения масси-

рованных огневых ударов по определенным группировкам войск.

А ударные группировки войск могут выдвигаться на избранные

направления главных ударов в самый последний момент.

2. Изменится соотношение между стратегией, оперативным

искусством и тактикой, хотя все эти категории военного искус-

ства сохранят свое значение. В любом случае использование

результатов ударов стратегических средств и завершение разгро-

ма группировок противника будут зависеть от успеха боевых

действий в оперативном и тактическом масштабе.

3. Существенно изменится принцип «взаимодействия», так как

будут необходимо жестко увязаны действия большого количества

видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск, вы-

полняющих взаимосвязанные стратегические, оперативные и так-

тические задачи одновременно во всех сферах вооруженной борь-

бы. Основные задачи по поражению и разгрому противника будут

решаться не в ходе столкновения крупных пехотных и танковых

формирований, а за счет дальнего огневого поражения.

4. В связи с увеличением дальности и эффективности огневых

средств возникнет необходимость уточнения способов рассредото-

чения войск как в наступлении, так и в обороне, удаления огневых

рубежей от выжидательных районов, рубежей развертывания войск,

вторых эшелонов и резервов. Возрастает значение заблаговремен-

ного создания достаточно сильных и хорошо защищенных группи-

ровок сухопутных войск, которые способны не только отразить

нападение противника, но и быть готовыми к немедленному веде-

нию (возможно, отдельными автономными отрядами или группа-

162 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

ми) наступательных действий в непосредственном соприкоснове-

нии с сухопутными войсками агрессора. Требуется превратить уже

на первом этапе, в начальный период войны «бесконтактную» вой-

ну в «контактную» как наиболее нежелательную для противника,

оснащенного дальнобойным ВТО.

5. Возрастает значение дальности ведения огневого боя. Вой-

ска должны огневыми средствами наносить значительный ущерб

противнику задолго до непосредственного соприкосновения

с ним. Новое оружие позволит добиваться непрерывности на-

ступления, внезапности и стремительности ударов, высокой ак-

тивности, маневренности и устойчивости войск.

6. Особое значение приобретает способность войск обеспе-

чить быстрое выведение из строя инфраструктуры политическо-

го и экономического управления противника, а также систем

связи и радиоэлектронной борьбы.

7. Решающую роль в войне будет играть хорошо защищенная

помехоустойчивая система ПВО, способная вести эффективную

борьбу со всеми летательными аппаратами противника, в том

числе и изготовленными по технологии «стелс».

8. Планируя агрессию, противник будет проводить широкий

комплекс мероприятий по сокрытию начала и характера своей

подготовки к нападению. Одним из способов решения этой зада-

чи может стать проведение специальной операции по дезинфор-

мации, которая будет включать комплекс взаимосвязанных и тща-

тельно согласованных мероприятий по введению в заблуждение

противостоящей стороны относительно истинных намерений.

9. Завоевание господства в воздухе и массированное приме-

нение высокоточного оружия будут иметь решающее влияние на

ход и исход вооруженной борьбы, но при этом достичь оконча-

тельного успеха без проведения наземных операций силами су-

хопутных войск не представляется возможным.

3.4. Задачи и приоритеты строительства

Вооруженных сил России

3.4.1. Направления в решении задач, стоящих перед

Вооруженными силами России

Новые приоритеты обеспечения национальной безопасности

поставили перед Вооруженными силами России новые задачи,

которые могут быть структурированы по четырем основным на-

правлениям:

3,4, Задачи и приоритеты строительства Вооруженных сил России • 163

1) устранение или снижение уровня военных угроз нацио-

нальным интересам России;

2) обеспечение экономических и политических интересов

России;

3) осуществление силовых операций мирного времени;

4) применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире

обусловливают возможность перерастания выполнения одной за-

дачи в другую, поскольку наиболее проблемные военно-полити-

ческие ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Решение задач первого направления обеспечиваются:

— своевременным выявлением угрожающего развития воен-


но-политической обстановки, подготовки вооруженного напа-

дения на Российскую Федерацию и (или) на ее союзников;

— поддержанием боевой и мобилизационной готовности во-

оруженных сил, а также подготовкой стратегических ядерных сил,

систем разведки, управления и связи для нанесения массиро-

ванного удара по агрессору в любых условиях обстановки;

— поддержанием боевого потенциала, боевой и мобилизаци-

онной готовности и подготовки группировок войск (сил) обще-

го назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем

отражение агрессии локального масштаба;

— поддержанием готовности к стратегическому развертыва-

нию в рамках государственных мероприятий по переводу стра-

ны на условия военного времени.

Решение задач второго направления обеспечивается:

— созданием условий безопасности граждан России в зонах

вооруженных конфликтов и политической или иной нестабиль-

ности;

— созданием условий для безопасности экономической деятель-

' ности России или представляющих ее экономических структур;

— защитой национальных интересов в территориальных во-

дах, на континентальном шельфе и в исключительной экономи-

ческой зоне России, а также в Мировом океане;

— проведение по решению Президента России операций с ис-

пользованием вооруженных сил заданного масштаба в регионах,

где Россия имеет экономические и политические интересы.

Осуществление силовых операций мирного времени предус-

матривает:

— выполнение Россией союзнических обязательств в соот-

ветствии с международными договорами или иными межгосу-

дарственными соглашениями;

164 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

— борьбу с международным терроризмом, борьбу с полити-

ческим экстремизмом и сепаратизмом, предотвращение и пре-

сечение диверсий и террористических актов;

— частичное или полное стратегическое развертывание, под-

держание готовности к применению вооруженных сил и приме-

нение сил ядерного сдерживания;

— осуществление миротворческих операций по мандату ООН

или СНГ по сценариям поддержания мира или принуждения

к миру;

— обеспечение режима военного положения в одном или

нескольких субъектах Российской Федерации в соответствии

с решениями высших органов государственной власти;

— защиту государственной границы России в воздушном про-

странстве и подводной среде;

— силовое обеспечение режима международных санкций,

введенных на основании решения СБ ООН;

— предупреждение экологических катастроф и других чрез-

вычайных ситуаций, ликвидацию их последствий;

— организацию территориальной обороны;

— организацию и ведение информационного противоборства.

Вооруженные силы России должны готовиться к участию в сле-

дующих видах военных конфликтов.

1. Вооруженный конфликт — одна из форм разрешения поли-

тических, национально-этнических, религиозных, территориаль-

ных и других противоречий с применением средств вооружен-

ной борьбы, при которой государства (государство), участвующие

в военных действиях, не переходят в особое состояние, называ-

емое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило,

преследуют частные военно-политические цели.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания

вооруженного инцидента, приграничного конфликта, вооружен-


ной акции и других вооруженных столкновений ограниченного

масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий исполь-

зуются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный харак-

тер (с участием двух и более государств) или внутренний харак-

тер (с ведением вооруженного противоборства в пределах терри-

тории одного государства).

2. Локальная война — война, ограниченная по политическим

целям, между двумя и более государствами, в которой военные

действия ведутся, как правило, в границах противоборствующих

государств. В этой войне затрагиваются преимущественно инте-

3,4, Задачи и приоритеты строительства Вооруженных сил России • 165

ресы только этих государств (территориальные, экономические,

политические и др.).

Локальная война может вестись группировками войск (сил),

развернутыми в районе конфликта, с их возможным усилением

за счет переброски дополнительных сил и средств и проведения

частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перера-

сти в региональную или крупномасштабную войну.

3. Региональная война — война с участием двух и более госу-

дарств (групп государств) региона национальными или коали-

ционными вооруженными силами с применением как обычных,

так и ядерных средств поражения на территории, ограниченной

пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией

океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе

которой стороны будут преследовать важные военно-политичес-

кие цели. Для ведения региональной войны потребуется полное

развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напря-

жение всех сил государств-участников. В случае участия в ней

государств, обладающих ядерным оружием, либо их союзников

региональная война будет характеризоваться угрозой перехода

к применению ядерного оружия.

4. Крупномасштабная (мировая) война — война между коалици-

ями государств или крупнейшими государствами мирового сооб-

щества. Она может стать результатом эскалации вооруженного

конфликта, локальной или региональной войны путем вовлече-

ния в них значительного числа государств различных регионов

мира. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать ра-

дикальные военно-политические цели. Она потребует мобилиза-

ции всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил го-

сударств -участников.

Современное российское военное планирование исходит из того,

что Вооруженные силы России должны быть готовы к отражению

нападения и нанесению поражения агрессору. Это должно дости-

гаться за счет ведения активных действий (как оборонительных,

так и наступательных) при любом варианте развязывания и веде-

ния войн и вооруженных конфликтов в условиях массированного

применения противником современных и перспективных боевых


средств поражения, в том числе ОМУ всех разновидностей.

Вооруженные силы Российской Федерации должны быть го-

товы к следующему:

1) в мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя по-

тенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи

166 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

поддержания боеготовности, успешно решать задачи войсками

(силами) постоянной готовности без проведения дополнитель-

ных мобилизационных мероприятий одновременно в двух воо-

руженных конфликтах любого типа, а также осуществлять ми-

ротворческие операции как самостоятельно, так и в составе

многонациональных контингентов;

2) в случае обострения военно-политической и военно-стра-

тегической обстановки обеспечивать стратегическое разверты-

вание и предотвращать эскалацию обстановки за счет сил стра-

тегического сдерживания и маневра силами постоянной

готовности;

3) в военное время наличными силами отражать воздушно-

космическое нападение противника, а после полномасштабного

стратегического развертывания — решать задачи одновременно

в двух локальных войнах без применения ядерного оружия.

Основные приоритеты строительства Вооруженных сил Рос-

сии определяются характером задач в сфере национальной безо-

пасности и геополитическими приоритетами развития страны.

Можно говорить о существовании нескольких принципиальных

требований к Вооруженным силам России, которые будут опре-

делять основные параметры военного строительства:

— способность осуществить стратегическое сдерживание;

— высокая боевая и мобилизационная готовность;

— стратегическая мобильность;

— высокая степень укомплектованности хорошо обученным,

подготовленным личным составом;

— высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

К основным приоритетам строительства Вооруженных сил

России можно отнести:

— сохранение потенциала Стратегических ядерных сил;

— наращивание числа соединений и частей постоянной го-

товности и формирование на их основе группировок войск;

— совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск

(сил);

— совершенствование системы комплектования вооружен-

ных сил;

— выполнение программы модернизации вооружения, воен-

ной и специальной техники и поддержание их в состоянии пол-

ной боевой готовности;

— совершенствование военной науки и военного образования;

— совершенствование систем социального обеспечения во-

еннослужащих, воспитания и морально-психологической под-

готовки.

3,4, Задачи и приоритеты строительства Вооруженных сил России • 167

Главной целью политики России в области стратегического

сдерживания является недопущение любого вида силового дав-

ления и агрессии против России или ее союзников, а в случае ее

развязывания — гарантированная защита суверенитета, терри-

ториальной целостности и других жизненно важных нацио-

нальных интересов России или ее союзников.

Стратегическое сдерживание осуществляется в целях:

— в мирное время — недопущения силового давления и аг-

рессии против России или ее союзников;

— в военное время — деэскалации агрессии (прекращение

военных действий на приемлемых для России условиях, нанесе-

ние противнику заданного ущерба).

Для осуществления задач стратегического сдерживания Воо-

руженные силы России должны быть готовы к осуществлению

демонстрации военного присутствия и решимости применения

военной силы. В качестве элементов стратегии может использо-

ваться дозированное боевое применение отдельных компонен-

тов стратегических сил сдерживания, повышение уровня их бо-

евой готовности, проведение учений и изменение дислокации

отдельных компонентов стратегических сил сдерживания.

Стратегическое сдерживание обеспечивают Ракетные войска

стратегического назначения (РВСН), авиационные стратегичес-

кие ядерные силы (АСЯС), морские стратегические ядерные силы

(МСЯС) и Космические войска. Сдерживание будет основываться

на их способности в ответных действиях нанести ущерб, разме-

ры которого поставили бы под сомнение достижение целей воз-

можной агрессии.

При этом Россия стоит на позициях безусловного выполнения

всех подписанных и ратифицированных международных согла-

шений. Это касается в первую очередь Договора между Россией

и США о сокращении наступательных вооружений СНВ-3, под-

писанному президентами России и США в Праге 8 апреля 2010 г.

(приложение 7). Согласно этому договору, Россия к концу 2017 г.

должна сократить запасы СЯС до 1550 стратегических ядерных

боезарядов и 700 боезарядов для развернутых МБР, БРПЛ и тяже-

лых бомбардировщиков.

Развитие РВСН будет осуществляться в направлении совер-

шенствования структуры и состава в соответствии с договорны-

ми обязательствами России в области СНВ (СНВ-3) и будет за-

висеть от выполнения этих договоров. К 2017 г. группировка

РВСН будет состоять, как утверждают военные эксперты, из

трех—пяти ракетных дивизий, что позволит сократить финансо-

вые и материальные затраты на производство боевого оснаще-

168 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

ния и дальнейшую эксплуатацию неперспективных ракетных

комплексов. Экономия средств создаст возможности для увели-

чения финансирования развития перспективных ракетных ком-

плексов.

В развитии АСЯС основные усилия должны быть направлены

на модернизацию самолета Ту-160, как многофункционального,

способного применять высокоточные крылатые ракеты в обыч-

ном и ядерном оснащении, авиационные бомбы, в том числе

и высокоточные корректируемые, а также вести воздушную раз-

ведку и постановку помех.

Дальнейшее развитие должны получить и МСЯС. Совершен-

ствование качественных характеристик РПЛ СН планируется

осуществлять путем завершения разработки нового ракетного

комплекса, создания под него РПЛ СН нового проекта.

Создание космических систем нового поколения позволит

Космическим войскам эффективно решать задачи информаци-

онного обеспечения Вооруженных сил России как в мирное, так

и в военное время.

Дальнейшее развитие группировки сил стратегического сдер-

живания невозможно без осуществления комплекса целенаправ-

ленных мероприятий по поддержанию должного уровня боего-

товности их частей и соединений.

Первая группа мероприятий касается сокращения сроков

подготовки боеготовности частей и соединений, обеспечения

устойчивой работы систем управления, информационных сис-

тем и систем связи.

Вторая группа мероприятий касается продления сроков экс-

плуатации ракетных комплексов. Регламентные работы и ремонт

продлевают эксплуатацию ракетных комплексов, что позволяет

не форсировать ввод в строй новых ракетных комплексов.

Третья группа мероприятий касается сохранения боевого со-

става СЯС. На смену снимаемым с эксплуатации ракетным ком-

плексам в боевой состав будут вводиться комплексы нового по-

коления.

Четвертая группа мероприятий касается развития систем уп-

равления и информационного обеспечения на основе орбиталь-

ной группировки информационных космических аппаратов,

которая постоянно будет совершенствоваться и увеличиваться.

С учетом опыта боевого применения войск (сил) одним из

основных приоритетов в строительстве Вооруженных сил Рос-

сии является совершенствование их боевого состава в целях со-

здания группировок войск (сил), объединенных единым управ-

3,4, Задачи и приоритеты строительства Вооруженных сил России • 169

лением и способных выполнять боевые задачи составом мирно-

го времени.

С этой целью при формировании группировок используется

территориальный принцип, обеспечивающий проведение совме-

стных мероприятий оперативной и боевой подготовки, боевого

слаживания, организации взаимодействия, оперативного и бое-

вого управления, а также всестороннего обеспечения. Основу

таких группировок войск (сил) составляют соединения и воин-

ские части постоянной готовности.

К категории постоянной готовности относятся соединения

и воинские части, способные в мирное и военное время выпол-

нять боевые задачи без проведения мероприятий по доукомп-

лектованию мобилизационными ресурсами.

На данные группировки войск (сил) возлагаются следующие

основные задачи.

L В мирное время:

— участие в защите национальных интересов государства, в том

числе и проведением комплекса мероприятий по демонстрации

военной силы;

— участие в миротворческих операциях в соответствии с меж-

дународными обязательствами;

— оказание содействия другим войскам, воинским формиро-

ваниям и органам России при выполнении возложенных на них

задач по охране государственной границы Российской Федера-

ции, пресечению внутренних конфликтов и иных действий с ис-

пользованием средств вооруженного насилия, ликвидации по-

следствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

2. В чрезвычайной ситуации (при введении чрезвычайного

положения):

— участие в поддержании режима чрезвычайного положения,

в том числе и в районах внутренних вооруженных конфликтов;

— ликвидация (нанесение ударов) незаконных вооруженных

формирований, террористических групп и организаций, унич-

тожение их баз, центров подготовки, складов и коммуникаций;

— ведение совместно с другими войсками, воинскими фор-

мированиями и органами активной борьбы с терроризмом, обес-

печение безопасности национального морского судоходства, за-

щиты воздушного пространства России.

3. В военное время:

— решение задач по локализации (нейтрализации) возмож-

ных вооруженных конфликтов на всех стратегических направле-

ниях, отражение агрессии локального масштаба.

170 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

Состав, система управления и всестороннего обеспечения

группировок войск (сил) постоянной готовности соответствуют

степени угроз России. Группировки создаются на всех стратеги-

ческих направлениях, состав их различен и соответствует степе-

ни угроз национальной безопасности России, при этом предус-

матривается их достаточная мобильность, т.е. перегруппировка

при необходимости в любой регион (район) для решения задач

локализации (нейтрализации) возможных вооруженных конф-

ликтов. Особая роль в осуществлении таких перегруппировок

будет принадлежать военно-транспортной авиации.

Для успешного ведения боевых действий при любом виде

вооруженного конфликта в состав группировок войск (сил) вклю-

чаются соединения и воинские части постоянной готовности

различных видов и родов войск Вооруженных сил, при этом

основным компонентом являются общевойсковые соединения

и воинские части, а также высокоточные ударные огневые ком-

плексы других видов Вооруженных сил России.

3.4.2. «Демонстраторы» и «зрители»

Важной специфической задачей Вооруженных сил России

является демонстрация военной силы, что бывает необходимо

для достижения внешнеполитических целей. Находясь на стыке

дипломатической и вооруженной борьбы, такая форма исполь-

зования военной силы весьма сложна и противоречива. С одной

стороны, демонстрация военной силы является формой приме-

нения вооруженных сил, с другой — продолжением дипломати-

ческих усилий государства, так как военная сила применяется

без вооруженного насилия, т.е. не по прямому назначению в клас-

сическом понимании.

Демонстрация военной силы предполагает наличие «демон-

стратора» военной силы и «зрителя» демонстрации, а также оп-

ределенных демонстрационных целей и задач, отношений и связей

между «демонстратором» и «зрителем».

При этом под «демонстратором» понимается страна или группа

стран, стремящаяся достичь определенных политических целей

проведением демонстрационных мероприятий. «Зрителем» яв-

ляется страна или группа стран, которым демонстрируется во-

енная мощь в прямой или косвенной форме.

Спектр демонстрационных действий сравнительно широк,

выбор способа демонстрации определяется условиями конкрет-

ной военно-политической обстановки.

3,4, Задачи и приоритеты строительства Вооруженных сил России • 171

Исторический опыт показывает, что демонстрация военной

силы осуществляется в условиях мирного времени, обострения

противоречий и в ходе вооруженных конфликтов.

В условиях мирного времени демонстрация военной силы

осуществляется в следующих формах:

— проведение военных учений или военных маневров, а так-

же военных парадов;

— присутствие сил ВМФ в определенных районах Мирового

океана;

— участие в выставках военной техники и вооружения;

— демонстрация обладания каким-либо видом вооружения,

каких-либо новых свойств или возможностей техники или воо-

ружения;

— испытание нового вида оружия.

Весьма наглядно военная сила проявляется при проведении

учений и военных маневров. В ходе них на фоне оперативно-

тактической обстановки страна «демонстратор» показывает ог-

невые и маневренные возможности привлекаемых соединений

и частей, оснащенность их техникой и вооружением, обученность

личного состава и другие параметры.

Другой формой демонстрации военной силы является при-

сутствие военных кораблей в определенных районах Мирового

океана, которое призвано убедить, что военные силы государ-

ства мобильны, а необходимые воинские формирования могут

быть доставлены в любой район мира. Например, США осуще-

ствляют постоянное военное присутствие в Средиземном море,

Индийском океане и западной части Тихого океана. В каждом

из этих районов на боевой службе находятся амфибийно-десан-

тная группа (АДГ) и авиационно-ударная группа (АУГ) воору-







Date: 2015-07-22; view: 319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.105 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию