Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Операции по обеспечению гарантий передвижения или их запрету
Последний тип операций миротворческого уровня — гарантии или запрет передвижения. Операции по обеспечению права пе- рехода могут включать гарантии свободного плавания кораблей и судов морскими путями, над которыми нависла опасность, или обеспечение пролета боевых самолетов к осажденному городу или местности. Операции по, запрету перемещения к определен- ным территориям обычно направлены на прекращение сообще- ний по воздуху над специальными зонами или местами прожи- вания людей. У р о в е н ь III — операции, в которых многонациональные силы, имея значительное количество тяжелого вооружения, ис- пользуются для подавления серьезного очага конфликта, угро- жающего миру в регионе в целом. Эти операции отличаются от операций первого и второго уровней вероятностью возникнове- ния инцидентов между многонациональными силами и сторо- ной, к которой применяются санкции, что может привести к ис- пользованию более высокого уровня сил — регулярных воинских частей, боевой авиации или сил флота — в отличие от двух пер- вых уровней, в операциях которых действия происходят между небольшими формированиями на местности. Санкции. В соответствии со ст. 41 Устава ООН предусматри- вается полный или частичный разрыв экономических отноше- ний, лишение дипломатических и торговых привилегий, огра- ничение свободы передвижения в отношении установленного нарушителя. Обычно подобные санкции вводятся тогда, когда дипломатические методы и иные средства разрешения конфликта не принесли результата. Для военного контингента сил, участвующих во введении санкций, характерно: 1) наличие подразделений, способных про- 3.7. Миротворчество как форма применения военной силы... • 223 водить операции в воздухе, на море и на суше; 2) сдерживающее влияние сил, осуществляющих санкции, основанное на наличии или подразумевающее возможности использования в ходе опе- рации тяжелого вооружения; 3) конфронтация при осуществле- нии санкций более вероятна на уровне высокой боевой техни- ки — авиации и флота, чем между отдельными подразделениями на суше; 4) наличие средств радиоэлектронной борьбы для обес- печения надежности операции тактической группы; 5) способ- ность в течение длительного времени продолжать операцию по осуществлению санкций. Операции по принуждению к миру. В статье 42 Устава ООН опе- рации этого вида определяются, как санкции самого высокого уровня, которые Совет Безопасности ООН может принять в свя- зи с серьезной угрозой международному миру и безопасности Они могут предусматривать масштабные военные действия про- тив определенного государства-агрессора. В ходе такой опера- ции обычно применяют авиация, силы флота и средства огневой поддержки. Для этих операций могут привлекаться многонаци- ональные по составу силы, которые, как правило, представля- ются и готовятся существующими военными союзами. Предпо- лагается, что в отличие от операций первого и второго уровня, силы, участвующие в операциях по принуждению к миру, могут иметь серьезные потери в личном составе и вооружении. Это обусловливает необходимость тщательной подготовки и плани- рования такой операции, а также всестороннего материально- технического обеспечения. Миротворчество располагает богатым арсеналом способов воздействия на конфликтующие стороны. Безусловный приори- тет имеют политические и насильственные способы. Однако в любом случае инструментарий урегулирования конфликта из- бирается политиками. Не случайно, несмотря на имеющийся практический опыт миротворческой деятельности, проблемы на- силия и согласия остаются дискуссионными в кругах теорети- ков и практиков миротворчества. Отметим, что к эффективным типам миротворческой деятель- ности относятся также превентивная дипломатия и мирострои- тельство. Превентивная дипломатия — это действия, направленные на пре- дупреждение возникновения споров между сторонами, недопуще- ние перерастания существующих споров в конфликты и ограниче- ние масштабов конфликтов после их возникновения. Другими словами, это политическая деятельность различных институтов 224 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... ООН, направленная на выявление регионов потенциальных конф- ликтов и предупреждение вспышек военных действий. Она пред- полагает осуществление дипломатических усилий заблаговремен- но до начала ожидаемого конфликта в целях урегулирования спорных проблем до проявления актов насилия или ограничения распространения насилия, когда оно уже началось, главным обра- зом политическими мерами. Превентивная дипломатия требует осуществления мер, направленных на установление доверия. Вза- имное доверие и добрая воля абсолютно необходимы для умень- шения вероятности конфликта между государствами. Большая часть потенциальных конфликтов имеет политичес- кие, экономические и социальные корни, поэтому ООН, между- народные организации должны отслеживать события и тенден- ции, которые могут привести к опасной напряженности в регионе, и оценивать их с точки зрения стабильности ситуации и нали- чия угрозы миру и безопасности. Оценка ситуации должна осу- ществляться посредством миссий по установлению фактов либо в ходе контактов и консультаций посредников с правительством, а также направлением специального посланника в регион на- пряженности. В настоящее время ООН имеет сеть центров ран- него предупреждения о различных угрозах человечеству. Анали- зируя из этих и других источников информацию, содержащую политические симптомы потенциальной конфликтности, мож- но оценить ситуацию и принять соответствующие меры. Составным элементом превентивной дипломатии по определе- нию ООН является превентивное развертывание, которое включа- ет в себя развертывание гуманитарной помощи, военного, поли- цейского или гражданского персонала и собственно превентивное развертывание войск — заблаговременное размещение воинских контингентов в зоне или на границах зоны потенциального воору- женного конфликта в целях его предотвращения. В соответствии с концепцией и практикой ООН превентив- ное развертывание воинских контингентов может осуществляться в различных ситуациях. В условиях национального кризиса пре- вентивное развертывание должно осуществляться по просьбе правительства или всех заинтересованных сторон с их согласия; при возникновении межгосударственных споров такое развер- тывание может иметь место, когда обе страны считают, что при- сутствие ООН или сил региональных организаций по обе сторо- ны их границ может содействовать предотвращению боевых действий. Кроме того, превентивное развертывание может быть использовано, когда какая-либо страна ощущает угрозу и про- 3.7. Миротворчество как форма применения военной силы... • 225 сит 'обеспечить соответствующее присутствие многонациональ- ных сил лишь с ее стороны границы. Вместе с тем превентивное развертывание по характеру осуще- ствляемых действий и по задачам, которые ставятся вооружен- ным контингентам, перекликается с аналогичными действиями и задачами, осуществляемыми в рамках миротворческих опера- ций вооруженных сил по поддержанию мира. Ряд экспертов спра- ведливо выводят превентивное развертывание вооруженных сил за рамки превентивной дипломатии, целиком относя его к классу миротворческих операций вооруженных сил по поддержанию мира. В целом такая позиция представляется логически обоснованной, поскольку ^вносит большую стройность в типологию миротвор- ческих операций и классификацию задач, выполнение которых в рамках миротворчества возлагается на вооруженные силы. Ос- новное же различие хронологического порядка, когда поддержа- ние мира принято относить к миротворческим усилиям, осуществ- ляемым в ходе уже разразившегося или только что закончившегося конфликта, также носит достаточно условный характер, поскольку в отношении возможности нового обострения ситуации, реци- дива конфликта меры по поддержанию мира рассматриваются как превентивные. Строительство мира — это действия, которые способствуют восстановлению национальных институтов и инфраструктуры, разрушенных в ходе гражданской войны, или созданию взаимо- выгодных, разносторонних связей между странами, которые уча- ствовали в войне. Практически это выявление и поддержка струк- тур, институтов, которые будут содействовать укреплению и упрочению мира в целях предотвращения рецидива конфлик- та. Цель постконфликтного миростроительства — предотвратить повторение случившегося. Меры, которые при этом могут ис- пользоваться, — демилитаризация, установление контроля над стрелковым оружием, институциональная реформа, совершен- ствование системы охраны порядка и судебной системы, конт- роль соблюдения прав человека, реформа избирательной систе- мы и социально-экономического развития. Эти меры могут играть важную роль как в предотвращении конфликта, так и в залечи- вании ран уже после его урегулирования. Существуют две модели строительства мира. К первой из них относятся ситуации, когда выработано решение о всеобъемлю- щем урегулировании, предусматривающем положения о реали- зации долгосрочных политических, экономических и социальных задач, контроль за выполнением которых возлагается на много- 226 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... аспектную операцию по поддержанию мира. Ко второй модели относятся ситуации, когда миростроительство — будь то в пре- вентивных целях или в условиях закончившегося конфликта — ведется в связи с потенциальным или прошлым конфликтом без развертывания операции по поддержанию мира. В обоих случа- ях главная цель акций — выявление, поддержка и укрепление структур, государственных институтов, которые способны содей- ствовать урегулированию или предотвращению конфликта и будут активно в этом участвовать. Г Л А В А ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННОЙ СИЛЫ США 4.1. Рациональная модель и концепция сдерживания 4.1.1. Применение военной силы США: теоретические положения Рациональная модель. В основе теоретических положений при- менения военной силы в США лежат два политологических под- хода — рациональный и иррациональный. Рациональный подход принадлежит школе политического ре- ализма, одной из наиболее влиятельных в американской полити- ческой науке. Основатель этой школы политолог Г. Моргентау утверждал, что мы, поставив себя на место государственного ру- ководителя, который решает определенную внешнеполитическую проблему, спрашиваем себя, какие рациональные альтернативы существуют, из которых он должен сделать выбор и которые раз- решают проблему при данных обстоятельствах, а также какие рациональные альтернативы этот конкретный руководитель ско- рее всего выберет. В основе рациональной модели лежат следующие положения: 1) государства — рациональные унитарные акторы, которые размышляют о своих действиях и делают выбор; 2) государства идентифицируют свои интересы и ранжируют их по приоритетам — от наиболее важных к менее важным; 3) государства проводят анализ возможной политики на ос- нове соотношения «затраты — выгода», определяя, сколько пред- полагаемое действие будет стоить и какую выгоду оно принесет, т.е. выбирают политику с точки зрения минимальных затрат и максимальной выгоды; 228 • ГЛАВА 4. ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННОЙ СИЛЫ США 4) все руководители обладают примерно одинаковыми цен- ностями и интересами — как все люди хотят иметь больше де- нег, так и все руководители государств стремятся к тому, чтобы их государства стали более сильными. Сторонники рациональной модели утверждают, что существу- ют познаваемые объективные законы международных отношений. Один из праотцов политического реализма древнегреческий ис- торик Фукидид (IV в. до н.э.) писал: «Истина заключается в том, что как события прошлого, так и события будущего, в соответ- ствии с природой человека, будут повторяться одинаково или сопоставимо». Это высказывание приводит к пониманию того, что руководитель государства и само государство несвободны в вы- боре линии своего поведения. Государство является актором, ко- торый вынужден играть по объективным законам развития обще- ства. По утверждению реалистов, эти законы можно и нужно познать. Существует рациональный элемент в политическом дей- ствии, который делает политику доступной для теоретического анализа. Но в политике также есть элемент случайности, что зат- рудняет возможность ее теоретического понимания. Материал, с которым политологу приходится иметь дело, двусмыслен. По- литолог должен понимать, что с одной стороны происшедшие со- бытия являются уникальными по своему происхождению, а с дру- гой — эти события похожи, так как они являются проявлением социальных сил. Социальные силы, в свою очередь, являются продуктом человеческой природы в действии, следовательно, при аналогичных обстоятельствах они будут проявляться похоже. Сторонники рациональной модели понимают все сложности международных отношений, где имеет место и случай. В то же время Г. Моргентау подчеркивал, что элемент рационализма, порядка и регулярности заложен в ограниченном наборе возмож- ных вариантов в пределах каждой системы множественного вы- бора. Рассматриваемый с помощью рациональной, примерной карты социальный мир на самом деле есть хаос случайностей. И все-таки он не лишен меры рационализма, если к нему при- близиться с позиций продуманной теории. Если исходить из ра- ционального подхода, то такая рациональность предполагает, что индивидуумы воспринимают мир без искажений и приходят к ре- шению в ходе открытого интеллектуального процесса: цели оп- ределены, производится поиск требуемой информации, рассмат- ривается широкий круг альтернатив и выбирается решение, которое максимизирует выгоду, одновременно минимизируя при этом затраты. Такое понимание рационализма дает определен- 4.1. Рациональная модель и концепция сдерживания • 229 ную возможность планирования своих действий и прогнозиро- вания действий других акторов международных отношений. Рациональный подход был развит политологом Г. Эллисоном в модели под названием «рациональный актор», которая вполне совместима с подходом Г. Моргентау, утверждающего, что при- нятие решения — наиболее рациональный выбор среди прочих рациональных альтернатив. Согласно Г. Эллисону, «рациональ- ность относится к последовательному, максимизирующему цен- ность выбору в пределах уточненных ограничений». Таким образом, анализ международных отношений, приня- тие решения и такая стратегия как сдерживание, деполитизиру- ются, освобождаются от налета субъективизма и получают пос- ледовательную парадигму познания, которая строится на объективной основе. В последнее время классическая рациональная модель пре- терпела сильное воздействие со стороны других парадигм из те- ории международных отношений и в первую очередь таких, как либеральный интернационализм, иррациональная и когнитив- ная модель. Не все сторонники рациональной модели полностью разде- ляют подходы основателей школы. Например, политологи Т. Сзайна и А. Теллис утверждают, что рационализм нельзя по- нимать как универсальное умонастроение, так как рационализм скорее есть признание того, что индивидуумы ориентированы на достижение цели и способны к адаптации. Они постараются достичь своих целей самым легким и наименее затратным (или наиболее эффективным) в их понимании способом. Рациона- лизм не означает, что все индивидуумы имеют одинаковые цели. Однако если мы понимаем их цель, то их действия могут быть в принципе предсказуемы. Политолог С. Максвелл выделяет три взгляда на понятие «ра- циональный». 1. «Рациональный» используется в качестве синонима «мо- ральный». Следовательно, один из предполагаемых ответов бу- дет зависеть от норм морального суждения присущих природе действия, а другой — от предполагаемых результатов. 2. Второе понятие «рациональности» чаще используется в среде экспертов по ядерной стратегии. «Рациональный» часто использу- ется как противоположность «безумному», или «безрассудному». 3. В теории сдерживания охарактеризовать действие как «ра- циональное» — значит сказать, что оно соответствует ценностям актора, какими бы они ни были. 230 • ГЛАВА 4. ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННОЙ СИЛЫ США Американские политологи чаще ассоциируют третий взгляд на рационализм с взглядами американских политиков и страте- гов. На практике он не был доминирующим в период «холодной войны» и в первые годы после ее окончания. В основе концеп- ции сдерживания в первую очередь лежали положения второго и третьего понятий термина «рациональный». Насколько приемлема рациональная модель сегодня? Посколь- ку она связана с процессом принятия решения, в основе которо- го лежит именно рациональный подход, такие сторонники дан- ной модели, как политологи Дж. Акилла и П. Дэйвис, полагают, что она имеет универсальный характер. Предположение заклю- чается в том, что неизбежно руководители стремятся к рацио- нальному принятию решения на определенной, но субъектив- ной основе, рассматривая наиболее вероятные и наилучшие или наихудшие результаты различных вариантов. Это положение тесно связывает рациональную модель с несовпадающими системами ценностей, что позволяет дать расширенное толкование поня- тию рационализма. Этот тезис подтверждает официальный доку- мент министерства обороны США «Концепция совместных дей- ствий стратегического сдерживания». В нем подчеркивается, что почти все противники будут действовать в соответствии с логи- кой рационального собственного интереса. По определению, соб- ственный интерес рассматривается в соответствии с культурны- ми, религиозными, идеологическими и личными воззрениями, которые часто противоречат американским или западным нор- мам. Например, воспринимаемая ценность человеческой жизни варьируется среди культур, групп влияния и организаций. Воз- награждение за уничтожение тех, кто рассматривается как «недо- стойные» (по культурным, религиозным или идеологическим при- чинам), может мотивировать действия против американских интересов. Рациональный собственный интерес может вовлечь организационные факторы, а также внешние соображения. В то же время признается, что рациональная модель находит- ся под воздействием разногласий относительно спорных инте- ресов. По мнению У. Кертиса, «все спорные интересы представ- ляют определенные ценности, а эти ценности являются предметом изменений со временем из-за технологических инноваций, куль- туры и восприятия государственными деятелями стратегических реалий». Одним из ключевых факторов в международных отношениях и применении военной силы является фактор культуры или эле- мент иррационализма. Этот элемент часто имеет решающее зна- 4.1. Рациональная модель и концепция сдерживания • 231 чение в оценке военно-политической ситуации. Им нельзя пре- небрегать, делая ставку исключительно на рациональную модель без учета локального контекста как культуры вообще и стратеги- ческой в частности, так как в противном случае оценка предполо- жительного поведения противника может привести к проигрышу. Типичным и ставшим хрестоматийным примером стал оши- бочный прогноз поведения С. Хусейна накануне вторжения Ирака в Кувейт в 1990 г.: аналитики ЦРУ полагали, что его действия будут рациональными. В этом случае аналитические выводы были построены на стандартах рационального поведения, созданного и применяемого американцами, на стандартах, которые упусти- ли важное наблюдение: нигде не записано, что какой-либо субъект будет поступать логично или рационально в соответствии с чьи- ми-либо стандартами логики или рационализма. Отметим, что рациональная модель сильно подвержена фак- торам иррационализма в международных отношениях. Здесь можно согласиться с X. Канном: исследователи, которые изуча- ют эти проблемы, допускают, что политики не то чтобы являют- ся полностью рациональными, а скорее они не совсем ирраци- ональны. Концепция сдерживания. В основе концепции сдерживания ле- жит универсальная рациональная модель, рожденная американ- ской политологической и военно-политической мыслью в усло- виях противостояния двух систем периода «холодной войны». Этот подход получил свое развитие из идеи известного военного тео- ретика XIX в. К. Клаузевица, который писал, что «нападение может быть предупреждено очевидным решительным возмезди- ем за него, невероятностью успеха». В одном из ранних исследо- ваний периода начала «холодной войны» авторитетный амери- канский теоретик Б. Броди отмечал, что до сих пор главной целью военного истеблишмента США было выигрывать войны. В на- стоящее время его главной целью стало предотвращение их. Другой авторитетный американский политолог Г. Снайдер подчеркивал, что главные цели политики национальной безо- пасности заключаются в сдерживании нападения противника и успешной с минимальными затратами обороне, если нападе- ние произошло. По мнению американских экспертов, предотв- ращение новых мировых войн стало возможным в результате ре- ализации стратегии сдерживания. Понятие концепции сдерживания требует пояснения из-за различных ее трактовок. Американское экспертное сообщество вкладывает следующий смысл в понятие «сдерживание». 232 • ГЛАВА 4. ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННОЙ СИЛЫ США Слова «deter» — «устрашать» и «deterrence» — «устрашение» имеют латинское происхождение от «deterrere», означающего «ус- трашить или удержать от чего-то». В языке специалистов в обла- сти международных отношений и военной стратегии «deter» уже долгое время имеет более широкое значение. Оно используется не только для того, чтобы отговорить сторону предпринять ка- кое-либо действие, указав на пугающие возможные последствия, но также указывает на ситуации, где удержание от чего-либо про- исходит ввиду перспективы неудачи достичь желаемых целей или перспективы превышения стоимости ожидаемой выгоды. Неко- торые исследователи в области военной стратегии проводят раз- личия между отпугиванием нападения угрозой «наказания» (пу- гающие последствия) и отпугиванием нападения перспективой «лишения» (целей нападения). Трудность объяснения этого понятия связана с одной сторо- ны с возникшим разногласием в английских терминах «deterrence » — «устрашение или запугивание» и «containment» — «сдер- живание». Здесь необходимо иметь в виду, что путаница связана не столько с лингвистическими особенностями перевода на рус- ский язык, сколько с трактовкой их политологического наполне- ния. На американском политическом языке сегодня употребля- ются два термина. Кеннан — патриарх американской дипломатии и основатель доктрины сдерживания коммунизма — писал о сдер- живании, употребляя термин «containment», обозначая им проти- водействие коммунистической идеологии и его носителю — Со- ветскому Союзу с помощью политических и экономических методов. Сегодня на Западе начался новый этап сдерживания — сдерживание России, поэтому употребляется термин «containment» по аналогии с концепцией Кеннана. Броди (американский политолог) использовал термин «deterrence», что означает сдерживание путем запугивания, уст- рашения. В 1960-е гг. при министре обороны США Р. Макна- маре стали говорить о нанесении неприемлемого ущерба как основе ядерного сдерживания. Неприемлемый ущерб был оп- ределен как уничтожение половины населения и двух третей экономического потенциала противника. В конечном итоге была сформирована система взаимного ядерного сдерживания (США — СССР) или взаимного ядерного устрашения, сущнос- тью которой было гарантированное взаимное уничтожение. Советский Союз исчез, и вместе с ним ушла в прошлое аме- риканская стратегия сдерживания коммунизма. Кончилось сдер- живание containment, но не кончилось сдерживание deterrence. 4.1. Рациональная модель и концепция сдерживания • 233 Ядерное сдерживание не ушло в историю, а стало приобретать новые грани, которые отражают новую геополитическую обста- новку и новые политические реалии. Анализируя стратегию сдерживания, было бы неверно связы- вать понятие сдерживания исключительно с ядерным оружием. Основа сдерживания — не только ядерное оружие, а в первую очередь наличие возможности осуществления насилия. В американской экспертной среде существуют различные оп- ределения сдерживания. Авторитетный эксперт П. Нитце счита- ет: «Сдерживание требует, чтобы потенциальный противник был убежден, что риски и затраты агрессии далеко перевесят приоб- ретения, которые он надеется получить». По мнению политоло- га Р. Джоунза, «политика сдерживания — это расчетливая по- пытка убедить противника сделать что-то или воздержаться делать что-то, угрожая наказанием за неподчинение». Политологи Г. Крейг и А. Джордж под сдерживанием понимают главным об- разом «усилие одного актора убедить своего оппонента не пред- принимать некоего действия против его интересов, убеждая оп- понента, что затраты и риски этого действия перевесят то, что он надеется приобрести». Официальная американская военная доктрина определяет сдерживание как «предотвращение действия страхом последствий. Сдерживание — это состояние ума, выз- ванное существованием внушающей доверие угрозы неприемле- мого противодействия». В официальных документах министер- ства обороны США под сдерживанием понимается способность воспрепятствовать агрессии или любой форме принуждения, уг- рожая использовать американские военные возможности. Таким образом, несмотря на некоторые различия, эксперты под сдерживанием понимают ряд целенаправленных шагов од- ной стороны, обеспечивающих воздействие на умы противопо- ложной стороны с целью изменить ее политику. Это в конечном итоге полностью соответствует рациональной парадигме. Понятие «сдерживание» имеет грани, позволяющие говорить о его многомерности. Сдерживание в политическом и военном контексте может относиться к мерам, предпринятым для гене- рирования внушающего доверие наказания за действие, или лишение целей, или генерирование затрат, превышающих выго- ду (т.е. практика сдерживания). Состояние удержания может также создаваться как подобными мерами, так и другими факторами, т.е. сдерживание как условие. Сдерживание может осуществляться формированием угрозы возможного возмездия такими действи- ями, как, например, нанесение заданного ущерба или вторже- 234 • ГЛАВА 4. ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННОЙ СИЛЫ США ние в страну, а также применением невоенных мер, например эмбарго и разных санкций. Возможно сдерживание через при- нятие дополнительных оборонительных мер военного характера для повышения затрат вероятного нападения^противника. Дж. Гордон из министерства энергетики объяснял в свое время следующим образом роль министерства в сдерживании: «Буду- щий соперник, стремящийся получить ядерное превосходство, будет вынужден прийти к выводу, что его наращивание не мо- жет произойти быстрее ответной реакции США». Виды сдерживания различаются исходя из характера его реа- лизации. В первую очередь это наступательное сдерживание и обо- ронительное сдерживание. Если главная цель сдерживания заключается в предотвраще- нии агрессии, то обеспечить это можно за счет формирования в уме потенциального агрессора положения, которое будет убеждать его, что риски агрессии намного перевешивают приобретения. Насту- пательное и оборонительное сдерживание воздействует на фор- мирование этого положения по-разному: наступательные силы увеличивают риски агрессора, угрожая ему неприемлемыми зат- ратами, оборонительные силы уменьшают потенциальные при- обретения, лишая агрессора возможности достичь своих целей. Кроме того, можно выделить такие виды сдерживания, как сдерживание путем угрозы наказания и путем лишения. Устра- шение путем лишения означает убедить противника не нападать, разъясняя ему, что его нападение будет отражено, другими сло- вами, что он не сможет достичь оперативных целей. Сдержива- ние путем лишения обычно является добавлением к более рас- пространенному типу сдерживанию путем угрозы наказания. Так, создание стратегических систем обороны (например, националь- ной системы ПРО) обеспечивает сдерживание путем лишения и уменьшения ущерба при нападении противной стороны. Рассматривая ядерное сдерживание, американские эксперты выделяют несколько вариантов сдерживания: 1. Расширенное сдерживание — используется для обозначения расширения ядерного сдерживания не только от нападения на саму страну или ее принуждение, но и сдерживание от нападе- ния или принуждения союзников этого государства. 2. Минимальное сдерживание — имеет два значения: одно из них связано с наличием минимальных средств достаточных для эф- фективного сдерживания потенциального противника, а другое относится к сдерживанию тех угроз, которые направлены исклю- чительно на саму страну, осуществляющую сдерживание, но при 4.1. Рациональная модель и концепция сдерживания • 235 этом не защищает союзников данного государства, т.е. противо- положно расширенному сдерживанию. 3. Экзистенциональное сдерживание — означает сдерживающий эффект, исходящий от самого существования ядерного оружия у страны или ее союзников. Иногда это понятие переносят даже на те страны, которые способны производить ядерное оружие, но не делают этого по какой-либо причине. При всем разнообразии сдерживания главной его функцией является ограниченная форма расширенного ядерного сдержи- вания, направленного на ядерные угрозы конкретной стране или ее союзникам, хотя и вполне допускается ядерное сдерживание более широкого спектра угроз. В принципе ядерное сдерживание может быть использовано для сдерживания не только ядерного нападения, но и нападения с применением сил общего назначения или с применением хи- мического, бактериологического оружия, а также при угрозе жизненно важным интересам с помощью невоенных средств, 4.1.2. Сдерживание и оборона: различия Анализируя суть сдерживания, необходимо проводить четкую линию отличия сдерживания от собственно обороны. По мне- нию политолога Р. Арта, цели применения силы для сдержива- ния отличаются от применения силы для обороны (табл. 4.1). Таблица 4.1 Date: 2015-07-22; view: 374; Нарушение авторских прав |