Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 14 page
ния ОМУ. В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного права и приматом собственных национальных интересов. Шанхайская организация сотрудничества играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и Дальневосточном регионе. Дальнейшее укрепление по- литического и военно-политического потенциала ШОС обес- печит формирование зоны мира и стабильности на Юго-Вос- точном и Дальневосточном направлениях, исключающей возникновение крупномасштабной военной угрозы. Российское военное планирование в области строительства и применения Вооруженных сил России в первой половине XXI в. столкнется с рядом факторов неопределенности. Под фактором неопределенности понимается ситуация, кон- фликт или процесс политического или военно-политического характера, развитие которого может существенно изменить гео- политическую обстановку в приоритетном для интересов Рос- сии регионе или, наоборот, создать прямую угрозу ее безопас- ности. В ближайшие несколько лет неопределенность в международ- ных отношениях может быть вызвана следующими факторами. 1. Несанкционированное СБ ООН применение военной силы в международных отношениях. Этот факт требует от России се- рьезной корректировки планов военного строительства и раз- вертывания войск. 2. Возможность применения ядерного оружия на поле боя. Существуют тенденции сделать ядерное оружие оружием поля боя за счет реализации в новых образцах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое» оружие. Проведение в ряде стран соответствующих исследований и принятие поли- тических решений о возможности их расширенного финансиро- вания является фактором, способным серьезно изменить миро- вую и региональную стабильность. Фактически ставится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в ре- гиональных конфликтах против военных и гражданских целей для уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объек- тов гражданской инфраструктуры. Понижение порога примене- ния ядерного оружия на оперативном и тактическом уровнях, 152 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... девальвирующее значение обычных вооруженных сил и воору- жений в региональных военных конфликтах, превращает угрозу применения ядерного оружия из политической в военно-поли- тическую. Это потребует от России перестройки системы управ- ления войсками и создания потенциала сдерживания. 3. Возможность дальнейшего распространения ОМУ, техноло- гий его производства и средств доставки. Расширение практики применения вооруженных сил без санкции СБ ООН может при- вести к стремлению многих стран обладать оружием массового поражения, включая ядерное, т.е. к созданию эффективного ин- струмента сдерживания потенциального агрессора. Помимо об- щей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-политических последствий. Появление в ре- гиональных балансах военных сил ядерного фактора с обеих сто- рон существенно изменит характер вооруженной борьбы. Для России этот процесс в случае его полномасштабной реализации создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разра- ботки и применения ОМУ в региональных конфликтах как на политическом, так и на военно-техническом уровне. 4. Выход НАТО на границу с Россией. В диалоге Россия — НАТО возникают сложности, связанные с новыми членами аль- янса и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларациях стран — чле- нов альянса. В противном случае партнерство России и НАТО лишено всякого смысла. В случае если в будущем НАТО сохра- нится в качестве военного альянса с преимущественно наступа- тельной военной доктриной, особенно на фоне дальнейшего ослабления роли СБ ООН в принятии решений о применении силы, это потребует коренной перестройки российского воен- ного планирования и принципов строительства российских Во- оруженных сил с внесением в спектр возможных действий эле- ментов превентивной стратегии при возникновении угрозы для России. Не исключается и изменение российской ядерной стра- тегии, а также повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на западном стратегичес- ком направлении. 5. Международный терроризм — фактор международной не- стабильности. Россия рассматривает данное направление как опасное. Сохраняется такая угроза, как проявление международ- ного терроризма на территории России. Нестабильная ситуация во многих регионах мира и угрозы исламского экстремизма ста- 3.2. Настоящие угрозы военной безопасности России • 153 вят перед нашими вооруженными силами новые военно-поли- тические и силовые задачи и требуют изменения существующих в настоящее время группировок сил, в том числе и на южном стратегическом направлении. Таким образом, национальные интересы могут быть подвер- жены воздействию разнообразных угроз, которые формируются в недрах военно-политической обстановки и могут проявляться военно-политической и военной формами. 3.2.2. Виды угроз и обеспечение безопасности Для обеспечения военной безопасности необходимо опреде- лить сегодняшние и потенциальные угрозы. Угрозами военной безопасности являются (в обобщенном виде): политика ряда ве- дущих зарубежных стран, направленная на достижение преоб- ладающего превосходства в военной сфере (прежде всего в стра- тегических ядерных силах) путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ве- дения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в не- ядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке гло- бальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки. Негативное воздействие на состояние военной безопас- ности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отхо- дом некоторых государств Запада от международных договорен- ностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ра- кетном нападении, контроля космического пространства, функ- ционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химичес- кой промышленности, других потенциально опасных объектов. Целесообразно выделить три основных вида конкретных уг- роз, в устранении и нейтрализации которых должны принимать участие Вооруженные силы России: внешние, внутренние и транс- граничные. Основные внешние угрозы'. — развертывание группировок сил и средств, имеющих це- лью военное нападение на Россию или ее союзников; 154 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... — территориальные претензии, угроза политического или силового отторжения от России отдельных территорий; — осуществление государствами или общественно-политичес- кими структурами программ по созданию оружия массового поражения; — вмешательство во внутренние дела России со стороны ино- странных государств или организаций, поддерживаемых иност- ранными государствами; — демонстрация военной силы вблизи границ России, прове- дение военных учений с провокационными целями; — наличие вблизи границ России или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности; — нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах; — наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федера- ции или границ ее союзников и в прилегающих к их территории морских водах; — расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников; — деятельность международных религиозных радикальных группировок, усиление позиций экстремизма вблизи российских границ; — ввод иностранных войск (без согласия Российской Феде- рации и санкции СБ ООН) на территории сопредельных и дру- жественных России государств; — вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных го- сударств, а также на объекты и сооружения на государственной границе России или границах ее союзников; — действия, препятствующие работе российских систем госу- дарственного и военного управления, обеспечению функциони- рования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракет- ном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск; — действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; — дискриминация, подавление прав, свобод и законных ин- тересов граждан России в зарубежных государствах; — распространение технологий двойного назначения и ком- понентов для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения. 3.2. Настоящие угрозы военной безопасности России • 155 Основные внутренние угрозы: — попытки насильственного изменения конституционного строя; — планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов госу- дарственной власти и управления, нападений на государствен- ные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жиз- необеспечения и информационной инфраструктуры; — создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; — незаконное распространение (оборот) на территории Рос- сии оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.; — широкомасштабная деятельность организованной преступ- ности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации; — деятельность сепаратистских и радикальных религиозно- националистических движений в Российской Федерации. Трансграничные угрозы представляют собой политические, во- енно-политические или силовые угрозы интересам и безопасно- сти России. Эти угрозы совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам возникновения и стимуляции, воз- можным участникам и т.д.) являются внешними. К числу таких угроз можно отнести: — создание и подготовку на территории других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территории России или территории ее союзников; — деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремист- ских группировок, направленная на подрыв конституционного строя Российской Федерации, создание угрозы территориаль- ной целостности Российской Федерации и безопасности ее граждан; — трансграничная преступность, включающая контрабандную деятельность, в масштабах, угрожающих безопасности Россий- ской Федерации или стабильности на территории ее союзников; — ведение враждебных по отношению к Российской Федера- ции и ее союзникам информационно-технических и информа- ционно-психологических действий; — международный терроризм, в случае если деятельность международных террористов напрямую затрагивает безопасность России; 156 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... — наркобизнес, транспортирующий наркотики на террито- рию России или использующий территорию России в качестве транзитной для доставки наркотиков в другие страны. Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализа- ции внутренних и трансграничных угроз является задачей Воо- руженных сил России и должна осуществляться совместно с дру- гими силовыми структурами, а также с соответствующими органами стран-союзниц. Действия по пресечению такого рода угроз должны прово- диться с учетом положений международного и гуманитарного права исходя из примата интересов национальной безопасности Российской Федерации и российского законодательства. Обобщенными критериями для оценки основных угроз воен- ной безопасности могут быть: — стратегическая стабильность, которая характеризует под- держание взаимоприемлемых уровней вооружений, вооруженных сил и военной деятельности ведущих государств мира. Показа- телем является соотношение сил и средств; — региональный баланс сил, характеризующий соотношение военной мощи России и государств — региональных лидеров. Показателями при использовании данного критерия являются: соотношение военного и экономического потенциалов России и региональных государств, количественно-качественного состава Вооруженных сил России и государств региона с учетом возмож- ных союзников; — внутриполитическая стабильность (основными признака- ми, на базе которых формируются показатели для этого крите- рия, являются: наличие противоречий между отдельными груп- пами населения в политической, экономической и духовной сферах, наличие противоречий межконфессионального и этни- ческого характера, основные индикаторы уровня жизни населе- ния и др.); — баланс власти (основной признак, на базе которого фор- мируются показатели для этого критерия, — это наличие проти- воречий между основными ветвями власти на государственном и региональном уровне); — достаточность военной организации для защиты конститу- ционного строя в Российской Федерации; — уровень оснащенности военной организации современны- ми вооружением и военной техникой; — восполняемость мобресурсов, которая определяется возмож- ностями системы подготовки мобилизационных ресурсов под- 3.2. Настоящие угрозы военной безопасности России • 157 держивать их запасы на уровне, обеспечивающем устойчивое и своевременное развертывание войск (сил); — адаптивность оборонно-промышленного комплекса, опре- деляющая способность его к производству В ВТ при частичном мобилизационном развертывании по сокращенной номенклату- ре и типажу; — достаточность военного производства, определяющая воз- можности производственной базы ОПК по выполнению оборон- ного заказа; — своевременность поставок, определяющая способность ОПК достигать требуемых уровней производства ВВТ (по планам «рас- четного года») при полном мобилизационном развертывании; — сбалансированность военной организации, определяющая соответствие ее состава и структуры решаемым задачам; — допустимый уровень мобилизации в экономике страны, определяющий предельные масштабы перепрофилирования про- мышленного производства на нужды обороны; — достаточность мобилизационных ресурсов страны, опреде- ляющая наличие ресурсов различных категорий запаса исходя из демографических возможностей страны; — соотношение боевых потенциалов группировок, характе- ризующее возможности военной организации государства про- тивостоять потенциальному противнику на различных стратеги- ческих направлениях. Для оценки системы обеспечения военной безопасности стра- ны важны не сами показатели, а их пороговые значения, под которыми следует понимать предельные величины, несоблюде- ние значений которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области военной безопасности государства (приложение 6). Анализ существующих и потенциальных угроз национальной безопасности России с учетом имеющихся факторов неопреде- ленности показывает степень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Очевидно, что наряду с переменами в области военно-политических форм и методов существенно мо- дифицировался характер непосредственно военного противосто- яния, учет которого необходим при оценке перспектив военного строительства в России. Результаты оценки рассмотренных угроз безопасности реали- зуются в требованиях к системе обеспечения военной безопас- ности. Каждый элемент системы обеспечения военной безопас- ности должен оцениваться с использованием объективных 158 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... критериев и показателей, определяющих пороговые значения функционирования всей военной системы страны. 3,3. Особенности и основные этапы современных вооруженных конфликтов 3.3.1. Вооруженные конфликты XXI в.: кто и что решает ход и исход вооруженной борьбы Уровень угроз и факторов неопределенности оказывает суще- ственное влияние на развитие военно-политической и военно- стратегической обстановки в мире, на появление очагов напря- женности и зон конфликтов, на характер войн и вооруженных конфликтов. Войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо даже очень весомым факто- ром, а сложным переплетением различных социально-полити- ческих, экономических, национальных и религиозных противо- речий и причин, которые следует учитывать при раскрытии стратегического содержания вооруженной борьбы будущего. Говоря об особенностях вооруженных конфликтов XXI в., необходимо отметить следующие принципиальные моменты: — не будет обобщенного типа вооруженного конфликта, воз- никающие конфликты по форме и принципам ведения боевых действий будут различными; — значительная часть конфликтов будет происходить между сторонами, стоящими на разных стадиях технического развития, а также качественного состояния вооруженных сил; — конфликты могут развиваться на относительно ограничен- ной территории в пределах одного театра военных действий, однако с использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Локальные по своей сути конфликты могут сопро- вождаться большой ожесточенностью и иметь своим результа- том в ряде случаев полное уничтожение государственной систе- мы (если таковая была) одного из участников конфликта; — существенно возрастает роль начального периода воору- женного конфликта или войны. Как показывает анализ исхода имевших место вооруженных конфликтов, именно захват ини- циативы на начальном этапе боевых действий предопределял их исход; — основная роль в начальный период войны будет отводить- ся дальнобойному высокоточному оружию, действующему со- 3.3, Особенности и основные этапы современных вооруженных конфликтов • 159 вместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий будет ложиться на сухопутные войска. Перед Вооруженными силами России стоит задача быть гото- выми к участию в конфликте любого известного типа. Эта зада- ча решается только при условии понимания всех ключевых осо- бенностей современных войн и вооруженных конфликтов. Главной особенностью современных и будущих вооруженных конфликтов является перераспределение роли различных сфер в вооруженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космическом пространстве, на море и в информаци- онной сфере, а сухопутные группировки будут закреплять достиг- нутый успех и обеспечивать достижение политических целей. Будет происходить усиление взаимозависимости и взаимовли- яния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооруженной борьбе. Так, даже локальные конфлик- ты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. При этом основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем огневого по- ражения с предельных дальностей. Необходимо отметить, что ядерное сдерживание, особенно применительно к сдерживанию угроз, связанных с применением противником обычных вооружений, в современных условиях может быть эффективно только при наличии хорошо оснащенных и бое- готовых сил общего назначения. Только в этом случае угроза при- менения ядерного оружия в ответ на нападение с использованием обычных вооружений будет выглядеть убедительно. На основании анализа предполагаемых вооруженных конфлик- тов XXI в. можно сделать следующие принципиальные выводы. 1. Вооруженные силы подтверждают свою центральную роль в осуществлении силовых операций. 2. Решающим моментом для достижения военно-политичес- кого успеха является захват стратегической инициативы в ходе вооруженного конфликта. 3. Особенность вооруженной борьбы состоит в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория. В связи с этим возникает необходимость в эффективной системе граж- данской обороны страны. 4. Критерии военной победы в вооруженных конфликтах бу- дут различными, однако очевидно, что главное значение имеет решение политических задач в вооруженном конфликте. 160 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... 5. Несмотря на повышение роли развернутых к моменту угро- жаемого периода группировок сил и средств, значительную роль в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие боего- тового резерва. 6. Боевые действия будут характеризоваться сочетанием ма- невренных и позиционных действий. Разведывательно-диверси- онные действия и партизанская война рассматриваются как часть обычной войны. 7. Решающее значение для обороняющихся будет иметь сис- тема разведки с единым центром управления и хорошо защи- щенными центрами (пунктами) сбора и обработки разведыва- тельной информации. 8. В группировке войск кроме обычных элементов в опера- тивном построении (боевом порядке) должны присутствовать: разведывательно-информационный центр, действующий в рам- ках реального масштаба времени; автоматизированная, высоко- защищенная система управления войсками и оружием; воздуш- но-космические силы и средства; высокозащищенный резерв. 9. В современных войнах необходимо иметь силы и средства для нанесения ударов по дальнобойному высокоточному оружию и дальней авиации противника, находящихся за границей не- посредственного района конфликта. 10. Главное внимание должно быть уделено созданию устой- чивой дублированной системы управления войсками (силами) во всех звеньях управления. 11. Ключевым условием победы практически во всех конфлик- тах станет подрыв морального духа войск и стимулирование бро- жения в офицерском корпусе. Существенную роль в вооруженных конфликтах будет играть соотношение уровней морально-психо- логической устойчивости сторон и в особенности высшего коман- дного состава. Большое значение для исхода вооруженных конф- ликтов будет иметь наличие инструментов ведения информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника. 3.3.2. Этапы вооруженных конфликтов и войн современности. Новые аспекты принципов военного искусства Военные специалисты западных стран считают, что вооружен- ные конфликты и войны будут включать четыре основных этапа. Первый этап — завоевание инициативы и превосходства в ин- формационной сфере (доминирующее влияние на обществен- ное сознание, в управлении войсками и оружием). 3.3. Особенности и основные этапы современных вооруженных конфликтов «161 Второй этап — завоевание господства (превосходства) в воз- душно-космической сфере. Третий этап — завоевание превосходства на море и суше с раз- громом или существенным ослаблением группировок войск (сил) противника. Четвертый этап — завершающий, в ходе которого должен быть закреплен достигнутый успех и созданы условия дня реализации поставленных целей политико-дипломатическими средствами. В настоящее время появляются новые аспекты, развивающие принципы военного искусства. 1. Принцип сосредоточения сил и средств на решающем на- правлении требует уточнения для новых условий. Осуществляться он должен не методом сосредоточения войск на избранное на- правление, а, главным образом, путем массированного приме- нения средств огневого поражения. Новые дальнобойные сред- ства в ряде случаев позволят вместо маневра и концентрации Date: 2015-07-22; view: 365; Нарушение авторских прав |