Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Crizis stability)





Для анализа и оценки стратегической стабильности амери-

канские специалисты ввели также термин «стабильность пер-

вого удара» (first-strike stability), который рассматривается в рам-

ках кризисной стабильности, но трактуется уже. Под ним

понимается определяемое соотношением сил сторон состояние,

при котором ни одна из них не имеет побудительных мотивов

к нанесению первого ракетно-ядерного удара в целях упрежде-

ния противника во время кризиса. При этом наиболее общими

понятиями, используемыми при оценке соотношения сил сто-

рон, являются такие близкие понятия, как военное равновесие

и паритет.

Военное равновесие (military eguilibrium) отражает устойчивое

соотношение военных сил противостоящих государств (коали-

ций) в течение рассматриваемого периода времени. Частным

случаем военного равновесия является военный паритет (military

parity), который отражает состояние примерного равенства бое-

вых возможностей противостоящих сил.

Для выражения минимально необходимого уровня боевых

возможностей своих вооруженных сил на Западе используется

термин «военная достаточность» (military sufficiency), под кото-

рым понимается уровень военного потенциала государства,

200 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

обеспечивающий гарантированное достижение заданного уров-

ня национальной безопасности.

Рассмотрим определение стратегической стабильности, позво-

ляющее перейти к ее анализу как к одной из характеристик слож-

ной системы.

Стратегическая стабильность — это устойчивое военно-стра-

тегическое равновесие, которое поддерживается в условиях воз-

действия дестабилизирующих факторов.

Количественно устойчивость военно-стратегического равнове-

сия может быть выражена через устойчивость стратегического ядер-

ного равновесия (СЯР). В этом случае стратегическая стабильность

включает в себя два компонента. Первый из них — СЯР. Под ним

понимается такое соотношение боевых возможностей СЯС сторон,

которое позволяет сдерживать любую из сторон от применения

ядерного оружия. Второй компонент — запас устойчивости СЯР —

характеризует возможности СЯС по восстановлению СЯР при его

нарушении в рассматриваемый период времени.

Военно-стратегическим равновесием это примерное равенство

боевых возможностей сторон в одинаковых условиях боевых

действий. Для стратегических ядерных сил это примерное ра-

венство контрсиловых потенциалов, потенциалов ответно-встреч-

ных действий и потенциалов сдерживания (ответных действий).

В качестве показателя контрсилового потенциала можно при-

нять численность поражаемых высокозащищенных малоразмер-

ных объектов СНВ, а также способность поражать заданное чис-

ло мобильных объектов СНВ.

Потенциал ответно-встречных действий определяется способ-

ностью провести пуски до начала воздействия по боевым сред-

ствам боевых блоков нападающей стороны. Он зависит от эф-

фективности систем предупреждения, оперативности передачи

информации и принятия решения, а также от технической го-

товности оружия к боевому применению.

Потенциал сдерживания определяется числом выживших бо-

евых средств СНВ, их боевыми возможностями с учетом харак-

теристик систем боевого управления.

Каждая составляющая играет свою роль в решении задачи

сдерживания противной стороны:

— контрсиловой потенциал стимулирует повышение живуче-

сти СНВ противостоящих сторон и развитие концепции упреж-

дающих ядерных ударов;

— способность провести пуски своих МБР до начала воздей-

ствия по боевым средствам боевых блоков нападающей сторо-

3.6. Стратегическая стабильность и ядерное сдерживание • 201

ны, а также вывести достаточное число своих средств из-под удара

является эффективным фактором сдерживания, поскольку ли-

шает смысла нанесение противосилового удара;

— потенциал ответного удара является последним фактором

сдерживания от нападения (его можно рассматривать как основ-

ной фактор).

Важным является определение запасов устойчивости равно-

весия, при которых следовало бы считать, что условия стратеги-

ческой стабильности выполняются.

Наиболее простое решение этой задачи — принять в качестве

запаса устойчивости военно-стратегического равновесия, при

котором соблюдаются условия стратегической стабильности,

разность между потенциалом сдерживания, обеспечивающим

сопоставимый ущерб (примерное равенство боевых возможнос-

тей сторон), и потенциалом, позволяющим нанести нападающе-

му неприемлемый для него ущерб.

Другими словами, если совокупность дестабилизирующих

факторов (научно-технические прорывы, повышающие контр-

силовой потенциал, образование коалиции противостоящих го-

сударств, развертывание ПРО и др.) не нарушают равновесия до

такой степени, что одна из сторон неспособна нанести непри-

емлемый ущерб, то запасы устойчивости можно считать доста-

точными для сохранения стратегической стабильности.

В настоящее время наибольшее распространение получили три

подхода к оценке стратегической стабильности, основанные на

различных определениях СЯР сторон.

Первый подход основан на обеспечении СЯР за счет наличия

у сторон таких СЯС, боевые возможности которых обеспечива-

ют взаимное нанесение неприемлемого ущерба друг другу в от-

ветном ударе. При этом под неприемлемым ущербом в ядерной

войне понимается такой уровень поражения военно-экономи-

ческого потенциала государства, его военных объектов, систем

государственного и военного управления, который на десятиле-

тия выводит государство из числа развитых стран. Фактически

это может означать гибель государства.

Второй подход базируется на обеспечении равновесия за счет

наличия у сторон СЯС, способных выполнить поставленные перед

ними боевые задачи.

В третьем подходе СЯР обеспечивается за счет примерного ра-

венства боевых потенциалов стратегических ядерных сил сторон.

Под боевым потенциалом СЯС сторон понимаются их бое-

вые возможности по поражению объектов противника. В свою

202 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

очередь, боевые возможности определяются совокупностью ко-

личественных и качественных характеристик, определяющих

боевой потенциал группировки (составляющих триады) СЯС.

В настоящее время можно выделить три подхода, основанных

на различных методах обеспечения взаимного сдерживания, яв-

ляющегося основой стратегического ядерного равновесия сто-

рон. Первый подход основан на обеспечении ядерного сдержи-

вания за счет наличия у сторон СЯС, боевые возможности которых

обеспечивают нанесение неприемлемого ущерба друг другу в от-

ветном ударе. Второй подход базируется на обеспечении ядер-

ного сдерживания за счет наличия у сторон СЯС, способных

выполнить поставленные перед ними задачи в ответных действи-

ях. В третьем подходе сдерживание обеспечивается за счет при-

мерного равенства боевых потенциалов СЯС сторон, обладаю-

щих возможностями парировать дестабилизирующие факторы.

Сравнительный анализ рассматриваемых подходов к оценке

стратегической стабильности показывает, что более предпочти-

тельным является подход, в котором стратегическое ядерное рав-

новесие обеспечивается за счет наличия у каждой из сторон та-

ких СЯС, которые обладают примерно равными боевыми

потенциалами (третий подход). При таком подходе исключается

преимущество любой из сторон. Возможность достижения пре-

восходства путем нанесения одной из сторон первого удара ис-

ключается наличием у другой стороны запаса устойчивости стра-

тегического ядерного равновесия.

Сегодня концепция ядерного сдерживания требует развития

в направлении обеспечения выбора рациональной стратегии по-

ведения в современных геополитических и военно-политичес-

ких условиях. Так, массированное применение противником

ВТО или ограниченное применение ядерного оружия могут

привести к эскалации военного конфликта до крупномасштаб-

ной ядерной войны либо к достижению противником военно-

политических преимуществ, если сторона, подвергнувшаяся

нападению, не сможет из-за отсутствия необходимых средств

предпринять адекватные ответные действия. В этой связи кон-

цепция ядерного сдерживания может быть дополнена положе-

ниями о том, что роль ядерного оружия заключается в обеспе-

чении предотвращения или прекращения военного конфликта

при минимизации своих потерь. То есть признается возмож-

ность действий, не позволяющих агрессору достичь целей бла-

годаря адекватному ответу на его действия, не расширяя при

3.6. Стратегическая стабильность и ядерное сдерживание • 203

этом вооруженную борьбу до масштабов неограниченной ядер-

ной войны. Возможность таких действий составляет основу

концепции деэскалации военных действий. При этом главной

функцией ядерного оружия остается сдерживание угрозой при-

менения ядерного оружия (расширения масштабов применения

вплоть до неограниченного). Принципиальным отличием мо-

дифицированной концепции сдерживания является то, что

функция сдерживания реализуется не только через возможность

уничтожения агрессора, а в первую очередь через лишение его

возможности получения даже ограниченных выгод и преиму-

ществ при развязывании военных действий.

При этом поддержание стратегического ядерного равновесия,

т.е. обеспечение выполнения задачи сдерживания, не означает

необходимости поддержания полного численного равенства ядер-

ных вооружений сторон. Для сдерживания достаточно иметь со-

став сил и средств, минимально потребный для нанесения в от-

ветных действиях неприемлемого ущерба любому потенциальному

агрессору. По оценкам, встречающимся в открытой печати, для

выполнения функции сдерживания на глобальном уровне в со-

временных условиях СЯС России должны располагать не менее

чем 1200 ядерными боеприпасами с соответствующими средства-

ми доставки. По мере повышения реальных боевых возможнос-

тей системы ПРО США по перехвату боевых блоков МБР воз-

можна коррекция их необходимого оснащения.

Главными особенностями современной концепции ядерного

сдерживания являются:

— доктринальное положение о допустимости применения ядер-

ного оружия первыми при отражении агрессии, что, учитывая

реальное состояние сил общего назначения Вооруженных сил

России в настоящее время и в ближайшей перспективе, вполне

оправдано;

— акцент на постепенность наращивания мощи ядерного воз-

действия в ответных действиях в целях деэскалации военного

конфликта. Поэтому основной формой применения ядерного

оружия, наиболее вероятно, будет нанесение ограниченных и даже

выборочных ядерных ударов (ЯУ) для принуждения противника

к деэскалации агрессии, а нанесение массированных как упреж-

дающих, так и ответных ядерных ударов на начальных этапах

военных конфликтов представляется маловероятным.

Военные условия применения ядерного оружия. Возможными во-

енными условиями применения ядерного оружия Вооруженны-

204 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

ми силами России в соответствии с Военной доктриной России

могут считаться следующие.

1. Применение противником ОМУ или достоверно вскрытая

в ходе военных действий непосредственная подготовка против-

ника к его применению,

2. Воздействие противником даже обычными средствами по-

ражения по стратегически важным объектам как военного на-

значения, так и невоенным.

3. Возникновение реальной угрозы нарушения устойчивости

стратегической обороны.

В соответствии с российскими доктринальными установка-

ми превентивный ЯУ, направленный на срыв готовящейся аг-

рессии против России и ее союзников, недопустим в любой си-

туации, так как ядерное оружие является в первую очередь

средством сдерживания. Если агрессия все-таки была осуще-

ствлена, то реализация сдерживания подразумевает реальное

применение ЯО как для демонстрации решимости, так и для

непосредственного нанесения ЯУ по противнику. Эту задачу

предпочтительнее решать дозированным применением ЯО, что

может сдержать эскалацию применения ЯО вплоть до обмена

массированными ядерными ударами стратегическим ЯО. При

этом наиболее приемлемым для агрессора может стать прекра-

щение военных действий.

Опора на существующую двухуровневую систему ядерного

сдерживания с поддержанием минимально необходимого ядер-

ного потенциала продолжает оставаться основой обеспечения

военной безопасности России. По мере подъема экономики и ос-

нащения сил общего назначения новыми высокоэффективными

обычными средствами поражения в перспективе станет возмож-

ным переход к реализации концепции сдерживания, основыва-

ющейся на единой системе разнородных ядерных и неядерных

сил и средств.

В начале XXI в. в результате политических и геостратегичес-

ких изменений в мире произошла определенная трансформация

концепции ядерного сдерживания. Это объясняется следующим:

1) ядерное сдерживание вышло на региональный уровень;

2) ядерное оружие может стать оружием поля боя;

3) невозможностью масштабного применения ядерного ору-

жия с экологической точки зрения;

4) обычное оружие по своей эффективности приближается

к возможностям ядерного оружия.

3.6. Стратегическая стабильность и ядерное сдерживание • 205

В настоящее время на первое место выходит комплексная

концепция неядерного сдерживания, которая включает в себя

ряд частных концепций:

1) концепцию сдерживания за счет сил общего назначения,

которая обеспечивается за счет возможностей современного обыч-

ного вооружения (высокоточное оружие, информационно-ударные

системы, оружие, использующее новые физические принципы);

2) концепцию сдерживания за счет системы стратегической

обороны (ПРО, ПКО, ПВО, ПЛО);

3) концепцию космического сдерживания, которая обеспечи-

.вается за счет стратегических возможностей неядерного косми-

ческого оружия (ударные, противоракетные и противоспутни-

ковые системы), а также применением информационных,

навигационных и связных космических систем;

4) концепцию информационного сдерживания, которая обес-

печивается стратегическими возможностями средств и методов

информационного противоборства;

5) концепцию сдерживания на основе совершенствования

международного права и системы обеспечения международной

безопасности.

Особое значение имеет космическая деятельность. Основны-

ми направлениями применения космических систем и средств

для обеспечения стратегической стабильности являются:

а) в п о л и т и ч е с к о м п л а н е: обеспечение оперативной связи

между главами государств через спутники, обеспечение большей

предсказуемости и доверия между странами за счет контроля

военной деятельности, осуществление контроля соблюдения

соглашений и договоров;

6) в э к о н о м и к е: получение и обмен данными космических

систем исследования природных ресурсов, метеорологических,

топографических, геодезических, контроля экологии и др., со-

вместное производство в космосе новых материалов, медицин-

ских препаратов и использование энергии космоса;

в) в н а у к е: изучение космического пространства, изучение

Земли, изучение физиологии жизни и деятельности человека

в космосе;

г) в в о е н н о й о б л а с т и: выявление признаков подготовки

к агрессии, предупреждение о ракетно-ядерном нападении, вы-

явление скрытой разработки и испытаний новых вооружений,

обеспечение космической информацией и связью ведение бое-

вых действий вооруженными силами.

206 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

3.7. Миротворчество как форма применения

военной силы в международных

отношениях

3.7.1. Сущность, принципы и функции миротворчества

В настоящее время особенностью урегулирования значительной

части вооруженных конфликтов стало разрешение внутригосудар-

ственных противоречий. Это существенно усложняет применение

политических средств, поэтому нередко для предотвращения кро-

вопролития и сохранения стабильности в регионе и мире в целом

силу приходится укрощать только силой. Так, для урегулирования

вооруженных конфликтов операции по поддержанию мира играют

важную роль в стабилизации обстановки в конфликтных регионах.

Сегодня более 100 тыс. человек по мандату ООН несут службу в под-

разделениях миротворческих миссий. Миротворчество стало совер-

шенно необходимым инструментом в руках международного сооб-

щества. Однако отметим, что одно дело проводить миротворческие

операции с целью предотвратить конфликт между государствами,

на правительства которых международные организации могут ока-

зать давление, и другое дело — вводить миротворческие силы в стра-

ны, где идут гражданские или этнические войны, а воюющие сто-

роны об этом вмешательстве не просили и прекращать борьбу не

желают. В такой ситуации умелое сочетание военных, полицейс-

ких и гражданских элементов миротворческой акции должно быть

особенно тщательно продумано.

Миротворчество ______________представляет собой военно-политическую де-

ятельность государств, многонациональных контингентов воо-

руженных сил, осуществляемую под эгидой международных или

региональных организаций, направленную на урегулирование

внутри- или межгосударственных споров и конфликтов. Важ-

нейшим элементом этой деятельности является вооруженное на-

силие, имманентно присущее субъекту деятельности — армии

(армейским подразделениям). Уровень этого субъекта санкци-

онируется организациями, осуществляющими миссии или опе-

рации (ООН, ОБСЕ, ОАГ, АС, СНГ).

Наиболее полно деятельная сущность миротворчества прояв-

ляется в его функциональной структуре. Здесь можно выделить

три вида деятельности:

— нормативно-регулятивную, заключающуюся в разработке

и принятии военно-политических решений на проведение той

или иной миротворческой акции;

3.7. Миротворчество как форма применения военной силы... • 207

— организационно-управленческую, направленную на практи-

ческую реализацию мандата, соглашений и иных решений по

урегулированию конфликта;

— научно-прогностическую, связанную с оценкой военно-по-

литической обстановки в регионе конфликта, определением

национально-государственных интересов сторон, анализом сис-

темы военных угроз, определением целесообразности, характера

и содержания миротворческой операции и т.д.

Объектом этой деятельности является социальный внутри- или

межгосударственный конфликт. Происходя в различных сферах

общества, конфликт приобретает многогранную политическую

значимость, особенно если он затрагивает международные, клас-

совые, межнациональные, религиозные и иные отношения.

Специфика данного вида миротворческой деятельности обус-

ловлена ее субъектом, в качестве которого выступают контингента

вооруженных сил, объединенные под эгидой международной или

региональной организации. Вооруженные силы коалиции государств

или международного сообщества становятся субъектами миротвор-

чества не сами по себе, а только после включения в политический

ход миротворческого процесса. Это объясняется тем, что армия тесно

связана со всей системой внутригосударственных и межгосудар-

ственных политических отношений. Именно это позволяет при

нарушении социально-политической стабильности и формирова-

нии конфликтной ситуации опереться государству, международ-

ным организациям на вооруженные силы в целях изменения поли-

тической обстановки в обществе или регионе.

Помимо данного социального института субъектами миро-

творчества выступают и межгосударственные институты, непос-

редственно участвующие в разработке и политическом контроле

над ходом миротворческой акции. Институциональными субъек-

тами являются как специально создаваемые органы и организа-

ции, всевозможные информационно-аналитические центры и т.д.,

по своей деятельности связанные с выполнением различных

миротворческих функций, так и создаваемые для этой цели струк-

туры, например миссии военных наблюдателей, управленческие

органы воинских контингентов.

Особенности объекта и субъекта миротворчества накладывают

специфичный отпечаток и на характер этой деятельности, кото-

рая одновременно носит военный и политический характер.

Ее отличиями от однозначно военных или политических про-

цессов является прежде всего соединение двух относительно са-

мостоятельных сторон — военной и политической как следствие

208 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

диалектики военной силы и политики. Миротворчество охваты-

вает часть военной сферы, опосредованной политикой, а также

часть политической сферы, опосредованной военно-силовыми

факторами.

Особенностью миротворческого процесса является то, что он

опирается на конкретный нормативно-правовой компонент,

а именно на уставы, пакты, соглашения или иные документы,

санкционирующие создание международной или региональной

организации и определяющие полномочия по проведению ми-

ротворческих акций.

Многонациональные воинские контингенты осуществляют свои

функции на основе мандата миссии, санкционирующего опреде-

ленные действия в конкретном конфликте и соответственно тот

или иной уровень вооруженного насилия. Мандат представляет

собой документ, принимаемый международным сообществом или

региональной организацией, в котором сформулированы военно-

политические цели, задачи, структура и полномочия миссии на

период операции, а также сроки ее проведения. Кроме того, ман-

дат содержит военно-политические ограничения на использова-

ние военной силы в ходе операции и политический механизм

контроля над ее ходом в соответствии с Уставом ООН и нормами

международного права.

Принципы миротворчества. Миротворчество — это строго рег-

ламентированная деятельность, осуществляемая под политичес-

ким, военным и правовым контролем со стороны определенных

организаций, ее санкционировавших.

Основные принципы миротворчества, закрепленные в соот-

ветствующих государственных, региональных и международных

нормативных актах, следующие.

1. Законность. Миротворческая операция должна осуществ-

ляться на основе четкого правового мандата, определяющего цели,

масштаб и характер операции, допустимые средства и уровень

насильственных действий.

2. Согласие конфликтных сторон — важнейший принцип, оп-

ределяющий в конечном счете вид проводимой операции. Меж-

дународные силы развертываются только после подписания уч-

реждающим операцию международным органом и сторонами

в конфликте соответствующего соглашения о введении в зону

конфликта миротворческих сил.

3. Беспристрастность международных сил представляется как

следствие принципа согласия сторон, подразумевающего отказ

от действий, которые могут нанести ущерб правам и положению

3.7. Миротворчество как форма применения военной силы... • 209

задействованных в конфликте сторон или истолкованы ими как

оказание предпочтения одной из них.

4. Нейтральность. Участники операции не должны вступать

в какие-либо «доверительные» отношения ни с одной из сторон,

не оказывать ни одной участвующей в конфликте группировке

прямого или косвенного содействия в реализации ее интересов.

5. Использование силы лишь в порядке самообороны. Понятие

самообороны включает противодействие вооруженным попыт-

кам воспрепятствовать выполнению мандата международных сил.

6. Осуществление постоянного контроля над действиями ми-

ротворческих сил на всех этапах миротворческой операции со

стороны учреждающего операцию органа.

7. Многонационалъность. Этот принцип предполагает участие

государств, входящих в состав международного сообщества или

региональной организации, придавая тем самым миротворчеству

максимально объективный и беспристрастный характер.

Определяющий отпечаток на миротворчество накладывает

специфический инструмент его осуществления, каковым явля-

ется вооруженное насилие.

Вооруженное насилие — это явление или процесс использова-

ния средств вооруженной борьбы в политических целях; край-

ний способ принуждения политического оппонента к желатель-

ным действиям или бездействию с помощью военной силы. Как

политическое явление и действие, онб используется, как прави-

ло, для достижения целей высокой политической значимости,

когда применение других средств политической борьбы не дает

желаемого результата.

В ходе миротворческих операций вооруженное насилие при-

меняется в двух основных видах: непосредственном (открытом

военном, физическом) и опосредованном (скрытом, потенци-

альном, демонстративном).

Формами опосредованного вооруженного вида насилия, свой-

ственными миротворческой деятельности, являются различные

методы демонстрации силы: мобилизация войск, маневры у гра-

ниц конфликтующих сторон, переброска войск в регион конф-

ликта, военное обеспечение блокады и эмбарго, сопровождение

миротворческих гуманитарных миссий. Исключительной формой

такого вида насилия является ультиматум международной или

региональной организации как официальное требование приня-

тия обеими или одной из конфликтующих сторон явно невыгод-

ных условий при альтернативе непосредственного насилия.

210 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

Содержание и основные характеристики миротворчества оп-

ределяются целями, во имя которых осуществляется эта дея-

тельность. Таковыми являются: военно-политическое обеспе-

чение регулирования конфликтов в интересах всеобщего мира

и безопасности. Под этим подразумевается, в частности, обес-

печение перевода конфликта из фазы вооруженного противо-

стояния (войны) в фазу спора для последующего политическо-

го урегулирования.

Военные призваны демонстрацией силы или реальным ее

применением убедить конфликтующие стороны прекратить вза-

имное оскорбление или уничтожение, развести их на безопас-

ное расстояние, создавая тем самым условия политикам для

окончательного разрешения конфликта.

Функции миротворчества. Трактовка функций данной, специ-

фической сферы деятельности зачастую определяется поставлен-

ными перед контингентом миротворческих сил задачами. Фун-

кции миротворчества служат выражением прежде всего его

родовой сущности как строго регламентированной социально-

политической деятельности контингентов.

Опосредованная мандатом, военно-миротворческая деятель-

ность может приобретать различные функциональные ориенти-

ры. Если в качестве критериев функциональности принять уро-

вень вооруженного насилия, то функции миротворчества можно

объединить в две большие группы: активные и пассивные. К чис-

лу активных функций можно отнести операции по принужде-

нию к миру и ситуации, когда армия, в нарушение мандата,

выступает на стороне одной из конфликтующих сил. К пассив-

ным — контроль над соблюдением соглашений и договоренно-

стей, функции разъединения сторон, их сдерживания, выполне-

ние миссии военными наблюдателями, обеспечение доставки

гуманитарных грузов, обеспечение электронных операций, опе-

рации по поддержанию мира.

Миротворческая деятельность с участием военных (*миротвор-

чество) реализуется в двух формах: миссии (группы военных

наблюдателей, гуманитарные, технические) и действия много-

национальных сил при проведении соответствующих операций.

В общем виде миссия представляет собой подразделение, направ-

ленное по решению международной или региональной органи-

зации в зону потенциального или реального конфликта в целях

контроля и проверки выполнения конфликтующими сторонами

принятых обязательств и достигнутых договоренностей. В состав

миссии могут входить военные наблюдатели и гражданские спе-

3.7. Миротворчество как форма применения военной силы... • 211

циалисты по различным вопросам, численность миссии устанав-

ливается отдельно в каждом конкретном случае.

Группы военных наблюдателей являются подразделениями,

в которые входят военнослужащие государств участников опера-

ции. Подразделение может быть самостоятельным или входить

в состав операции по поддержанию мира. Группы военных на-

блюдателей, как правило, используются для контроля и проверки

того, как стороны, участвующие в конфликте, соблюдают взятые

на себя обязательства, например соглашения о прекращении огня,

ограничении уровня численности вооруженных сил в данном рай-

оне, выводе войск конфликтующих сторон и их демобилизации.

Контроль и проверка включает не только наблюдение за вы-

полнением соглашений, но и деятельность, направленную на то,

чтобы убедить стороны уважать свои обязательства, например

путем восстановления статус-кво после нарушения специальным,

самостоятельным или входящим в состав операций по поддер-

жанию мира подразделением соглашения о прекращении огня.

Группа военных наблюдателей может выполнять и другие фун-

кции: мониторинг ситуации и предоставление миссии сообще-

ний о ее состоянии, поддержание связи с конфликтующими сто-

ронами, создание условий для мирного урегулирования споров,

оказание помощи в демократизации государственной системы,

содействие национальному примирению, реинтеграции бывших

комбатантов в гражданскую жизнь, помощь в проведении де-

мократических выборов.

Гуманитарные и технические миссии направляются для об-

легчения тягот населения, в случае когда местные власти не

в состоянии наладить нормальное обеспечение, а также для кон-

троля за осуществлением иных акций международной или ре-

гиональной организации. Это может быть охрана гуманитар-

ной помощи и участие в ее распределении, охрана и техническое

„обеспечение миссий и т.д.

Говоря о миссии с участием военных представителей в форме

миротворчества, следует особо остановиться на проблеме наси-

лия при осуществлении этой деятельности. При проведении та-

ких миссий насилие происходит только в косвенном виде (фор-

ме), прежде всего посредством самого присутствия военных

наблюдателей как представителей третьих стран в регионе кон-

фликта. Такое присутствие в определенной степени сдерживает

конфликтующие стороны, препятствуя эскалации конфликта.

Миссии осуществляют конфликтологический мониторинг ситу-

ации, организуют взаимодействие сторон, склоняют их к по-

212 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

литическому диалогу, что также осуществляется путем опреде-

ленного политического, экономического и иного давления. И на-

конец, во многом последующие реакция и действия междуна-

родного сообщества обусловлены информацией о состоянии

и динамике конфликта, поступающей от соответствующих мис-

сий. Поэтому адекватные ответные действия сообщества в виде

установления санкций, их отмены или, напротив, ужесточения

во многом вытекают из деятельности военных представителей.

Таким образом, в деятельности наблюдательных миссий отсут-

ствует непосредственно физическое насилие. В то же время

миссии осуществляют значительное политическое и психологи-

ческое воздействие на конфликтующие стороны в целях урегу-

лирования конфликта на его начальных стадиях.

Следующая, более широкая категория миротворческой дея-

тельности — это операции многонациональных сил. Мировое

сообщество, и прежде всего ООН, накопило значительный опыт

деятельности войск по урегулированию межгосударственных

и внутренних конфликтов, получившей название «операций по

поддержанию мира» (ОПМ) (peace-keeping).

На протяжении всей своей истории человечество рассматри-

вало войну как законное средство осуществления внешней по-

литики и разрешения споров между государствами. Длительное

время в истории государства исторически идентифицировали себя

с такими взаимоотношениями, в которых утверждение их суще-

ствования и определение границ достигалось посредством при-

менения силы или неминуемой угрозой силы. Положение изме-

нилось после Второй мировой войны. Устав ООН запретил

использовать в этих целях вооруженные силы. Запрещая войну,

современное международное право, сформировавшееся в тече-

ние последних нескольких десятилетий, допускает применение

вооруженных сил лишь в двух случаях: против государства, со-

вершившего акт агрессии или нарушившего мир (в рамках, под-

падающих под определение систему ООН, именуемой системой

коллективной безопасности); государством, осуществляющим

право на самооборону в случае вооруженного нападения на него

(ст. 51 Устава ООН).

Естественно, эти положения международного права не могли

вобрать в себя всех ситуаций, в которых приходилось действо-

вать миротворческим силам. Тем более что такой подход в боль-

шей степени отражает взгляды на использование вооруженных

сил в межгосударственных конфликтах и в меньшей степени

касается действий международного сообщества во имя мира.

3.7. Миротворчество как форма применения военной силы... • 213

ООН определяет миротворчество как операцию с привлече-

нием военного персонала, но без принуждения, предпринимае-

мую ООН, чтобы оказать помощь в поддержании или восста-

новлении международного мира и безопасности в районе

конфликта.

Изменившаяся ситуация в мире, активное использование ООН

и другими региональными организациями армейских континген-

тов для урегулирования конфликтов, причем со значительным

увеличением степени вооруженного насилия, размывает существу-

ющие категории. Подобная терминологическая путаница особен-

но недопустима для миротворчества, когда в акции по силовому

умиротворению вкладывается смысл традиционного миротворче-

ства. Поэтому операции по поддержанию мира должны представ-

лять собой совокупность предпринимаемых с согласия конфлик-

тующих сторон, взаимосвязанных по целям, задачам, месту

и времени военно-политических действий международных сил по

поддержанию мира, ограниченных применением вооруженного

насилия только рамками самообороны и направленных на пре-

кращение вооруженного конфликта и создание условий, способ-

ствующих его политическому разрешению.

3.7.2. Классификация миротворчества и его уровни

Сегодня в большинстве стран, принимающих участие в ми-

ротворчестве, подходы к классификации этой военно-полити-

ческой деятельности довольно близки. Наиболее универсальная

типология содержится в Полевом Уставе ООН, в котором ми-

ротворческая деятельность классифицирована по трем уровням:

— первый — миротворческие операции;

— второй — операции по поддержанию мира;

— третий — операции по принуждению к миру.

Этот подход, на наш взгляд, наиболее удачный по той причи-

не, что в этой классификации операции по принуждению к миру

вынесены за пределы миротворческих операций, но сохранены

как акции по урегулированию конфликтов.

Классификацию миротворчества в зависимости от степени

применения к конфликтующим сторонам вооруженного наси-

лия можно осуществить по трем уровням.

У р о в е н ь I — вооруженное насилие играет опосредован-

ную роль, соответственно используются его косвенные формы,

военный персонал не имеет оружия и принимает участие только

в деятельности различных миссий.

214 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

У р о в е н ь II — вооруженное насилие приобретает непос-

редственный характер в связи с участием в урегулировании кон-

фликтов миротворческих контингентов, однако оружие не при-

меняется, за исключением случаев явной обороны миротворцев.

У р о в е н ь III — принуждение силой с использованием всех

форм вооруженного насилия и избирательных (обычных) средств

поражения.

Необходимыми условиями проведения операций по поддер-

жанию мира являются:

— подписание между конфликтующими сторонами соглаше-

ния о прекращении огня и наличие ярко выраженной полити-

ческой воли сторон к урегулированию конфликта;

— согласие конфликтующих сторон на проведение операции

по поддержанию мира с использованием международных контин-

гентов, а также установление тесного сотрудничества сторон с ру-

ководством этими силами для осуществления такой операции;

— принятие сторонами, участвующими в конфликте, обяза-

тельств об уважении международного статуса, нейтральности,

привилегий и иммунитета персонала международных сил в со-

ответствии с Уставом ООН и нормами международного права;

— открытость операций по поддержанию мира;

— нейтральный и беспристрастный характер этой деятельности.

Важным условием проведения миротворческих операций яв-

ляется формирование на коалиционной основе сил по поддер-

жанию мира.

В ходе операций по поддержанию мира воинские континген-

та выполняют следующие задачи:

— наблюдение и контроль за выполнением условий переми-

рия и прекращения огня, сбор, обработку и доведение до орга-

низации, санкционировавшей операцию, информации о ее ходе;

— разъединение сил противоборствующих сторон;

— установление фактов нарушения принятых соглашений

и договоренностей и проведение по ним расследования;

— создание демилитаризованных (буферных) зон и зон

разъединения, гуманитарных коридоров, содействие деконцен-

трации сил;

— восстановление и поддержание порядка и стабильности;

— создание условий для переговоров и других мероприятий

по мирному урегулированию конфликта, восстановление закон-

ности и правопорядка, нормального функционирования государ-

ственных учреждений;

— контроль за выполнением режима санкций;

3.7. Миротворчество как форма применения военной силы... • 215

— противодействие беспорядкам, содействие обеспечению

соблюдения прав человека, предотвращение захвата заложников

и принятие мер по их освобождению;

— контроль за ликвидацией фортификационных сооружений

и содействие разминированию минных полей;

— охрану важных объектов, коммуникаций, постоянный кон-

троль за экологической обстановкой;

— обеспечение связи между конфликтующими сторонами

и безопасности их официальных встреч;

— содействие налаживанию нормальных отношений между

населением конфликтующих сторон.

Выполнение этих задач может осуществляться в форме различ-

ных действий миротворческих сил, которые можно условно под-

разделить на несколько групп. В первую группу, наиболее уни-

версальную, должны входить различные формы наблюдения

(мониторинга), в которых принимают участие войска, военные

наблюдатели, представители гражданских служб. Наблюдение

может проводиться путем воздушного, наземного патрулирова-

ния, несения службы на наблюдательных постах (подвижных,

неподвижных заставах и контрольно-пропускных пунктах). Во вто-

рую группу могут быть включены различные формы деятельности

миротворческих воинских контингентов, обеспечивающих разде-

ление враждующих сторон и контроль над соблюдением соглаше-

ний и иных договоренностей о прекращении огня и враждебных

относительно друг друга действий. К третьей группе могут быть

отнесены формы действий, направленных на оказание всех видов

помощи населению через органы местной власти. Это, как пра-

вило, охрана и сопровождение гуманитарных грузов, охрана и соп-

ровождение детей в опасных районах, раздача гуманитарной по-

мощи населению и т.п., проведение операций по демобилизации

и разоружению незаконных воинских формирований. Четвертая

группа форм реализации задач в ходе операций по поддержанию

мира больше ПОДХОДИТ ДЛЯ операций по принуждению к миру,

поскольку включает в себя поддержку миротворческих контин-

гентов со стороны авиации, сил флота, ведение армейской раз-

ведки, осуществление корректировки и целеуказания огня для

нанесения артиллерийских и воздушных ударов по боевой техни-

ке воюющих сторон, которые нарушают режим безопасности.

С функциональной точки зрения операции по поддержанию

мира можно подразделить на восемь категорий.

1. Наблюдение и контроль за соблюдением прекращения огня

или перемирия, что осуществляется наблюдательными постами

216 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

и передачей информации с места о нарушениях (арабо-израиль-

ское перемирие).

2. Осуществление контроля и патрулирования границ (демар-

кационной линии).

3. Разведение сил путем развертывания сил ООН и использо-

вание их в качестве буфера между враждующими сторонами (Кипр).

4. Поддержание законности и порядка в стране по просьбе ее

правительства, когда внутренние беспорядки угрожают между-

народному миру (Конго).

5. Поддержка обороны и безопасности на территориях, нахо-

дящихся под контролем ООН.

6. Поддержка безопасности в районах, где проводятся выбо-

ры или плебисцит, может включать контроль над разоружением

местных вооруженных сил (Намибия).

7. Помощь в демобилизации местных сил и их разоружение

осуществляется военным персоналом ООН.

8. Защита операций и персонала ООН, оказывающего помощь

в районах конфликтов и стихийных бедствий.

Обобщая первоначальный опыт ООН по проведению воен-

ных операций по поддержанию мира, можно выделить ряд ос-

новных аспектов, характеризующих эту деятельность:

— в качестве основного и важного предварительного условия

необходимо согласие сторон в конфликте на развертывание сил

ООН по поддержанию мира. Поддержание мира не может быть

навязано сторонам в конфликте;

— международное сообщество посредством СБ ООН оказы-

вает поддержку проведению операций, учреждает силы и опре-

деляет их мандат;

— государства — члены ООН предоставляют воинские контин-

генты на добровольной основе и приемлемых для сторон условиях;

— операции по поддержанию мира осуществляются под об-

щим наблюдением Генерального секретаря ООН, полномочия

которого вытекают из мандата, предоставленного ему Советом

Безопасности;

— в качестве ключевого условия, рассматриваемого как залог

успешности и эффективности проведения операций, является

невмешательство во внутренние дела страны, в которой развер-

нуты силы;

— минимизация применения силы — в большинстве опера-

ций приоритет отдается группам вооруженных наблюдателей;

— проведение операций финансируется международным со-

обществом.

3.7. Миротворчество как форма применения военной силы... • 217

Еще одна тенденция —- все более частое применение СБ ООН

вооруженных сил не только в межгосударственных, но и во внут-

ренних конфликтах, возникающих между различными полити-

ческими или этническими группами в пределах государства или

на территории сразу нескольких государств.

К настоящему времени в качестве наиболее эффективных мер

по принуждению к миру рассматриваются экономические и иные

виды санкций и применение военной силы.

В этих тенденциях все шире и шире просматривается между-

народно-правовая концепция так называемого законного вмеша-

тельства одного государства (или группы государств) во внут-

ренние дела по его просьбе. В случае обращения законного

правительства в ООН такие вмешательства являются правомер-

ными с точки зрения международного права. Спорным, однако,

остается вопрос о том, можно ли считать законным обращение

к международному сообществу от имени государства за помощью

к одной из борющихся за власть политических группировок.

Главная цель операции по принуждению к миру (peaceenforcement)

— восстановление мира на условиях, определенных

международным сообществом. Операции по принуждению к миру

имеют существенные отличительные черты от операций по под-

держанию мира.

В первую очередь это отличие нормативного характера, по-

зволяющее проводить операции без согласия конфликтующих

сторон, но на основе обязательного мандата международного

сообщества, прежде всего СБ ООН. Логическим продолжением

данного отличия выступает следующая особенность фундамен-

тального характера, связанная с отходом от традиционных прин-

ципов миротворчества. К примеру, принцип беспристрастности

в ходе проведения операции по принуждению к миру игнориру-

ется, поскольку большее давление миротворческих сил по по-

нятным причинам оказывается на ту сторону, которая в ходе

конфликта более агрессивна и не выполняет требований между-

народного контингента.

В ходе операции по принуждению к миру практически игно-

рируется принцип минимума силы, поскольку в ходе боевых

действий действуют иные правила использования силы.

Операции этого типа проводятся на основе вооруженного наси-

лия. Именно с опорой на нее международное сообщество по-

средством принуждения огнем, силового разъединения (разве-

дения) сторон, уничтожения (поражения) сил, не выполняющих

требований о прекращении огня, пытается восстановить мир

218 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

в зоне конфликта. Следовательно, операции по принуждению

к миру можно рассматривать как действия миротворческих сил

с максимальным, по сравнению с иными миротворческими ак-

циями, использованием вооружений и боевой техники, а следо-

вательно, степени вооруженного насилия. Максимума в данных

операциях достигает и уровень политического насилия, обуслов-

ленный тем, что при развертывании таких операций, как прави-

ло, игнорируется принцип согласия сторон.

Мировое сообщество не добивается согласия и не подписыва-

ет соглашения на проведение операции по принуждению к миру.

Осуществляется своего рода агрессия международной организа-

ции по отношению к одной или обеим конфликтующим сторо-

нам в интересах достижения мира в регионе. Данная особенность

представляет собой коренное политическое отличие операций по

принуждению к миру от иных миротворческих операций.

В операции по принуждению к миру решается комплекс раз-

личных задач, в том числе и свойственных операциям по под-

держанию мира. Главными задачами операции по принуждению

к миру являются: разгром незаконных вооруженных формиро-

ваний; демилитаризация и демобилизация воинских формиро-

ваний в регионе и обеспечение, в том числе посредством воору-

женного насилия, стабильности (возвращение политической

и экономической ситуации в регионе в нормальное, мирное рус-

ло). Миротворческие операции могут осуществлять защиту за-

конных гражданских властей в районе конфликта, восстанавли-

вать нарушенный режим функционирования государственной

и муниципальной власти.

При реализации этих задач применяются усиленные миро-

творческие контингенты, действующие при поддержке авиации

и флота.

Таким образом, операция по принуждению к миру есть сово-

купность решительных, согласованных и взаимосвязанных по

целям, задачам, месту и времени действий сухопутных, воздуш-

ных и морских военных международных сил, проводимых по

решению Совета Безопасности ООН (возможно, без согласия всех

или какой-либо стороны в конфликте) и направленных на пре-

кращение насильственных действий и восстановление междуна-

родного мира и безопасности.

Рассмотрим ряд факторов, учет которых способствует успеш-

ному применению силы при разрешении конфликтов.

Во-первых, к положительным результатам приводит приме-

нение военной силы коалиционными (или в рамках военного

3.7. Миротворчество как форма применения военной силы... • 219

союза) формированиями миротворческих контингентов, с санк-

ций международной или под эгидой региональной организации.

Во-вторых, успеху применения военно-силового фактора, даже

в самых незначительных по масштабу конфликтах, способствует

убеждение общественного мнения в необходимости, законности

и правомочности использования военной силы со стороны меж-

дународного сообщества.

В-третьих, это достижение оперативного и военно-техничес-

кого превосходства над страной, по отношению к которой при-

меняются войска. Эти апробированные миротворческой прак-

тикой условия облегчают выполнение задач, стоящих перед

миротворцами, и способствуют достижению поставленной ми-

ровым сообществом цели.

Опыт проведения операции по поддержанию мира подтвердил,

что необходимым условием их успеха является соблюдение важ-

нейших принципов миротворчества. Существуют как минимум три

аспекта, из-за которых операции не достигали поставленных це-

лей: 1) когда миротворцы утрачивали согласие сторон; 2) операция

осуществлялась пристрастно; 3) использование силы происходило

помимо самообороны, т.е. воинские контингенты в силу различ-

ных, нередко независящих от них причин выполняли задачи, кото-

рые были шире по сравнению с поставленными в мандате.

Исходя из вышеизложенного, с учетом главного критерия воо-

руженного насилия при проведении миротворческих акций, ми-

ротворчество можно распределить по трем уровням, каждый из

которых в зависимости от решаемых задач имеет свои подуровни.

У р о в е н ь i включает в себя операции по выполнению чет-

ко определенных задач наблюдательных, гуманитарных, техни-

ческих и иных миссий. Наблюдатели в данных операциях, как

правило, офицеры или гражданские Лица, чья принципиальная

задача — наблюдение и передача своевременной информации

о развитии ситуации или выполнении мирного соглашения, до-

стигнутого сторонами, находившимися ранее в конфликте, и на

этой основе обеспечение раннего предупреждения организации,

санкционировавшей их миссию. Наблюдатели могут располагать-

ся на общей границе между конфликтующими сторонами, они

чаще не вооружены, хотя в исключительных случаях могут иметь

личное оружие. Кроме того, перед наблюдателями обычно ста-

вятся такие задачи, как руководство прекращением военных

действий, состоящее в разъединении сторон, прекращении огня,

обеспечении безопасности пленных, доставке гуманитарной

помощи; инспекция демилитаризованных зон и мест хранения

220 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

оружия; расследование сообщений о нарушениях мирных согла-

шений; проведение и участие в переговорах при возникновении

конфронтации или разногласий на месте; поддержание наблю-

дения за границами и населенными пунктами, которые подвер-

гаются угрозе насилия.

У р о в е н ь II — миротворческие операции, которые миро-

вое сообщество рассматривает как операции многонациональ-

ных сил, санкционируемые ООН или региональными организа-

циями для того, чтобы поддержать или восстановить мир в регионе

конфликта без применения оружия в качестве мер принужде-

ния. По сравнению с силами конфликтующих сторон, мирот-

ворческие силы всегда малочисленны и легковооружены, они не

могут полагаться на свою военную силу, если соглашение о пре-

кращении огня нарушается или значительная часть оппозици-

онных сил отказывается сотрудничать в урегулировании конф-

ликта. Поэтому, чтобы успешно действовать, миротворческие

силы должны опираться на согласие сторон и эффективность

политических соглашений, которые поддерживают их присут-

ствие и функционирование в процессе достижения мира. Опе-

рации второго уровня характеризуются более высокой степенью

применяемого вооруженного насилия. Можно считать, что их

эффективность во многом обусловлена опорой на силу. Чаще

всего миротворческие силы ведут патрулирование в неспокой-

ных зонах, обследуют сооружения и автомашины в целях поиска

и изъятия нелегального оружия. В такой роли миротворческие

силы выступают в операциях, преследующих следующие цели:

наблюдение за процессом вывода войск; разделение воюющих

сторон; создание территории с ограниченным применением во-

енной силы и вооружений; установление международного при-

сутствия на большой территории для обеспечения спокойствия

населения. Кроме того, они способны проводить и более реши-

тельные действия, такие как превентивное развертывание войск,

меры по разрешению внутренних конфликтов, помощь граждан-

ским властям, операции по прикрытию доставки гуманитарной

помощи, обеспечение гарантий и запрет передвижения.

Превентивное развертывание. Эта операция включает в себя

действия многонациональных сил или групп в зонах противо-

стояния или потенциального конфликта, где напряжение между

сторонами значительно возрастает. Осуществление операций

превентивного развертывания не основывается на наличии пе-

ремирия или согласованного мирного договора между сторона-

ми. Хотя силы и контингенты или наблюдатели могут прибыть

3.7. Миротворчество как форма применения военной силы... • 221

с согласия или по запросу одной или всех заинтересованных сто-

рон, их специфические задачи

Date: 2015-07-22; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию