Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 12 page
тельных или оборонительных мерах, чтобы, с одной стороны, не надорваться, а с другой — не «опоздать на поезд цивилизации». В мирное время интенсивность действий в различных видах борь- бы (условно — «в обороне» и «наступлении») должна циклично распределяться по «золотой пропорции» (0,62: 0,38), которая является критерием устойчивости систем. Это как раз и означа- ет проведение государственной и военной политики по законам гармонии, что обеспечивает устойчивость государства в между- народных отношениях и любых конфликтах, вплоть до войны. „В-четвертых, борьба системы за существование предполагает необходимость увеличения ее структурной энергии, т.е. количе- ства видов ее возможных структур. Способность системы видоиз- менять свою структуру в зависимости от условий будет во многом определять ход и исход борьбы. Чем больше диапазон выбора возможных структур, тем больше шансов на победу в борьбе. В этом проявляется также использование новой переменной — числа типов степеней свободы, что является качественной характеристикой жизнеспособности системы. Это значит, что в вооруженных си- лах должны быть различные виды и типы вооружений и сил, которые могут применяться в вооруженной борьбе. В каждой конкретной войне и операции должна использоваться конкрет- ная совокупность сил и вооружений. Чем больше их выбор, осо- J 130 • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ бенно новейших, и тех, которых нет у противника, тем больше вероятность победы. Ясно, например, что американские воору- женные силы достигли своего могущества во многом по причи- не того, что имеют вооружения более широкого спектра и более высокого уровня, и потому готовы вести войну нового (шестого) поколения. В-пятых, целесообразно использовать методологический подход к определению пропорций в вооружениях и военной технике. Например, строительство и развитие триады страте- гических ядерных систем (СЯС) Российской Федерации целе- сообразно осуществлять по «золотой пропорции» после опре- деления приоритетов в этой триаде. Для существующей структуры СЯС соотношение носителей ядерных зарядов мо- жет быть таким: РВСН/морские СЯС (МСЯС) = 1,62 (0,62: 0,38); МСЯС/авиационные СЯС (АСЯС) = 1,62 (0,62: 0,38). Это означает следующее распределение ядерных зарядов в об- щем числе СЯС: РВСН - 50%, МСЯС - 31%, АСЯС - 19%. Этот подход — «по золотой пропорции» — является универ- сальным при определении соотношений в системах вооруже- ний любого вида и рода войск вооруженных сил. Главное здесь — определить приоритеты. В-шестых, необходим приоритет развития системы управле- ния вооруженных сил (СУ ВС). Существо этого положения сво- дится к следующему. 1. Обеспечение единства государственного и военного управ- ления не только в военное, но и в мирное время. СУ ВС должна быть подсистемой (притом основной) государственной системы управления, так как только такой подход обеспечит своевремен- ное «переключение» точек устойчивости Ф и Ф ' (рис. 2.2). 2. Развитие системы государственного управления должно опережать темпы развития других сфер жизнедеятельности стра- ны, а развитие СУ ВС — развитие других подсистем государ- ственной системы управления. В-седьмых, из теории симметрии хаоса и порядка вытекает научное подтверждение единства функций государства, эконо- мики и войны (еще одно важнейшее триединство), что эврис- тично предсказал великий русский военный ученый генерал А.Е. Снесарев. Поэтому утверждение: чем меньше расходов на развитие оборонно-промышленного комплекса, тем сильнее экономика — неправомерно. Современная армия является не только «локомотивом» экономики, но и необходимым институ- том сильного государства (рис. 2.3). 2.5. Война (противоборство) с позиций холистической парадигмы триединства... • 131 Рис. 2.3. Взаимосвязь войны и экономики государства Дв — условный показатель отстаивания и развития теории современной войны; Дм — условный показатель уменьшения военной мощи государства Сильные вооруженные силы, сильная экономика и сильное государство позволяют побеждать без войны! Слабые вооружен- ные силы, слабая экономика и слабое государство могут спрово- цировать войну против России. Слабая Россия обречена на раз- личные конфликты и войны. Опираясь на рассмотренную теорию, ответим на главный вопрос: можно ли предотвращать войны, и если можно, то как? На этот вопрос пытались найти ответ многие исследователи. В принципиальном плане ближе всех к истине подошли полито- логи из университета штата Вашингтон Дж. Модельски и М. Мор- ган после многолетних исследований источников и причин войн. Они писали: «Мы не считаем новую мировую войну неизбеж- ной, но, по нашему мнению, прошлые циклы показывают, что при общем ходе политических изменений существует вероятность возникновения такой войны, если не будут найдены или выра- ботаны функциональные заменители войны». Эта мысль натал- кивает на следующий вывод. В обозримом будущем войны, а тем более другие формы внутренней и международной борьбы, не исчезнут. По мнению великих мыслителей (Сенеки, Аристотеля, Спи- нозы и др.) и военных теоретиков (Г. Леера, Н. Головина, А. Сне- сарева, А. Керсновского), человек имеет единое, но противоре- чивое предназначение: с одной стороны, для гармоничного развития, а с другой — для войны (борьбы). Вот почему бороться надо не с природой войны как таковой (это бессмысленно), а с не- приемлемыми формами и способами ее ведения. Необходимо переносить борьбу в различные сферы конкуренции — в области экономики, интеллекта, культуры, права и др. Это и есть «заме- нители» войны. Либо человечество научится управлять проявлениями войны, придавая ей более или менее цивилизованные правовые нормы, Экономика 132 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ либо оно станет заложником стихийного буйства войны с ката- строфическими последствиями. Необходимым условием перехода к борьбе без применения средств вооруженного насилия являет- ся наличие мощных вооруженных сил, которые способны удер- живать потенциальных агрессоров и заставлять их искать реше- ния проблем и противоречий не на поле боя, а в области права и конкуренции. Предотвращение войны — в этом заключается благородное предназначение и гуманная роль вооруженных сил в мирное время, а в военное время главная их задача — разгром противника. Вместе с тем теория симметрии хаоса и порядка указывает принципиальный и потенциально возможный путь отдаления, а в итоге — и исключения крупномасштабной мировой войны. Этот путь основан на важнейшем принципе системного подхо- да — объединении потенциально возможных конфликтующих си- стем в систему более высокого уровня. Создание единой Евро- пы — пример такого объединения в целях исключения новой внутриевропейской войны. Магистральный путь развития че- ловечества — объединение перед лицом глобальных мировых проблем (экологических, ресурсных, нравственных, демографи- ческих, медицинских и др.). После такого объединения мир оп- ределенное время проживет без войн. Затем эти объединения распадутся, при распаде возможны войны, после чего все по- вторится по циклу до полного объединения человечества. Од- нако этот путь предполагает выполнение одного необходимого условия, также вытекающего из теории систем. Оно заключается в том, что система может быть устойчивой и гармонично разви- ваться лишь в том случае, если элементы системы себя самоогра- ничивают. Готовы ли многие страны, особенно так называемого «золотого миллиарда», к шагу в сторону самоограничения? Дума- ется, пока нет. А вот Россия, с ее известным народным ментали- тетом видеть счастье не в материальном потреблении, а в духов- ном развитии, к этому естественно предрасположена и готова. Объективное предназначение России, тем более с учетом ее жизненно необходимых разнообразных ресурсов, — возглавить объединение стран Европы и Азии, а затем и всего мира для предупреждения и исключения мировых войн и построения гар- моничных отношений между странами и народами. На этом пути Россия, в силу своего уникального геополитического — евразий- ского — положения, должна выполнить еще одну благородную миссию — стать гармонизатором отношений между Европой и Азией. I 2,5. Война (противоборство) с позиций холистической парадигмы триединства.., • 133 Пока такие времена не наступили, России предстоит участво- вать в явных и неявных войнах, выживая и обеспечивая даль- нейшее развитие. Как же побеждать в непрекращающейся борь- бе в глобализирующем мире? Только через управление ресурсами потенциальных соперников. А это значит — управлять на основе самых передовых научных методов и достижений, к которым принадлежит и холистическая парадигма триединства природы, человека и общества. ГЛАВА ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 3.1. Понятие военной безопасности и особенности ее обеспечения 3.1.1. Структура и особенности стратегии национальной безопасности России до 2020 г. 1. Стратегия национальной безопасности Российской Федера- ции до 2020 г. (структура и особенности) Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия-2020). Стратегия-2020 — официально признанная система стратегичес- ких приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих уровень национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Она опирается на Конституцию Российской Феде- рации, Закон Российской Федерации «О безопасности» и явля- ется базой для разработки совокупности концепций и доктрин, определяющих деятельность государства при решении внутрен- них и внешнеполитических задач. Стратегия является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. Структурно Стратегия-2020 состоит из шести разделов: L Общие положе- ния. 2. Современный мир и Россия: состояние и тенденции раз- вития. 3. Национальные интересы Российской Федерации и стра- 3.1. Понятие военной безопасности и особенности ее обеспечения • 135 тегические национальные приоритеты. 4. Обеспечение нацио- нальной безопасности. 5. Организационные, нормативные пра- вовые и информационные основы реализации настоящей Стра- тегии. 6. Основные характеристики состояния национальной безопасности. В Стратегии-2020 определено место России в мировом сооб- ществе через концепцию многополярного мира, анализируются предпосылки для дальнейшей демилитаризации международных отношений. Такой подход открывает для России новые возмож- ности обеспечения своей безопасности невоенными средствами за счет договорно-правовых, политических, экономических и дру- гих мер, а также создает предпосылки для поддержания и упро- чения позиций России как державы, способной обеспечить про- цветание своего народа и играть важную роль в мировых процессах. В Стратегии-2020 сформулированы основные национальные интересы Российской Федерации. Они носят долгосрочный ха- рактер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Отметим важнейший национальный интерес, который заключается в пре- вращение России в мировую державу, деятельность которой на- правлена на поддержание стратегической стабильности и взаи- мовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира. В Стратегии-2020 определены стратегические приоритеты устойчивого развития страны. Здесь необходимо выделить при- оритет, связанный с обеспечением стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства, которые должны укрепляться на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства. В Стратегии-2020 проведен анализ основных угроз националь- ной безопасности России и, в частности, отмечается, что на обес- печение национальных интересов Российской Федерации нега- тивное влияние будут оказывать рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными акторами мировой политики, угроза распространения ОМУ и его попадания в руки террористов, а также совершенство- вание форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, сфере высоких технологий. Отмечено, что: 1) усилится глобальное информационное про- тивоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому раз- витию и демократическим институтам; 2) получат развитие на- 136 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... ционалистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насиль- ственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма; 3) обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, нарко- торговлей и торговлей людьми, возрастет количество преступле- ний, совершаемых транснациональными группировками органи- зованной преступности; 4) вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами; 5) более ощутимым станет дефицит пресной воды. Стратегия-2020 рассматривает вопросы обеспечения нацио- нальной обороны, стратегические цели которой состоят в пре- дотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в инте- ресах обеспечения военной безопасности страны. Эти цели до- стигаются в первую очередь за счет стратегического сдержива- ния. Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных полити- ческих, дипломатических, военных, экономических, информаци- онных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессо- ра (коалиции государств). Главной задачей укрепления национальной обороны в сред- несрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенство- вания организационно-штатной структуры и системы террито- риального базирования войск и сил, наращивания числа частей постоянной готовности, а также совершенствования оператив- ной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодей- ствия войск и сил. В Стратегии-2020 подчеркивается необходимость повышения уровня государственной и общественной безопасности. Страте- гическими целями в сфере государственной и общественной бе- зопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохране- ние гражданского мира, политической и социальной стабильно- сти в обществе. Главными направлениями государственной политики в сфе- ре обеспечения государственной и общественной безопасности 3.1. Понятие военной безопасности и особенности ее обеспечения • 137 на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли госу- дарства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, кор- рупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффектив- ности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в право- охранительной сфере. Одним из условий обеспечения национальной безопасности является надежная защита и охрана государственной границы Российской Федерации. Основными угрозами интересам и бе- зопасности Российской Федерации в пограничной сфере явля- ются наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы, незавершенность междуна- родно-правового оформления государственной границы Россий- ской Федерации с отдельными сопредельными государствами. Угрозу безопасности в пограничной сфере представляют деятель- ность международных террористических и экстремистских орга- низаций по переброске на российскую территорию своих эмисса- ров для осуществления террористической деятельности, а также активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через границу Российской Федерации наркотичес- ких средств, психотропных веществ, разнообразных материаль- ных и культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции. Негативное влияние на обеспечение надежной защиты и охраны государственной границы Российской Федерации ока- зывает недостаточный уровень развития пограничной инфраструк- туры и технической оснащенности пограничных органов. В Стратегии-2020 большое внимание уделено повышению качества жизни российских граждан, экономическому развитию государства, науке, технологии и образованию, здравоохранению, а также экологии живых систем и рациональному природополь- зованию. Идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития, выступает в качестве ее неотъемлемой части и одновременным условием ее реализации. Достижению приоритетов устойчивого развития Российской Фе- дерации должна способствовать активная внешняя политика, уси- лия которой должны быть сосредоточены на поиске согласия и сов- падающих интересов с другими государствами на основе системы двусторонних и многосторонних взаимовыгодных партнерских отношений. Формирование благоприятных условий для устойчи- 138 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... вого развития России на долгосрочную перспективу достигается за счет обеспечения стратегической стабильности, в том числе путем последовательного продвижения к миру, свободному от ядерного оружия, и создания условий равной безопасности для всех. Россия в отношениях с международным сообществом должна опираться на принципы сохранения стабильности и предсказуемости в обла- сти стратегических наступательных вооружений, придавать особое значение достижению новых полноформатных двусторонних дого- воренностей по дальнейшему сокращению и ограничению страте- гических наступательных вооружений. Россия будет содействовать вовлечению других государств, прежде всего владеющих ядерным оружием, а также заинтересованных в совместных действиях по обеспечению общей безопасности в процесс обеспечения страте- гической стабильности. Россия считает, что поддержанию страте- гической стабильности и равноправному стратегическому партнер- ству может способствовать присутствие в конфликтных регионах контингентов Вооруженных сил Российской Федерации на основе норм международного права в целях решения политических, эко- номических и иных задач невоенными методами. Таким образом, основными задачами обеспечения националь- ной безопасности Российской Федерации являются: — реализация оперативных и долгосрочных мер по предуп- реждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; — обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации; — подъем экономики страны, проведение независимого и со- ци&льно-ориентированного экономического курса; — повышение качества жизни российских граждан; — преодоление научно-технической и технологической зави- симости Российской Федерации; --- обеспечение на территории России личной безопасности гражданина, его конституционных прав и свобод; — формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политичес- кой стабильности общества; —• подъем и поддержание на высоком уровне военного потен- циала государства; — укрепление режима нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки; — обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудни- чества России с государствами мира; — коренное улучшение экологической ситуации в стране. 3.1. Понятие военной безопасности и особенности ее обеспечения • 139 В Стратегии-2020 определены формы, способы и средства обеспечения безопасности, общества и государства, основные направления политики, определены цели и пути обеспечения безопасности Российской Федерации, достижения ее интересов военными средствами. Реализовывать положения Стратегии-2020 в жизнь должна система обеспечения национальной безопасности России, кото- рая включает в себя шесть основных элементов: 1) Президента Российской Федерации, Администрацию Пре- зидента, Совет безопасности, Госсовет; 2) Правительство и подчиненные ему министерства и ведомства; 3) Федеральное собрание (Совет Федерации и Государствен- ная дума); 4) органы судебной власти; 5) силы и средства обеспечения национальной безопасности; 6) общественные, негосударственные организации и граждане. Органы государственной власти и силы, обеспечивающие национальную безопасность, выполняя свои задачи, должны исходить из следующих положений: 1) достижение национальной безопасности возможно не только военными и военно-техническими, но и политическими, дип- ломатическими, экономическими и информационными средства- ми, причем последние должны с течением времени приобретать все большее значение; 2) национальная безопасность неделима и не может быть обес- печена в одностороннем порядке, она должна быть равной, вза- имной и всеобщей для всех стран мира; 3) Россия не может ни передоверить обеспечение своей наци- ональной безопасности третьим странам или региональным со- юзам (центрам силы), ни полагаться на сдерживающую роль мирового общественного мнения и международного права. 3.1.2. Особенности обеспечения военной безопасности Проблема защиты национальных интересов средствами во- оруженного насилия — одна из самых приоритетных в деятель- ности институтов власти практически любого государства. Ос- новные функции политики обеспечения безопасности приведены в приложении 3. До тех пор пока насилие является всеобщей нормой органи- зации человеческого общежития, государство должно заботить- ся о силовых гарантиях своей политики, всемерно поддерживать необходимый уровень военной безопасности. 140 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ... Военная безопасность — это состояние защищенности личнос- ти, общества и государства от вооруженного насилия, военных конфликтов и войн. Военная безопасность является составной частью (структур- ным элементом) национальной безопасности, которая опреде- ляет состояние обороноспособности страны и ее возможности по обеспечению защиты национальных интересов средствами вооруженного насилия. Необходимо отметить, что определен- ный уровень военной безопасности достигается комплексом как чисто военных, так и политико-дипломатических, международ- но-правовых, торгово-экономических, информационных, идео- логических и других усилий. Военная безопасность имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона военной безопасности характеризуется возможностью исключения и локализации внутренних деструк- тивных проявлений в государстве: гонки обычных и стратеги- ческих вооружений, появления социальных и (или) межнацио- нальных конфликтных ситуаций, создания неконституционных военных и военизированных формирований, втягивания армии в политические процессы, выполнения несвойственных армии функций и т.д. Внешняя сторона военной безопасности отражает способность страны противодействовать или сдерживать воздействие воен- ной силы из-за рубежа, что предполагает наличие современных вооруженных сил; формирование системы коллективной или всеобщей безопасности, вхождение в состав тех или иных воен- но-политических союзов. Законодательно военная безопасность обеспечивается Кон- ституцией Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., военной док- триной Российской Федерации и пакетом федеральных зако- Date: 2015-07-22; view: 337; Нарушение авторских прав |