Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 13 page





нов по обороне и безопасности. Законодательно-правовая база

рассматривает применение военной силы исходя из следующих

принципов:

1) возможность применения всех имеющихся сил и средств,

включая ядерное оружие, если в результате вооруженной агрес-

сии возникает угроза независимости и суверенности существо-

вания Российской Федерации;

2) применение Вооруженных сил России должно осуществ-

ляться решительно, последовательно и планомерно до создания

выгодных для нашей страны условий заключения мира;

3.1. Понятие военной безопасности и особенности ее обеспечения • 141

3) использование военной силы должно осуществляться на

законной основе и только тогда, когда все невоенные меры раз-

решения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэф-

фективными;

4) участие Вооруженных сил России в вооруженных конфлик-

тах должно обеспечивать решение приоритетных военно-полити-

ческих и военно-стратегических задач, отвечающих национальным

интересам России и ее союзническим обязательствам;

5) обеспечение тесного сотрудничества с международными

и региональными системами безопасности;

6) информационная открытость деятельности по обеспечению

военной безопасности в пределах недопущения ущерба нацио-

нальной безопасности страны.

Система обеспечения военной безопасности представляет

собой сложную систему, которая включает следующие основные

элементы: 1) политико-дипломатический; 2) военно-экономи-

ческий; 3) военный.

Политико-дипломатический элемент военной безопасности обес-

печивает переговорные процессы и заключение договоров и со-

глашений.

Достижение высокого уровня военной безопасности обеспе-

чивается: высоким уровнем системы коллективной (международ-

ной) безопасности; интегрированностью государства в систему

военно-политических сил; приемлемым в мире соотношением

военно-политических сил; гарантированным уровнем реализа-

ции двух и многосторонних международных договоров и согла-

шений; дальнейшим совершенствованием режима международ-

ного контроля над вооружениями и нераспространением ОМУ.

Политико-дипломатический элемент позволяет упреждать,

сглаживать территориальные, пограничные, этнические и другие

противоречия, снижать вероятность возникновения вооруженных

конфликтов и других дестабилизирующих явлений (угроз).

Военно-экономический элемент военной безопасности включает

в себя:

— материально-финансовые ресурсы страны, позволяющие

поддерживать на достаточном уровне обороноспособность госу-

дарства, количественные и качественные параметры вооружен-

ных сил;

— оборонно-промышленный комплекс, который должен обес-

печивать всем необходимым вооруженные силы и создавать оп-

ределенный мобилизационный резерв вооружений и военной

техники;

142 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

— научно-технический потенциал, уровень которого должен

позволять создавать новые виды оружия и боевой техники, отве-

чающие современным требованиям.

Военный элемент военной безопасности представляет собой во-

енную организацию общества, которая является сложным систем-

ным образованием и включает в себя Вооруженные силы РФ, во-

оруженные формирования ФСБ и МВД, Министерство по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий (МЧС России), железнодорож-

ные войска, а также органы спецслужб (ФСБ, СВР и др.).

Военный элемент военной безопасности может характеризо-

ваться следующими показателями:

— численностью вооруженных сил и вооруженных формиро-

ваний государства;

— уровнем боевой подготовкой войск (сил);

— техническим обеспечением вооруженных сил, вооружен-

ных формирований и органов спецслужб;

— наличием запасов вооружений и военной техники;

— состоянием военной инфраструктуры — системы стацио-

нарных объектов, предназначенных для обеспечения обучения,

развертывания и боевых действий войск на ТВД;

— подготовленностью и морально-психологическим состоя-

нием личного состава.

Военная безопасность имеет три основных уровня: глобаль-

ный, региональный и национальный. Глобальный уровень оп-

ределяется всеобъемлющей системой международной безопас-

ности, включающей в себя меры контроля за нераспространением

ОМУ и сокращением стратегических наступательных вооруже-

ний, недопущением широкомасштабного применения высоко-

точного оружия, созданием и применением боевых космических

систем. Региональный уровень определяется созданием систем

коллективной безопасности в масштабах региона (НАТО, Орга-


низация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхай-

ская организация сотрудничества (ШОС) и др.).

На национальном уровне военная безопасность России обес-

печивается в основном созданием необходимого военного по-

тенциала для сдерживания агрессии любого масштаба и упреж-

дения возникновения вооруженных конфликтов.

Уровень военной безопасности зависит от наличия угроз на-

циональной безопасности в военной сфере, уровня военной

мощи страны, от интеграции страны в систему коллективной

безопасности.

3.1. Понятие военной безопасности и особенности ее обеспечения • 143

Основным условием, гарантирующим военную безопасность

России, является поддержание на должном уровне военной мощи

и военной силы страны. Напомним о следующем.

1. Военная мощь государства представляет собой: 1) совокуп-

ность его материальных и духовных сил, задействованных для

достижения основных военных целей; 2) часть военного потен-

циала, реализованного в военном строительстве в мирное время.

По мере возрастания реальной военной опасности осуществля-

ется планомерный перевод военного потенциала в военную мощь

государства. Максимально возможная величина военной мощи

государства равна его военному потенциалу. Военная мощь оп-

ределяется военно-экономическим, военно-научным, боевым

и морально-политическим потенциалом государства.

2. Непосредственно военная мощь воплощается в вооружен-

ных силах и их способности выполнять поставленные перед ними

задачи.

Военная сила представляет собой совокупность вооруженных

сил и других вооруженных формирований. Она является факто-

ром сдерживания силового давления на государство, обеспече-

ния политического руководства страны свободы выбора при

принятии решения. Военная сила обеспечивает вооруженное

насилие, которое проявляется в двух основных видах — непос-

редственном и опосредованном. В первом случае осуществляет-

ся применение оружия, во втором оно выступает в качестве уг-

розы, т.е. воздействует на силу духа, волю и сознание противника.

Вторым условием, обеспечивающим военную безопасность,

является сохранение военно-политической стабильности, кото-

рая представляет собой такой уровень военно-политических от-

ношений по предупреждению войн и военных конфликтов, кото-

рый через деятельность субъектов военной политики обеспечивает

с достаточной степенью устойчивости военную безопасность го-

сударств, региона и мира в целом.

Военно-политические отношения представляют собой совокуп-

ность взаимодействий между социальными общностями и их

военными организациями при реализации политических и эко-

номических интересов средствами вооруженного насилия.

Третьим условием, обеспечивающим военную безопасность,

является морально-психологическое состояние населения стра-

ны, его готовность защищать свое Отечество с оружием в руках,

жертвовать собой во имя свободы и независимости Родины.

Условия обеспечения военной безопасности во многом опре-

деляются военной политикой государства.

144 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

Военная политика представляет собой целостную систему поли-

тических взглядов и деятельности политических учреждений го-

сударства и общества по совершенствованию военно-политичес-


ких отношений, подготовке и применению средств вооруженного

насилия для достижения определенных политических целей.

Создание военной силы, опора на нее или ее применение для

достижения политических целей внутри самого государства и на

международной арене является сущностью и главным предназ-

начением военной политики. Недопустимо в вопросах обеспе-

чения национальной (военной) безопасности допускать какую-

либо асимметрию (приложение 4).

Есть два подхода к определению структуры военной полити-

ки. Первый определяет структуру военной политики через сово-

купность ее субъектов и объектов, целей, задач, средств и усло-

вий, в которых она функционирует и развивается; второй

представляет военную политику как совокупность отправных идей

и принципов долговременного действия, текущих решений и пла-

нов, общих идей и принципов, практических действий, направ-

ленных на реализацию общих идей и конкретных решений.

Основные задачи военной политики:

1) разработка военной доктрины, которая образует стержень

всей военно-политической деятельности;

2) обоснование и принятие военно-политических решений,

разработка конкретных планов;

3) регулирование военно-политических отношений с други-

ми государствами, коалициями, блоками и армиями;

4) информационное обеспечение принятых решений, планов

и военных акций;

5) руководство военно-политическими акциями различного

характера и масштаба внутри страны и на международной арене;

6) руководство военным строительством и строительством

вооруженных сил.

Основами военной политики являются материальные, соци-

альные, национальные и духовные начала, на которых она разра-

батывается и осуществляется, которыми предопределяются ее

содержание, направленность, целевые установки и возможности.

Военно-политическая деятельность субъектов военной политики

должна строиться на научно обоснованных принципах. Под прин-

ципами военной политики понимаются основные исходные по-

ложения, установки, которые вытекают из исследования объек-

тивных закономерностей ее выработки и проведения в жизнь.

К важнейшим принципам военной политики относятся:

3.1. Понятие военной безопасности и особенности ее обеспечения • 145

— принципы приоритета оборонных задач, предполагающие

решение задач сдерживания агрессора;

— экономичности, обеспечивающей разумные затраты сил

и средств на оборону;

— взаимодействия политического и военного руководства,

объединяющего усилия политических лидеров государства с до-

стижениями современной военной науки;

— достаточности сил и средств для обеспечения военной бе-

зопасности государства;

— централизации руководства военной политикой государ-

ства, гибкости управления силами и средствами;

— демонстрации военно-политическим руководством страны

решимости (готовности) решения задач, предусмотренных во-


енной доктриной, ориентированной на адекватную реакцию на

конкретную военную угрозу.

Одной из задач военной политики является разработка военной

доктрины государства, которая образует стержень всей его военно-

политической деятельности. Военная доктрина разрабатывается

высшими органами государственной власти, политического и во-

енного руководства с привлечением научной общественности.

Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Пре-

зидентом Российской Федерации 5 февраля 2010 г. (приложе-

ние 5), представляет собой совокупность официальных взглядов

(установок), определяющих военно-политические, военно-стра-

тегические и военно-экономические основы обеспечения воен-

ной безопасности Российской Федерации.

Можно дать расширенное определение: «Военная доктрина

есть система официально принятых в государстве взглядов на

войны, вооруженные конфликты и их предотвращение, а также

на строительство, функционирование, развитие, подготовку

и применение военной организации государства в целях обеспе-

чения его обороны и военной безопасности, защиты независи-

мости, суверенитета, территориальной и государственной цело-

стности, других жизненно важных интересов».

Военно-политические основы военной доктрины определяют, при

каких условиях и как защищать; военно-стратегические основы —

когда и как применять для защиты военную организацию госу-

дарства и как ее готовить, чем защищать интересы страны; воен-

но-экономические основы — как обеспечить функционирование

военной организации в материальном отношении.

Военная доктрина ориентирует военно-политическое руко-

водство государства на всестороннее осмысление и определе-

146 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

ние национальных интересов, их соизмерение с интересами

других стран; определение внешних и внутренних источников

военных угроз; разработку принципов, целей и задач обеспече-

ния военной безопасности; создание и использование военной

организации государства; определение пределов участия воен-

ных сил в урегулировании конфликтов, устранении очагов на-

пряженности и прекращении военных действий на возможно

более ранней стадии.

Военная доктрина должна опираться на подлинно научные

подходы к проблемам войны и мира, армии, безопасности, за-

щиты суверенитета, независимости и территориальной целост-

ности государства. Военная политика согласуется с военной док-

триной.

Военная доктрина должна гармонично быть связанной со

Стратегией-2020, чтобы избежать потенциальной возможности

излишней самостоятельности военной политики. В то же время

она не может не представлять собой вполне нормативный доку-

мент (документы).

В большинстве стран мира нет военной доктрины, оформ-

ленной в виде отдельного документа. Положения военной поли-

тики обычно формулируются в ряде открытых и закрытых доку-

ментов, которые утверждаются высшим политическим и военным

руководством.

На военную доктрину возлагается регулятивная функция,

поэтому ее требования обязательны для исполнения. Она также

выполняет важную декларативную функцию на международной

арене, разъясняя международному сообществу намерения госу-

дарства в военной области.

Военно-стратегическая часть доктрины представляет собой

основы военного строительства, стратегического планирования

применения вооруженных сил в интересах обеспечения нацио-

нальной безопасности, использования военной организации стра-

ны. Она должна содержать положения о следующих принципах

строительства вооруженных сил:

— подконтрольность высших военных органов управления

высшим органам государственной власти;

— централизация военного руководства и единоначалие на

правовой основе;

— соответствие организационной структуры, боевого состава

и численности войск (сил) возлагаемым на "них задачам, законо-

дательству, международным обязательствам, экономическим

возможностям государства;

3.1. Понятие военной безопасности и особенности ее обеспечения • 147

— создание условий для наращивания боевой мощи вооружен-

ных сил адекватно возрастанию военной угрозы, заблаговремен-

ного накопления и подготовки мобилизационного резерва;

— учет геополитического и геостратегического положения

страны;

— использование отечественного и мирового опыта военного

строительства.

Военно-экономическая сторона военной доктрины призвана

увязать потребности армии, военного производства с реальны-

ми возможностями экономики государства, определить основ-

ные принципы и направления военно-экономического обеспе-

чения, задачи мобилизационной подготовки экономики, цели

военно-технической политики.

Основные приоритеты военно-технического обеспечения во-

енной безопасности государства следующие:

— развитие фундаментальных и прикладных исследований

и опытно-конструкторских разработок, позволяющих эффектив-

но реагировать на возникающие угрозы и военно-технические

прорывы;

— разработка и производство высокоэффективных систем

управления войсками и оружием, связи, разведки, стратегичес-

кого предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных

мобильных средств поражения, а также систем их информаци-

онного обеспечения;

— поддержание комплексов стратегических вооружений на

уровне, обеспечивающим безопасность государства и его союз-

ников, стратегическую стабильность, сдерживание ядерной

и обычной войн;

— повышение индивидуальной технической оснащенности

военнослужащих средствами ведения вооруженной борьбы, свя-

зи и защиты.

Военная доктрина Российской Федерации выступает инстру-

ментом укрепления как национальной, так и международной

безопасности, имеет оборонительный характер. Она вполне адек-

ватна складывающейся в мире обстановке, позволяет обеспечи-

вать защиту национальных интересов, соответствует экономи-

ческим возможностям государства. Военная доктрина разработана

на основе системного подхода и принципов приоритета нацио-

нальных интересов, учета международно-правовых норм и зако-

нодательства страны в военной области, партнерства со всеми

заинтересованными государствами в сфере обеспечения между-

народной безопасности.

148 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

Реализация военной доктрины Российской Федерации долж-

на достигаться за счет государственного и военного управления,

осуществления комплекса политических, дипломатических, эко-

номических, социальных, информационных, правовых и воен-

ных мер, направленных на обеспечение военной безопасности

России и ее союзников.

3.2. Настоящие угрозы военной

безопасности России

3.2.1. Место России в системе глобальных

военно-политических отношений

Понимание базовых национальных интересов России и ос-

новных инструментов их обеспечения неразрывно связанно со

сложившимся местом России в системе глобальных военно-по-

литических отношений. Сегодняшняя глобальная военно-поли-

тическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных

тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую,

более справедливую и демократичную систему международных

экономических и политических отношений, с другой — расши-

рением практики применения вооруженной силы на основании

национальных решений и вне мандата ООН.

В данных условиях сохраняется значение военной силы как

инструмента внешней политики и обеспечения национальных

интересов того или иного государства.

Россия последовательно выступает за создание такой систе-

мы международных отношений, в которой значение военной силы

будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдержи-

вания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно

существующих тенденций в системе международных отношений

она вынуждена корректировать свое видение роли и места воен-

ной политики и военных инструментов. Наличие у России со-

временных и эффективных вооруженных сил становится одним

из условий ее успешной (с учетом соблюдения всех основных

интересов) и безболезненной интеграции в формирующуюся

систему мирового порядка XXI в.

Существенное значение для понимания специфики россий-

ских внешнеполитических интересов, а значит, роли и места рос-

сийских Вооруженных сил, приобретают новые глобальные тен-

денции, заключающиеся в следующем.

3.2. Настоящие угрозы военной безопасности России • 149

1. На первый план в глобальной системе военно-политичес-

ких отношений выходит противодействие новым вызовам, кото-

рые окончательно сформировались под влиянием процессов гло-

бализации. В числе этих вызовов: распространение ОМУ и средств

его доставки, международный терроризм, этническая нестабиль-

ность, деятельность радикальных религиозных сообществ и груп-

пировок, наркоторговля, организованная преступность, неконт-

ролируемая миграция. Характер этих вызовов таков, что с ними

невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств,

поэтому повышается важность международного сотрудничества

силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.

2. Становится реальностью осуществление международных

операций по применению силы вне традиционных военно-по-

литических организаций. Военная сила все чаще применяется

в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Рос-

сия выступает за строгое соблюдение норм международного права

при формировании подобных коалиций, и в особенности при

применении ими военной силы, и будет вступать в них, только

если этого потребуют ее национальные интересы.

3. Экономические интересы получают приоритет по сравне-

нию с политическими и военно-политическими. Возникают все

более сложные переплетения экономических интересов отдель-

ных государств и интересов крупных транснациональных ком-

паний. В результате существенно изменилось понимание усло-

вий, достаточных для применения военной силы. Если раньше

основанием для принятия решений об использовании военных

средств чаще всего служило наличие прямой военной угрозы

безопасности или интересам того или иного государства, то сей-

час военная сила все чаще применяется для обеспечения эконо-

мических интересов. Это объективно расширяет спектр причин

возможного применения военной силы.

4. Произошло сращивание внутреннего и международного тер-

роризма, что привело к формированию международной антитер-

рористической коалиции. Это касается как политических подхо-

дов к пресечению террористической деятельности, так и силовых

мер по нейтрализации террористических организаций. Терроризм

превратился из чисто политической угрозы в военно-политичес-

кую. Сфера ответственности вооруженных сил любой страны, в том

числе Вооруженных сил Российской Федерации, по противодей-

ствию терроризму существенно расширилась.

5. Повысилось значение негосударственных участников сис-

темы международных отношений. Неправительственные органи-

150 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

зации, международные движения и сообщества, межгосударствен-

ные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое,

порой противоречивое воздействие на политику отдельных го-

сударств. Россия стремится к активному участию в основных

межгосударственных и международных организациях для обес-

печения своих внешнеполитических интересов и интересов в сфе-

ре безопасности.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к строитель-

ству и развитию военного потенциала России, является понима-

ние характера отношений нашей страны с наиболее значимыми

элементами современной системы международных отношений.

Необходимо отметить следующее.

Организация Объединенных Наций и ее Совет Безопасности

(СБ ООН) рассматривается Россией в качестве центрального

элемента, обеспечивающего глобальную стабильность и между-

народную безопасность. Снижение роли СБ ООН и переход к при-

менению вооруженных сил на основании национальных реше-

ний является опасной тенденцией, в перспективе способной

создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим

интересам многих государств, в том числе и России. Уменьше-

ние значения и эффективности международных политических

инструментов разрешения кризисных ситуаций приводит к по-

нижению порога применения военной силы.

Отношения с государствами-союзниками для России являются

важнейшим направлением внешней политики. Так, Договор

о коллективной безопасности стран СНГ определяет военно-по-

литические обязательства России перед своими союзниками.

Россия высказывается за превращение Организации договора

о коллективной безопасности (ОДКБ) в эффективную межгосу-

дарственную организацию, оказывающую стабилизирующее вли-

яние на региональную военно-политическую обстановку.

Отношения России с НАТО определяются Римской декла-

рацией 2001 г. Россия рассчитывает на дальнейшее развитие

конструктивных политических и экономических отношений со

странами Европейского союза, исходя из необходимости фор-

мирования взаимовыгодных, справедливых отношений, а так-

же безусловного признания территориальной целостности Рос-

сийской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми

проявлениями международного терроризма.

Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США

в политической, военно-политической и экономической сферах,

а также на продолжение сотрудничества с США в сфере обеспе-

3.2. Настоящие угрозы военной безопасности России • 151

чения стратегической стабильности, на конструктивное взаимо-

действие с США в деле обеспечения международной и регио-

нальной безопасности, а также стабильности и нераспростране-







Date: 2015-07-22; view: 412; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.104 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию